НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 27.11.2018 № 2А-2569/18

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2018 года город Ноябрьск, ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Русиной Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Ахтаровой Ю.Р.,

с участием представителей административного истца ООО «КОРС» ФИО1 и адвоката Демченко Ж.А., административного ответчика - Государственного инспектора труда Государственной инспекции в ЯНАО и представителя заинтересованного лица Государственной инспекции в ЯНАО - ФИО2 (ФИО3),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2569/2018 по иску Общества с ограниченной ответственностью «КОРС» к Государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в ЯНАО ФИО4 о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда,

установил:

ООО «КОРС» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в ЯНАО ФИО3 о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда. Заявленные требования мотивирует тем, что государственным инспектором труда ФИО5 (добрачная фамилия - ФИО3) 24.10.2018 вынесенопредписание (далее - Предписание) в соответствии с которым, на ООО «КОРС» возложена обязанность произвести работнику ФИО6 начисление и выплату заработной платы в соответствии с Актом проверки от 24.10.2018 и статьи 133.1 ТК РФ, а также произвести начисление и выплату компенсации в соответствии со статьей 236 ТК РФ. Считая, что Предписание не соответствует нормам трудового законодательства, вынесено за пределами полномочий государственного инспектора труда и неправомерно возлагает на заявителя определенные обязанности, административный истец просит признатьПредписание незаконным и его отменить.

В судебном заседании административный истец на административных исковых требованиях настаивали, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Указывает, что компенсационные выплаты должны начисляться на минимальную зарплату в субъекте РФ, что в ЯНАО составляет 16751 рубль.

Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрении административного иска.

В силу ст. 226 КАС РФнеявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 названного кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Из представленного материала усматривается, что поводом для внеплановой документарной проверки соблюдения административным истцом трудового законодательства в области охраны труда явилось обращение ФИО6 в Государственную инспекцию труда в Ямало-Ненецком автономном округе о нарушении её трудовых прав (л.д. 19-21).

По результатам проверки составлен Акт от 24 октября 2018 года , согласно которому инспектором было выявлено несоответствие трудового законодательства в части начисления работнику заработной платы ниже установленного МРОТ (нарушение Обществом статьи 133.1 Трудового Кодекса РФ) (л.д. 10-14)

ООО "КОРС" вынесено Предписание от 24 октября 2018 года (л.д. 15-16), обязывающее Общество в срок до 31 августа 2018 года:

1) Произвести начисление и выплату заработной платы ФИО6, согласно Акту проверки от 24 октября 2018 года . Основание ст. 133.1 ТК РФ (период февраль-июнь);

2) Произвести начисление и выплату ФИО6 компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки выплаты заработной платы начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Основание ст. 236 ТК РФ (период: февраль - октябрь 2018).

В силу ст.357 ТК РФгосударственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполненияпредписанияоб устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст.361 ТК РФрешения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.


Согласно ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).

В соответствии со ст. 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

В соответствии со ст. 133 названного кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

В силу статьи 133.1 данного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).

В Ямало-Ненецком автономном округе с 01 января 2018 года действует "Региональное трехстороннее соглашение "О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Соглашение), заключенное 27 декабря 2017 года между полномочными представителями Союза организаций профсоюзов Ямало-Ненецкого автономного округа, Некоммерческой организации Ассоциация работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа и исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно части 1 пункта 1.1. данного Соглашению на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлена минимальная заработная плата в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом (что с 01 мая 2018 года в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ составляет 11163 рубля).

При этом, выплата минимальной заработной платы осуществляется с применением к ней районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе за II квартал предыдущего года (что в соответствии с Постановлением Правительства ЯНАО от 10.08.2017 № 805-П составляет 16751 рубль) (ч. 2 п. 1.1 Соглашения).

В своем Постановлении от 07.12.2017 № 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1,2,3,4 и 11 статьи 133.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан ФИО7, О.Л. Дейдей, ФИО8 и И.Я. Кураш" Конституционный Суд РФ, в том числе ссылаясь на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2011 года № 52-В11-1, от 29 июля 2011 года № 56-В11-10 и от 7 октября 2011 года № 3-В11-31, указывает, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Как указывалось выше, минимальный размер оплаты труда в ЯНАО составляет 11163 рубля, и, как следует из предоставленных в материалы дела расчетных листков, на сумму тарифа в размере 11165 рублей административный ответчик правомерно и в соответствии с требованиями статьи 133.1 ТК РФ, начислял работнику ФИО6 районный коэффициент и надбавку за стаж работы в РКС.

При этом, требования части второй пункта 1.1 Соглашения административным ответчиком также не были нарушены, поскольку выплата заработной платы работнику ФИО6 не допускалась ниже суммы 16751 рубль, т.е. ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в ЯНАО за II квартал 2017 года.

Таким образом, не законны и основаны на неправильном толковании норм трудового законодательства выводы государственного инспектора труда в ЯНАО ФИО5, указанные ей в Акте от 24.10.2018 г. о нарушение Обществом статьи 133.1 Трудового Кодекса РФ и несоответствии трудового законодательства в части начисления работнику ФИО6 заработной платы ниже установленного МРОТ.

При указанных обстоятельствах, предписание государственного инспектора труда является незаконным и подлежит отмене. Соответственно, требования ООО «КОРС» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Общества с ограниченной ответственностью «КОРС» к Государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в ЯНАО ФИО4 о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда, - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Предписание государственного инспектора труда в ЯНАО ФИО4 от 24 октября 2018 года

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в окружной суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Русина Л.Г.

Решение суда в окончательной форме составлено 03 декабря 2018 года.

...

...

...

...

...

...