НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 26.04.2019 № 2-679/19

...

...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"26" апреля 2019 г. город Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Авдеенко Ю.О.

при секретаре судебного заседания Мицкевич А.С.,

с участием:

представителя истца Демченко Ж.А., действующей на основании доверенности от 12.01.2019,

представителя ответчика Мишанкиной Н.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2019 г. № 7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-679/2019 по иску Прынь О.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периодов работы в общий страховой и специальный стаж,

установил:

Прынь О.Н., уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ноябрьск ЯНАО (далее – ГУ УПФР в г. Ноябрьск, пенсионный орган) о возложении обязанности включить в общий и специальный стаж (в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и в районе Крайнего Севера) периоды его работы: с 12.01.1993 по 01.03.1993 в ...; с ... в ..."; с 03.07.2000 по 01.04.2002 в ... с 01.01.2010 по 15.01.2011 в ... и с 14.05.2011 по 31.12.2011 в ...

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

20.08.2018 истец обратился в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии в связи с достижением пенсионного возраста. Однако при подсчете страхового стажа (общего и специального) не были учтены спорные периоды работы, с чем истец не согласен.

В судебном заседании истец Прынь О.Н. участия не принимал, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца Демченко Ж.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика Мишанкина Н.В. полагала исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, не оспаривала факт включения в общий страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период работы истца в нефтегазодобывающем предприятии ... с 12.01.1993 по 01.03.1993 в должности .... В остальной части полагала требования иска не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях. В частности, с 24.10.1995 по 09.08.1996 в ...", с 03.07.2000 по 01.04.2002 в ... с 01.01.2010 по 15.01.2011 в ..., с 14.05.2011 по 31.12.2011 в ... истец работал вахтовым методом, однако представленными документами не подтверждена отработанная норма рабочего времени, в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах. Кроме того, Прынь О.Н. являлся иностранным гражданином, однако до февраля 2008 года не представил доказательств нахождения на территории Российской Федерации на законном основании.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Обязательным страховым обеспечением, предоставляемым застрахованным лицам, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются в том числе страховые (до 1 января 2015 года - трудовые) пенсии по старости (инвалидности, по случаю потери кормильца), установление и выплата которых осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 года - Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Право на страховую (до 1 января 2015 года - трудовую) пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", часть первая статьи 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В качестве одного из таких условий законодатель установил наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", абзац третий статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). При этом, по общему правилу, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, с учетом которых финансируется данный вид пенсионного обеспечения, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3).

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - необходимое условие реализации в обязательном пенсионном страховании основных принципов осуществления обязательного социального страхования и прежде всего принципов устойчивости и автономности финансовой системы, а также принципа государственной гарантированности соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков и исполнения обязательств по данному виду обязательного социального страхования.

Таким образом, законоположение, закрепляющее правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, является необходимым элементом правового механизма пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, направлено на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и гарантированного исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами и само по себе не может рассматриваться как нарушающее их права и вступающее в противоречие с конституционными предписаниями (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 № 1751-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочедыкова Эдуарда Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, имеющие страховой стаж не менее 15 лет.

Ранее достижения этого возраста в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.

Списком утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, предусмотрена профессия - ...", а также профессия ...

Согласно Разъяснениям Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в особых условиях труда не менее 80% рабочего времени.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту – Правила подсчета и подтверждения страхового стажа).

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Прынь О.Н. был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 17.01.2000, спорные периоды его трудовой деятельности имели место как до, так и после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

20.08.2018 Прынь О.Н. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа Прынь О.Н. отказано в установлении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера, который составлял 11 лет 04 месяца 18 дней.

При этом пенсионным органом при подсчете как общего страхового, так и специального (в районах Крайнего Севера) стажа не были включены следующие периоды:

- с 12.01.1993 по 01.03.1993 в ... поскольку в приказах по личному составу Прынь О.Н. не значится;

- с 24.10.1995 по 09.08.1996 в ... поскольку не подтверждено выполнение нормы рабочего времени при вахтовом методе работы;

- с 03.07.2000 по 01.04.2002 в ...; с 09.09.2009 по 20.08.2010, с 01.09.2010 по 15.01.2010 в ...; с 14.05.2011 по 31.12.2011 в ..., поскольку по данным лицевого счета сведения о работе в указанные периоды отсутствуют, следовательно, страховые взносы не начислялись и не уплачивались.

Согласно подп. а) п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).

Согласно п. 8 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с п.п. 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве.

В соответствии с п. 2 Порядка подтверждению подлежат периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подп. 22).

