Дело 2-804/2019 копия
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
31 июля 2019 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Козловой В.А.,
при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,
с участием представителя истца Кузнецовой И.А.,
представителей ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Очерском районе Пермского края Ивукова М.Г., Бояршиновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артемьевой ФИО8 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Очерском районе Пермского края о пересчете суммы пенсии, компенсации морального вреда,
установил:
Артемьева Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Очерском районе Пермского края о перерасчете пенсии по старости за последние три года исходя из общего страхового стажа с момента обращения в суд из размера 16282 руб. 06 коп., компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
Требования мотивированы тем, что Артемьевой Л.А. назначена страховая пенсия по старости с 10 января 2006 года. После выхода на пенсию она продолжала трудовую деятельность до 18 мая 2015 года, истец не согласна с размером пенсии, которая составляет 15209 рублей, при этом страховой стаж на момент обращения в суд составляет 39 лет 10 месяцев 23 дня. Полагает, что размер пенсии должен исчисляться из общей продолжительности страхового стажа, приведя расчет, в соответствии с которым: 1671 руб. х 1,2 х 0,74 = 1,483, 84-450 (базовый размер трудовой пенсии по старости на 01.01.2002 х 7,6402 (коэффициент индексации на день обращения в суд) + валоризация 211,19 (валоризация 31%) + 932,94 (повышение по страховым взносам) = 10947, 87 руб. Фиксированная выплата к пенсии по старости с 01.01.2019 составляет 5334, 19 руб. Итого: 10947,87 + 5334,19 = 16282 руб. 06 коп. Кроме того, просит взыскать компенсацию морального вреда, поскольку ввиду незаконными действиями ответчика причинены нравственные страдания, истец вынуждена была находиться в состоянии сильного душевного волнения, переживать чувство горечи и обиды, размер морального вреда 100000 рублей считает разумным и справедливым.
В судебное заседание истец Артемьева Л.А. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, допустить к участию в деле ее представителя.
Представитель истца Кузнецова И.А. в судебном заседании подержала исковые требования на основании изложенных доводов. Пояснила, что с учетом страхового стажа истца 39 лет 10 месяцев 23 дня, ежемесячный размер пенсии истца должен составлять 16282 руб. 06 коп., расчет истца считает верным, поскольку Артемьева Л.А. имеет высшее экономическое образование, трудовую деятельность осуществляла в должности бухгалтера в ООО «Восход». 10 января 2006 года Артемьевой Л.А. назначена пенсия по старости, вместе с тем, Артемьева Л.А. продолжала трудовую деятельность до 18 мая 2015 года. Перерасчет размера пенсии Артемьевой Л.А. должен быть произведен исходя из страхового стажа. Отказ Пенсионного фонда в перерасчете пенсии нарушает права истца на получение достойной пенсии, в связи с чем понесла нравственные и моральные страдания, рзмер морального вреда 100000 рублей считает разумным и справедливым.
Представители ответчика Ивуков М.Г., Бояршинова И.А., возражали против удовлетворения исковых требований о перерасчете пенсии и взыскании компенсации морального вреда. В суд предоставили возражение на исковые требования, в котором указали, что Артемьева Л.А. 22 февраля 2019 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края с запросом о расчете пенсии, 10 апреля 2019 года, 31 мая 2019 года, обратилась с возражениями на ответ Управления Пенсионного фонда в Очерском районе об отказе в перерасчете пенсии. В перерасчете пенсии по старости было отказано. В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации» одновременно с назначением пенсии застрахованным лицам осуществляется оценка их пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который исчисляется на основании расчетного размера трудовой пенсии. В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01 января 2010 года) расчетный размер трудовой пенсии определяется путем умножения стажевого коэффициента, который зависит от продолжительности общего трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, а также на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за период с 01.07.2001 по 30.09.2001, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 720, для исчисления и увеличения государственных пенсий. При определении расчетного размера трудовой пенсии под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 исчисленных в календарном порядке.
С 01.01.2010 в Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Рооссийской Федерации» внесены изменения, в частности ст. 30 указанного Федерального закона наряду с прежним порядком определения расчетного размера трудовой пенсии (в настоящее время п. 3 ст. 30) предусмотрен другой вариант оценки пенсионных прав (п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации в новой редакции»), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии (в случае выбора застрахованного лица) определяется путем умножения среднемесячного заработка застрахованного лица на стажевой коэффициент, который устанавливается в размере от 0,55 до 0,75 в зависимости от продолжительности общего трудового стажа, вместе с тем расчетный размер пенсии не может превышать сумму, предусмотренную абз. 40 п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ. К указанному размеру трудовой пенсии начисляется компенсационная выплата, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 (п. 5 ст. 30 указанного Федерального закона).
Кроме того, представители ответчика указали, что 01.01.2010 вступила в законную силу ст. 30.1 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающая валоризацию (повышение) расчетного пенсионного капитала, определенного по нормам ст. 30 настоящего Федерального закона, согласно которого сумма валоризации составила 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного по состоянию на 01.01.2002 и сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа приобретенного до 01.01.1991. При исчислении суммы валоризации включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производилось в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. Выбор наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии, с учетом суммы валоризации, осуществляется в каждом конкретном случае по имеющимся в пенсионом деле документам. Поскольку оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится на 01.01.2002, определение расчетного размера трудовой пенсии, с учетом стажа и заработка за периоды работы после 01.01.2002 Федеральным законом 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривается.
Застрахованным лицам, выполняющим работу после 01.01.2002, при исчислении страховой части трудовой пенсии учитывается сумма страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах за период с 01.01.2002 до даты назначения пенсии. В случае, если пенсионер продолжает работать, то каждый год с 01 августа проходит корректировка размера пенсии за ранее отработанный год.
