НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Облученского районного суда (Еврейская автономная область) от 24.05.2022 № 2-274/2022УИД

Дело № 2-274/2022 УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года г. Облучье

Облученский районный суд Еврейской автономной области

в составе председательствующего Суржиковой А.В.

при секретаре судебного заседания Фроловой Е.В.,

с участием:

прокурора-заместителя прокурора Облученского района ЕАО Оржеховского Е.П.,

третьих лиц без самостоятельных требований на стороне истца- Валовой Н.И., Гурьянова М.В., Добрынина М.В. Заморозной Т.М. Трофименко Т.З.,

представителя третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район Батуева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о понуждении к исполнению определенных действий,

установил:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о понуждении к исполнению определенных действий.

Требования мотивированы тем, что заключениями межведомственной комиссии «Об оценке соответствия помещений многоквартирного дома требованиям, установленным в положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» при правительстве Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома № и по в признаны аварийными и подлежащими сносу.

При обследовании жилых домов и экспертами были выявлены многочисленные дефекты несущих конструкций зданий. Общее техническое состояние несущих конструкций зданий, отягощенное сейсмическими условиями территории застройки, оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Техническое состояние жилых домов представляет серьезную угрозу жизни и здоровью его жильцов. При текущем состоянии несущих конструкций здания безопасная эксплуатация жилых домов невозможна.

Решениями межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанные жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу.

Распоряжением администрации Известковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в ранее изданное распоряжение, устанавливающее срок переселения граждан из домов и по в внесены изменения, в соответствии с которыми срок переселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключениям эксперта автономной некоммерческой организации «Центр судебных экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что домам и по в присвоена категория технического состояния - аварийное, характеризующегося повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и потери устойчивости объекта.

Решением Арбитражного суда ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ по иску администрации Облученского муниципального района к ИП ФИО на ответчика возложена обязанность совершить действия по приведению жилых домов и , расположенных по в , в соответствие с нормативными требованиями и проектной документацией, которые включали в себя 14 пунктов различных видов работ.

В соответствии с определением суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , администрация Облученского муниципального района обязана переселить жильцов дома № , по в ЕАО, в жилые помещения, пригодные для проживания, до устранения причин, препятствующих проживанию в данных домах и создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также ограничить доступ к домам и по в ЕАО.

До настоящего времени жильцы указанных домов в иные, пригодные для проживания, жилые помещения не переселены, продолжают проживать в домах, техническое состояние которых аварийное.

Поскольку решение органа местного самоуправления о признании многоквартирных жилых домов по адресу: и аварийными и подлежащими сносу принято после ДД.ММ.ГГГГ в Региональную адресную программу Еврейской автономной области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ указанные дома не включены.

Вместе с тем, указанные многоквартирные жилые дома имели признаки аварийности до ДД.ММ.ГГГГ, причиной аварийности послужили грубые нарушения застройщика при их возведении.

Таким образом, жилые дома № и по в ЕАО были признаны аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, должны были быть включены в муниципальную программу «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года» на период 2019-2055 годов на территории муниципального образования «Известковское городское поселение», и в дальнейшем включены в государственную программу «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на период 2019 - 2025 годов, утвержденную постановлением правительства ЕАО от 24.05.2019 N 147-пп.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить дома № и по в в муниципальную программу «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года» на период 2019-2055 годов на территории муниципального образования «Известковское городское поселение», для дальнейшего включения в государственную программу «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на период 2019 - 2025 годов, утвержденную постановлением правительства ЕАО от 24.05.2019 N 147-пп.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца привлечены Валова Н.И., Галявин П.А., Митрофанова В.А., Митрофанов Е.П., Гурьянов М.В., Гурьянов В.М., Дубенкина А.М., Гурьянова Н.А. Заморозная Т.М., Глухов А.А., Трофименко Т.З., Степанова Г.В., Смирнова О.П., Литвиненко В.И., Добрынин М.В.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в судебное заседание, о месте и времени которого ответчик уведомлен надлежащим, образом не явился. В отзыве на исковое заявление глава администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, указав, что исковые требования прокурора администрация признает, о последствиях признания иска ответчик осведомлен.

Третье лицо Валова Н.И. полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что проживает в в ЕАО. Стены в подъезде дома, в квартире лопаются, появляются трещины, в подвале вода.

Третье лицо Гурьянов М.В. полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению. В судебном заседании пояснил, что проживает в в ЕАО. В квартире, в подъезде дома разрушаются стены, лестничные площадки, трескаются несущие стены.

Третье лицо Добрынин В.М. полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что в его квартире стены связаны железными балками, стены тонкие, в квартире зимой холодно.

Третье лицо Заморозная Т.М. полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Трофименко Т.З. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению Суду пояснила, что проживает в в ЕАО. Квартира расположена на первом этаже, в одной из комнат стены потрескались, когда идет дождь стена намокает.

