НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Няндомского районного суда (Архангельская область) от 08.10.2020 № 2А-740/20

Дело №2а-740/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Няндома 8 октября 2020 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Тимошенко А.Г.,

при секретаре Флемер А.С.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС №5) обратилась в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, указав в обоснование, что 28 мая 2020 года мировым судьей судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области был вынесен судебный приказ . 23 июля 2020 года данный судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражений от должника. Инспекция с отменой приказа не согласна, поскольку ответчиком задолженность не уплачена. По сведениям, предоставленным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, у ответчика в собственности имеются транспортные средства: DAEWOO NEXIA, государственный регистрационный номер , DAEWOO NEXIA, государственный регистрационный номер . В соответствии с главой 28 НК РФ, Областным законом Архангельской области «О транспортном налоге» от 1 октября 2002 г. №112-16-ОЗ ответчику начислен: транспортный налог за 2014 г. в сумме 1190 рублей – срок уплаты 1 октября 2015 г., обязанность по уплате исполнена 21 августа 2017 г.; транспортный налог за 2015 г. в сумме 2218 рублей – срок уплаты 1 декабря 2016 г., обязанность по уплате исполнена 21 августа 2017 г.; транспортный налог за 2016 г. в сумме 2311 рублей – срок уплаты 1 декабря 2017 г., обязанность по уплате не исполнена; транспортный налога за 2018 г. в сумме 2311 рублей – срок уплаты 2 декабря 2019 г., обязанность по уплате не исполнена. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате транспортного налога за 2014, 2015, 2016, 2018 г. должнику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за период с 2 декабря 2017 г. по 4 февраля 2018 г. в сумме 39 рублей 42 копейки, начисленные за недоимку 2016 г. по сроку уплаты 1 декабря 2017 г.; с 1 декабря 2015 г. по 20 августа 2017 г. в сумме 173 рубля 77 копеек, начисленные за недоимку 2014 г. по сроку уплаты 1 октября 2015 г.; со 2 декабря 2016 г. по 20 августа 2017 г. в сумме 139 рублей 15 копеек, начисленные за недоимку 2015 г. по сроку уплаты 2 декабря 2016 г.; с 3 декабря 2019 г. по 28 января 2020 г. в сумме 29 рублей 69 копеек, начисленные за недоимку 2018 г. по сроку уплаты 2 декабря 2019 г. В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд, требования налогоплательщиком самостоятельно не исполнены. Просит взыскать в доход государства задолженность в общей сумме 5002 рубля 02 копейки, в том числе транспортный налог за 2016, 2018 год в размере 4622 рубля, пени за период с 3 февраля 2017 г. по 28 января 2020 г. в размер 380 рублей 02 копейки.

Административный истец МИФНС №5, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание признает факт не уплаты транспортного налога. Вместе с тем обратил внимание на наличие у него налоговой льготы по уплате транспортного налога в связи с тем, что он является родителем ребенка относящегося к категории «ребенок-инвалид». Так же указал, что до административного истца информацию о наличии у него названной налоговой льготы была доведена приблизительно год назад. До этого данные сведения МИФНС №5 не сообщались. Не оспаривает, что налоговый орган не мог самостоятельно узнать о наличии у него названной налоговой льготы. Кроме того, обратил внимание, что за более ранние налоговые периоды транспортный налог уплачивался в полном объеме, а следовательно, с учетом наличия налоговой льготы возможно образовалась переплата транспортного налога.

На основании ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при сложившейся явке.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 НК РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

При нарушении сроков уплаты налога, согласно частям 1 - 3 статьи 75 Кодекса налогоплательщик должен выплатить пени.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрено, что налоговый орган вправе обратится в суд с заявлением о взыскании суммы налога, сбора, пеней, штрафов в течение шести месяцев либо со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, либо со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей.

Из материалов дела следует и административным ответчиком не оспаривается, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога.

Указанное обстоятельство так же подтверждается имеющимися в материалах административного дела карточками учета транспортных средств.

5 февраля 2018 г. МИФНС №5 в адрес административного ответчика направлено требование №1063 об уплате транспортного налога (срок уплаты 1 декабря 2017 г.) в размере 2311 рублей, пени по транспортному налогу в размере 39 рублей 42 копейки. Срок исполнения настоящего требования установлен до 21 марта 2018 г.

11 июня 2019 г. МИФНС №5 в адрес административного ответчика направлено требование №121180 об уплате пени по транспортному налогу в размере 312 рублей 91 копейка. Срок исполнения настоящего требования установлен до 1 ноября 2019 г.

