Дело № 2А-59 /2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Кляусовой И.В.
при секретаре Вшивковой Л.А.,
с участием:
представителя административного истца Администрации Спешковского сельского поселения Очерского района Пермского края главы поселения ФИО2,
представителя административного ответчика Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Спешковского сельского поселения Очерского района Пермского края о признании незаконным пункта 8 предписания Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района от 22 сентября 2017 года незаконным,
установил:
Администрация Спешковского сельского поселения Очерского муниципального района Пермского края обратилась в суд с административным иском об обжаловании пункта 8 предписания Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района Пермского края от 22 сентября 2017 года.
Требования мотивированы тем, что в период с 24 августа по 06 сентября 2017 года Контрольно-счетной палатой Очерского муниципального района Пермского края проведена проверка расходования бюджетных средств, проверяемый период 2015-2017 год. По результатам проверки в адрес Администрации Спешковского сельского поселения внесено предписание от 22 сентября 2017 года, согласно пункту 8 которого указано принять меры, в том числе, в судебном порядке, по возмещению ущерба в бюджет Спешковского сельского поселения денежных средств в размере 13267,42 руб., необоснованно израсходованных на приобретение ГСМ для служебного транспорта.
Мнение контрольно-счетной палаты о нецелевом расходовании бюджетных средств на приобретение ГСМ для служебного транспорта считает ошибочным, так как подразделения Администрации Спешковского сельского поселения также расположены <адрес>, главный бухгалтер администрации работает в г.Очер, имеется ежедневная потребность в присутствии главы поселения в г.Очер как для встречи с главным бухгалтером, так и для участия в мероприятиях поселенческого и районного уровня, кроме того, глава поселения проживает в <адрес> От д.Спешково, общественного транспорта, для своевременного прибытия на работу не имеется, в связи с чем, сложившаяся практика использования служебного автомобиля оптимальна. Кроме того, рабочее время главы поселения и муниципальных служащих ненормированное, в связи с чем, требовалось использование служебного автомобиля, как в ночное время, так и в выходные дни. Указано, что замечание Контрольно-счетной палаты по вопросу не издания соответствующих приказов принято администрацией Спешковского сельского поселения во внимание, указанное замечание устранено.
Глава поселения указал, что ошибкой администрации Спешковского сельского поселения является неправильное применение процедуры предоставления авансовых денежных средств, при этом служебный автомобиль использовался при исполнении должностных обязанностей.
Кроме того, по мнению главы поселения, что действующее законодательство не предполагает предъявление требований к сотрудникам муниципального органа требований о возмещении причиненного вреда, более того, факт причинения вреда не установлен.
Представитель административного истца Администрации Спешковского сельского поселения ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района Пермского края ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, подробно изложенным в представленных возражениях, пояснила, что размер необоснованно расходованных денежных средств в сумме 13267,42 состоит из трех частей: 2970,42 руб. – насчитано за использование автотранспортного средства главой Спешковского сельского поселения в личных целях, а именно проезд своего места жительства до работы и проезд от работы до дома во время нахождения водителя в отпуске, 5833 руб. – необоснованное и неправомерное использование служебного автомобиля и расходование бюджетных средств на приобретение ГСМ в выходные и праздничные дни, 4464 руб. – выданные денежные средства на приобретение ГСМ по авансовому отчету № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в ходе проводимой проверки, в том числе и в ходе судебного разбирательства документов, подтверждающих обоснованность использования служебного автомобиля в праздничные и выходные дни, в дни отпуска водителя не представлено, Контрольно-счетной палатой данные факты были зафиксированы как нарушение действующего законодательства, следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 1 КАС РФ, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования определены в части 2 статьи 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 6-ФЗ при проведении контрольных мероприятий контрольно-счетными органами составляются акты, которые доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.
Положениями ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствие с ч.1 ст.86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Согласно ч.4 ст.86 БК РФ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных БК РФ.
