УИД 89RS0005-01-2023-003433-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2024 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Тихоновой Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Темеревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-104/2024 по иску Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу к Рузиевой М.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Административный истец УФНС России по ЯНАО (до правопреемства - МИФНС России № 5 по ЯНАО) обратился в суд к Рузиевой М.Н. с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование указано, что ответчик является собственником транспортных средств: ВАЗ21100 государственный регистрационный номер № с 15.06.2011 г., Daewoo Nexia государственный регистрационный номер № 16.07.2011 г., ВАЗ21099 государственный регистрационный номер № 11.01.2011 г., Daewoo Nexia BDB GL государственный регистрационный знак № с 14.12.2011 г., а также осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 13.03.2001 по 09.11.2020 г.г. В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2018 год была начислена пени и направлено требование № 4570 от 04.02.2020. Просят взыскать недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 3 234 рубля, и пени 42,80 рубля.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2018 и 2019 года, страховых взносов за период с 01.01.2017 г., и налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (далее – УСН), мировым судьей судебного участка №5 судебного района Ноябрьского городского суда вынесены судебные приказы №2а-401-5/2021, №2а-483-5/2020, которые были отменены по заявлению должника, что явилось основанием для обращения в суд с административным иском. Поскольку сроки уплаты транспортного налога за 2017,2018,2019гг., страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхования за 2017, 2018, 2019 и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения нарушены ответчиком, просят взыскать пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 907,38 руб.; пени за несвоевременную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением УСН в размере 6 333,13 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 286,65 руб. за 2017 год период с 01.01.2019 по 27.01.2019 г.г. и за 2018 года с 10.01.2019 по 27.01.2019 г.г.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в общем размере 12 563,17 руб. за 2017 год период с 28.01.2019 по 08.08.2021 г.г., за 2018 год период с 28.01.2019 по 08.08.2021 г.г., за 2019 года период с 27.01.2020 по 08.08.2021 г.г., за 2020 год период с 19.01.2021 по 08.08.2021 г.г.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 59,17 руб. за 2017 год период с 01.01.2019 по 27.01.2019 г.г. и за 2018 года с 10.01.2019 по 27.01.2019 г.г.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2 739,33 руб. за 2017 год период с 28.01.2019 по 08.08.2021 г.г., за 2018 год период с 28.01.2019 по 08.08.2021 г.г., за 2019 года период с 27.01.2020 по 08.08.2021 г.г., за 2020 год период с 19.01.2021 по 08.08.2021 г.г..
Кроме того, просят взыскать страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2017-2019 г.г., налог и авансовый платеж, уплачиваемый в связи с применением УСН за 2016-2017 г.г., а также штрафы за несвоевременное предоставление декларации, а также восстановить процессуальный срок, предусмотренный п.2 ст.48 НК РФ; №2а-2902/2023 - транспортный налог за 2019 год, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 02.12.2020 по 18.01.2021 г.г., страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2020 год (25.11.2020-18.01.2021); №2а-2994/2023 – пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017, 2018 и 2019 года (09.08.2021 – 31.03.2022), пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017-2020 г.г. (09.08.2021 – 31.03.2022), пени за несвоевременную уплату налога (авансовых платежей), уплачиваемых с применением УСН за 2015, 2016, 2017 (09.08.2021 – 31.03.2022).
Определением суда от 05 декабря 2023 года административные дела по данным искам объединены в одно производство.
Представитель административного истца в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на иске настаивал.
Административный ответчик Рузиева М.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) обязанность уплачивать налоги должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии со статьями 356 и 357 Налогового кодекса Российской Федерации физическое лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, является плательщиком транспортного налога.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (статья 363 НК РФ).
Согласно статьям 1, 2 Закона ЯНАО от 25.11.2002 № 61-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», с 1 января 2003 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа введён транспортный налог. Ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Установлено, что Рузиева М.Н. является владельцем транспортных средств: ВАЗ21100 госномер № с 15 июня 2011 года; DAEWOO NEXIA госномер № с 16 июля 2011 года; ВАЗ21099 госномер № с 11 января 2011 года и DAEWOO NEXIA BDB GL госномер №
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, ответчик являлся плательщиком транспортного налога в 2017, 2018 и 2019 году.