29 января 2020 г. МИФНС №5 в адрес административного ответчика направлено требование №2175 об уплате транспортного налога (срок уплаты 2 декабря 2019 г.) в размере 2311 рублей, пени по транспортному налогу в размере 27 рублей 69 копеек. Срок исполнения настоящего требования установлен до 24 марта 2020 г.

Факт направления указанных требований подтверждается приложенными к административному исковому заявлению списками почтовых отправлений.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области от 28 мая 2020 г. с ФИО1 в доход государства была взыскана задолженность в 5002 рубля 02 копейки, в том числе транспортный налог за 2016, 2018 год в размере 4622 рубля, пени за период с 3 февраля 2017 г. по 28 января 2020 г. в сумме 380 рублей 02 копейки, при этом с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 25 мая 2020 г.

Поскольку сумма задолженности превысила 3 000 рублей, налоговый орган, с учетом положений п. 3 ст. 409 НК РФ, имел право обратиться в суд в течение шести месяцев начиная с 24 марта 2020 г. (требование №2175), соответственно, срок обращения в суд истекал 24 сентября 2020 г., тогда как заявление о вынесении судебного приказа поступило к мировому судье судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области 25 мая 2020 г., то есть в установленный законом срок.

На основании определения мирового судьи судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области от 23 июня 2020 г. указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Настоящее исковое заявление было направлено в суд 26 августа 2020 года, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается принадлежность ответчику в налоговый период 2016, 2018 г. перечисленных в иске транспортных средств, а административным ответчиком доказательств уплаты налога в срок, установленный действующим законодательством, и пени, заявленные административным истцом, в заявленном или ином размере не представлено, то суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований МИФНС №5 в части взыскания задолженности по транспортному налогу.

При этом ссылка административного ответчика об освобождении от уплаты транспортного налога, поскольку является родителем ребенка-инвалида, не свидетельствует об обратном в силу следующего.

В соответствии со ст.14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом.

Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

На территории Архангельской области транспортный налог установлен Законом Архангельской области от 1 октября 2002 г. №112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон).

В соответствии со ст. 4 Закона от уплаты налога освобождаются инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны, не имеющие инвалидности, ветераны боевых действий, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждане из подразделений особого риска, один из родителей (усыновителей), опекунов, попечителей ребенка-инвалида, лица, достигшие возраста, необходимого для назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо достигшие возраста соответственно 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, являющиеся опекунами признанных судом недееспособными инвалидов с детства, - владельцы транспортных средств в части исчисленного налога в размере, не превышающем 980 рублей.

Указанная налоговая льгота предоставляется соответственно на основании справки, подтверждающей факт установления инвалидности (в случае отсутствия сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов); удостоверения участника Великой Отечественной войны; удостоверения ветерана боевых действий; удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; удостоверения ветерана (участника действий) подразделений особого риска; свидетельства о рождении ребенка, справки, подтверждающей факт установления инвалидности ребенка (в случае отсутствия сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов), заверенной органами опеки и попечительства копии акта о назначении опекуна или попечителя; паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и подтверждающего достижение соответствующего возраста, удостоверения опекуна, которые налогоплательщик вправе представить в порядке, установленном статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, по заявлению налогоплательщика - физического лица о предоставлении налоговой льготы по налогу в виде единого налогового вычета из исчисленной в совокупности суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, по всем подлежащим налогообложению транспортным средствам, зарегистрированным за данным владельцем.

Пунктом 3 ст. 361.1 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, то есть предоставление льготы носит заявительный характер.

Из анализа названных норм права следует, что предоставление льгот по уплате налога носит заявительный характер.

В материалах дела имеется сообщение ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России от 23 сентября 2020 г. № о том, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ относится к категории «ребенок-инвалид». При этом ежегодно, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 продлевается категория «ребенок-инвалид».

Из сообщения МИФНС №5 от 24 сентября 2020 г. №08-35/2/06200 следует, что в базе данных налогового органа отсутствует заявление ФИО1 о предоставлении льготы по транспортному налогу в связи с тем, что он является родителем ребенка-инвалида, основания для запроса инспекцией сведений, подтверждающих право налогоплательщика на льготу, отсутствуют.

Административным ответчиком в материалы дела не представлено доказательств его обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога за спорные периоды.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате взыскиваемых обязательных платежей в бюджет.