Согласно п. 4 Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В подтверждение страхового стажа истцом ответчику представлена трудовая книжка (дата заполнения "23 июля 1984 г.") и вкладыш в трудовую книжку , из которой следует, что 12.01.1993 Прынь О.Н. был принят ... (<адрес>), откуда был уволен по собственному желанию 01.03.1993. Данные сведения подтверждаются и документами, представленными архивным учреждением <адрес> в частности, приказом от 12.01.1993 , приказом от 01.03.1993 , расчетными листками за январь, февраль 1993, из которых следует, что Прынь О.Н. производились выплаты северной надбавки, а также отчисления в Пенсионный фонд; архивными справками от 15.04.2019

Тот факт, что указанный период работы подлежит включению как в страховой стаж, так и в страж работы в местности, приравненной в районам Крайнего Севера, представителем ответчика не оспаривался. При изложенных обстоятельствах, в данной части требование иска является законным и подлежащим удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с записями в трудовой книжке истец:

- 24.10.1995 был принят на должность ... по вахтовому методу работы в ... (район Крайнего Севера), откуда уволен 09.08.1996 по собственному желанию (записи за №);

- 03.07.2000 был принят ... (район Крайнего Севера), откуда уволен 01.04.2002 по собственному желанию (;

- 09.09.2009 был принят ... (район Крайнего Севера), откуда уволен по истечении срока трудового договора 20.08.2010 (записи за

- 01.09.2010 был принят ... (район Крайнего Севера), откуда уволен по собственному желанию 15.11.2011 (записи за

- 14.05.2011 был принят ..., откуда уволен в связи с истечением срока действия разрешения на работу 21.06.2013 (записи за №

Периоды работы истца в качестве электросварщика после 1 января 1992 года могут быть засчитаны в специальный стаж только при документальном подтверждении занятости истца в течение полного рабочего дня на ручной сварке.

В соответствии с архивными справками от 22.03.2019 , данными ... Отдел архивного дела муниципального образования "<адрес> в документах по личному составу ...", принятых в отдел архивного дела, в ведомостях по начислению заработной платы и личных карточках уволенных работников за 1996 год проходит Прынь О.Н. – .... За указанный период оплата труда повременно-премиальная, к заработной плате начислялся районный коэффициент 100%. В ведомостях по начислению заработной платы за 1995 год Прынь О.Н. не обнаружен. По данным личной карточки ф. Т-2 за период работы не находился в отпусках без сохранения заработной платы, учебных отпусках, не прогуливал. Участок дислоцировался в <адрес>, отнесенном постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 к районам Крайнего Севера, где районный коэффициент к заработной плате работников предприятий производственных и непроизводственных отраслей, расположенных на территории алмазодобывающей промышленности в месторождениях ... установлен в централизованном порядке 2,0.

Также со справками представлены: копия личной карточки работника Прынь О.Н., копия приказа от 23.10.1995 , копия приказа от 12.08.1996 , ведомости по начислению заработной платы за 1996 год.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 4). В периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации. Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно (п. 8).

Порядок учета рабочего времени при вахтовом методе работы определен Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 г. N 794/33-82, действующими в настоящее время.

В соответствии с названными Основными положениями, указанный расчет рабочего времени производится работодателем, исходя из выработки нормального количества часов, установленного для определенной категории работников, то есть в дополнение к трудовой книжке необходимо предоставление уточняющей справки от организации о выполнении за учетный период нормы рабочего времени.

Из представленных документов следует, что Прынь О.Н. вырабатывал в 1996 году (январь – август) за период работы вахтовым методом норму рабочего времени.

В связи с чем, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца в ..." с 01.01.1996 по 09.08.1996.

Между тем, письменные доказательства не содержат полных сведений о доходах истца в период с 24.10.1995 по 31.12.1995, отработанную им в указанный период норму рабочего времени, что исключает возможность для истца реализовать свое право на включение данного период в страховой стаж в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка (дохода) работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата (доход) строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы и другие.

Таким образом, удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический доход в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.

Указанная правовая позиция подтверждается и положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".

Из материалов дела следует, что период работы Прынь О.Н. с 03.07.2000 по 01.04.2002 в ... индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не отражен.

В соответствии с архивной справкой от 11.12.2018 № С-5273 в документах ... его предшественники и подведомственные организации за 2000-2002 годы имеются следующие сведения: приказом филиала ... (<адрес>) от 03.07.2000 Прынь О.Н. принят на должность электросварщика ручной сварки пятого разряда для работы вахтово-экспедиционным методом; приказом от 01.04.2002 уволен с должности электросварщика шестого разряда с выплатой компенсации за период работы за указанный период в количестве 52 календарных дней. За период работы начислялся районный коэффициент в размере 80%. Сведений о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков, курсов повышения квалификации и других отвлечений от работы не имеется. При этом приказы, другие документы по личному составу не содержат более детальных сведений о характере и режиме работы, особых условиях труда отдельных категорий работников.

Однако указанная справка не может быть принята в качестве доказательства, подтверждающего заявленные истцом требования, так как факт занятости истца на выполнении работ в условиях, предусмотренных Списком , в течение полного рабочего дня не нашел своего подтверждения в рамках рассмотрения настоящего спора.

