НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Няндомского районного суда (Архангельская область) от 17.01.2018 № 2-991/18

Дело №2-991/2018

УИД 29RS0017-01-2018-001400-28

Решение

именем Российской Федерации

г. Няндома 12 декабря 2018 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

при секретарях Баевой М.Ю., Цукановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному Совету муниципального образования «Няндомское» о взыскании задолженности по компенсационным выплатам, процентов за просрочку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском муниципальному Совету муниципального образования «Няндомское» (далее муниципальный Совет) о взыскании задолженности по компенсационным выплатам, процентов за просрочку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, указав, что в сентябре 2016 года она избрана депутатом муниципального Совета муниципального образования «Няндомское», срок ее полномочий истекает в 2021 году. Ей положена компенсация за депутатскую деятельность в размере 3831 рублей 80 копеек, в месяц. Председатель муниципального Совета принял решение о невыплате ей компенсации за девять месяцев 2017 года, а именно с апреля 2017 года по декабрь 2017 года на сумму 34486 рублей, чем нарушил ее права. Она неоднократно обращалась в муниципальный Совет с требованием о выплате ей задолженности по компенсации за депутатскую деятельность, однако до настоящего времени задолженность не погашена. Сумма процентов за просрочку выплаты заработной платы на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3011,16 рублей. Кроме того неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, с мая 2017 года по октябрь 2018 года, в течение 17 месяцев она не имела возможность получить причитающиеся ей денежные средства, была обманута председателем муниципального Совета. Причиненный ей моральный вред оценивает в 20000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика задолженность по компенсации в размере 34486,2 рублей; проценты за просрочку выплаты заработной платы в сумме 3011,16 рублей; компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Как следует из заявления об уточнении исковых требований от 12 декабря 2018 года, истец просила взыскать с ответчика основной долг 0 рублей; сумму компенсации по неустойке по статье 236 ТК РФ в размере 7637,03 рублей; компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования в части взыскания компенсации за невыплату заработной платы в размере 7637,03 рублей; компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что является депутатом муниципального Совета на непостоянной основе. На момент рассмотрения дела ответчиком выплачена в полном объеме задолженность по компенсации за депутатскую деятельность, поэтому исковые требования в указанной части не поддерживает.

Представитель ответчика муниципального Совета муниципального образования «Няндомское» ФИО2 с иском не согласилась, поддержав доводы отзыва на исковое заявление из которого следует, что осуществление депутатом муниципального Совета своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновение трудовых или гражданско-правовых отношений. Трудовая функция в данном случае не осуществляется. Выплата в пользу таких депутатов производится не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору, а в силу специального статуса депутата представительного органа и является дополнительной гарантией осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления. В данном случае трудовые отношения между муниципальным Советом и ФИО1, осуществляющей свои полномочия на непостоянной основе, не возникают, трудовой договор не заключается, осуществление депутатом своих полномочий не является выполнением трудовой функции. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

Статьей 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, установлено что правовую основу местного самоуправления составляют в том числе конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных данным Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот Закон.

Статьей 53 названного Федерального закона регламентировано, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ.

П. 4 ст. 86 БК РФ установлено, что Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В пп. 1 и 2 этой же статьи БК РФ отражено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Согласно пункту 1.4 Положения о представительских расходах и компенсационных выплатах депутатам муниципального Совета муниципального образования «Няндомское», осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, утвержденного решением двадцать шестой сессии муниципального Совета МО «Няндомское» второго созыва №80 от 25 августа 2010 года, компенсационные выплаты – расходы муниципального Совета Няндомского городского поселения, связанные с осуществлением депутатами своих полномочий (участие в очередных и внеочередных сессиях, участие в заседаниях постоянных депутатских комиссий, организация встреч с избирателями).

Начисление компенсационных выплат депутату муниципального Совета осуществляющему свою деятельность на непостоянной основе производится ежемесячно на основании Распоряжения председателя муниципального Совета- руководителя Няндомского муниципального образования, издаваемого на основании табеля посещаемости депутатом сессий муниципального Совета и заседаний постоянных депутатских комиссий (п. 2.4 Положения)

Начисление компенсационных выплат депутату муниципального Совета Няндомского городского поселения осуществляющему свою деятельность на непостоянной основе производится ежемесячно в размере 100 процентов – 3831 рубль 80 копеек (п. 2.5 Положения).

Как следует из материалов дела, на момент обращения с настоящим иском у ответчика перед истцом ФИО1 имелась задолженность по компенсационным выплатам за период с апреля по декабрь 2017 года в размере 34486,2 рублей (л.д. 7), данная задолженность на момент рассмотрения дела погашена ответчиком в полном объеме, истец ФИО1 указанное обстоятельства подтвердила, иск в данной части не подержала.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска в части взыскания в пользу истца задолженности по компенсационным выплатам у суда не имеется.

Также истец ФИО1, полагая что состоит с муниципальным Советом в трудовых отношениях, просит взыскать с ответчика компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7637,03 рублей и компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Статьей 236 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Статья 237 ТК Российской Федерации предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Вместе с тем положения ТК РФ, направлены на регулирование иных отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус.

Согласно ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В ст. 172 ТК РФ содержится предписание о том, что гарантии работникам, освобожденным вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности этих лиц.

Вышеуказанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 27 июня 2013 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положений ч. ч. 3 и 10 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В названном судебном акте обращено внимание на то, что реализация полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления основана на мандате, полученном в установленном законом порядке. Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, правовая природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности. Следовательно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для взыскания процентов за задержку компенсационных выплат и компенсации морального вреда не имеется, поскольку возникшие между истцом и ответчиком правоотношения не регулируются нормами трудового законодательства, а компенсационная выплата депутату не является его заработной платой.

Предусмотренных законом оснований для взыскания компенсации морального вреда в связи с невыплатой муниципальным Советом компенсационных выплат выборному должностному лицу местного самоуправления имеющему публично-правовой статус также не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 к муниципальному Совету муниципального образования «Няндомское» о взыскании задолженности по компенсационным выплатам, процентов за просрочку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Исходя из требований ст. 333.19 НК РФ, размер государственной пошлины при цене иска в размере 7637,03 рублей, составляет 400 рублей; по требованиям неимущественного характера о взыскании компенсации морального вреда – 300 рублей.

Поскольку государственная пошлина в сумме 700 рублей при подаче иска ФИО1 не была оплачена, с учетом результатов рассмотрения дела государственная пошлина подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования "Няндомский муниципальный район" с истца ФИО1

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к муниципальному Совету муниципального образования «Няндомское» о взыскании задолженности по компенсационным выплатам, процентов за просрочку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в сумме 700 (Семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Воропаев

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2018 года.