Дело №2-1079/2013 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации
г. Няндома 26 декабря 2013 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
с участием истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
третьего лица ФИО12,
при секретаре Холматовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным отказа в оформлении семьи статуса многодетной, возложении обязанности по регистрации семьи в качестве многодетной,
установил:
ФИО3 А.В. обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району» о признании незаконным отказа в оформлении семьи статуса многодетной, возложении обязанности по регистрации семьи в качестве многодетной.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в государственное казенное учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району» с заявлением о регистрации семьи в качестве многодетной, в удовлетворении заявления ответчиком было отказано. Считает, что его семья является многодетной, поскольку имеет в своем составе трех несовершеннолетних детей, воспитывающихся до восемнадцатилетнего возраста. Полагает не основанным на законе довод ответчика о том, что он не является ни родителем, не усыновителем ФИО3, поскольку такой подход к трактовке закона дискриминирует права многодетных семей, тем самым нарушаются его права на социальное обеспечение детей. Просит суд признать незаконным отказ государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району» в оформлении статуса семьи многодетной, обязав ответчика зарегистрировать его семью в качестве многодетной.
На основании определения Няндомского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области.
В судебном заседании истец ФИО3 А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, считает, что с момента рождения третьего ребенка его семья приобрела статус многодетной. Приобретение указанного статуса необходимо для возникновения права на получение льгот, а именно: 30 процентной скидки на коммунальные услуги, бесплатного питания детям в общеобразовательных учреждениях и бесплатного проезда в общественном транспорте, выплат на приобретение одежды для детей и других. В его семье ведется общее хозяйство, все расходы на воспитание детей несет он и его супруга ФИО12
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району» ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, из которого следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью ФИО12 и ФИО7 Отец девочки умер ДД.ММ.ГГГГ с указанного времени ФИО3 получает пенсию по случаю потери кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ доплату к пенсии по случаю потери кормильца. ФИО3 А.В. не является ни родителем, ни усыновителем ФИО3, приходится отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать которой не лишена родительских прав. Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке, государственная регистрация рождения становится юридическим фактом и порождает правовые последствия. Считает, что ФИО3 А.В. и его супруга ФИО12, в силу закона являются родителями двух несовершеннолетних детей, каждый. Полагает, что семья истца не лишена возможности получения статуса многодетной семьи и оформления удостоверения многодетной семьи в случае усыновления (удочерения) супругами детей, родителями которых они являются.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором с требованиями истца не согласился, полагает, что истец не является родителем (усыновителем) одного из троих несовершеннолетних детей, поэтому семья не может быть зарегистрирована как многодетная. Просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя Министерства.
Третье лицо ФИО12 с требованиями искового заявления согласилась. В судебном заседании пояснила, что ее семья имеет троих детей, воспитанием и содержанием которых она занимается совместно с ФИО4
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в Няндомском районе Архангельской области в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, согласно доводов которого ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца ФИО7, умершего 25.09.2007. Просил рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Конституцией Российской Федерации определено, что жилищное законодательство, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная поддержка находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Согласно статей 1, 2, 3 Областного закона Архангельской области от 22.06.2005 года № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» (далее – Областной закон) многодетная семья – это семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста; члены многодетной семьи - родители и дети (усыновители и усыновленные); многодетная семья ежегодно регистрируется государственным учреждением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи; Основанием для регистрации многодетной семьи является заявление одного из родителей (усыновителей), предоставленное в государственное учреждение социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи, с приложением документов, подтверждающих состав семьи. Документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является удостоверение установленного образца, которое выдается одному из родителей (усыновителей) государственным учреждением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи.
Статьей 5 Областного закона многодетным семьям гарантируется в первоочередном порядке: прием детей в дошкольные образовательные организации и организации дополнительного образования; прием детей в оздоровительные детские учреждения; предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества; в качестве дополнительных мер поддержки предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 30 процентов стоимости: коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), предоставленных в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, а также в жилом помещении в домовладении, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи; сбора и вывоза бытовых отходов; ежемесячная денежная выплата на приобретение твердого топлива в размере 193 рублей семьям, проживающим в домах, имеющих печное отопление; компенсация части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - родительская плата), в соответствии с законодательством Российской Федерации; ежемесячная денежная выплата на проезд для обучающихся в общеобразовательных организациях или в профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования в размере 200 рублей в городской местности и 250 рублей в сельской местности в период с 1 сентября по 31 мая; ежемесячная денежная выплата на питание ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации или профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования, в размере 440 рублей в период с 1 сентября по 31 мая; ежегодная денежная выплата на приобретение одежды для ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации или профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования, в размере 1929 рублей; бесплатное посещение членами многодетной семьи в выходные и каникулярные дни областных государственных музеев и картинных галерей; материнский (семейный) капитал в соответствии со статьей 7 настоящего закона; единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30 000 рублей на ребенка; ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей в соответствии со статьей 8.1 настоящего закона.
Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (статья 47 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким порядком, согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", является государственная регистрация рождения (глава II), в результате чего происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия; на основании регистрации выдается свидетельство о рождении ребенка (статья 23), которое является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей (родителя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
Судом установлено, что ФИО3 А.В. и ФИО12 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии I – ИГ № (л.д. 10), супруги имеют совместного ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии I – ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Истец также является отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14), матерью которой является ФИО8, которая, как следует из пояснений сторон, не лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери ФИО2
Супруга истца - ФИО12, является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец девочки ФИО7 умер, в следствие чего несовершеннолетняя с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по случаю потери кормильца, а также социальной доплаты к пенсии, что подтверждается представленными справками (л.д. 26, 27)
Согласно справки председателя ТСЖ «Мой дом» истец постоянно проживает с супругой ФИО12, и несовершеннолетними ФИО3, ФИО2, ФИО1 по адресу: <адрес>, данный факт установлен в судебном заседании и подтверждается свидетельскими показаниями.
Так свидетель, ФИО1 пояснила, что приходится матерью истцу. С момента рождения внука ФИО1, ее сын проживает с женой ФИО12 и тремя детьми совместно в одной квартире, ведут общее хозяйство, бюджет в семье общий.
Свидетели ФИО9, ФИО10 дали показания аналогичные показаниям свидетеля ФИО1
Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что она приходится матерью ФИО2, девочка проживает с отцом, иногда живет с ней или приходит в гости. Она возражает против присвоения статуса многодетной семьи – семье ФИО4, поскольку в дальнейшем сама может претендовать на получение данного статуса.
Изучив письменные материалы дела, в силу вышеуказанных норм Семейного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что ФИО3 А.В. и ФИО12 являются родителями только двоих несовершеннолетних детей каждый, следовательно, истец не обладает правом на признание за его семьей статуса "Многодетная семья", а соответственно и правом на получение мер социальной поддержки многодетным семьям. Вместе с тем, семья истца не лишена возможности получения статуса многодетной семьи и оформления удостоверения многодетной семьи в случае усыновления (удочерения) супругами детей, родителями которых они не являются.
Кроме того, судом установлено, что ФИО3, несовершеннолетняя дочь ФИО12 является получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также социальной доплаты к пенсии.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в случае потери родителей (родителя, усыновителя) статус семьи (многодетной семьи) утрачивается, при этом дети наделяются иным правовым статусом.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на установление за счет собственных средств дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей (п. 2 ст. 1).
Социальные выплаты, по поводу которых возник спор, являются мерой дополнительной поддержки многодетной семьи, имеющей 3 и более детей в возрасте до восемнадцати лет, или, иными словами льготой, предоставляемой за счет средств субъекта Российской Федерации.
Право на обращение за реализацией этой меры социальной поддержки неразрывно связано с личностью гражданина, в данном случае родителя (усыновителя), имеющего 3 и более несовершеннолетних детей.
Кроме того, действующее законодательство исходит из принципов диспозитивности, предоставляя гражданам право выбора на получение тех или иных социальных гарантий. При этом законным представителем несовершеннолетней ФИО3 в качестве меры социальной поддержки избрана пенсия по случаю потери кормильца, что с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств исключает возможность приобретения статуса многодетной семьи.
Таким образом, суд признает несостоятельным довод истца о нарушении его прав на получение социальной поддержи, поскольку заявитель избирает вид и способ получения социальной помощи самостоятельно в рамках установленных законом гарантий.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 о признании незаконным отказа в оформлении семьи статуса многодетной, возложении обязанности по регистрации семьи в качестве многодетной не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО4 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району», Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным отказа в оформлении семьи статуса многодетной, возложении обязанности по регистрации семьи в качестве многодетной отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Няндомский районный суд.
Мотивированное решение составлено 31 декабря 2013 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Е.Н. Воропаев