НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Обливского районного суда (Ростовская область) от 29.09.2020 № 2-220/20

Дело № 2-220/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2020 года ст. Обливская, Ростовская область

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.Л.,

при секретаре Антошкиной С.А.,

с участием истца Крахмаловой О.Н.; представителя ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Морозовском районе Ростовской области (межрайонное) (ИНН ) – Алимовой Т.А.; представителя третьего лица – Муниципального бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Советского района (ИНН ) – Чернышовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крахмаловой О.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Морозовском районе Ростовской области (межрайонное) (ИНН ) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж,

установил:

Крахмалова О.Н. (истец) обратилась в Обливский районный суд Ростовской области к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Морозовском районе Ростовской области (межрайонное) (далее – ответчик, УПФР) с иском, в котором просит:

- признать незаконным решение УПФР от 21.04.2020 года об отказе в назначении пенсии в части отказа во включении в специальный трудовой стаж истца периодов работы с 16.08.1993 года по 01.12.1994 года (в должности медицинской сестры в отделении социальной помощи на дому при Советском райсобесе Советского сельского района), с 02.12.1994 года по 31.10.1999 года (в должности патронажной медицинской сестры в Советском ЦСО Советского сельского района Ростовской области), с 04.10.2007 года по 07.11.2007 года, с 04.12.2012 (видимо, имелось в виду 04.10.2012) года по 07.11.2012 года, с 07.09.2017 года по 10.10.2017 года (периоды нахождения на курсах повышения квалификации);

- признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с 16.08.1993 года по 01.12.1994 года (в должности медицинской сестры в отделении социальной помощи на дому при Советском райсобесе Советского сельского района), с 02.12.1994 года по 31.10.1999 года (в должности патронажной медицинской сестры в Советском ЦСО Советского сельского района Ростовской области), с 04.10.2007 года по 07.11.2007 года, с 04.12.2012 (видимо, имелось в виду 04.10.2012) года по 07.11.2012 года, с 07.09.2017 года по 10.10.2017 года (периоды нахождения на курсах повышения квалификации).

В обоснование иска Крахмалова О.Н. указала, что работала с 16.08.1993 года по 01.12.1994 года в должности медицинской сестры в отделении социальной помощи на дому при Советском райсобесе Советского сельского района Ростовской области, с 02.12.1994 года по 31.10.1999 года - в должности патронажной медицинской сестры в Советском ЦСО Советского сельского района Ростовской области.

Также истец указала, что с 04.10.2007 года по 07.11.2007 года, с 04.12.2012 (видимо, имелось в виду 04.10.2012) года по 07.11.2012 года, с 07.09.2017 года по 10.10.2017 года находилась на курсах повышения квалификации, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Истец указывает, что решением УПФР от 21.04.2020 ей отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости по причине отсутствия на момент обращения - с 08.04.2020 года - специального стажа работы в сельской местности, с учетом льготного исчисления стаж составил 22 года 02 месяца 2 дня (так по тексту), при этом вышеуказанные спорные периоды не засчитаны в специальный стаж. Данный отказ в части незачета спорных периодов работы в льготный стаж истец полагает незаконным.

Крахмалова О.Н. ссылается на то, что в период работы медицинской сестрой в отделении социальной помощи на дому при Советском райсобесе и патронажной медсестрой в Советском ЦСО наименование должности истца и ее должностные обязанности полностью соответствовали обязанностям медсестры патронажного учреждения здравоохранения.

Истец указывает, что осуществляла уход и наблюдение за пожилыми людьми, состоящими на учете в ЦСО, частично утратившими способность к самообслуживанию и нуждающимися в постороннем уходе, оказывала доврачебную помощь на дому, осуществляла наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан, проводила мероприятия, направленные на профилактику обострений хронических заболеваний, данную работу выполняла по согласованию с учреждениями здравоохранения, которые обеспечивали медицинским инструментарием, медикаментами, перевязочным материалом, спиртом для выполнения инъекций.

Истец указывает, что Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусматривалось назначение льготной пенсии врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности и учреждения.

