НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 30.08.2017 № 12-166/2017

Дело №12-166/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

30 августа 2017 года г. Нягань

Судья Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В. Сташкевич,

с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре: ФИО9

представителя юридического лица ПАО «Засибкомбанк» ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу публичного акционерного общества «Западно-Сибирский коммерческий банк» (ПАО «Запсибкомбанк») на постановление по делу об административном правонарушении от дата, вынесенное и.о. начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ХМАО-Югре в г.Нягани и Октябрьском районе в отношении ПАО «Запсибкомбанк»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ХМАО-Югре в г.Нягани и Октябрьском районе от дата ПАО «Запсибкомбанк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ПАО «Запсибкомбанк» обратился в Няганский городской суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Свои доводы мотивирует тем, что протоколом лабораторных исследований от датаВ и экспертным заключением от дата филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре» в г.Нягань и Октябрьском районе установлено, что в ДО «Няганский» ПАО «Запсибкомбанк» имеется превышение максимально-разовой ПДК гидроксибензола в воздухе помещения, что является нарушением требований ГН (гигиенических нормативов) 2.1.6.1338-03 «ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», где норма составляет 0,01 мг/м3. Считает данное замечание неправомерным по следующим основаниям. Нормативы ГН 2.1.6.1338-03 распространяются на атмосферный воздух городских и сельских поселений и устанавливают предельно допустимое содержание загрязняющих вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Тогда как к Банку должны применяться нормы ГН 2.2.5.1313-03 «Химические факторы производственной среды. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны», область применения данных ГН распространяется на рабочие места независимо от их расположения и устанавливает предельное допустимое содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Величина предельно допустимой концентрации по гидроксибензолу согласно ГН 2.2.5.1313-03 составляет 1 мг/м3, соответственно воздух помещений в ДО №33 «Няганский» соответствует требованиям ГН 2.2.5.1313-03.

Протоколом измерений физических факторов от 02.06.2017 №803Ф установлены уровни коэффициента пульсации; уровни искусственной освещенности; параметры микроклимата; уровень ЭМП на рабочих местах, не соответствует требованиям СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; а аэроионный состав воздуха в зоне дыхания на рабочих местах, указанных в Протоколе №803Ф, не соответствует требованиям СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений». Считает указанные замечания неправомерными, так как измерения микроклимата должны проводиться согласно Методическим указаниям МУК 4.3.2756-10 по измерению и оценке микроклимата производственных помещений, при выборе времени измерения необходимо учитывать все факторы, влияющие на микроклимат рабочего места (функционирование систем вентиляции и отопления). Измерения показателей микроклимата следует проводить не менее 3 раз в смену. Измерения в ДОЛ №33 проводились один раз в смену, при этом не учитывались системы кондиционирования, что делает данные измерения не полными и не точными. Таким образом, считает недопустимым применять указанные измерения, полученные с нарушением установленной методики.

В силу пункта 5.9. «Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» аэроионный состав воздуха не является обязательным показателем. Его рекомендуется измерять в рабочих помещениях, где эксплуатируется оборудование и используются материалы, способные создавать электростатические поля.

В соответствии с п.1.2 СанПин 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» санитарные правила действуют на всей территории РФ и устанавливают санитарные требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений, где может иметь место аэроионная недостаточность или избыток аэроионов, включая помещения, в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электростатические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие виды отргтехники, оборудованием способным создавать электростатические поля, являются видеодисплейные терминалы (ВДТ) на основе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ).

Современные видеодисплейные терминалы (ЖК, плазменные) электростатических полей не создают.

Если рабочие места оснащены современными ЖК-мониторами (видеодисплейными терминалами), а не мониторами на ЭЛТ, то СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» к таким рабочим местам не применяется.

Считает, что проведение проверки по показателю «Аэроионный состав воздуха» и применение за нарушение его нормативных показателей мер ответственности неправомерно.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», учитывая разряд зрительной работы сотрудников банка, отнесенной согласно специальной оценке условий труда к разряду Б1, нормируемое значение искусственной освещенности рабочих поверхностей должно составлять 300 лк. Исходя из этого, рабочее место ведущего специалиста соответствует санитарным нормам по факту измерений административного органа-362 лк, согласно норме -300 лк.

Для выявления вредных производственных факторов на рабочих местах проводится специальная оценка рабочих мест по условиям труда. В 2015 году в ДО №33 «Няганский» ПАО «Запсибкомбанк» проведена специальная оценка условий труда на 53 рабочих местах, специальная оценка проводилась по договору № от дата организацией ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий», входящей в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда от дата имеющей аттестат аккредитации от дата. по итогам специальной оценки 50 рабочих мест отнесены ко 2-му (допустимому0классу условий труда, 3 рабочих места отнесены к 1-му (оптимальному) классу условий труда. В том числе были оценены рабочие места: специалиста (секретаря) и ведущих специалистов отдела обслуживания физических лиц.

