НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 03.11.2020 № 2-1241/20

Дело №2-1241/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2020 года г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Мироновой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кринчик Н.В.,

с участием процессуального истца в лице помощника прокурора города Нягани Чайко Л.Р., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Бауман С.Н., действующей на основании доверенности от 01.01.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз» об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепровода,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз» (далее – АО «РН-Няганьнефтегаз», Общество, ответчик) с исковым заявлением об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепровода, которым просил обязать АО «РН-Няганьнефтегаз» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Департаменте строительства ХМАО - Югры в порядке, предусмотренном ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства - «Нефтесборный трубопровод к.125-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 1831 м и «Нефтесборный трубопровод к.126-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 2975 м Ем-Еговского + Пальяновского лицензионного участка, расположенных на лесном участке в границах кварталов 55, 56 Ендырского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, кварталов 126, 115, 116, 127, 128 Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества в Октябрьском районе ХМАО-Югры, предоставленном юридическому лицу в пользование по договорам аренды лесных участков, №0021/17-09-ДА от 19.05.2017, № 0059/16-09-ДА от 02.08.2016. Обязать АО «РН-Няганьнефтегаз» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект - «Система промысловых -трубопроводов Ем-Еговского + Пальяновского лицензионного участка», в связи с вводом в эксплуатацию в марте и декабре 2019 года объектов капитального строительства - «Нефтесборный трубопровод к.125-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 1831 м и «Нефтесборный трубопровод к.126-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 2975 м Ем- Еговского + Пальяновского лицензионного участка, расположенных на лесном участке в границах кварталов 55, 56 Ендырского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, кварталов 126, 115, 116, 127, 128 Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества в Октябрьском районе ХМАО-Югры, предоставленном юридическому лицу в пользование по договорам аренды лесных участков, №0021/17-09-ДА от 19.05.2017, № 0059/16-09-ДА от 02.08.2016. Обязать АО «РН-Няганьнефтегаз» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в связи с вводом в эксплуатацию в марте и декабре 2019 года опасных производственных объектов - «Нефтесборный трубопровод к.125-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 1831 м и «Нефтесборный трубопровод к.126-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 2975 м Ем- Еговского, + Пальяновского лицензионного участка, расположенные на лесном участке в границах кварталов 55, 56 Ендырского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, кварталов 126, 115, 116, 127, 128 Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества в Октябрьском районе ХМАО-Югры, предоставленном юридическому лицу в пользование по договорам аренды лесных участков, №0021/17-09-ДА от 19.05.2017, № 0059/16-09-ДА от 02.08.2016. Запретить АО «РН-Няганьнефтегаз» с 01.03.2021 эксплуатацию объектов капитального строительства - «Нефтесборный трубопровод к.125-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 1831 м и «Нефтесборный трубопровод к.126-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 2975 м Ем- Еговского + Пальяновского лицензионного участка, расположенных на лесном участке в границах кварталов 55, 56 Ендырского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, кварталов 126, 115, 116, 127, 128Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества в Октябрьском районе ХМАО-Югры, предоставленном юридическому лицу в пользование по договорам аренды лесных участков, №0021/17-09-ДА от 19.05.2017, № 0059/16-09-ДА от 02.08.2016, при отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, а также отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Заявленные требования мотивированы тем, что на основании проведенной истцом проверки соблюдения требований градостроительного законодательства при строительстве и эксплуатации промышленных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлено, что ввод в эксплуатацию вышеуказанных объектов в период с марта и декабря 2019 года Обществом произведен с грубым нарушением федерального законодательства, без выполнения мероприятий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В целях устранения данных нарушений 29.06.2020 природоохранной прокуратурой генеральному директору АО «РН-Няганьнефтегаз» внесено представление об их устранении, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения Обществом не устранены.