Также истец ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", которым предусмотрен средний медицинский персонал – патронажная медицинская сестра.

Истец сослалась на п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и на ст. 81 Закона от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", регулировавшую пенсионное обеспечение в части медицинских работников до 01.11.1999 года.

Кроме того, по мнению истца, ответчик неправомерно не включил в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Истец настаивает, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время которой работник направлялся на курсы, исчисление стажа в эти периоды следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность (т. 1 л.д. 4-7).

В судебном заседании истец Крахмалова О.Н. исковые требования поддержала, указав на допущенную в просительной части иска описку – «04.12.2012» - вместо «04.10.2012». Дополнительно пояснила, что в спорный период работы в ЦСО осуществляла лечебную и лечебно-профилактическую деятельность в отношении подопечных ЦСО, а именно: врачебные манипуляции по исполнению назначений врача, в т.ч. инъекции, обработку ран, перевязки, доставку лекарств, выписку рецептов, оформление подопечных в дома престарелых, консультации подопечных и сопровождение подопечных в больницу, вела отчетность и занималась медицинской профилактикой. Указала, что работала в ЦСО Советского района Ростовской области в должности патронажной медицинской сестры 8 разряда отделения социальной помощи на дому, на 1 ставку. График работы был установлен с 9.00 до 17.00, было установлено посещение 4-х обслуживаемых лиц ежедневно, фактически могло быть больше посещений. Штатным расписанием была предусмотрена вторая медсестра. Совместительство не оформлялось. Обслуживаемые лица посещались ею на дому, стационарное отделение в ЦСО отсутствует. Кроме того, один раз в месяц она должна была выезжать в другие населенные пункты муниципального района для посещения обслуживаемых лиц.

Присутствующая в судебном заседании представитель ответчика Алимова Т.А. просит отказать в удовлетворении иска как необоснованного. Одновременно указала, что сложившейся судебной практикой предусмотрен зачет в специальный стаж периодов повышения квалификации.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - Муниципального бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Советского района (ЦСО Советского района) Чернышова Т.В. просит удовлетворить иск. Подтвердила пояснения истца. Указала, что основным видом деятельности ЦСО является оказание социально-бытовых услуг.

Заслушав стороны, представителя третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что истец Крахмалова О.Н. родилась 03.03.1970 года, что подтверждается копией паспорта гражданина России (т. 1 л.д. 12).

Из трудовой книжки истца и распечатки данных о стаже установлено и ответчиком не оспаривается, что истец работала: с 04.08.1989 года по 08.07.1990 года – заведующей Петровским медпунктом; с 09.07.1990 года по 10.08.1993 года – медицинской сестрой в Советской больнице Ростовской области (Советской ЦРБ); с 16.08.1993 года по 30.11.1994 года – медицинской сестрой отделения социальной помощи на дому, при Советском райсобесе; с 01.12.1994 года по 31.10.2002 года – в порядке перевода - патронажной медсестрой 8 разряда в ЦСО Советского района Ростовской области; с 27.11.2002 года по настоящее время – палатной медицинской сестрой хирургического отделения МБУЗ ЦРБ Обливского района (т. 1 л.д. 22-25, 48-53).

08.04.2020 года Крахмалова О.Н. обратилась в УПФР с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон N 400-ФЗ) (т. 1 л.д. 41-43).

Решением УПФР от 21.04.2020 года истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку совокупный стаж работы истца в условиях, дающих основание на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотренное п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, на 08.04.2020 года составляет 22 года 02 месяца и 23 дня. При этом истцу не засчитаны в стаж работы, дающий основание для досрочного пенсионного обеспечения, периоды работы:

- с 16.08.1993 года по 01.12.1994 года – в должности медсестры в отделении социальной помощи на дому при Советском райсобесе – на основании сведений трудовой книжки;

- с 02.12.1994 года по 31.10.2002 года – в должности патронажной медсестры ЦСО Советского района Ростовской области – на основании сведений трудовой книжки;

- с 04.10.2007 года по 07.11.2007 года, с 04.10.2012 года по 07.11.2012 года, с 07.09.2017 года по 10.10.2017 года – курсы повышения квалификации, как не связанные с выполнением должностных обязанностей (т. 1 л.д. 9-11, 36-38).

