НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Обливского районного суда (Ростовская область) от 01.09.2022 № 2А-284/2022

Дело № 2а-284/2022

УИД 61RS0046-01-2022-000621-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 сентября 2022 г. ст. Обливская, Ростовская область

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.Л.,

при секретаре Шевченко Н.В.,

с участием: старшего помощника прокурора Обливского района Любимовой О.В.; представителя Собрания депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области Антонова А.В.; представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Александровское сельское поселение» Обливского района Ростовской области Дашкова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Обливского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Александровское сельское поселение» к Собранию депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области (ОГРН: 1056124003836, ИНН: 6124005820) о признании незаконным и отмене решения об отсутствии конфликта интересов, признании наличия конфликта интересов, возложении обязанности,

установил:

27 июня 2022 г. прокурор Обливского района Ростовской области обратился в Обливский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Александровское сельское поселение» к Собранию депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области (далее - административный ответчик, Собрание депутатов), указав, что прокуратурой Обливского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что с 12 октября 2021 г. председателем Собрания депутатов является Гайрабекова Т.М., которая с 1 января 2007 г. одновременно занимает должность директора МБУК «Александровский центральный сельский клуб», где получает от работодателя в лице Главы администрации указанного поселения заработную плату и выплаты стимулирующего характера. Учредителем и собственником имущества МБУК «Александровский ЦСК» является Администрация муниципального образования «Александровское сельское поселения» Обливского района Ростовской области (далее – Администрация поселения, Администрация Александровского сельского поселения). Назначение Гайрабековой Т.М. на должность директора МБУК «Александровский ЦСК» произведено распоряжением Главы Администрации Александровского сельского поселения.

В свою очередь, как указывает прокурор, Уставом муниципального образования «Александровское сельское поселение» предусмотрено, что контракт с Главой администрации указанного поселения заключается председателем Собрания депутатов, контроль за исполнением Главой администрации поселения полномочий по решению вопросов местного значения отнесен к исключительной компетенции Собрания депутатов.

По мнению прокурора, личная заинтересованность Гайрабековой Т.М. в получении доходов от подконтрольного ей, как председателю Собрания депутатов, Главы администрации поселения, порождает конфликт интересов. Однако Гайрабекова Т.М. до настоящего времени не приняла меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не уведомила Собрание депутатов об имеющем место конфликте интересов.

Кроме того, как указывает прокурор, Сиволобова А.Г., работающая уборщиком служебных помещений в Администрации Александровского сельского поселения, 30 сентября 2021 г. избрана депутатом Собрания депутатов.

30 ноября 2021 г. Сиволобова А.Г. принимала участие в принятии Собранием депутатов решения «Об утверждении Положения об оплате труда работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности Администрации Александровского сельского поселения, и обслуживающего персонала Администрации Александровского сельского поселения». Данное Положение непосредственно затрагивает интересы Сиволобовой А.Г.

Однако Сиволобова А.Г. не уведомила Собрание депутатов об имеющем место конфликте интересов, меры по предотвращению данного конфликта также не предприняла.

Прокурор указал, что 30 марта 2022 г. им внесено представление в адрес Собрания депутатов, с требованием рассмотреть вопрос об ответственности депутатов Гайрабековой Т.М. и Сиволобовой А.Г. в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В ответ Гайрабекова Т.М. сообщила об отсутствии конфликта интересов.

Кроме того, согласно протоколу Собрания депутатов от 8 апреля 2022 г., депутаты проголосовали за отсутствие конфликта интересов при осуществлении полномочий Гайрабековой Т.М. и Сиволобовой А.Г.

В связи с указанными обстоятельствами, прокурор просил:

- признать незаконным и отменить решение Собрания депутатов (протокол от 8 апреля 2022 г. № 28) заседания Собрания депутатов по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности, об отсутствии конфликта интересов в действиях председателя Собрания депутатов Гайрабековой Т.М. и депутата Сиволобовой А.Г.;

- обязать Собрание депутатов принять решение об ответственности председателя Собрания депутатов Гайрабековой Т.М. и депутата Сиволобовой А.Г. в соответствии с требованиями части 1 статьи 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», части 10.1 статьи 40 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в виде досрочного прекращения полномочий (л.д. 6-10).

