УИД 54RS0№-98
Дело №а-832/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» декабря 2023 года <адрес>
Обской городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Бородиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к должностному лицу главе <адрес> — главе администрации <адрес> Буковинину П.В. и администрации <адрес> о признании незаконным бездействия должностного лица главы <адрес>,
УСТАНОВИЛ
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к должностному лицу главе <адрес> — главе администрации <адрес> Буковинину П.В. и администрации <адрес> о признании незаконным бездействия должностного лица главы <адрес> о признании незаконным бездействия должностного лица главы <адрес>, в котором просит признать незаконным и противоречащим положениям ч. 2 ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 3, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» бездействие должностного лица главы <адрес> — главы администрации <адрес> Буковинина П.В., выразившееся в длительном не обеспечении полноты и достоверности информации, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, а также своевременность ее направления в уполномоченный орган, а также обязать должностное лицо главу <адрес> — главу администрации <адрес> Буковинина П.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства путем исполнения обязанности по направлению в уполномоченный орган информации, необходимой для ведения регистра, предусмотренной ч. 2 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» в отношении муниципального правового акта, а именно, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений <адрес>».
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения законодательства о регистре муниципальных нормативных правовых актов администрацией <адрес>, по результатам которой главе <адрес> (главе администрации города) ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Согласно ответу на представление за №-Исх от ДД.ММ.ГГГГ администрацией проведены отдельные мероприятия по устранению нарушений, оснований для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности не усмотрено. Между тем, проверкой, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что до настоящего времени в регистре муниципальных нормативных правовых актов на сайте <данные изъяты> имеются муниципальные правовые акты органов местного самоуправления <адрес>, не соответствующие законодательству, а именно, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений <адрес>».
Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ обеспечение полноты и достоверности информации, необходимой для ведения регистра, а также своевременности ее направления в уполномоченный орган прямо возложено на главу муниципального образования, по настоящему делу подлежит оспаривание бездействие главы муниципального образования. Отсутствие в регистре МНПА на официальном сайте <данные изъяты> действующих нормативных правовых актов влечет нарушение прав и законных интересов граждан, создает препятствия для получения достоверной информации. Бездействие главы <адрес>, выраженное в неисполнении обязанности по направлению в уполномоченный орган информации, необходимой для ведения регистра, предусмотренной ч. 2 ст.43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, ст. ст. 3, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ, является незаконным, поскольку противоречит приведенным императивным требованиям закона. Невыполнение вышеуказанных требований федерального и регионального законодательства ограничивает права неопределенного круга лиц на доступ к предусмотренной законом информации о муниципальных нормативных правовых актах. Обжалование бездействия главы <адрес> — главы администрации <адрес> в порядке подчиненности законом не предусмотрено.
Представитель административного истца Войтов А.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель административных ответчиков Тихонов М.Г. считает иск не подлежащим удовлетворению, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Так, указывает, что согласно ст. ст. 3, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» (далее — Закон о ведении регистра), обязанности главы муниципального образования заключаются в обеспечении полноты и достоверности информации, необходимой для ведения регистра, а также своевременность ее направления в уполномоченный орган. Согласно п. 2 просительной части административного искового заявления, административный истец требует обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения законодательства путем исполнения обязанности по направлению в уполномоченный орган информации необходимой для ведения регистра, в отношении следующего муниципального правового акта, а именно, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений <адрес>». Утверждает, что обязанность административного ответчика, по направлению в уполномоченный орган информации необходимой для ведения регистра в отношении вышеуказанного муниципального правового акта исполнена. Факт исполнения подтверждается приобщенными к настоящему отзыву копией постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений <адрес>» (Приложение 1), копией экспертного заключения №/<адрес>, послужившего основанием к присвоению в регистре статуса — «Выявлено несоответствие законодательству» (Приложение 2), копией постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№», которым устранены противоречия законодательству, указанные в заключение <адрес> (Приложение 3), скриншотами интерфейса сертифицированного ФСБ России почтового клиента ViPNet Client подтверждающего направление в уполномоченный орган и получение им Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№» (Приложение 4), а также скриншотом сайта <адрес>, подтверждающим изменение в регистре статуса «Выявлено несоответствие законодательству», на «Правовой акт на правовой экспертизе» (Приложение 5). На основании изложенного, требования административного истца об обязании административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства путем исполнения обязанности по направлению в уполномоченный орган информации необходимой для ведения регистра, не подлежат удовлетворению, так как уже исполнены в полном объеме.
Согласно п. 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суд вправе прекратить производство по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или лица, наделенных публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено, совершены необходимые действия (прекращено оспариваемое бездействие) и перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) (часть 2 статьи 225 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ). На основании вышеизложенного, так как необходимые действия, на момент рассмотрения настоящего дела, административным ответчиком совершены, просит прекратить производство по делу о признании незаконным бездействие должностного лица - Главы <адрес> Буковинина П.В.
Представитель заинтересованного лица ГУ Министерства юстиции РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, в ответе указал, что ГУ Министерства юстиции РФ по <адрес> наделено полномочиями по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации, а также полномочием по ведению государственного реестра уставов муниципальных образований РФ и обеспечению в установленном порядке представления сведений из указанного реестра, в связи с чем, не может выступать заинтересованным лицом.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 4 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.
Порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес> (далее — регистр МНПА) регламентирован <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес>».