Истец оспаривает данное решение УПФР в части отказа в зачете в специальный стаж периодов работы с 16.08.1993 года по 31.10.1999 года, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 04.10.2007 года по 07.11.2007 года, с 04.10.2012 года по 07.11.2012 года, с 07.09.2017 года по 10.10.2017 года.

Невключение в специальный стаж периода работы в должности патронажной медсестры ЦСО Советского района Ростовской области с 01.11.1999 года по 31.10.2002 года истцом не оспаривается.

Закон N 400-ФЗ различает два вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение: это страховой стаж (статьи 3, 8) и стаж на соответствующих видах работ, дающий определенным категориям граждан право на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона N 400-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ). Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Закона N 400-ФЗ.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Аналогичные положения предусматривались и пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

В силу положений ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).

В п. п. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", в соответствии с которыми в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел. связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежит представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте вышеназванных Правил.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. При этом право на досрочную пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п. 1 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953).

Спорные периоды работы не были включены в специальный стаж истца со ссылкой на "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015.

Разрешая заявленные исковые требования в части отказа во включении в специальный стаж истца периодов работы с 16.08.1993 года по 31.10.1999 года, суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ).

Письмом Министерства труда Российской Федерации от 05.01.2003 N 30-ГК утверждена номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Согласно данной Номенклатуре, в перечень специализированных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов включены учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, к последним относится, в том числе, центр (отделение) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. При этом центр (отделение) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение (отделение), предназначенное для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (утратившего силу с 01.01.2015) социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относилось, в том числе, содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации.

Как установлено из материалов дела, 01.02.1991 года постановлением Главы администрации Советского (сельского) района Ростовской области с 20.01.1991 года организован Отдел социальной защиты населения при Администрации Советского района. Данный отдел включал в себя одно отделение социальной помощи на дому.

Постановлением Главы администрации Советского (сельского) района Ростовской области от 10.10.1994 принято решение об открытии с 01.11.1994 года центра социального обслуживания с дневным пребыванием на 30 человек (т. 1 л.д. 167, 71). По информации ЦСО Советского района от 28.07.2020 года, Советский Центр социального обслуживания населения являлся правопреемником Отделения социальной помощи на дому при Советском райсобесе (т. 1 л.д. 122).

Данный ЦСО с 31.12.1998 года переименован в Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Советского района, последнее с 10.10.2011 года переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Советского района, что подтверждается справкой третьего лица (т. 1 л.д. 71).

Согласно свидетельству о государственной регистрации предприятия от 31.12.1998 года, выданному Администрацией Советского (с) района, видами деятельности Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Советского района являлось оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и других услуг нуждающимся в них гражданам (т.1 л.д. 230).

Приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.07.1993 было утверждено Примерное положение о Центре социального обслуживания. Как установлено данным Положением, Отделение социальной помощи на дому Центра социального обслуживания оказывает социально-бытовые услуги пенсионерам и инвалидам в надомных условиях, в том числе содействует в получении необходимой медицинской помощи (т. 1 л.д. 232-236).

Из Положения о Муниципальном бюджетном учреждении «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Советского района, утвержденного 04.10.2011 года, усматривается, что Отделение социального обслуживания на дому (ОСО) создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса (п. 6.2.1). Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в областной перечень гарантированных государством социальных услуг, а также, по их желанию, дополнительных социальных услуг, не сходящих в перечень гарантированны (п. 6.2.3) (т. 1 л.д. 170-182).

Таким образом, оказание медицинской помощи не являлось и не является основным направлением деятельности ЦСО, деятельность данного учреждения, и конкретно Отделения социального обслуживания на дому, направлена на оказание различных видов социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства труда и социального развития Ростовской области, не является медицинским лечебным учреждением.