В ходе рассмотрения дела прокурор Обливского района 15 июля 2022 г. представил в суд уточненное административное исковое заявление, в котором просит:

- признать незаконным и отменить решение Собрания депутатов, принятое в форме протокола от 8 апреля 2022 г. № 28 заседания Собрания депутатов по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности, об отсутствии конфликта интересов в действиях председателя Собрания депутатов Гайрабековой Т.М. и депутата Сиволобовой А.Г.;

- признать в действиях председателя Собрания депутатов Гайрабековой Т.М. и депутата Сиволобовой А.Г. конфликт интересов;

- обязать Собрание депутатов принять решение об ответственности председателя Собрания депутатов Гайрабековой Т.М. и депутата Сиволобовой А.Г. в соответствии с требованиями части 1 статьи 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», части 10.1 статьи 40 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в виде досрочного прекращения полномочий (л.д. 163-167).

Уточнение требований судом принято 20 июля 2022 г. (л.д. 184).

В судебном заседании старший помощник прокурора Обливского района Любимова О.В. уточненный иск поддержала.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности – Антонов А.В. просит отказать в удовлетворении уточненных требований прокурора, так как отсутствует личная заинтересованность и конфликт интересов между депутатами Гайрабековой Т.М., Сиволобовой А.Г., с одной стороны, и Главой Администрации Александровского сельского поселения, с другой стороны.

Также в судебном заседании представитель административного ответчика Антонов А.В. поддержал доводы представленных в дело письменных возражений, где просит отказать в удовлетворении требований прокурора, так как последним пропущен срок на подачу уточненного заявления в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Представитель административного ответчика Антонов А.В. указал, что о факте нарушения прокуратуре стало известно при проведении проверки 30 марта 2022 г., в то время как с уточненным заявлением прокурор обратился в суд только 14 июля 2022 г. (так по тексту), уважительной причины пропуска указанного срока не имеется. Кроме того, в письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика Антонов А.В. указал, что Собрание депутатов – коллегиальный орган местного самоуправления, в силу чего Гайрабекова Т.М. лишена возможности единолично контролировать Главу Администрации поселения. Гайрабекова Т.М. занимает должность председателя Собрания депутатов на непостоянной основе, вознаграждение за выполнение указанной работы не получает, исполняет свои обязанности объективно и беспристрастно. Решение «Об утверждении Положения об оплате труда работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности Администрации Александровского сельского поселения, и обслуживающего персонала указанной Администрации, было принято Собранием депутатов в коллегиальном порядке, при этом голос Сиволобовой А.Г. решающего значения не имел, Сиволобова А.Г. не принимала участие в разработке проекта указанного решения. Кроме того, должность Сиволобовой А.Г. как уборщика служебных помещений не является должностью муниципальной службы, следовательно, на Сиволобову А.Г. не распространяются требования законодательства, установленные в целях противодействия коррупции. Закон не предоставляет право прокурору выступать с инициативой о применении мер ответственности за нарушение запретов, установленных в целях противодействия коррупции (л.д. 126-133, 190-193, 194-195).

В судебное заседание представитель административного ответчика Гайрабекова Т.М. (одновременно – заинтересованное лицо по делу) не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, об отложении рассмотрения дела не просила, в телефонограмме просила разрешить дело по усмотрению суда (л.д. 214).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Администрации Александровского сельского поселения Дашков Д.А. просит отказать в удовлетворении уточненного административного искового заявления по доводам, изложенным представителем административного ответчика Антоновым А.В.. Пояснил, что Гайрабекова Т.М. в настоящее время является директором МБУК «Александровский ЦСК», Сиволобова А.Г. в настоящее время работает в Администрации поселения уборщиком служебных помещений.

В судебное заседание заинтересованное лицо Сиволобова А.Г. не явилась, извещена, об отложении рассмотрения дела не просила, об уважительности причины неявки не сообщила, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 174-175), отношение к делу не выразила.

Явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась.

