Дело № 2а-13/2020 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Козловой В.А.
при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Пермскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований, к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемой по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2017 год в размере 193 рубля, пени за неуплату в установленный срок в размере 69 рублей 27 коп.; транспортный налог за 2017 год в размере 13 250 рублей, пени в размере 43,06 рублей, пени за 2015 год в размере 160 рублей 69 коп, пени за 2014 год в размере 524 рубля 90 коп.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2017 год в размере 497 рублей, пени в размере 1 рубль 62 коп., всего задолженность составляет в размере 14739 рублей 54 коп.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик является собственником недвижимого имущества, транспортных средств, земельного участка. В соответствии со ст.357, ст. 388, ст. 400 НК РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и обязан своевременно и в полном объеме вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.
В соответствии со ст.75 НК РФ должнику начислена пеня за неуплату налога в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
ФИО1 направлены налоговые уведомления от 26 июня 2018 года № 5655357; от 09 сентября 2017 года № 51118715; от 06 августа 2016 года 85717650; от 29 августа 2018 года № 77055816; от 27 февраля 2018 года № 84552632, в указанный в уведомлениях срок суммы налогов и пени уплачены не были. Расчет суммы налогов произведен в уведомлении за 2014, 2015, 2016, 2017 гг. Транспортный налог за 2014 год взыскан на основании решения Очерского районного суда от 14 июля 2016 года; транспортный налог за 2015 год взыскан решением Очерского районного суда от 14 июля 2016 года; налог на имущество физических лиц за 2016 год взыскан решением Очерского районного суда от 14 июля 2016 года. Транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц за 2017 год не взысканы. В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, направлены требования об уплате налога и пени от 26 ноября 2018 года № 30673, со сроком исполнения до 28 декабря 2018 года, от 17 декабря 2018 года № 32591, со сроком исполнения до 18 января 2019 года. Требования в добровольном порядке не исполнены. Судебный приказ о взыскании недоимки по налогам, по указанным выше требованиям отменен определением мирового судьи судебного участка № 3 Нытвенского судебного района от 13 мая 2019 года.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, на требованиях настаивает.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен посредством направления почтовой корреспонденции по месту регистрации, почтовая корреспонденция вернулась в суд без отметки о вручении.
В соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Таким образом, применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 221, и ч. 2 ст. 100 КАС РФ Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Доказательств, что на момент рассмотрения дела, административный ответчик проживает по иному адресу также не представлено. Кроме того, ФИО1 направил в суд возражение на заявленные требования, в которых указал, что не согласен на рассмотрение в порядке упрощенного производства, административное исковое заявление не получал, указал о пропуске срока на подачу административного искового заявления. В связи с чем, ответчику направлено административное исковое заявление повторно.
Исследовав представленные доказательства, требования, заявленные Межрайонной ИФНС России № 3 по Пермскому краю, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что у административного ответчика ФИО1 в собственности с 1997 года находится транспортное средство автомобиль легковой УАЗ-452А, государственный регистрационный знак № с 1999 года находится автомобиль грузовой ГАЗ-53А специальный, государственный регистрационный знак № с 2000 года автомобиль легковой ВАЗ-21070, государственный регистрационный знак № (л.д. 24).
Кроме того, в собственности административного ответчика с 30 марта 2004 года находится земельный участок, площадью 1340 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, площадью 1026 кв.м., жилой дом, площадью 22,3 кв.м. расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 24 (оборотная сторона), л.д. 28-29).
Административный истец направил административному ответчику налоговые уведомления: № от 29 августа 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год за автомобиль грузовой ГАЗ-53А специальный, со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года (л.д. 13);
№ 5655357 от 26 июня 2018 года по оплате транспортного налога за 2017 года по автомобилям УАЗ-452А, ВАЗ-21070, ГАЗ-53А специальный; по оплате земельного налога за 2017 года по земельному участку по адресу: <адрес>; по налогу на имущество за 2017 года по жилому дому по адресу: <адрес>, со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года (л.д. 15);
№ 84552632 от 27 февраля 2018 года по недоимке транспортному налогу за 2015 год, с перерасчетом транспортного налога за 2016 года, со сроком уплаты до 26 апреля 2018 года;
№ 51118715 от 09 сентября 2017 года по взысканию недоимки по транспортному налогу за 20156 год, с перерасчетом транспортного налога за 2014 год; по уплате недоимки по земельному налогу за 2016 год, с перерасчетом земельного налога за 2014 год; по уплате недоимки по налогу на имущество за 2016 год, со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 19);
№ 85717650 от 06 августа 2016 года по взысканию недоимки по транспортному налогу за 2015 год; недоимки по земельному налогу за 2015 год; недоимки по налогу на имущество за 2015 год, со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2016 года (л.д. 21).
Поскольку в указанные в налоговых уведомлениях сроки - до 03 декабря 2018 года, до 26 апреля 2018 года, до 01 декабря 2017 года, до 01 декабря 2016 года административный ответчик налоги не уплатил, то административный истец направил в адрес административного ответчика через личный кабинет требование от 17 декабря 2018 года № 32591 об уплате налогов и пеней со сроком добровольного исполнения до 18 января 2019 года (л.д. 5,6); от 26 ноября 2018 год № 30673 со сроком исполнения до 28 декабря 2018 года (л.д. 8).
07 марта 2019 года административный истец, в установленный шестимесячный срок, обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика указанной задолженности по налогам и пени.