Возникновение права на досрочное назначение пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в определенных должностях и учреждениях.

Приказом Минздрава России от 06 августа 2013 года N 529н утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В данный перечень учреждений здравоохранения центры социальной помощи не включены.

Наличие у ЦСО отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и лицензий на медицинскую деятельность с 2011 года (т. 1 л.д. 125-127), не дают основания считать, что ЦСО относится к учреждениям здравоохранения, поскольку оно осуществляет лишь отдельные виды медицинской деятельности, и такая деятельность не является его основной (уставной) деятельностью.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.12.2015 N 2991-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству - трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (а с 1 января 2015 года страховой пенсии по старости) связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Согласно копии штатного расписания Советского ЦСО за 1995 год, в отделении социальной помощи на дому были предусмотрены 2 единицы патронажной медсестры 8 разряда (т. 1 л.д. 197-198). Согласно копии штатного расписания Советского ЦСО за 1996 год, в двух отделениях социальной помощи на дому были предусмотрены 3 должности патронажной медицинской сестры 8 разряда (1 ставка, 0,5 ставки и 0,5 ставки) (т. 1 л.д. 184-188). Согласно копии штатного расписания Советского ЦСО за 1997 год, в отделении социальной помощи на дому было предусмотрено 2 единицы патронажной медсестры 8 разряда (т. 1 л.д. 189-192). Согласно копии штатного расписания Советского ЦСО за 1998 год, в отделении социальной помощи на дому было предусмотрено 3 единицы патронажной медсестры 8 разряда (т. 1 л.д. 199-202). Согласно копии штатного расписания Советского ЦСО за 1999 год, в отделении социальной помощи на дому было предусмотрено 3 единицы патронажной медсестры 8 разряда (т. 1 л.д. 193-196).

В судебном заседании из пояснений истца и представителя третьего лица установлено, что в 1994-1999 гг. Крахмалова О.Н. работала патронажной сестрой 8 разряда, на 1 ставку, исключительно в отделении социальной помощи на дому.

Стационарное отделение в ЦСО Советского района учредительными документами и штатными расписаниями не предусмотрено.

Из письма ЦСО Советского района от 25.09.2020 года установлено, что за Крахмаловой О.Н. было закреплено: в 1994 г. – 80 подопечных, в т.ч. 22 инвалида, в 1995-1999 гг. – по 120 человек подопечных, в том числе 24 инвалида, при этом график работы состоял в посещении только 4-х человек ежедневно (т. 1 л.д. 248-249).

По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы с 16.08.1993 года по 31.10.1999 года отражены без указания кода льготных условий труда.

Таким образом, материалами дела не подтверждена постоянная занятость истца в течение полного рабочего дня медицинским обслуживанием больных в Отделении социальной помощи на дому ЦСО. Оснований для включения времени нахождения в пути к обслуживаемым лицам в занятость по медицинской деятельности не имеется.

Должностной инструкцией патронажной медсестры ЦСО Советского района предусматривалось, что должностные обязанности истца в период ее работы патронажной медсестрой по 31.10.1999 года заключались в следующем: ведение медкарт, знание основных заболеваний обслуживаемых; осуществление ухода за больными, обслуживаемыми Центром; оказание доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение в медучреждение; проведение профилактических осмотров каждого обслуживаемого, с санитарным обследованием жилого помещения не менее 1,5-2 раза в квартал, по 3-4 человека обслуживаемых ежедневно; проведение лечебно-профилактической работы среди обслуживаемых и социальных работников; ведение контроля за состоянием санитарных книжек социальных работников; ведение отчетной и учетной документации; обеспечение своевременного получения и сохранения медикаментов, ведение их учета; обеспечение правильного выполнения врачебных назначений (т. 1 л.д. 129-130).

Такие обязанности патронажной медсестры ЦСО, как проведение медицинских процедур в виде инъекций лекарственных препаратов, компрессов, перевязок, обработки пролежней и ран, выполнение очистительных клизм, забора материалов для проведения лабораторных исследований, предусматривались должностной инструкцией, утвержденной после увольнения истца - директором ЦСО Реуцким С.В., назначенным на должность в 2005 году (т. 1 л.д. 32-35, 221). То есть, данная должностная инструкция является неотносимым доказательством по делу.