В письменном отзыве на исковое заявление АО «РН-Няганьнефтегаз» указывает, что эксплуатация нефтесборных трубопроводов "к.125-т.вр.к 125,126, 131"; "к.126- т.вр.к125, 126, 131" осуществляется в соответствии с Правилами безопасной эксплуатации нефтесборных трубопроводов (Приказ от 30.11.2017 № 555 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов»). Общество не бездействует и предпринимает все возможные действия для получения правоустанавливающих документов по объекту капитального строительства в кратчайшие сроки в установленном законом порядке. Трубопроводы находятся в исправном техническом состоянии, какую-либо угрозу общественным отношениям либо окружающей среде не представляют. Обществом 14.10.2020 года уже получены разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Проводится дальнейшая работа по регистрации и страхованию опасных производственных объектов: 1) Нефтесборный трубопровод "к.125-т.вр.к. 125,126,131": осуществлена постановка на государственный кадастровый учет (ГКУ) в Росреестре -28.10.2020; производится регистрация прав собственности (10 рабочих дней) - срок 12.11.2020; регистрация и страхование ОПО (30 рабочих дней) - 24.12.2020; 2) Нефтесборный трубопровод "к.126-т.вр.к. 125, 126, 131": осуществлена постановка на ГКУ в Росреестре - 28.10.2020; производится регистрация прав собственности (10 рабочих дней) - срок 12.11.2020; регистрация и страхование ОПО (30 рабочих дней) - 24.12.2020.

В судебном заседании представитель истца Чайко Л.Р. на требованиях прокурора настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика АО «РН-Няганьнефтегаз» Бауман С.Н. поддержала доводы письменных пояснений. При принятии решения просила учесть регламентные сроки государственных органов в части внесения изменений в сведения, характеризующие опасный производственный объект в срок до 24.12.2020 года; в части запрета эксплуатации объекта без разрешения на ввод с 25.12.2020 года.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что АО «РН-Няганьнефтегаз» является владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Ем-Еговского + Пальяновского лицензионного участка, расположенного в Октябрьском районе ХМАО-Югры.

В период с марта и декабря 2019 года для транспортировки добываемой газоводонефтяной эмульсии АО «РН-Няганьнефтегаз» введены в эксплуатацию объекты - «Нефтесборный трубопровод к.125-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 1831 м. и «Нефтесборный трубопровод к.126-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 2975 м. Ем-Еговского + Пальяновского лицензионного участка, расположенные на лесном участке в границах кварталов 55, 56 Ендырского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, кварталов 126, 115, 116, 127, 128 Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, предоставленном юридическому лицу в пользование по договорам аренды лесных участков, №0021/17-09-ДА от 19.05.2017, № 0059/16-09-ДА от 02.08.2016.

В ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» закреплено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п.п. «в» п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87, а также ч. 1 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ вышеуказанные нефтепроводы, транспортирующие горючее вещество (газоводонефтяную эмульсию), являются объектами капитального строительства и относятся к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона №116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасных производственных объектов и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») закреплено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом при осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

На основании ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

В ст. 55 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе, заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.

Предусмотренная ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.

В нарушение указанных требований закона, ввод в эксплуатацию нефтепроводов, являющихся потенциально опасными промышленными объектами, осуществлен Обществом без разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Более того, юридическое лицо приступило к эксплуатации вышеуказанных нефтепроводов без их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и надлежащего страхования данных объектов, что недопустимо, и свидетельствует об отсутствии контроля за процессом эксплуатации со стороны Северо-Уральского управления Ростехнадзора, осуществляющего функции по государственному контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно ст. 3 Федерального закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 №1371 (далее - Правила), установлено, что регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 №495 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования), которые обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).

В п. 6 и п. 7 Требований закреплено, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

Согласно п. 11 Требований по результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту наименование. Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующим деятельность, осуществляемую на объекте.

В соответствии с п. 5 Правил обязанность по предоставлению сведений, необходимых для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов, возложена на юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов. Срок предоставления сведений в уполномоченный орган - не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объектов.

Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.

Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что опасные производственные объекты не идентифицированы и в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225- ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» далее - Федеральный закон № 225-ФЗ») к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации опасные производственные объекты, которые подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Отсутствие регистрации нефтесборных трубопроводов в государственном реестре опасных производственных объектов свидетельствует о том, что они не являются частью застрахованного промышленного объекта и не входят в предмет действующего договора страхования опасных производственных объектов, имеющегося у Общества.

Кроме того, бесконтрольная эксплуатация Обществом трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает защиту граждан Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом создается угроза пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Нефтесборные трубопроводы, по которым транспортируется горючее и токсичное вещество (газоводнефтяная эмульсия) расположены на землях лесного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Исходя из пунктов 6.1, 6.2 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», утвержденного постановлением Госстандарта РФ №2-ст от 08.01.2002, нефть является природным жидким токсичным продуктом, который содержит в себе легкоиспаряющиеся вещества, опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Учитывая, что нарушения требований закона при эксплуатации трубопроводов могут повлечь аварийные разливы нефти, следовательно, создается угроза пожарной безопасности в лесах, угроза возгорания и причинения ущерба лесному фонду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В п. 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) закреплено, что при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.)