Вместе с тем суд не может согласиться с расчетом административного истца в части определения размера задолженности по пени по транспортному налогу с 3 февраля 2017 г. по 28 января 2020 г. в размере 380 рублей 02 копейки, в силу следующего.

Пени - это денежная сумма, которую налогоплательщик обязан выплатить в случае неуплаты транспортного налога в установленный срок в полном размере (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Пени начисляются на сумму не уплаченного в срок налога (недоимки) за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после окончания срока уплаты налога до дня уплаты недоимки. При этом если недоимка образовалась после 27 декабря 2018 г., последним днем начисления пеней является день уплаты недоимки и сумма пеней не может превышать размер недоимки (п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 75 НК РФ; п. 5 ст. 1, ч. 2, 5 ст. 9 Закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ).

Пени рассчитываются по формуле (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ):

Сумма пеней = Сумма недоимки x 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России x Количество календарных дней просрочки.

При таких обстоятельствах, расчет суммы пени за период с 3 февраля 2017 г. по 28 января 2020 г. должен быть произведен следующим образом:

по требованию от 4 февраля 2018 г. №1063 :

начисленные на недоимку 2016 г. по сроку уплаты 1 декабря 2017 г. –

((2311*(1/300*8,25%)*15 календарных дней просрочки (с 3 февраля 2017 г. по 17 декабря 2017 г.))+ ((2311*(1/300*7,75%)*49 календарных дней просрочки (с 18 декабря 2017 г. по 4 февраля 2018 г.)) = 38 рублей 78 копеек;

по требованию от 11 июня 2019 г. №12180:

начисленные на недоимку 2014 г. по сроку уплаты 1 октября 2015 г. - ((1190*(1/300*10%)*52 календарных дней просрочки (с 3 февраля 2017 г. по 26 марта 2017 г.))+ ((1190*(1/300*9,75%)*36 календарных дней просрочки (с 27 марта 2017 г. по 1 мая 2017 г.))+ ((1190*(1/300*9,25%)*48 календарных дней просрочки (с 2 мая 2017 г. по 18 июня 2017 г.))+ ((1190*(1/300*9,00%)*63 календарных дней просрочки (с 19 июня 2017 г. по 20 августа2017 г.))=74 рубля 65 копеек.

начисленные на недоимку 2015 г. по сроку уплаты 2 декабря 2016 г. - ((2218*(1/300*10%)*52 календарных дней просрочки (с 3 февраля 2017 г. по 26 марта 2017 г.))+ ((2218*(1/300*9,75%)*36 календарных дней просрочки (с 27 марта 2017 г. по 1 мая 2017 г.))+ ((2218*(1/300*9,25%)*48 календарных дней просрочки (с 2 мая 2017 г. по 18 июня 2017 г.))+ ((2218*(1/300*9,00%)*63 календарных дней просрочки (с 19 июня 2017 г. по 20 августа 2017 г.))=139 рублей 15 копеек.

по требованию от 29 января 2020 г. №2175:

начисленные на недоимку 2018 г. по сроку уплаты 2 декабря 2019 г. - ((2311*(1/300*6,50%)*13 календарных дней просрочки (с 3 декабря 2019 г. по 15 декабря 2019 г.))+ ((2311*(1/300*6,25%)*44 календарных дней просрочки (с 16 декабря 2019 г. по 28 января 2020 г.))= 27 рублей 69 копеек.

Таким образом, размера задолженности по пени по транспортному налогу с 3 февраля 2017 г. по 28 января 2020 г. составляет 280 рублей 27 копеек.

В силу вышеизложенного, исковые требования МИФНС №5 подлежат удовлетворению частично: с ФИО1 подлежит взысканию задолженность по уплате налогов и пени на общую сумму 4902 рублей 27 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований надлежит отказать.

В соответствии со ст. ст. 103, 111, 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в доход местного бюджета, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность: по транспортному налогу за 2016, 2018 г., в размере 4622 рубля (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - <***>, КПП - 291801001, расчетный счет №<***>, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК - 18210604012021000110); пени по транспортному налогу за период с 3 февраля 2017 г. по 28 января 2020 г. в размере 280 рублей 27 копеек (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - <***>, КПП - 291801001, расчетный счет №<***>, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК–18210604012022100110), всего 4902 рублей 27 копеек.

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании с ФИО1 пени по транспортному налогу в размере 99 рублей 75 копеек отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Г. Тимошенко

Мотивированное решение составлено 9 октября 2020 г.