Согласно ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» ведение регистра включает в себя:
1) сбор информации, необходимой для ведения регистра: а) копий муниципальных нормативных правовых актов, за исключением уставов муниципальных образований и муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований; б) копий дополнительных сведений к муниципальным нормативным правовым актам; в) сведений об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных нормативных правовых актов;
2) юридическую обработку муниципальных нормативных правовых актов;
3) присвоение муниципальным нормативным правовым актам номеров регистрации;
4) ввод в регистр информации, подлежащей включению в регистр;
5) проведение правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;
6) поддержание регистра в актуальном состоянии;
7) гарантированное хранение информации в регистре;
8) предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;
9) обеспечение обмена информационными ресурсами баз данных регистра и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
На основании ч. 1 ст. 3 указанного <адрес> регистр включаются:
1) тексты муниципальных нормативных правовых актов;
2) номера и даты регистрации муниципальных нормативных правовых актов;
3) реквизиты муниципальных нормативных правовых актов (вид акта, наименование принявшего (издавшего) его органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), дата принятия (издания), подписания, его регистрационный номер и наименование);
4) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов;
5) дополнительные сведения к муниципальным нормативным правовым актам.
Дополнительными сведениями к муниципальным нормативным правовым актам являются:
1) экспертные заключения уполномоченного органа;
2) копии актов прокурорского реагирования;
3) копии решений, постановлений и определений федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
4) копии предписаний антимонопольного органа;
5) копии актов органов государственной власти <адрес> об отмене или о приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами или законами <адрес>;
6) письма, иная информация, поступившая в отношении муниципальных нормативных правовых актов из органов прокуратуры, органов государственной власти <адрес> и иных государственных органов, органов местного самоуправления, включаемые в регистр по решению уполномоченного органа (ч. 2 ст. <адрес>№-ОЗ).
Согласно ч. 1 ст. <адрес>№-ОЗ направление в уполномоченный орган информации, необходимой для ведения регистра, осуществляется в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи главой муниципального образования <адрес> или уполномоченным им должностным лицом в течение 15 дней со дня принятия (издания) муниципального нормативного правового акта.
В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ глава муниципального образования обеспечивает полноту и достоверность информации, необходимой для ведения регистра, а также своевременность ее направления в уполномоченный орган.
Как усматривается из представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, адресованное главе администрации <адрес> Буковинину П.В., при изучении сведений, размещенных на портала Министерства юстиции РФ «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в сети Интернет <адрес>, установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 и 2 ст. 4 и ч. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» в регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес> 156 муниципальных правовых актов, принятых администрацией города, числятся с пометкой «Выявлено несоответствие федеральному законодательству», в том числе, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений <адрес>», что свидетельствует о неисполнении требований законодательства об организации и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов, препятствует реализации прав граждан и организаций на получение информации об муниципальных нормативных актов.
Из ответа главы <адрес> на вышеуказанное представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№-Исх следует, что на экспертное заключение Министерства юстиции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о необходимости отменить постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлением Главы <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ о невозможности исполнить заключение в связи с изменением ст. 28 Устава муниципального образования городского округа, согласно которой «постановление Главы <адрес>» как вид муниципального правового акта исключен.
Как усматривается из экспертного заключения Министерства юстиции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений <адрес>», с изменениями, внесенными постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, было признано противоречащим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, поскольку постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ в силу положений ч. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ необходимо отменить постановлением Главы <адрес>, и во исполнение ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ постановление необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством.
Во исполнение указанного экспертного заключения было вынесено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№», которым было внесено изменение постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно, в п. 7 исключены слова «постановление главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении индивидуальных условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из городского бюджета», которое направлено в Министерство юстиции <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени в статусе постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что правовой акт находится на правовой экспертизе.
С учетом положений ч. 4 ст. <адрес>№-ОЗ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым орган местного самоуправления (должностное лицо местного самоуправления, принявший (издавший) муниципальный нормативный правовой акт, в течение 30 дней со дня получения экспертного заключения направляет в уполномоченный орган информацию о результатах его рассмотрения, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№», которым было внесено изменение постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, было направлено значительно позднее предусмотренного законом срока, установленного в 30 дней со дня получения экспертного заключения, что повлекло нахождение данного правового акта на правовой экспертизе на соответствие действующему законодательству до настоящего времени. Также суд учитывает, что правовая экспертиза постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, которым было изменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений <адрес>», была проведена ДД.ММ.ГГГГ, что при отсутствии подтверждения даты направления указанного постановления в адрес Министерства юстиции <адрес> свидетельствует о его предоставлении в нарушение 15-дневного срока, установленного ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ. Кроме того, до настоящего времени текст постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений <адрес>» с внесенными изменениями, не проверен на соответствие действующему законодательству, что является нарушением ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ.
Следовательно, главой <адрес> — главой администрации <адрес> надлежащим образом не исполняются требования федерального и областного законодательства по включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов, соответствующих законодательству.
При таких обстоятельствах, административный иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к должностному лицу главе <адрес> — главе администрации <адрес> Буковинину П.В. и администрации <адрес> о признании незаконным бездействия должностного лица главы <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным и противоречащим положениям ч. 2 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 3 и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» бездействие должностного лица главы <адрес> — главы администрации <адрес> Буковинина П.В., выразившееся в длительном необеспечении полноты и достоверности информации, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, а также своевременность ее направления в уполномоченный орган.
Обязать должностное лицо главу <адрес> Буковинина П.В. — главу администрации <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства путем исполнения обязанности по направлению в уполномоченный орган информации, необходимой для ведения регистра, предусмотренной ч. 2 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 3 и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» в отношении муниципального правового акта, а именно, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении системы оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Л. Зайнутдинова