Помощник прокурора в судебном заседании настаивает, что срок обращения с заявлением в суд не пропущен.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Заслушав присутствующих лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что распоряжением Главы Администрации Александровского сельского поселения от 29 декабря 2006 г. Гайрабекова Т.М. назначена на должность директора МБУК «Александровский центральный сельский клуб» с 1 января 2007 г. (л.д. 26).

Согласно Уставу МБУК «Александровский центральный сельский клуб», учредителем и собственником имущества указанного МБУК является Администрация поселения (п. 3.1). Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: принимает решение о назначении и назначает руководителя МБУК (п. 7.8.14), применяет к руководителю МБУК меры поощрения и дисциплинарного взыскания (п.п. 7.8.17, 7.8.18), ведет и хранит трудовую книжку руководителя (п. 7.8.21). Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: рассматривает и утверждает план финансово-хозяйственной деятельности МБУК, отчеты МБУК, в том числе бухгалтерские, отчеты о деятельности МБУК и об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности МБУК (п. 7.8.2) (л.д. 30-44).

Глава Администрации поселения утвердил штатное расписание МБУК «Александровский ЦСК» (л.д. 62,63).

Согласно Положению об Администрации поселения, указанная администрация является главным распорядителем средств бюджета поселения, предусмотренных на реализацию возложенных на Администрацию полномочий. Одним из полномочий Администрации поселения является создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (л.д. 54-56).

Согласно ведомостям начислений и выплат, Гайрабекова Т.М. получает заработную плату в качестве руководителя МБУК «Александровский ЦСК» (л.д. 57-61).

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Обливского района Ростовской области от 30 сентября 2021 г. № 25-1 Гайрабекова Т.М. и Сиволобова А.Г. зарегистрированы в качестве депутатов Собрания депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области пятого созыва (л.д. 24-25).

Решением Собрания депутатов от 12 октября 2021 г. № 1 председателем указанного Собрания депутатов избрана Гайрабекова Т.М. (л.д. 74).

Согласно ст. 7 Регламента Собрания депутатов, председатель Собрания депутатов является одновременно и Главой Александровского сельского поселения (л.д. 75).

Распоряжением Главы Администрации поселения от 27 сентября 2021 г. Сиволобова А.Г. назначена на должность уборщика служебных помещений и истопника Администрации Александровского сельского поселения (л.д. 65).

Решением Собрания депутатов от 30 ноября 2021 г. № 16 утверждено «Положение об оплате труда работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности Администрации Александровского сельского поселения, и обслуживающего персонала Администрации Александровского сельского поселения» (л.д. 68-71). Решением Собрания депутатов от 30 декабря 2021 г. № 21 А в указанное решение внесены изменения (л.д. 73). Согласно протоколов заседаний Собрания депутатов от 30 ноября 2021 г. (л.д. 204-205) и от 30 декабря 2021 г. (л.д. 207 оборот - 208), Сиволобова А.Г. присутствовала на заседаниях Собрания депутатов, в числе других депутатов голосовала за принятие соответствующих решений.

Прокуратурой Обливского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе проверки установлены нарушения, указанные в административном иске. По результатам проверки старшим помощником прокурора Обливского района оформлена справка от 30 марта 2022 г. (л.д. 20-23).

30 марта 2022 г. прокуратура Обливского района внесла представление в адрес Собрания депутатов, прокурор потребовал:

- рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района на ближайшем заседании, принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь указанных в представлении нарушений законодательства о противодействии коррупции, а также к устранению причин и условий, этому способствующих;

- рассмотреть вопрос об ответственности председателя Собрания депутатов Гайрабековой Т.М., депутата Сиволобовой А.Г., предусмотренной статьей 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (л.д. 11-14).

8 апреля 2022 г. состоялось заседание Собрание депутатов по вопросу рассмотрения представления прокурора, по результатам заседания оформлен протокол от 8 апреля 2022 г.

Как следует из содержания указанного протокола, присутствовало 6 депутатов, в том числе Гайрабекова Т.М. и Сиволобова А.Г., докладчиком являлась депутат Донскова Л.В., председательствующим – Гайрабекова Т.М., секретарем - Айларова Л.В.