В соответствии с пенсионным делом, Артемьевой Л.А. 10.01.2006 назначена пенсия по старости, страховой стаж на указанную дату составил 32 года 4 месяца 13 дней, отношение заработной платы Артемьевой Л.А. и среднего заработка по стране составляет 1,503 при максимально возможном 1,2.
Согласно Федерального закона № 173-ФЗ, при оценке пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002, расчетный размер трудовой пенсии определялся в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и был установлен в размере 1343 руб. 48 коп., из расчета 1671 руб. х 0,67 х 1,2, где:
1671 руб. – средняя месячная заработная плата в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации за период с 01.07.2001 по 30.09.2001;
0,67 – стажевой коэффициент, полагающийся при общем трудовом стаже 32 года 4 месяца 13 дней, установленном на 01.01.2002 при требуемом стаже 20 лет для женщин;
1,2 – отношение среднемесячного заработка Артемьевой Л.А. за 2000-2001 г.г.
1671 руб. – 0,67 х 1,2 = 1343,48-450 (базовый размер трудовой пенсии по старости на 01.01.2002) х 7.6402 (коэффициент индексации на день подачи иска) + 2116,19 валоризация 31%) + 932,94 (повышение по страховым взносам = 9875,57 руб. Фиксированная выплата к пенсии по старости с 01.01.2019 составляет 5334,19 руб. Таким образом размер страховой пенсии по старости Артемьевой Л.А. составляет 15209 руб. 76 коп.
В случае начисления пенсии по старости Артемьевой Л.А. из расчета страхового стажа в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии составит 10081 руб. 23 коп.
По требованиям о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей представители ответчика не согласны, поскольку нарушение пенсионных прав, на которые ссылается истец, затрагивают имущественные права и в соответствии с действующим законодательством удовлетворению не подлежат.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ определено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30, либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
Положение п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению.
На основании п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года.
Размер пенсии зависит от индивидуальных показателей о стаже и заработке до 01 января 2002 года, от сумм страховых взносов, начисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после 01 января 2002 года, суммы валоризации (определяется путем увеличения расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01 января 2002 года на 10% и плюс 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года).
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсии предусмотрено, что периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями (в том числе трудовой книжкой) или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ, после даты регистрации - данными индивидуального лицевого счета.
В судебном заседании материалами дела, пенсионного дела установлено, что Артемьевой Л.А. с 10 января 2006 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При назначении пенсии Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края учтен на 10 января 2006 года общий трудовой стаж продолжительностью в 32 года 4 месяца 13 дней. В указанную продолжительность трудового стажа включены все периоды работы Артемьевой Л.А., отраженные как в трудовой книжке, так и в индивидуальном лицевом счете.
Истцу рассчитан размер пенсии исходя из представленных документов.
С 01.01.2010 года вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2009 года N 213-ФЗ, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе в Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", при этом, при оценке пенсионных прав застрахованного лица в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественной деятельности до 01.01.2002 года, тогда как п. 4 ст. 30 того же закона предусматривает включение таких периодов в общий трудовой стаж.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края истцу назначена пенсия, размер которой определен в соответствии с действующим законодательством с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и установлен исходя из расчета средней месячной заработной платы в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации за период с 01.07.2001 по 30.09.2001, что составляет 1671 х на стажевой коэффициент – 0,67, полагающийся при общем трудовом стаже истца 32 года 4 месяца 13 дней на день начисления пенсии 10 января 2006 года, установленном на 01 января 2002 года при требуемом стаже 20 дет для женщин, а также в соотношении среднемесячного заработка Артемьевой А.Л. за период 2000-2001 г.г., что составило 1343,48-450 (базовый размер трудовой пенсии по старости на 01 января 2002 года) х 7.6402 (коэффициент индексации на день обращения в суд) + 2116,19 (валоризация 31%) + 932, 94 руб. (повышение по страховым взносам) + фиксированная выплата к пенсии по старости с 01.01.2019 в размере 5334,19 руб. Таким образом, размер страховой пенсии по старости Артемьевой Л.А. составляет 15209 руб. 76 коп.
Истец в своем расчете применила вариант определения расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в данном случае расчет будет производиться по нормам Закона от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1, а не по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, аналогично тому, как был произведен расчет размера пенсии истцу в период старой редакции ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ и составит размер пенсии 10 081,23 руб.
При указанных обстоятельствах, размер пенсии истца определен Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края по наиболее выгодному для истца варианту - по правилам, установленным п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Довод представителя истца о применении ответчиком неверной формулы подсчета стажа судом отклоняется как необоснованный, поскольку расчет истцом произведен необоснованно из общего трудового стажа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что произведенный Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края Артемьевой Л.А. расчет трудовой пенсии по старости является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушающим, поскольку при расчете размера пенсии был избран наиболее выгодный для нее вариант, при котором размер пенсии является наибольшим.
Требования о взыскании компенсации морального вреда с ответчика удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК РФ).
Согласно разъяснений п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Истец и представитель истца связывают причинение Артемьевой Л.А. морального вреда с отказом ответчика в перерасчете пенсии, то есть с нарушением имущественных интересов, а законом возможность компенсации морального вреда в таких случаях не предусмотрена.
Таким образом, требования о взыскании компенсации морального вреда с ответчика удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Артемьевой Людмилы Александровны об обязании Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Очерском районе Пермского края произвести пересчет пенсии за три года исходя из общего страхового стажа с момента обращения в суд, компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная 02 августа 2019 года.
Судья: подпись
Копия верна: судья В.А. Козлова