НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Очерского районного суда (Пермский край) от 21.01.2021 № 2А-11/2020КОПИ

Дело № 2а-11/2020 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Козловой В.А.,

при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,

рассмотрев 21 января 2021 года в открытом судебном заседании в г. Очер Пермский края административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Пермскому краю (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю) к ФИО1 о взыскании задолженности налогу, страховых взносов, пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Пермскому краю (далее – МИФНС России № 3 по Пермскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований к Чечкину А.М. о взыскании налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации за 2019 год в размере 3 250 рублей, пени в размере 322 рубля 78 коп.;

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рубля, пени в размере 48 рублей 92 коп.;

страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 года в размере 6884 рубля, пени в размере 11 рублей 47 коп.

Требования мотивированы тем, что Чечкин А.М., является действующим адвокатом, обязан оплачивать налог на доходы физических лиц, полученный от осуществления деятельности в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет, страховые взносы и пени. Налогоплательщиком налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по адвокатской деятельности за 2019 год (форма 4-НДФЛ) предоставлена в налоговый орган 10 апреля 2019 года, согласно которой, сумма предполагаемого дохода физического лица за 2019 год составила 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 8 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 27907 на уплату налога на доходы физических лиц за 2019 год исчислены суммы авансовых платежей.

Налог на доходы физических лиц за 2019 год по сроку уплаты 15 июля 2019 года в сумме 6500 рублей и по сроку 15 октября 2019 года в сумме 3250 рублей, налогоплательщиком не уплачен.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419, подпункта 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокат Чечкин А.М. является плательщиком страховых взносов и обязан уплачивать:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере который определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, в фиксированном размере 29354 рубля за расчетный период 2019 года;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рублей за расчетный период 2019 года.

Налоговая инспекция направила Чечкину А.М. требование об уплате страховых взносов в установленный срок, со дня выявления недоимки: № 325 об уплате налога, страховых взносов и пени по состоянию на 09 января 2020 года со сроком исполнения до 26 февраля 2020 года. Указанное требование ответчиком не исполнено.

Ранее административный истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию № 325 об уплате административным ответчиком налога, страховых взносов и пени по состоянию на 09 января 2020 года. 29 мая 2020 года определением мирового судьи судебного участка № 1 Очерского судебного района по заявлению ответчика.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, уведомлен, просил рассмотреть дело без его участия.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю (далее – МИФНС России № 1 по Пермскому краю) заявлено ходатайство о замене административного истца МИФНС России № 3 по Пермскому краю на МИФНС России № 1 по Пермскому краю в связи с реорганизацией в форме присоединения, внесена запись в Единый Государственный реестр юридических лиц 31 декабря 2020 года на основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 21 августа 2020 года № 02-04/116@ (в редакции от 11 сентября 2020 года Приказ № 02-04/119@).

Административный ответчик Чечкин А.М. в судебном заседании исковые требования признал. При этом, указал о том, что поскольку судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Очерского судебного района, цена иска составляет менее 50000 рублей, то указанное административное дело подлежит рассмотрению мировым судьей судебного участка № 1 Очерского судебного района, не возражал против замены административного истца.

Таким образом, по заявленному ходатайству административного истца суд в соответствии со статьей 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с реорганизацией юридического лица, производит замену административного истца МИФНС России № 3 по Пермскому краю на МИФНС России № 1 по Пермскому краю.

Исследовав представленные материалы дела, материалы административного дела № 2а-985СП/2020, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 208, пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят, в том числе нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

В соответствии с пункта 5 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

Согласно пункта 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса.

Согласно пункта 9 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае несвоевременной уплаты налога на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются пени.

Согласно пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом установлено, что Чечкин А.М. 10 апреля 2019 года представил в МИФНС России № 3 по Пермскому краю налоговую декларацию, согласно которой сумма предполагаемого дохода налогоплательщиком определена в размере 100000 рублей (л.д. 11).

В соответствии с пунктом 8 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом Чечкину А.М. направлено налоговое уведомление № 27907 на уплату налога на доходы физических лиц за 2019 год, согласно которого суммы авансовых платежей составили: 100000 (сумма за 2019 год) *13% (ставка налога) = 13000 рублей (сумма налога), в том числе 6500 рублей по сроку уплаты 15 июля 2019 года; 3250 рублей по сроку уплаты 15 октября 2019 года; 3250 по сроку уплаты 15 января 2020 года (л.д. 12, 13).

Налог на доходы физических лиц в указанный в уведомлении срок, ответчиком не оплачен.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налоговым органом ответчику начислены пени за период с 16 июля 2019 года по 28 июля 2019 года, 29 июля 2019 года по 08 сентября 2019 года, 09 сентября 2019 года по 27 октября 2019 года, 28 октября 2019 года по 15 декабря 2019 года, 16 декабря 2019 года по 08 января 2020 года в размере 322 рубля 78 коп. (л.д. 20).