Донскова Л.В. сообщила Собранию депутатов об отсутствии возможности получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лично друг от друга лицами, указанными в представлении. Донскова Л.В. предложила считать отсутствующим конфликт интересов.

Председательствующий Гайрабекова Т.М. предложила принять к сведению информацию докладчика, о чем проголосовать. Депутаты проголосовали единогласно.

В протоколе отсутствуют сведения об участии прокурора в заседании, либо о том, что прокурор был приглашен, но не явился (л.д. 17-19).

По результатам указанного заседания, 8 апреля 2022 г. Собрание депутатов направило прокурору ответ на представление, где указало на отсутствие возможности получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лично друг от друга лицами, указанными в представлении, а, следовательно, и об отсутствии конфликта интересов. Ответ подписан председателем Собрания депутатов Гайрабековой Т.М. (л.д. 15-16).

Ответ поступил в прокуратуру 13 апреля 2022 г., о чем свидетельствует резолюция прокурора на бланке ответа (л.д. 215-216).

Административный ответчик и представитель Администрации поселения ссылаются на то, что факт нарушения прокуратурой выявлен 30 марта 2022 г., на оспариваемое решение прокуратурой Обливского района Ростовской области на предмет его отмены 30 марта 2022 г. принесен протест, с уточненным административным исковым заявление прокурор обратился в суд 14 июля 2022 г., т.е. за пределами трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Указанные доводы административного ответчика и представителя Администрации поселения суд не принимает как основанные на неверном толковании норм административного судопроизводства.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 5 статьи 138, части 5 статьи 180, части 8 статьи 219 КАС РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Принесенный прокурором протест от 30 марта 2022 г. административным ответчиком оставлен без удовлетворения 8 апреля 2022 г.

Согласно абзацу 3 пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", такие обстоятельства, как предъявление требований в суд прокурором или лицом, указанными в статье 40 КАС РФ, статье 53 АПК РФ, и последующее прекращение производства по делу, либо такие обстоятельства, как предъявление до обращения в суд прокурором лицу, наделенному публичными полномочиями, требований, связанных с пресечением нарушений прав (например, вынесение прокурором представления об устранении нарушений закона), явившихся впоследствии основанием для подачи административного иска (заявления), а также другие подобные обстоятельства, дававшие административному истцу (заявителю) разумные основания полагать, что защита (восстановление) его нарушенных или оспоренных прав будет осуществлена без обращения в суд, могут рассматриваться как уважительные причины пропуска срока обращения в суд (часть 7 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Внесением протеста прокурором принимались меры прокурорского реагирования, направленные на принятие самим административным ответчиком решения об отмене принятого им решения, в чем прокурору было отказано, после чего для прокурора наступал период исчисления процессуальных сроков для обращения в суд. Исходя из смысла и сути обращения прокурора с настоящим административным иском в суд в порядке статьи 39 КАС РФ, начало течения процессуального срока, установленного статьей 219 КАС РФ, определяется исходя из того, когда прокурору стало известно об отказе в удовлетворении его представления, альтернативно поданного в рамках делегированных прокурору полномочий по принятию мер к устранению нарушений действующего законодательства до обращения в суд.

В материалах дела отсутствуют доказательства участия прокуратуры при рассмотрении протеста. Прокурор получил сведения об оставлении протеста без удовлетворения 13 апреля 2022 г.

С первоначальным административным исковым заявлением прокурор обратился в суд 27 июня 2022 г., то есть своевременно, в установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок. Последующее уточнение требований в отношении одного и того же нарушения прав Российской Федерации и муниципального образования с детализацией требований не свидетельствует о несоблюдении трехмесячного срока подачи административного иска.

Кроме того, в данном случае отказ в удовлетворении уточненного заявления прокурора только по мотиву пропуска срока обращения, который прокурором не пропущен, без установления иных обстоятельств, предусмотренные частью 9 статьи 226 КАС РФ, повлечет отказ в защите нарушенных прав Российской Федерации и муниципального образования «Александровское сельское поселение» при обращении прокурора в суд в порядке статьи 39 КАС РФ, что является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства.

