НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нытвенского районного суда (Пермский край) от 02.06.2021 № 2А-471/2021

Дело № 2а-471/2021

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июня 2021 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,

при секретаре Старцевой А.А.,

с участием административного ответчика Дьячкова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Пермскому краю к Дьячкову М. С. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Пермскому краю обратилась в суд с административным иском к Дьячкову М.С. о взыскании обязательных платежей в сумме 58 593,57 руб., в том числе: недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 33 139,00 руб.; недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 25 454,57 руб.

В обоснование иска указано, что в 2014 г. Дьячков М.С. представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) за 2013 год, в которой заявил имущественный налоговый вычет на приобретение объекта по адресу: <адрес> сумме документально подтвержденных расходов в размере 259 260,17 руб. По данным налогоплательщика сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 33 703,00 руб. (259 260,17 *13%). В 2015 году Дьячков М.С. представил налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2014 год, в которой подтвердил имущественный налоговый вычет на приобретение объекта в сумме 253 109,05 руб., сумма налога к возврату составила 32 904,00 руб. В 2016 году Дьячков М.С. представил налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2015 год, в которой подтвердил имущественный налоговый вычет на приобретение объекта в сумме 333 213,97 руб., сумма налога к возврату составила 43 318,00 руб. В 2017 году Дьячков М.С. представил налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2016 год, в которой подтвердил имущественный налоговый вычет на приобретение объекта в сумме 29 416,81 руб. и имущественный налоговый вычет на погашение процентов по кредиту в сумме 280 085,06 руб., сумма налога к возврату составила 40 235,00 руб. В 2018 году Дьячков М.С. представил налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2017 год, в которой подтвердил имущественный налоговый вычет на приобретение объекта в сумме 357 421,86 руб., сумма налога к возврату составила 46 465,00 руб. В 2019 году Дьячков М.С. представил налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2018 год, в которой подтвердил имущественный налоговый вычет на приобретение объекта в сумме 285 293,98 руб., и имущественный налоговый вычет на погашение процентов по кредиту в сумме 88 710,34 руб., сумма налога к возврату составила 48 621,00 руб.

Таким образом, за 2013-2018 гг. Дьячкову М.С. были подтверждены имущественный налоговый вычет на приобретение объекта недвижимого имущества в сумме 1 517 715,84 руб. и имущественный налоговый вычет на погашение процентов по кредиту в сумме 368 795,40 руб. На основании представленных деклараций Дьячкову М.С. был возвращен налог на доходы физических лиц за 2013-2018 гг. в сумме 245 246,00 руб.

Однако согласно документам, представленным Дьячковым М.С. в подтверждение имущественного налогового вычета, доля расходов налогоплательщика, направленных на приобретение объекта недвижимого имущества составила 1 345 544,26 руб., из которых 875 000,00 расходы на приобретение объекта и 470 544,26 руб. на погашение процентов по кредиту. Соответственно общая сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составляет 174 921,00 руб. (1 345 544,26 * 13 %). Денежные средства в сумме 70325,00 руб. (245246,00-174921,00) возвращены Дьячкову М.С. ошибочно.

Ввиду указанного, 04.09.2020 Дьячков М.С. представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2017, 2018 гг. В уточненной налоговой декларации за 2017 г. Дьячков М.С. указал сумму налога, исчисленную к уплате, в размере 33 139,00 руб., сумму налога, подлежащую возврату из бюджета, в размере 13 326,00 руб. В уточненной налоговой декларации за 2018 г. Дьячков М.С. указал сумму налога, исчисленную к уплате, в размере 37 186,00 руб., сумму налога, подлежащую возврату из бюджета, в размере 11 435,00 руб. На основании представленных уточненных налоговых деклараций за 2017, 2018 гг. Дьячкову М.С. был начислен налог на доходы физических лиц в сумме 70 325,00 руб. При имеющейся переплате по налогу задолженность составила 58 578,00 руб.

На основании ст. 69,70 НК РФ Дьячкову М.С. через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 14.06.2020. В добровольный срок (16.10.2020) требование налогоплательщиком исполнено не было.

Мировым судьей судебного участка № 1 Нытвенского судебного района вынесен судебный приказ № 2а-4479/2020 от 03.11.2020 о взыскании задолженности в пользу бюджета в сумме 58753,67руб. 04.12.2020 вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступившими возражениями от должника.

Задолженность по обязательным платежам составляет 58 593,51 руб., пени в сумме 75,67 руб. уплачены административным ответчиком 25.01.2021, недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 84,43 руб. удержана службой судебных приставов по судебному приказу № 2а-4479/2020.