Как следует из материалов дела транспортный налог за 2018 и 2019 год исчислен налоговым органом в размере 3 234 рублей и 1 309 рублей и в силу положений абз.2 п.1 ст.363 НК РФ должен был быть уплачен налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в срок не позднее 1 декабря 2019 года и 01 декабря 2020 года соответственно.
Транспортный налог за 2017 год в размере 3 234 рубля взыскан на основании судебного приказа.
14 августа 2018 года налоговым органом посредством почты направлена административному ответчику налоговое уведомление № 43681536, содержащее расчет транспортного налога за 2019 год и 10 июля 2019 года налоговое уведомление № 36660459 с расчетом налога за 2018 год.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога
В связи с отсутствием оплаты транспортного налога за 2018 и 2019 годы ответчику начислены пени за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в размере 42 рубля 80 коп., с 02.12.2020 по 18.01.2021 в размере 8 рублей 90 коп. соответственно.
Кроме того, в соответствии со статьей 75 НК РФ ответчику была начислена пени по транспортному налогу по следующим периодам:
- с 05.02.2019 по 08.08.2021 в размере 573 рублей 18 коп. (2017 год)
- 04.02.2020 по 08.08.2021 в размере 291 рубль 11 коп. (2018 год)
- 19.01.2021 по 08.08.2021 в размере 43 рублей 09 коп. ( 2019 год), всего пени в размере 907 рублей 38 коп..
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 в размере 235 рублей (2017 год)
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 в размере 235 рублей (2018 год)
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 в размере 95,13 рублей (2019 год), всего 565 рублей 13 коп.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1, 2 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В адрес административного ответчика в порядке ст. 69, 70 НК РФ направлялись требования:
- от 19.01.2021 № 704 об оплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год и пени в размере 8,90 рублей, сроком исполнения до 03 марта 2021 года;
- от 04.02.2020 № 4570 об оплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год и пени в размере 42,80 рублей, сроком исполнения до 17 марта 2020 года;
- от 09.08.2021 № 29871 об оплате пени по транспортному налогу за 2017-2019 годы в размере 907,38 сроком исполнения до 17 сентября 2021 года;
- от 14.04.2022 № 9065 об оплате пени по транспортному налогу за 2017-2019 годы в размере 565,13 рублей сроком исполнения до 07 июня 2022 года.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела усматривается, что к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (2а-401-5/2021) о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени по требованию от 19.01.2021 № 704 налоговый орган обратился 17 мая 2021 года; по требованию от 04.02.2020 № 4570 обращение состоялось (2а-483-5/2020) 15 мая 2020 года; по требованию от 09.08.2021 № 29871 – 11 октября 2021 года (2а-943-5/2021) и по требованию от 14.04.2022 № 9065 – 29 августа 2022 года (2а-483-5/2020), то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок. После отмены судебных приказов с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в пределах установленного законом срока для обращения.
Таким образом, требования о взыскании транспортного налога за 2018 и 2019 годы, а также пени за указанные выше периоды согласно расчету подлежат удовлетворению.
В силу правил, установленных ст. 419, 420, 423, 425 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Объектом обложения страховыми взносами для таких плательщиков, признается осуществление предпринимательской деятельности. Расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают:
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 год.
Расчет страховых взносов на обязательное страхование за 2017 год производится в соответствии с положениями статьи 430 Кодекса, действовавшими на момент исчисления по следующе формуле МРОТ на начало календарного года, за которые уплачиваются страховые взносы * на 12 месяцев * тариф страховых взносов на обязательное страхование установленного п. 2 ст. 425 Кодекса.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование и по общему правилу уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Из анализа указанных норм права следует, что действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса и прекращается с момента прекращения статуса (ч.5 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании п.5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если плательщик прекращает осуществлять профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
Уплата страховых взносов в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п.5 ст. 432 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что административный ответчик Рузиева М.Н. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 13.03.2001 по 09.11.2020.