Между тем, в соответствии со ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002, в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.

В силу положений ст. 237 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего в период работы истца в ..." взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.

При этом согласно ст. 236 КЗоТ РФ все работники подлежали обязательному государственному страхованию.

Таким образом, отсутствие сведений об уплате работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорные периоды (1995 год в ... вопреки возражениям ответчика, не лишает работника права на учет этого периода при назначении пенсии.

Следовательно, периоды работы Прынь О.Н. в ... с 24.10.1995 по 09.08.1996 и в ... с 03.07.2000 по 01.04.2002 подлежат включению в общий страховой стаж.

В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета и данных о стаже Прынь О.Н. ... начисления страховых взносов в отношении данного работника производилось в 2009 году. Согласно сведениям, поданным страхователем, Прынь О.Н. являлся лицом, на которого распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы (код категории застрахованного лица – НР).

При этом не представлено истцом и доказательств, подтверждающих его работу на льготных условиях, выполнение им работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве ... Письменные доказательства не содержат полных сведений о доходах истца в спорный период, ... отчеты о финансово-хозяйственной деятельности организации за 2010-2011 годы не представлялись, страховые взносы не начислялись и не уплачивались.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 11.04.2019 ... находится на стадии ликвидации (дата внесения записи 08.07.2016), конкурсным управляющим является ФИО12 (дата внесения записи 21.03.2019). Из ответа конкурсного управляющего ФИО12. следует, что запрашиваемые судом документы в отношении Прынь О.Н. у него отсутствуют в связи с тем, что они не были переданы предыдущими руководителями организации. В отделе по делам архивов Администрации города ... документы указанного юридического лица также отсутствуют.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, застрахованное лицо вправе реализовать свое право на полное получение пенсии даже при отсутствии уплаты или при неполной уплате страховых взносов его работодателем в пользу этого лица тогда, когда эти взносы были начислены, но не уплачены.

Между тем, учитывая, что за спорные периоды в системе обязательного пенсионного страхования не имеется сведений не только об уплаченных, но и начисленных работодателем истца страховых взносах, о периоде трудовой деятельности истца в ... с 01.01.2010 по 20.08.2010 и с 01.09.2010 по 15.01.2011, не подтверждается работа истца на льготных условиях, предусмотренных п. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оснований для включения данных периодов в страховой стаж истца, включая стаж в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии, у суда не имеется.

Согласно части 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (часть 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.

Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке Прынь О.Н. содержатся сведения о периодах его трудовой деятельности в определенных должностях и организациях. Данных о характере и условиях выполняемой Прынь О.Н. работы в его трудовой книжке не содержится.

Иных допустимых, достоверных и достаточных доказательств в обоснование требований иска в указанной части суду не представлено и материалы дела не содержат.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранным гражданином - является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство.

Пунктом 1 статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" к застрахованным лицам отнесены лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору.

Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ в пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев. Обратной силы данному положению закона не придано.

Исходя из изложенного выше, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (2011 год) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.

В материалы дела не представлено доказательств тому, что в спорный период с 14.05.2011 по 31.12.2011 Прынь О.Н. имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, являлся застрахованным лицом в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.). Напротив, материалы дела содержат сведения о том, что истец был принят в качестве временно пребывающего иностранного гражданина, срок его работы был связан с наличием у него разрешения на работу.

Исходя из информационного письма ООО "Заполярпромгражданстрой", в период с 14.05.2011 по 31.12.2011 страховые взносы работодателем не начислялись и не уплачивались в силу того, что истец являлся иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации.

Однако такие граждане не были лишены права на пенсионное обеспечение в рамках обязательного пенсионного страхования, поскольку законодатель предусмотрел механизм добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, условия которого были определены статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 года.

Так, указанная статья изначально предусматривала, что физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Впоследствии Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" данная статья была дополнена в том числе положениями о том, что физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Добровольное вступление в указанные правоотношения, таким образом, носит заявительный характер и связано с непосредственным волеизъявлением физического лица.

Поскольку за спорный период с 14.05.2011 по 31.12.2011 ... страховые взносы не начислялись и не уплачивались в Пенсионный фонд Российской Федерации, во включении его в страховой стаж отказано правомерно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Прынь О.Н. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа включить периоды работы Прынь О.Н. с 12.01.1993 по 01.03.1993 в ..." в общий страховой и специальный стаж (в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; с 24.10.1995 по 09.08.1996 в ... в общий страховой стаж; с 01.01.1996 по 09.08.1996 в ... в специальный стаж (в районе Крайнего Севера), дающий право на досрочное назначение пении по старости; с 03.07.2000 по 01.04.2002 в ... в общий страховой стаж.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Ноябрьский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: ...

...

...