Представитель административного истца МИФНС России №1 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о проведении судебного заседания без его участия, на заявленных требованиях настаивает, так как задолженность административным ответчиком не уплачена.

Административный ответчик Дьячков М.С. в судебном заседании с требованиями не согласен, пояснил, что предоставляли декларацию в налоговый орган, она проходила проверку и ему выдали денежные средства. Подавать налоговую декларацию 3-НДФЛ для получения имущественного вычета начал в 2014 году за 2013 г., так как купили квартиру в <адрес>, с супругой по долям, за счет ипотечного кредитования. Предоставлялся кредит на сумму 1700000 руб. Стоимость квартиры 1700000 руб. В последующем каждый год представляли декларацию. Декларации составляла супруга. Не может сказать, какая сумма возвращена, не просчитывал. Возможно, возврат был в сумме, указанной в исковом заявлении. Поддержал свои возражения, направленные в суд в письменном виде.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что она заполняла декларации супругу Дъячкову М.С., в 2020 году выяснилось, что выявлены ошибки в декларации за 2017 и 2018, хотя камеральная обработка прошла ранее. Во время не сказали, средства были уже получены. В связи с этим внесли дополнения в декларации. Затем писали жалобу в налоговый орган. По тем расчетам, которые указал налоговый орган, сомнений и возражений нет. Квартиру приобретали в 2013 году в <адрес>, в долевую собственность по ? доле, по ипотечному кредитованию сроком 20 лет.

Суд, заслушав административного ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, обозрев дело № 2а-4479/2020 о выдаче судебного приказа судебного участка №1 Нытвенского судебного района, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.286 Кодекса об административном судопроизводстве РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан уплатить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу п.п.1 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статья 48 НК РФ определяет порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (ч.1).

Частью 2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с ч.3 ст.48 ГК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч.6 ст.69 НК РФ).

Согласно п.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Из изложенного следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Из ст. 57 НК РФ следует, что когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии со статьей 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ установлено, что исчисление и уплату налога в отношении отдельных видов доходов производят налогоплательщики — физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, - исходя из полученных сумм.

В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики НДФЛ представляют в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по налогу не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Согласно п.1 ст.220 НК РФ, при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены указанными пунктами и настоящей статьей:

1) имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством);

(в ред. Федеральных законов от 08.06.2015 N 146-ФЗ, от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

2) имущественный налоговый вычет в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд;

3) имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;

4) имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

2. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:

1) имущественный налоговый вычет предоставляется:

в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей;

в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей;

в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей;

3. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:

1) имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.

7) имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

4. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 рублей при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в пункте 3 настоящей статьи, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов, если иное не предусмотрено пунктом 8.1 настоящей статьи.

В силу статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (в подлежащей применению в рассматриваемом случае редакции) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Б., К. и Ч." содержится правовая позиция, согласно которой требование о возврате неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета может быть заявлено - в случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, - в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов - с момента принятия первого решения о предоставлении вычета); если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика, то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

В соответствии со ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

При этом из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.03.2017 N 9-П, следует, что при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета не исключается возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.

Из материалов дела следует, что Свидетель №1, Дьячков М.С. 27.09.2013 заключили с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор на «Приобретение готового жилья» (комнатная квартира по адресу: <адрес>) в сумме 1 450 000 руб. под 13 % годовых на срок 240 месяцев.

Свидетельством о государственной регистрации от 03.10.2013, выпиской из ЕГРН от 21.05.2021 подтверждается, что -комнатная квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доле) Дьячкову М.С., Свидетель №1 на основании договора купли-продажи квартиры от 27.09.2013.

Согласно договору купли-продажи от 27.09.2013 цена указанной квартиры определена сторонами в размере 1 750 000 руб.

В материалы дела представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) Дьячкова М.С. за 2017 год, размер налоговой базы – 357 421,86 руб., сумма налога удержанная – 46 465 руб. (л.д. 13-18). Также представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) Дьячкова М.С. за 2018 год, размер налоговой базы – 374 004,32 руб., сумма налога удержанная – 48 621 руб. (л.д. 19-24).

Административным ответчиком представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с внесенными изменениями в 2020 году за 2017 год (где сумма налога, исчисленная к уплате, составляет 33 139,00 руб.), 2018 год (где сумма налога, исчисленная к уплате, составляет 37 186,00 руб.).

Дьячкову М.С. направлено требование об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 14.09.2020 со сроком уплаты до 16.10.2020 (л.д.11-12). В требовании указана сумма налога на доходы физических лиц – 59 891 руб., пени 75,67 руб.