Таким образом, в 2017, 2018, 2019, 2020 году с учетом периода осуществления деятельности ответчик была обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Страховые взносы на обязательное страхование за 2017 год подлежали уплате ответчиком в бюджет в срок не позднее 31.12.2017 в размере 23 400 рублей на обязательное пенсионное страхование и в размере 4 590 рублей на обязательное медицинское страхование; за 2018 год подлежали уплате ответчиком в бюджет в срок не позднее 31.12.2018 в размере 26 545 рублей на обязательное пенсионное страхование, и в размере 5 840 рублей на обязательное медицинское страхование; за 2019 год - в срок не позднее 31.12.2019 в размере 29 354 рублей на обязательное пенсионное страхование и в размере 6 884 рублей на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное страхование за 2020 год с учётом периода осуществления деятельности подлежали уплате ответчиком в бюджет в срок не позднее 24.11.2020 в размере 27 851 рубля 20 коп. на обязательное пенсионное страхование, и в размере 7 232 рублей 32 коп. на обязательное медицинское страхование.
В виду частичной оплаты 18 февраля 2022 года, остаток задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год составляет 4 339 рублей 09 коп.
Иных сведения об уплате страховых взносов ответчиком не представлено.
В виду нарушения сроков оплаты задолженности по страховым взносам за 2017-2020 годы, за каждый календарный день просрочки начислены пени :
- за период с 25.11.2020 по 18.01.2021 по страховым взносам за 2020 год на обязательное медицинское страхование в размере 56 рублей 35 коп.;
- за период с 25.11.2020 по 18.01.2021 по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в размере 217 рублей 01 коп.
- за период с 25.07.2018 по 31.08.2018 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 215 рублей 66 коп. (остаток задолженности 163,01 р.);
- за период с 02.10.2018 по 23.01.2019 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 674 рубля 31 коп.;
- за период с 02.10.2018 по 23.01.2019 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 207 рублей 20 коп.;
- за период с 01.01.2019 по 23.01.2019 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 154 рубля 70 коп.;
- за период с 01.01.2019 по 23.01.2019 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 32 рубля 64 коп..
Всего за период с 01.01.2019 по 23.01.2019 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислено в размере 829 рублей 01 коп., и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 191 рубля 45 коп. С учетом оплаты остаток задолженности по ОПС и ОМС составляет 539 рубля 97 коп. и 191 рубль 45 коп. соответственно;
- за период с 01.01.2020 по 26.01.2020 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 159 рублей ;
- за период с 01.01.2020 по 26.01.2020 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 37 рублей 29 коп.;
- за период с 01.01.2019 по 27.01.2019 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 163 рубля 22 коп.;
- за период с 01.01.2019 по 27.01.2019 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 32 рубля 01 коп.;
- за период с 10.01.2019 по 27.01.2019 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 123 рубля 43 коп.;
- за период с 10.01.2019 по 27.01.2019 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 27 рублей 16 коп.;
- за период с 28.01.2019 по 08.08.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 195 рублей 62 коп.;
- за период с 28.01.2019 по 08.08.2021 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 822 рубля 99 коп.;
- за период с 28.01.2019 по 08.08.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 4 759 рублей 51 коп.;
- за период с 28.01.2019 по 08.08.2021 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 1 047 рублей 12 коп.;
- за период с 27.01.201 по 08.08.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 2 691 рубль 28 коп.;
- за период с 28.01.2019 по 08.08.2021 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 631 рубля 15 коп.;
- за период с 19.01.2019 по 08.08.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 916 рублей 76 коп.;
- за период с 19.01.2019 по 08.08.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 238 рублей 07 коп.;- за период с 09.08.2021 по 31.03.2022 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1700 рублей 40 коп.;
- за период с 09.08.2021 по 31.03.2022 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 327 рублей 40 коп.;
- за период с 09.08.2021 по 31.03.2022 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 1 928 рублей 93 коп.;
- за период с 09.08.2021 по 31.03.2022 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 424 рубля 38 коп.;
- за период с 09.08.2021 по 31.03.2022 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 2 133 рубля 07 коп.;
- за период с 09.08.2021 по 31.03.2022 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 500 рублей 25 коп.;
- за период с 09.08.2021 по 31.03.2022 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 2 023 рублей 86 коп.;
В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам за 2017-2020 и пени за указанные периоды в адрес административного ответчика в порядке ст. 69, 70 НК РФ направлялись требования:
- требование № 42669 от 22 января 2018 года по страховым взносам за 2017 год сроком оплаты до 09 февраля 2018 года;
- требование № 531 от 23 января 2019 года по страховым взносам за 2018 год и пени сроком оплаты до 12 февраля 2019 года;
- требование № 1962 от 27 января 2020 года по страховым взносам за 2019 год и пени сроком оплаты до 19 февраля 2020 года.