Третьи лица Глухов А.А., Степанова Г.В., Смирнова О.П., Литвиненко В.И., Галявин П.А., Митрофанова В.А., Митрофанов Е.П. Гурьянов В.М., Дубенкина А.М., Гурьянова Н.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Батуев А.И. полагал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, правительства ЕАО, в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела правительство ЕАО уведомлено своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела третьим лицом не заявлено, возражений относительно исковых требований не поступило.

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.165 ГК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 3,6 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями. Организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п.п.6,8 ч.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. В том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (п.п.8.9 ст.14 ЖК РФ).

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, орган местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органами местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст.32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из авариного жилищного фонда, то собственник помещений в таком доме в силу п.3 ч.2 ст.16 Федерального закона «О Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп. В этой связи, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч.8 ст.32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст.16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения. В соответствии с п.1 ч.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В силу ч.1 ст.16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» программа переселения утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта российской Федерации. Согласно п.2 ч.2 ст.19 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Заявка на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда подается в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение и прогнозного увеличения рассчитанного для этого субъекта, к данной заявке кроме прочих документов прилагается региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона. Из письменных материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии Известковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома № и по в ЕАО признаны аварийными и подлежащими реконструкции. Согласно заключениям эксперта автономной некоммерческой организации «Центр судебных экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ, домам и по в присвоена категория технического состояния - аварийное, характеризующегося повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и потери устойчивости объекта. Решением Арбитражного суда ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ по иску администрации Облученского муниципального района к ИП ФИО на ответчика возложена обязанность совершить действия по приведению жилых домов и , расположенных по в , в соответствие с нормативными требованиями и проектной документацией, которые включали в себя 14 пунктов различных видов работ. В соответствии с определением суда Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , администрация Облученского муниципального района обязана переселить жильцов дома № , по в ЕАО, в жилые помещения, пригодные для проживания, до устранения причин, препятствующих проживанию в данных домах и создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также ограничить доступ к домам и по в ЕАО. Заключениями межведомственной комиссии «Об оценке соответствия помещений многоквартирного дома требованиям, установленным в положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» при правительстве Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома № и по в признаны аварийными и подлежащими сносу. При обследовании жилых домов и экспертами были выявлены многочисленные дефекты несущих конструкций зданий. Общее техническое состояние несущих конструкций зданий, отягощенное сейсмическими условиями территории застройки, оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Техническое состояние жилых домов представляет серьезную угрозу жизни и здоровью его жильцов. При текущем состоянии несущих конструкций здания безопасная эксплуатация жилых домов невозможна. Решениями межведомственной комиссии администрации МО «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ и жилые дома № и по в ЕАО признаны аварийными и подлежащими сносу. Распоряжением администрации Известковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в ранее изданные распоряжения о признании вышеобозначенных жилых домов аварийными, подлежащими сносу и устанавливающих срок переселения граждан из домов и по в внесены изменения, в соответствии с которыми срок переселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Судом так же установлено, что на дату рассмотрения дела судом жилые помещения № в в и жилые помещения № в являются собственностью муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО. Остальные жилые помещения находятся в собственности граждан Валовой Н.И., Галявина П.А., Митрофановой В.А., Митрофанова Е.П., Гурьянова М.В., Гурьянова В.М., Дубенкиной А.М., Гурьяновой Н.А. Заморозной Т.М., Глухова А.А., Трофименко Т.З., Степановой Г.В., Смирновой О.П., Литвиненко В.И., Добрынина М.В. До настоящего времени жильцы указанных домов в иные, пригодные для проживания, жилые помещения не переселены, продолжают проживать в домах, техническое состояние которых аварийное. В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 09.08.2013 N 383-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании, реализации государственных программ Еврейской автономной области и проведения оценки эффективности их реализации" правительством Еврейской автономной области утверждена «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" на период 2019 - 2025 годов. Постановлением администрации Известковского городского поселения от 14.05.2019 № 78 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 на период 2019-2025 годов на территории муниципального образования «Известковское городское поселение» Решение органа местного самоуправления о признании многоквартирных жилых домов по адресу: и аварийными и подлежащими сносу принято после ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи в муниципальную адресную программу Известковского городского поселения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, а соответственно и в Региональную адресную программу Еврейской автономной области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 указанные дома не включены. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что вышеобозначенные многоквартирные жилые дома имели признаки аварийности до 01.01.2017, причиной аварийности послужили грубые нарушения застройщика при их возведении, следовательно, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя срок для исполнения ответчиком возлагаемой обязанности, суд, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ, принимая во внимание позицию ответчика, согласившегося с исковыми требованиями, полагает предложенный прокурором срок разумным и достаточным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно ст. 333.36 п. 1 п.п. 9,19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего иска, не подлежит взысканию с административного ответчика администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, как органа местного самоуправления городского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 103, 206, 194-198, 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО о понуждении к исполнению определенных действий, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Известковское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить дома № и по в в муниципальную программу «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года» на период 2019-2025 годов на территории муниципального образования «Известковское городское поселение», для дальнейшего включения в государственную программу «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на период 2019 - 2025 годов, утвержденную постановлением правительства ЕАО от 24.05.2019 N 147-пп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.В. Суржикова

мотивированное решение изготовлено 30 мая 2022 года