Как установлено ч.3 ст.136 БК РФ, муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" закреплены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов автомобильного транспорта, среди которых обязательным является указание даты (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Требованиями п.6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" закреплено, что для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, оформляется распорядительный документ юридического лица, либо письменное заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению.
Согласно п.п.213, 216 названной Инструкции, дебиторская задолженность подотчетных лиц отражается в сумме денежных средств, выданных ему по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается, либо в сумме денежных документов выданных подотчетному лицу на соответствующие цели.
Сумма произведенных подотчетным лицом расходов отражается на счетах расчетов с подотчетными лицами согласно утвержденного руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) Авансового отчета подотчетного лица и прилагаемых к нему документов, подтверждающих произведенные расходы.
Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации, допускается привлечение работника к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни, о чем работодателем оформляется соответствующее распоряжение.
Из положений ст.62 КАС РФ следует, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судом установлено, что Администрация Спешковского сельского поселения Очерского муниципального района расположена по адресу: <адрес>. Кроме того, в судебном заседании также установлено, что местом стоянки служебного автомобиля поселения является гараж по указанному адресу, что также не опровергается и представителем истца.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес губернатора Пермского края направлено коллективное обращение жителей Спешковского сельского поселения по рассмотрению имеющихся вопросов, в том числе, в части использования служебного автомобиля по доставлению главы поселения ФИО2 к месту работы и к месту жительства (л.д.35).
ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счетной палатой Очерского муниципального района издан приказ о проведении контрольного мероприятия по проверке, в том числе, использования служебного автомобильного транспорта. Объект проверки – Администрация Спешковского сельского поселения. Проверяемый период установлен 2015год, 2016 год, первое полугодие 2017 года. (л.д.37).
Как следует из акта проверки, контрольные мероприятия проводились в период с 24 августа по ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проверки зафиксированы обстоятельства расходования бюджетных средств, выделяемых на благоустройство и содержание свалок, автомобильной дороги в зимний период времени д.Зеленята, использования служебного автомобильного транспорта. В ходе проверки выявлены недостатки и нарушения, подробно изложенные в приведенном акте (л.д.38-52). С актом проверки ознакомлен глава муниципального образования «Спешковское сельское поселения» ФИО2, экземпляр акта получен ДД.ММ.ГГГГ.
Среди выявленных нарушений, также отражены и нарушения в части использования служебного автомобильного транспорта.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Спешковского сельского поселения в адрес Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района направлены пояснения и замечания, согласно которым, в части использования служебного транспорта, даны пояснения об использовании служебного транспорта по производственной необходимости (л.д.53).
ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счетной палатой Очерского муниципального района в адрес главы Муниципального образования «Спешковское сельское поселение» вынесено предписание о принятии соответствующих мер, пунктом 8 которого закреплено принять меры, в том числе, в судебном порядке, по возмещению ущерба в бюджет Спешковского сельского поселения денежных средств в размере 13267,42 руб., необоснованно израсходованных на приобретение ГСМ для служебного транспорта (л.д.60-62). Предписание получено главой Муниципального образования «Спешковское сельское поселение» ФИО2ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60).
Из представленных путевых листов на легковой автомобиль за 2015-2017 года следует, что служебный автомобиль Администрации Спешковского сельского поселения на протяжении указанного периода времени использовался как водителем ФИО4, так и главой поселения ФИО2, при этом, в некоторых из представленных путевых листах, ФИО2 указан в качестве водителя. Маршрут движения транспортного средства составлял как по населенным пунктам Очерского муниципального района, так в <адрес>, а также в выходные дни.
Как следует из представленных распоряжений Администрации Спешковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№-л, от ДД.ММ.ГГГГ№-л, водителю администрации Спешковского сельского поселения – ФИО5 предоставлялись отпуска в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района не выявлено документов, подтверждающих необходимость выезда в определенные населенные пункты в период отпуска водителя. Также не обнаружено и документов, подтверждающих выход на работу в выходные дни и использования автомобиля в служебных целях.
