НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 30.01.2017 № 2-3475/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2017 года г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Вараксина П.В.

При секретаре Царёвой Е.П.

С участием представителя процессуального истца: помощника Прокурора горда Нягани Хайдаровой М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-89/2017 по иску Прокурора <данные изъяты> в защиту интересов <данные изъяты> к Казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в лице филиала в г. Нягани о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, выступая в интересах <данные изъяты> уточнив исковые требования, просил признать решение Казенного учреждения ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» об отказе в назначении <данные изъяты> ежемесячной компенсации затрат родителей на обучение на дому детей-инвалидов в возрасте от <данные изъяты> лет, незаконным и обязать ответчика выплатить законному представителю Г. ежемесячную компенсацию затрат на обучение на дому ребенка-инвалида в возрасте от <данные изъяты> лет с дата. и назначить законному представителю несовершеннолетней ежемесячную компенсацию затрат на обучение на дому ребенка-инвалида в возрасте от <данные изъяты> лет.

Уточненные требования процессуальный истец мотивировал тем, что несовершеннолетняя <данные изъяты> является ребенком-инвалидом, которому инвалидность установлена до совершеннолетия. На основании обращения законного представителя несовершеннолетней о нарушении законодательства о социальной защите детей-инвалидов, была проведена проверка, которой установлено, что ребенку назначено в рамках школьного образовательного учреждения адаптивное индивидуальное обучение на дому адаптированной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями развития. Обучение ребенка организовано на базе <данные изъяты> В виду отсутствия технической оснащенности образовательного учреждения, обучение ребенка происходит в домашних условиях, на основании заключенного договора обучение происходит индивидуально. дата. законный представитель ребенка – Г. обратилась к ответчику о назначении и выплате ежемесячной компенсации затрат на обучение на дому ребенка-инвалида в возрасте <данные изъяты>. По результатам рассмотрения данного заявления, учреждением было отказано в выплате соответствующей компенсации, на том основании, что ребенок зачислен в <данные изъяты> класс общеобразовательной школы, которая, в свою очередь, и осуществляет утвержденную образовательную программу в отношении ребенка, обеспечивая образовательный процесс на дому.

Ссылаясь на Федеральные законы № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Закон округа № 115-оз, прокурор полагает, что отказ Казенного учреждения не законный, а, следовательно, родитель ребенка имеет право на получение установленной законом компенсации.

В ходе судебного заседания помощник прокурора города Нягани Хайдарова М.А., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении уточненных требований, обращая их к Казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат».

Законный представитель несовершеннолетней – Г. в судебное заседание не явилась по причине необходимости ухода за ребенком, уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика Казенного учреждения ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» также уведомлен надлежащим образом в адрес суда представил возражения на иск, просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Статьёй 41 указанного законно определено, что обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому.

Статьёй 66 названного закона предусмотрено, что порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьёй 19 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» установлены гарантии на получение образования инвалидом, а также предусмотрено, что при невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Учитывая изложенное, вопросы организации и обеспечения образования всех уровней находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов РФ.

В соответствии со ст.3 Закона округа от 02.12.2005г. № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование, прав инвалидов на образование в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», ежемесячная компенсация затрат родителей (законных представителей) на обучение на дому детей-инвалидов в возрасте от <данные изъяты> лет, проживающих в городских населенных пунктах, устанавливается в размере <данные изъяты> рублей.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 17.04.2006 N 76-п (в ред. от 26.12.2014) «О порядке выплаты компенсаций затрат родителей (законных представителей) на воспитание, обучение и образование детей-инвалидов и затрат инвалидов и родителей (законных представителей) детей-инвалидов на получение профессионального образования» установлено, что родителям (законным представителям) детей-инвалидов выплачивается ежемесячная компенсация затрат родителей (законных представителей) на обучение на дому детей-инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет. Выплата компенсации, осуществляется в беззаявительном порядке в соответствии с решением Центра социальных выплат, основанном на сведениях базы данных Центра социальных выплат и сведениях о невозможности получения ребенком-инвалидом образования соответствующего уровня в образовательной организации (п.3 Порядка).

Как установлено в ходе судебного заседания <данные изъяты> является ребенком, которому установлена инвалидность до дата т.е. до совершеннолетия. В связи с установленной инвалидностью на основании заключения комиссии ей рекомендовано получение образования в общеобразовательной организации, в очной форме обучения, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта. Из справки врачебной комиссии от дата. следует, что ребенок имеет множественные тяжелые нарушения развития. Согласно индивидуальной программе развития, <данные изъяты> до совершеннолетия нуждается в подгузниках, прогулочной и комнатной кресле-коляске для больных ДЦП, противопролежневом матраце и подушке.

<данные изъяты> зачислена в <данные изъяты> и на основании индивидуальной программы обучения проходит образовательный курс на дому. В данную программу включены предметы: музыка, адаптивная физкультура, жизнедеятельность человека, развитие речи и окружающий природный мир, математика, коррекционные развивающие занятия.

В свою очередь, истцом представлены копии учебников и тетрадей по которым ребенок образовывается дополнительно на дому родителями: математика, букварь (азбука), прописи, развитие речи. Согласно представленным фотографиям ребенок фактически неподвижен, находится в кресле-каталке.

С целью систематического ухода за ребенком и возможности обучения дочери, законный представитель несовершеннолетней Г. работает по сменам, воспитанием занимается с бабушкой, является матерью-одиночкой.

Данные обстоятельства представителем ответчика не оспорены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что образовательное учреждение <данные изъяты> в полной мере не предоставляет как методическую, так и материальную базу для образования ребенка-инвалида в силу отсутствия соответствующей специфики. Родитель вынуждена непосредственно участвовать в образовательном процессе с целью максимального восполнения имеющихся у ребенка недостатков и их коррекции.

Материалами дела нашло свое подтверждение невозможность получения образования <данные изъяты> непосредственно в образовательной организации. Само по себе зачисление в образовательное учреждение и назначение образовательной программы не является основанием для отказа в выплате установленных мер социальной поддержки.

Необходимо отметить, что указанные выше нормативные правовые акты вообще не устанавливают какой-либо объём участия родителей в образовании ребенка-инвалида, при этом, такого основания для отказа как участие в образовании ребенка образовательного учреждения не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

требования, заявленные Прокурором Октябрьского района ХМАО-Югры, удовлетворить.

Признать решение Казенного учреждения ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» от <данные изъяты> об отказе в назначении Г. ежемесячной компенсации затрат родителей на обучение на дому детей-инвалидов в возрасте от <данные изъяты> лет, незаконным.

Обязать Казенное учреждение ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» назначить и выплатить дата. законному представителю Г. ежемесячную компенсацию затрат на обучение на дому ребенка-инвалида в возрасте от <данные изъяты> лет, проживающего в городском населенном пункте <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Няганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья П.В. Вараксин