- требование № 704 от 19 января 2021 года по страховым взносам за 2020 год и пени сроком оплаты до 03 марта 2021 год;
- требование № 29871 от 09 августа 2021 года по пени по страховым взносам за 2017-2020 годы сроком оплаты до 17 сентября 2021 года;
- требование № 9065 от 14 апреля 2022 года по пени по страховым взносам за 2017-2020 годы сроком исполнения до 07 июня 2022 года.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
В редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям №№ 42669, 531 и 1962 - 06 апреля 2021 года, и поскольку общая сумма задолженности по требованиям превышала 10 000 рублей, с учетом положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок для обращения к мировому судье истекал 19 августа 2020 года, то есть по истечении шести месяцев когда сумма недоимки превысила 3 000 рублей.
Следовательно, инспекцией пропущен срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье.
Между тем, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Кроме того, суд учитывает, что налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 N 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П).
При принудительном взыскании сумм налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм пени.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, свидетельствующих о своевременном принятии налоговым органом мер по взысканию обязательных платежей и санкций в установленном законом порядке, суд полагает необходимым расценить пропуск срока незначительным, а пропущенный налоговым органом срок обращения в суд, подлежащим восстановлению.
Учитывая изложенные обстоятельства, требования административного истца о взыскании с ответчика недоимки по страховым взносам за 2017, 2018 и 2019 годы, а также пени в указанные выше периоды подлежат удовлетворению.
Установлено, что 17 мая 2021 года налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании по требованию № 704 и 11 октября 2021 года обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании по требованию № 29871. В данном случае предусмотренные законом сроки для обращения в суд налоговым органом соблюдены.
18 мая 2021 года мировым судьей судебного участка N 5 Ноябрьского городского суда вынесены судебные приказы №№ 2а-260-4/2021 и 2а-401-5/2021 о взыскании с Рузиевой М.Н. страховых взносов и пени, 12 октября 2021 года вынесен судебный приказ 2а-943-5/2021, 30 августа 2022 года вынесен судебный приказ № 2а-733-5/2022.
Определениями мирового судьи от 23 мая 2023 года данные судебные приказы были отменены в связи с поступившими от должника возражениями относительно их исполнения.
С настоящими административными исковыми заявлениями, объединенными в единое производство судом, налоговый орган обратился в суд 25 октября 2023 года, то есть в установленный законом срок.
Согласно ст. 346.11-346.12, 346.19, 346.21, 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. По итогам налогового периода налогоплательщики – индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
На основании п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации в период осуществлением предпринимательской деятельности Рузиева М.Н. являлась плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
04.05.2016 Рузиева М.Н. представила в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за 2015 год (рег.№ 000506886160) согласно которой исчислены авансовые платежи по сроку уплаты 27.04.2015 в сумме 2 280 рублей, по сроку уплаты 27.07.2015 – 2 736 рублей и по сроку уплаты 26.10.2015 – 1 377. Сумма налога по итогам периода составила 1500 рублей по сроку уплаты 04.05.2016.