Мировой судья судебного участка № 3 Нытвенского судебного района Пермского края вынес судебный приказ №а-570/2019 от 12 марта 2019 года, которым с ФИО1 взысканы недоимки налогу на имущество в размере 193 рубля, пени в размере 69 рублей 27 коп.; по транспортному налогу в размере 1325 рублей, пени в размере 1143 рубля 41 коп.; по земельному налогу в размере 497 рублей, пени в размере 1 рубль 62 коп, всего взыскано 15154 рубля 30 коп.
Определением мирового судьи от 13 мая 2019 года судебный приказ № 2а-570/2019 от 12 марта 2019 года отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1
07 ноября 2019 года административный истец обратился в суд с настоящим иском, иск направлен посредством почтовой корреспонденции 07 ноября 2019 года, поступил в суд 14 ноября 2019 года, что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д. 4).
Таким образом, административный истец обратился в суд в установленный шестимесячный срок, в связи с чем, срок обращения в суд с иском не пропущен.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога и пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога и пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Порядок исчисления налога установлен ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили.
Статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Нормами п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из положений п. 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налог на имущество физических лиц в соответствие со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса, которой предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната;6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, судом установлено, что обязанность по оплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, административным ответчиком, как налогоплательщиком, в установленные сроки не исполнена, что является основанием для взыскания с ФИО1 в судебном порядке недоимки по налогу на имущество за период 2017 года в размере 193 рубля, пени за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в размере 0,63 рубля (расчет на л.д. 7);
по транспортному налогу за период 2017 года в размере 13250 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в размере 43 рубля 06 коп. (расчет на л.д. 7);
по земельному налогу за период 2017 года в размере 497 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в размере 1 руль 61 коп. (расчет на л.д. 7).
Расчет задолженности, представленный административным истцом, судом проверен, административным ответчиком не оспорен, доказательств оплаты вышеуказанных налогов и пени административным ответчиком не представлено.
Решением Очерского районного суда Пермского края от 14 июля 2016 года взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в сумме 6675 рублей; пени по транспортному налогу за период с 01 ноября 2014 года по 31 декабря 2014 года, начисленные на недоимку 2010-2013 г.г. в сумме 2647 рублей 86 копеек. Решение вступило в законную силу 31 июля 2017 года (административное дело №а-578/2016).
Кроме того, решением Очерского районного суда Пермского края от 21 июня 2019 года взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемой по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2015 год в размере 335 рублей, пени за период с 02 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года в размере 1 рубль 47 коп.;
недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 2615 рублей 12 коп., пени за период с 02 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года в размере 11 рублей 47 коп.;
недоимка по земельному налогу с физических лиц за 2014 год в размере 331 рубль 62 коп., за 2016 год в размере 497 рублей, пени за период с 02 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года в размере 3 рубля 65 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 25 сентября 2019 года решение Очерского районного суда Пермского края от 21 июня 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения (административное дело № 2а-509/2019).
Таким образом, поскольку недоимка по транспортному налогу за 2014 год взыскана, заявленные требования о взыскании пени по транспортному налогу за 2014 год, со сроком уплаты до 01 октября 2015 года, за период начисления с 02 октября 2015 года по 30 ноября 2016 года в размере 524 рубля 90 коп., подлежат удовлетворению.
Кроме того, поскольку взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год, исковые требования о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 год со сроком уплаты до 26 апреля 2018 года, за период начисления пени с 27 апреля 2018 года по 25 ноября 2018 года в размере 160 рублей 69 коп. (л.д. 10), подлежат удовлетворению.
Также, административным истцом заявлены требования о взыскании с ФИО1 пени по налогу на имущество со сроком уплаты начиная с 01 сентября 2009 года по 01 января 2011 года в сумме 68 рублей 64 коп. (л.д. 11-12).
Вместе с тем, в целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
Согласно положениям п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Представленный расчет по налогу на имущество (л.д. 11-12), не содержит сведений о взыскании суммы основной недоимки по налогу на имущество, на которую начислены пени, со сроком уплаты начиная с 01 сентября 2009 года по 01 января 2011 года в сумме 68 рублей 64 коп., также суду не представлено сведений о том, что взыскание указанной недоимки не утрачено, следовательно, пени за указанный период не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и не подлежат взысканию.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом положений п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, сумма подлежащей взысканию с ФИО2 государственной пошлины составляет в размере 586 рублей 83 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Пермскому краю задолженность:
по налогу на имущество за период 2017 года в размере 193 рубля, пени за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в размере 0,63 рубль;
по транспортному налогу за период 2017 года в размере 13250 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в размере 43 рубля 06 коп.;
по земельному налогу за период 2017 года в размере 497 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года в размере 1 руль 61 коп.
пени по транспортному налогу за 2014 год со сроком уплаты до 01 октября 2015 года, за период начисления с 02 октября 2015 года по 30 ноября 2016 года в размере 524 рубля 90 коп.;
пени по транспортному налогу за 2015 год со сроком уплаты до 26 апреля 2018 года, за период начисления пени с 27 апреля 2018 года по 25 ноября 2018 года в размере 160 рублей 69 коп.
В удовлетворении требований о взыскании пени по налогу на имущество, со сроком уплаты начиная с 01 сентября 2009 года по 01 января 2011 года в сумме 68 рублей 64 коп., отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета Очерского муниципального района Пермского края государственную пошлину в сумме 586 рублей 83 коп.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в апелляционном порядке в срок один месяц, со дня вынесения в окончательной форме, начиная с 17 января 2020 года.
Судья: подпись
Копия верна: судья В.А. Козлова