Учитывая то, что в дата была проведена специальная оценка условий труда и рабочие места специалиста (секретаря) и ведущих специалистов отдела обслуживания физических лиц ДО №33 «Няганский» были оценены, как допустимые (2 класс) по условиям труда, замеры параметров уровня искусственного освещения дополнительно заявителем не проводились.

Учитывая то, что для исследования условий труда, в том числе замеров различных технических параметров необходимы специальные познания, которыми сотрудники банка не обладают, для этих целей привлекалась специализированная организация, входящая в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и имеющая аттестат аккредитации, которая несет ответственность за полноту исследования в рамках специальной оценки условий труда и достоверность результатов такой оценки. В связи с чем, считает что вина заявителя и его должностных лиц в несоответствии уровня освещенности на рабочих местах специалиста (секретаря) и ведущих специалистов отдела обслуживания физических лиц ДО №33 «Няганский» требованиям гигиенических нормативов отсутствует, поскольку заявителем были совершены все необходимые и достаточные меры для выявления вредных производственных факторов на рабочих местах и их устранения.

Идентификация вредных и (или) опасных факторов-это составление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Коэффициент пульсации от источников освещения входит в классификатор вредных и опасных производственных факторов, соответственно не расценивается как вредный и опасный фактор, влияющий на здоровье сотрудников.

Учитывая то, что для идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и исследования условий труда, в том числе замеров различных технических параметров освещенности, шума, излучения и пр.) необходимы специальные познания, которыми сотрудники банка не обладают, заявителем для этих целей привлекалась специализированная организация, входящая в реестр организаций, оказывающая услуги в области охраны труда и имеющая аттестат аккредитации, которая несет ответственность за полноту исследования в рамках специальной оценки условий труда и достоверность результатов такой оценки. В связи с чем, полагает, что вина заявителя и его должностных лиц в несоответствии уровня коэффициента пульсации на рабочих местах ДО №33 «Няганский» требованиям гигиенических нормативов отсутствует, поскольку банком были совершены все необходимые и достаточные меры для выявления вредных производственных факторов на рабочих местах и их устранения.

Мониторы LED 21.5” SAMSUNG S22B300, используемое в ДО №33 «Няганский» сертифицированы на соответствие требованяим безопасности в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования». Поэтому они не могут являться источником вредных производственных факторов, превышающих установленные для них гигиенические нормативы и соответственно от 02.06.2017 №803 Ф измерений физических факторов в ДО №33 «Няганский».

Кроме того, банком для проведения измерений уровня ЭМП на рабочем месте кассира ДО 3 33 «Няганский» в июле 2017 года была привлечена специализированная организация, которая установила, что данный показатель на указанном рабочем месте соответствует нормативным значениям.

В судебном заседании представитель ПАО «Запсибкомбанк» на доводах жалобы настаивала, просила постановление отменить и производство прекратить.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре ФИО5 возражала против доводов жалобы, полагая, что постановление является законным и обоснованным, каких-либо нарушений при его вынесении не допущено.

Выслушав участников производства и оценив материалы дела, суд не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.

В соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как установлено судом в ходе рассмотрения жалобы при рассмотрении дата в 11:00 в территориальном отделе ФИО1 Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес> и <адрес> протокола лабораторных исследований от дата и экспертного заключения от дата филиала ФБУЗ «Центр гиены и эпидемиологии в ХМАО- Югре в г.Нягани и Октябрьском районе», установлено, что в дополнительном офисе по адресу, <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеется превышение максимально-разовой ПДК гидроксибензола в воздухе помещения (отдел кредитования), что является нарушением требований ГН 2.1.6.1338-03 2ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ст.11, ст.20 Федерального закона РФ от 30.03.199 №520ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

При рассмотрении протокола измерений физических факторов от дата 3803Ф филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре в г.Нягани и Октябрьском районе» установлено, что уровни коэффициента пульсации на рабочих местах секретаря, ведущего специалиста, начальника ООФЛ, ведущего специалиста операционного зала , , кассира в кассе , начальника корпоративного отдела, ведущего специалиста корпоративного отдела , начальника доп.офиса: уровни искусственной освещенности на рабочих местах секретаре, ведущего специалиста, ведущего специалиста , в операционном зале параметры микроклимата (температура воздуха) на рабочих местах секретаря, кассира кассы , , начальника корпоративного отдела, ведущего специалиста корпоративного отдела , уровень ЭМП «напряженность электрического поля» на рабочем месте кассира кассы по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», ст.11, ст.25 Федерального закона РФ от 30.03.1999 352-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Из протокола измерений физических факторов от датаФ филиала ФБУЗ «центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре в г.Нягани и Октябрьском районе» установлено, что аэроионный состав воздуха в зоне дыхания на рабочем месте секретаря, начальника дополнительного офиса, начальника корпоративного отдела по вышеуказанному адресу не соответствует требованиям СанПиН 2.2.41294-03 «Гигиеничекские требования к аэроионнному составу воздуха производственных и общественных помещений», ст.11, ст.20 Федерального закона РФ от 30.03.1999 352-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно статье 20 Закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