С учетом разъяснений МИФНС №1 России по Пермскому краю, задолженность по обязательным платежам составляет 58 593,51 руб., пени в сумме 75,67 руб. уплачены административным ответчиком 25.01.2021, недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 84,43 руб. удержана службой судебных приставов по судебному приказу № 2а-4479/2020.

Кроме того, административным истцом представлены выписки из банка об уплате процентов за 2016, 2018 гг., справки 2-НДФЛ за 2017, 2018 гг.

По налоговому требованию со сроком уплаты до 16.10.2020, общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица, превысила 3 000 руб.

Из материалов дела №2а-4479/2020 судебного участка №1 Нытвенского судебного района следует, что МИФНС №16 по Пермскому краю обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 30.10.2020, то есть в срок, установленный ч.2 ст.48 НК РФ.

Определением мирового судьи от 04.12.2020 судебный приказ №2а-4479/2020 о взыскании с Дьячкова М.С. задолженности по налогу на доходы с физических лиц в размере 58 678 руб., пени 75,67 руб., также государственной пошлины в размере 981,30 руб., отменен, в связи с подачей должником возражений.

Течение шестимесячного срока исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в суд с заявлением административный истец обратился 11.05.2021. Таким образом, налоговым органом соблюден порядок обращения в суд, предусмотренный п.п.2, 3 ст. 48 НК РФ.

В судебном заседании установлено, что Дьячковым М.С. в 2013 году приобретена квартира по адресу: <адрес>. С 2014 года Дьячков М.С. представлял в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) за 2013 год, за 2014 год, за 2015 год, за 2016 год, за 2017 год, за 2018 год. За указанный период были подтверждены: имущественный налоговый вычет на приобретение объекта недвижимого имущества в сумме 1 517 715,84 руб. и имущественный налоговый вычет на погашение процентов по кредиту в сумме 368 795,40 руб. На основании представленных деклараций Дьячкову М.С. был возвращен налог на доходы физических лиц за 2013-2018 гг. в сумме 245 246,00 руб. Однако по представленным документам расходы налогоплательщика, направленные на приобретение объекта недвижимого имущества составили 1 345 544,26 руб. (875 000,00 расходы на приобретение объекта, 470 544,26 руб. на погашение процентов по кредиту). Таким образом, общая сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составляет 174 921,00 руб., денежные средства в сумме 70325,00 руб. (245246,00-174921,00) возвращены Дьячкову М.С. ошибочно, в виду арифметической ошибки, допущенной при составлении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. При имеющейся переплате по налогу задолженность составила 58 578,00 руб., что подтверждается расшифровкой задолженности.

В связи с выявлением неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц денежных средств при проведении камеральной проверки, налоговый орган произвел расчет ошибочно выделенных сумм за 2017 и 2018 годы, и указал Дьячкову М.С. на обязанность уплаты данной суммы.

Произведенный административным истцом расчет задолженности соответствует сведениям, содержащимся в налоговых декларациях и в уточненных налоговых декларациях, не противоречит законодательству. При этом расчет задолженности и её размер административным ответчиком не опровергнут, контрасчет не представлен.

К доводам административного ответчика о том, что налоговый орган принимая первоначальную налоговую декларацию, не выявил никаких ошибок, а потому он в настоящее время не согласен с требованиями налогового органа, суд относится критически, поскольку, предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, право на который предполагает безусловное соблюдение оснований, порядка и условий его получения, в нарушение предусмотренных законом требований, в частности вследствие допущенной налогоплательщиком или (и) налоговым органом ошибки, приводит к необоснованному занижению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и образованию имущественных потерь бюджета, что ставит вопрос о необходимости изъятия в бюджет соответствующих сумм, причитающихся государству в виде налога на доходы физических лиц. То обстоятельство, что налогоплательщик мог добросовестно заблуждаться относительно законности основания получения имущественного налогового вычета, а налоговый орган по тем или иным причинам не опроверг правомерность заявленных им требований, не может служить основанием для невозврата задолженности перед бюджетной системой, образовавшейся в результате неправомерного предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

На основании вышеизложенного суд признает исковые требования Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю к Дьячкову М.С. о взыскании обязательных платежей обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в соответствии с ч. 1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в сумме 1957,81 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.290 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю к Дьячкову М. С. о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.

Взыскать с Дьячкова М. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> фактически проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю обязательные платежи в общей сумме 58 593 рубля 57 копеек, из которых:

недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 33 139 рублей 00 копеек;

недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 25 454 рубля 57 копеек.

Денежные средства перечислять <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Взыскать с Дьячкова М. С. государственную пошлину в доход бюджета Нытвенского городского округа Пермского края в сумме 1 957 рублей 81 копейка.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 9 июня 2021 года.

Судья Л.А. Пищикова