На основании п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

В ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ закреплено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности.

Таким образом, допущенные Обществом нарушения требований промышленной, экологической, пожарной безопасности, градостроительного законодательства, бесконтрольная эксплуатация трубопроводов, создают реальную опасность возникновения в будущем аварий, которые могут повлечь гибель людей и причинение вреда их здоровью, причинить вред при порывах трубопроводов и загрязнении газоводонефтяной эмульсией компонентам окружающей среды, стать причиной возгорания участков лесного фонда.

В целях устранения данных нарушений 29.06.2020 природоохранной прокуратурой генеральному директору АО «РН-Няганьнефтегаз» внесено представление об их устранении, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения Обществом не устранены.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно ст.ст.41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей следы», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием (ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации, ст. 1, ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В преамбуле Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В п.7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В силу п.1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых, вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, которые подлежат удовлетворению.

Ссылка представителя ответчика о проводимой работе по получению разрешения на ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, внесении изменений в их характеристики, заключению договора страхования принимается судом во внимание и дает возможность судить о том, что состоявшееся решение суда будет исполнено своевременно.

В силу п. 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет.

Истец при подаче иска в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик же льгот по оплате государственной пошлины не имеет.

Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 6000 руб. за требование неимущественного характера.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз» удовлетворить.

Обязать АО «РН-Няганьнефтегаз» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке, предусмотренном ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства - «Нефтесборный трубопровод к.125-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 1831 м и «Нефтесборный трубопровод к.126-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 2975 м Ем-Еговского + Пальяновского лицензионного участка, расположенных на лесном участке в границах кварталов 55, 56 Ендырского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, кварталов 126, 115, 116, 127, 128 Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставленном юридическому лицу в пользование по договорам аренды лесных участков, №0021/17-09-ДА от 19.05.2017, № 0059/16-09-ДА от 02.08.2016.

Обязать АО «РН-Няганьнефтегаз» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект - «Система промысловых -трубопроводов Ем-Еговского + Пальяновского лицензионного участка», в связи с вводом в эксплуатацию в марте и декабре 2019 года объектов капитального строительства - «Нефтесборный трубопровод к.125-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 1831 м и «Нефтесборный трубопровод к.126-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 2975 м Ем-Еговского + Пальяновского лицензионного участка, расположенных на лесном участке в границах кварталов 55, 56 Ендырского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, кварталов 126, 115, 116, 127, 128 Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставленном юридическому лицу в пользование по договорам аренды лесных участков, №0021/17-09-ДА от 19.05.2017, № 0059/16-09-ДА от 02.08.2016.

Обязать АО «РН-Няганьнефтегаз» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить со специализированной организацией договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в связи с вводом в эксплуатацию в марте и декабре 2019 года опасных производственных объектов - «Нефтесборный трубопровод к.125-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 1831 м и «Нефтесборный трубопровод к.126-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 2975 м Ем- Еговского, + Пальяновского лицензионного участка, расположенные на лесном участке в границах кварталов 55, 56 Ендырского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, кварталов 126, 115, 116, 127, 128 Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставленном юридическому лицу в пользование по договорам аренды лесных участков, №0021/17-09-ДА от 19.05.2017, № 0059/16-09-ДА от 02.08.2016.

Запретить АО «РН-Няганьнефтегаз» с 01.03.2021 эксплуатацию объектов капитального строительства - «Нефтесборный трубопровод к.125-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 1831 м и «Нефтесборный трубопровод к.126-т.вр.к.125, 126, 131», диаметром 219*6, протяженностью 2975 м Ем- Еговского + Пальяновского лицензионного участка, расположенных на лесном участке в границах кварталов 55, 56 Ендырского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества, кварталов 126, 115, 116, 127, 128Лорбинского урочища Ендырского участкового лесничества Октябрьского лесничества в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставленном юридическому лицу в пользование по договорам аренды лесных участков, №0021/17-09-ДА от 19.05.2017, № 0059/16-09-ДА от 02.08.2016, при отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, а также отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Взыскать с Акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» в доход бюджета города Нягани государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Няганский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 11.11.2020.

Судья Е.А. Миронова