В силу ст. 25 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Согласно статье 25 Закона N 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 г. 118 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Согласно п. 4.7 содержание вредных химических веществ в производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.), не должно превышать предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в соответствии с действующими гигиеническими нормативами.

Таким образом, указанные СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» указывают на обоснованное применение административным органом нормативов ГН 2.1.6.1338-03 «ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Учитывая, что помещения, в которых установлены рабочие места секретаря, кассира кассы , , начальника корпоративного отдела, ведущего специалиста корпоративного отдела , являются общественными, следовательно, при измерении параметров микроклимата, освещения, ЭМИ, аэроионного состава воздуха применяются ГОСТ Р 54944-2012 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности», ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», ГОСТ 33393-2015 «Методы измерения коэффициента пульсации освещенности», которые предусматривают проведение измерения температуры в обслуживаемой зоне на высоте 0,1; 0,6 и 1,7 м от поверхности пола при пребывании людей в помещении преимущественно в сидячем положении (п. 3.4 ГОСТ 30494-2011), а также определяют места проведения измерений (таблица 3 ГОСТ 30494-2011).

Таким образом, каких либо нарушений при проведении измерений параметров микроклимата со стороны административного органа не установлено.

В силу п. 4.5 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений, где расположены ПЭВМ, должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам.

Пунктом 1.3 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений» предусмотрено, что требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека аэроионной недостаточности и избыточного содержания аэроионов в воздухе на рабочих местах. Разделом 2 СанПиН 2.2.4.1294-03 установлены нормируемые показатели аэроионного состава воздуха.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.4.1294-03 санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарные требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений, где может иметь место аэроионная недостаточность или избыток аэроионов, включая: помещения, в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электростатические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники.

Помимо современных видеодисплейных терминалов (ЖК, плазменные) в помещении дополнительного офиса находятся принтеры, сканеры и иное оборудование, подпадающее под классификацию оргтехники, и проверка данного показателя административным органом также проведена правомерно.

При измерении уровня искусственной освещенности на рабочих применяется СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", измерение уровней искусственной освещенности на рабочих местах секретаря, ведущего специалиста, ведущего специалиста , в операционном зале не соответствует вышеуказанному СанПиНу, что подтверждается протоколом измерений физических факторов от датаФ.

В отношении ПАО «Запсибкомбанк» проводилась плановая проверка, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований или требований, установленных федеральными правовыми актами (п. 7 распоряжения т дата г. № ). Также территориальным отделом осуществлялась проверка деятельности юридического лица по выполнению требований санитарного законодательства (п. 5 распоряжения т дата).

В этой связи, измерение коэффициента пульсации проводилось в соответствии с разделом X СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

Также протоколом измерений физических факторов от датаФ подтверждается несоответствие параметра ЭМП (напряженность электромагнитного поля в диапазоне 5 Гц - 2 кГц) и является нарушением раздела VII СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

Привлечение банком для проведения измерений уровня ЭМП на рабочем месте кассира ДО «<данные изъяты>» в датадата специализированной организации, установившей, что данный показатель на указанном рабочем месте соответствует нормативным значениям, не свидетельствует о том, что на момент проверки, проводимой административным органом, указанные в постановлении нарушения отсутствовали.

При вынесении решения суд не находит убедительными доводы представителя ПАО «Запсибкомбанк» о том, что отсутствует событие административного правонарушения и показатели проб не соответствуют нормативам вышеуказанных СанПиНов, так как согласно экспертному заключению № от дата это свидетельствует об обратном.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания, административным органом наказание назначено в пределах санкции, установленной ст. 6.4 КоАП РФ.

В связи с изложенным, нарушений положений ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ не допущено.

Признавая доводы в защиту ПАО «Запсибкомбанк» в полном объеме неубедительными и объективно не подтвержденными, влекущих отмену обжалуемого постановления нарушений права на защиту или иных процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не усматривается.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии в действиях ПАО «Запсибкомбанк» признаков административного правонарушения предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оснований для прекращения производства по делу в отношении Общества не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ в отношении ПАО «Запсибкомбанк» оставить без изменения, жалобу ПАО «Запсибкомбанк»- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Няганский городской суд с момента получения.

Судья Н.В. Сташкевич