Более того, факты использования служебного автомобиля в дни, перечисленные в акте проверки, то есть в выходные и праздничные дни, также подтверждается и представителем истца – ФИО2
Однако, доводы представителя истца об использовании автомобиля в служебных целях своего подтверждения не нашли. Таких доказательств суду не представлено.
Заслуживают внимания и доводы административного ответчика в части использования автотранспортного средства главой поселения в личных целях – проезд от своего места жительства до места работы и проезд от места работы к месту жительства во время нахождения водителя в отпуске. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными путевыми листами. Так, согласно путевых листов, движение автомобиля начиналось с г.Очер и заканчивалось местом назначения г.Очер (отпуск водителя в 2016 года).
Как следует из путевых листов за 2015 год, движение автомобиля начиналось из <адрес> и заканчивалось в <адрес>, при этом, в качестве водителя указан ФИО5 (путевые листы за 04, 07, 08, 09, 10,ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем, в указанный период времени ФИО5, как установлено в судебном заседании находился в отпуске, соответствующих документов об отзыве его из отпуска, о привлечении его к выполняемой работе не представлены, в ходе проведенной Контрольно-счетной палатой Очерского муниципального района не выявлено.
Из представленных суду путевых листов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что в качестве водителя автомобиля указан ФИО2, при этом, место начала и окончания движения транспортного средства является д.Лужково. ФИО5, в указанные период времени также находился в отпуске.
Приказом Министерства финансов Пермского края от 31.12.2014 N СЭД-39-01-22-287 "Об утверждении Перечня муниципальных образований Пермского края, распределенных в зависимости от доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объеме собственных доходов местного бюджета, на 2015 год" (действовавший в спорный период времени, утратил силу с 01 января 2017 года), приказом Министерства финансов Пермского края от 19.10.2015 N СЭД-39-01-22-233 "Об утверждении Перечня муниципальных образований Пермского края, распределенных в зависимости от доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объеме собственных доходов местного бюджета, на 2016 год" (действовавший в спорный период времени, утратил силу с 01 января 2018 года), приказом Министерства финансов Пермского края от 17.10.2016 N СЭД-39-01-22-338 "Об утверждении Перечня муниципальных образований Пермского края, распределенных в зависимости от доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объеме собственных доходов местного бюджета, на 2017 год" в соответствующие года Спешковское сельское поселения отнесено к 3 дотационной группе – от 20 до 50 процентов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в объеме собственных доходов бюджетов поселения.
Таким образом, Спешковское сельское поселение является дотационным муниципальным образованием, получающим межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации и, в связи с чем, не может устанавливать расходные обязательства, связанные с доставлением главы поселения до места работы и места жительства.
Согласно авансовому отчету № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 выданы денежные средства в сумме 4464 руб. на основании платежных документов за период с марта по сентябрь 2016 года.(л.д.119).
Вместе с тем, выдача денежных средств в сумме 4464 руб. произведена с нарушением вышеперечисленного действующего законодательства, так, отсутствуют как заявление подотчетного лица – ФИО2, так и документы, подтверждающие необходимость использования денежных средств на исполнение должностных обязанностей за пределами установленного рабочего времени. Указанные обстоятельства также зафиксированы и в акте проверки Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности предписания Контрольно-счетной палаты Очерского муниципального района в части выявленных нарушений по использования служебного автомобильного транспорта и, соответственно, о законности пункта 8 предписания, указывающего на принятие мер к возмещению причиненного вреда.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Требования административного ответчика, указанные в представленных возражениях о возложении обязанности возместить причиненный ущерб подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного иска Администрации Спешковского сельского поселения Очерского района Пермского края – отказать.
Мотивированное решение составить 15 января 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна, судья: И.В. Кляусова
Секретарь Л.А. Вшивкова