Таким образом, факт выполнения истцом в период с 16.08.1993 года по 31.10.1999 года медицинских процедур в виде инъекций лекарственных препаратов, компрессов, перевязок, обработки пролежней и ран, выполнение очистительных клизм, забора материалов для проведения лабораторных исследований, материалами дела не подтвержден.

Истец не оспаривала того, что в ЦСО имелась, наряду с должностью патронажной медицинской сестры, также и должность медицинской сестры. Совместительство истцом отрицается.

Выполняемая Крахмаловой О.Н. работа в должности патронажной медсестры с 01.12.1994 года по 31.10.1999 года не предусмотрена как в п. 8 Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 определяющем перечень центров, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, так и в п. 31 Списка, содержащим перечень учреждений социального обслуживания, а также ранее действующими Списками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Таким образом, деятельность истицы по социальному обслуживанию в спорный период не может быть отнесена к медицинской деятельности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Кроме того, истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт льготной работы Крахмаловой О.Н. в Советском райсобесе, а именно: приказы, распоряжения, штатное расписание, должностная инструкция, из которых возможно установить льготный характер работы истца.

При таких обстоятельствах, основания для включения в льготный стаж Крахмаловой О.Н. периодов работы с 16.08.1993 года по 31.10.1999 года не имеется.

Вместе с тем, согласно действующему законодательству (Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности"), повышение квалификации является обязательным условием для осуществления медицинской деятельности.

Ввиду изложенного работодатель обязан проводить повышение квалификации медицинских работников, поскольку это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности.

В этой связи период нахождения медицинского работника на курсах повышения квалификации является периодом работы, подлежащим включению в специальный стаж.

В период нахождения на курсах повышения квалификации Крахмалова О.Н. продолжала состоять с работодателем – МБУЗ ЦРБ Обливского района - в трудовых правоотношениях, ей в эти периоды начислялась заработная плата, отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, в связи с этим периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

С учетом изложенного выше, подлежат включению в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 04.10.2007 года по 07.11.2007 года, с 04.10.2012 года по 07.11.2012 года, с 07.09.2017 года по 10.10.2017 года, а всего - 3 месяца 09 дней. Решение УПФР от 21.04.2020 об отказе во включении в специальный стаж истца периодов с 04.10.2007 года по 07.11.2007 года, с 04.10.2012 года по 07.11.2012 года, с 07.09.2017 года по 10.10.2017 года является незаконным.

Принимая во внимание, что включенные судом периоды работы в стаж дающий право на установление досрочной страховой пенсии не дают необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иных истцовых требований, заявленных Крахмаловой О.Н. к УПФР.

При подаче иска истец уплатила государственную пошлину в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк от 29.06.2020 (т. 1 л.д. 8).

Поскольку факт включения в льготный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации не повлиял на разрешение основного требования о признании права на досрочное назначение страховой пенсии и не может свидетельствовать о том, что судебный акт принят в пользу истца, оснований для взыскания с УПФР в пользу Крахмаловой О.Н. судебных расходов по уплате государственной пошлины по правилам ч. 1 ст. 98 ГПК РФ не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Обливский районный суд Ростовской области

решил:

исковые требования Крахмаловой О.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Морозовском районе Ростовской области (межрайонное) от 21.04.2020 в части отказа во включении в специальный стаж Крахмаловой О.Н. периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 04.10.2007 года по 07.11.2007 года, с 04.10.2012 года по 07.11.2012 года, с 07.09.2017 года по 10.10.2017 года.

Включить в специальный стаж Крахмаловой О.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 04.10.2007 года по 07.11.2007 года, с 04.10.2012 года по 07.11.2012 года, с 07.09.2017 года по 10.10.2017 года.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья________________

Решение в окончательной форме изготовлено 1 октября 2020 года.