11 января 2020 года ответчику через «личный кабинет» посредством электронного документа оборота информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» направлено требование № 325 по состоянию на 09 января 2020 года по уплате, в том числе налога на доходы физических лиц полученных от осуществления адвокатской деятельности, который необходимо было оплатить в установленный законодательством срок 15 июля 2019 года в размере 6 500 рублей и пени 322 рубля 78 коп.; по уплате налога на доходы физических лиц полученных от осуществления адвокатской деятельности, который необходимо было оплатить в установленный законодательством срок 15 октября 2019 года в размере 3 250 рублей, со сроком до 26 февраля 2020 года (л.д. 17-18, 19).

В установленный срок требование ответчиком не исполнено.

Кроме того, согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации Чечкин А.М. является плательщиком страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названой статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 стати 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствие с подпунктами 1, 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации тарифы страховых взносов устанавливаются: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 26 процентов; на обязательное медицинское страхование – 5,1 процентов.

Согласно пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период налогоплательщиками, в том числе отнесенных к числу адвокатов, производятся ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.

В случае неуплаты налогоплательщиками страховых вносов, в указанный срок, налоговый орган в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации определяет сумму страховых взносов подлежащую уплате за расчетный период. За расчетный период страховые взносы ответчиком не уплачены.

Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Сумма страховых взносов за расчетный период уплачивается налогоплательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, то есть за 2019 год.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

На основании части 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Чечкин А.М. является плательщиком страховых взносов и обязан уплачивать:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере который определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, в фиксированном размере 29354 рубля за расчетный период 2019 года;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рублей за расчетный период 2019 года.

Указанные страховые взносы необходимо было оплатить в срок не позднее 31 декабря 2019 года.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, налоговым органом ответчику начислены пени:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2020 года по 08 января 2020 года в размере 48 рублей 92 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2020 года по 08 января 2020 года в размере 11 рублей 47 коп. (л.д. 21).

11 января 2020 года налоговая инспекция направила Чечкину А.М. по средством электронного документооборота через «личный кабинет» налогоплательщика требование № 325 об уплате, в том числе страховых взносов в установленный срок со дня выявления недоимки по состоянию на 09 января 2020 года со сроком исполнения до 26 февраля 2020 года (л.д. 17-18, 19).

Указанное требование ответчиком в установленный срок до 26 февраля 2020 года не исполнено.

Таким образом, Чечкин А.М., осуществляющий в 2019 году профессиональную деятельность в качестве адвоката и получивший за это вознаграждение, должен был не позднее 15 июля 2019 года уплатить с полученной суммы вознаграждения налог на доходы физических лиц, а также уплачивать страховые взносы не позднее 31 декабря 2019 года.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога и пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога и пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, части 3 стати 123.4, часть 1 статьи 286, статьи 287 Кодекса).

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что требование № 325 об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц, страховых взносов, пени, необходимо было исполнить в срок до 26 февраля 2020 года, МИФНС России № 3 по Пермскому краю в течение шести месяцев обратился с заявлением к мировому судьей судебного участка № 1 Очерского судебного района 04 апреля 2020 года.

Судебный приказ № 2а-985СП/2020 года о взыскании с Чечкина А.М. налога, страховых взносов и пени в сумме 47128 рублей 31 коп., отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Очерского судебного района от 29 мая 2020 года.

МИФНС России № 3 по Пермскому краю обратилась с исковым заявлением в Очерский районный суд 20 ноября 2020 года, то есть в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.

Таким образом, суд полагает, что срок подачи административного искового заявления в отношении налогового требования об уплате налога на доходы физических лиц, страховых взносов и пени не пропущен.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что Чечкиным А.М. не представлено доказательств по своевременной уплате налога на доходы физических лиц и пени за 2019 год, страховых взносов и пени за 2019 год, в заявленном истцом размере, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, с учетом уточненных требований, о взыскании с Чечкина А.М. налога на доходы физических лиц за 2019 год в размере 3 250 рублей, пени в размере 322 рубля 78 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рубля, пени в размере 48 рублей 92 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 года в размере 6884 рубля, пени в размере 11 рублей 47 коп.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о необоснованности заявленных требований, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не содержится.

В соответствии с части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования удовлетворены, государственная пошлина в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с административного ответчика в размере 1 396 рублей 14 коп.

Доводы административного ответчика о том, что судом при рассмотрении дела нарушена подсудность, судом признается несостоятельными, поскольку в соответствии с требованиями статьи 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

Согласно статье 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Таким образом, заявленные административным истцом требования о взыскании с Чечкина А.М. налога на доходы физических лиц, страховых взносов и пени на сумму заявленных требований, подлежат рассмотрению Очерским районным судом Пермского края, после отмены судебного приказа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 3 по Пермскому краю (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю) удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю:

- налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации за 2019 год в размере 3 250 рублей, пени в размере 322 рубля 78 коп.;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рубля, пени в размере 48 рублей 92 коп.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 года в размере 6884 рубля, пени в размере 11 рублей 47 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета Очерского городского округа Пермского края государственную пошлину в сумме 1 396 рублей 14 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна: судья В.А. Козлова