Прокурор полагает, что позиция Собрания депутатов, согласно которой полномочия депутатов Гайрабековой Т.М. и Сиволобовой А.Г. досрочно не прекращены, является неправомерной и характеризуется как бездействие, поскольку вопреки требованиям закона Собрания депутатов не приняло мер для досрочного прекращения полномочий депутатов Гайрабековой Т.М. и Сиволобовой А.Г. в порядке, предусмотренном статьей 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

При осуществлении этого надзора прокурор вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления и перед судом вопрос о прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

В силу вышеприведенных норм полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Согласно статье 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Федеральный закон «О противодействии коррупции») под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1). В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2).

В силу статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2). Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5). Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6).

Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (часть 4.1 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции").

Согласно части 5 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусматривается, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

При этом, как указано выше, несоблюдение ограничений, запретов, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции", в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.

Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования, в данном случае – административный ответчик.

Суд считает доводы прокурора, о наличии в действиях депутатов Гайрабековой Т.М. и Сиволобовой А.Г. конфликта интересов, нашедшими подтверждение в ходе рассмотрения дела, поскольку письменными материалами дела подтверждено, что председатель Собрания депутатов – глава сельского поселения Гайрабекова Т.М. одновременно занимает должность директора МБУК «Александровский ЦСК», подконтрольного Главе поселения, получает заработную плату из средств муниципального бюджета поселения.

Уставом муниципального образования «Александровское сельское поселение» предусмотрено, что контракт с Главой Администрации поселения заключается председателем Собрания депутатов – главой сельского поселения (п. 4 ст. 30), контроль за исполнением Главой Администрации поселения полномочий по решению вопросов местного значения отнесен к исключительной компетенции Собрания депутатов (п. 5 ст. 30) (л.д. 86-107).

Также письменными материалами дела подтверждено, что депутат Сиволобова А.Г., работающая уборщиком служебных помещений Администрации поселения, принимала участие в принятии Собранием депутатов Положения об оплате труда работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности Администрации Александровского сельского поселения, и обслуживающего персонала указанной Администрации. Данное положение непосредственно затрагивает права самого депутата Сиволобовой А.Г.

Депутаты Гайрабекова Т.М. и Сиволобова А.Г. не приняли меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого они являются, что в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ то является безусловным и безальтернативным основанием для прекращения их полномочий как депутатов.

Допущенное депутатами Гайрабековой Т.М. и Сиволобовой А.Г. нарушение закона не может расцениваться как малозначительное и несущественное.

Поскольку прокурор обратился в суд с настоящим заявлением к Собранию депутатов в порядке положений КАС РФ, а не по правилам гражданского судопроизводства, депутаты Гайрабекова Т.М. и Сиволобова А.Г. привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в том числе Гайрабекова Т.М. – в качестве второго представителя административного ответчика, суд считает Собрание депутатов надлежащим административным ответчиком и не выносит на обсуждение вопрос о привлечении Гайрабековой Т.М. и Сиволобовой А.Г. к участию в деле в качестве административных ответчиков.

Судом также учтено, что изложенная в обжалуемом решении Собрания депутатов формулировка не содержит императивного вывода о принятом решении по существу представления прокурора, то есть административный ответчик фактически самоустранился от рассмотрения представления прокурора.

С учетом изложенного выше, уточненное заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, Обливский районный суд Ростовской области

решил:

удовлетворить заявление прокурора Обливского района.

Признать незаконным и отменить решение Собрания депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области, принятое в форме протокола от 8 апреля 2022 г. , об отсутствии конфликта интересов в действиях председателя Собрания депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области Гайрабековой Т.М. и депутата Собрания депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области Сиволобовой А.Г.

Признать в действиях председателя Собрания депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области Гайрабековой Т.М. и депутата Собрания депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области Сиволобовой А.Г. конфликт интересов.

Обязать Собрание депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области принять решение об ответственности депутата, председателя Собрания депутатов Александровского сельского поселения Обливского района Ростовской области Гайрабековой Т.М. и депутата Сиволобовой А.Г. в соответствии с требованиями части 1 статьи 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», части 10.1 статьи 40 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в виде досрочного прекращения полномочий.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья______________

Решение суда в окончательной форме изготовлено 5 сентября 2022 г.