03.05.2017 Рузиева М.Н. представила в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за 2016 год (рег.№ 59300655), согласно которой исчислены авансовые платежи по сроку уплаты 25.04.2016 в сумме 3 222 рублей, по сроку уплаты 25.07.2016 – 3 258 рублей и по сроку уплаты 25.10.2016 – 3 330 рублей. Сумма налога по итогам периода составила 1530 рублей по сроку уплаты 02.05.2017.
21.06.2018 в налоговый орган представлена ответчиком налоговая декларация по УСН за 2017 год (рег.№ 64969307) согласно которой исчислены авансовые платежи по сроку уплаты 25.04.2017 в сумме 5 124 рублей, по сроку уплаты 25.07.2017 – 2 274 рублей и по сроку уплаты 25.10.2017 – 2 418. Сумма налога по итогам периода составила 1 194 рублей по сроку уплаты 03.05.2018.
В связи с неуплатой в срок авансовых платежей за 2015-2017 годы налоговым органов в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени на авансовые платежи по налоговой декларации по УСН за 2015, 2016, 2017 годы в размере 2 779 рублей 04 коп., 6 333 рубля 13 коп., и 2 187 рублей 43 коп. соответственно.
14 июня 2017 года в адрес налогоплательщика направлялось требование № 31063 об оплате авансовых платежей в связи с применением УСН за 2016 год и пени сроком исполнения до 14 июня 2017 года.
23 октября 2017 года в адрес налогоплательщика направлялось требование № 3593 об оплате пени по авансовым платежам в связи с применением УСН за 2015-2017 год сроком исполнения до 13 ноября 2017 года.
09 июля 2018 года в адрес налогоплательщика направлялось требование № 51880 об оплате авансовых платежей в связи с применением УСН за 2017 год и пени сроком исполнения до 27 июля 2018 года.
17 сентября 2018 года в адрес налогоплательщика направлялось требование № 14193 об оплате пени по авансовым платежам в связи с применением УСН за 2015-2017 год сроком исполнения до 05 октября 2018 года.
09 августа 2021 года в адрес налогоплательщика направлялось требование № 29871 об оплате пени по авансовым платежам в связи с применением УСН за 2015-2017 год сроком исполнения до 17 сентября 2021 года.
14 апреля 2022 года в адрес налогоплательщика направлялось требование № 9065 об оплате пени по авансовым платежам в связи с применением УСН за 2015-2017 год сроком исполнения до 07 июня 2022 года.
Из материалов дела следует, что к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа об оплате авансовых платежей по сроку оплаты 25.04.2016, 25.07.2016, 25.10.2016, 25.04.2017, 25.07.2017, 25.10.2017, пени по указанным авансовым платежам по УСН налоговый орган обратился лишь 06 апреля 2021 года и поскольку общая сумма задолженности по требованиям №№ 31063, 3593, 51880 превышала 3 000 рублей, с учетом положений статьи 48 НК РФ, срок для обращения к мировому судье истекал 14.06.2017, 13.05.2018, 27.01.2019.
Таким образом, требования о взыскании с Рузиевой М.Н. налогов и авансовых платежей, уплачиваемых в связи с применением УСН за 2016-2017 г.г. удовлетворению не подлежат.
В удовлетворении требований в части взыскания пени, начисленных за период с 01.10.2018 по 08.08.2021 за несвоевременную оплату аванса по срокам уплаты до 25.04.2016, 25.07.2017, 25.10.2016, 25.04.2017, 25.07.2017, 25.10.2017 и указанных в требованиях №№ 9065 от 14.04.2022 и от 09.08.2021 № 29871 надлежит отказать, поскольку пени начислены на авансовые платежи за 2016, 2017 годы в удовлетворении требований, о взыскании которых судом отказано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 года № 20-П, 15 июля 1999 года № 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Исходя из вышеизложенного, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Поскольку требование от 09.08.2021 № 2987 содержит расчет пени по авансовым платежам по сроку уплаты 27.04.2015, 27.07.2015, 26.10.2015 в размере 1 652 рубля 84 коп. (477,44 + 572,92+ 288,36 + 314,12), и с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье в пределах срока - 11 октября 2021 года, и последующее обращение в суд с иском состоялось в течении шести месяцев после отмены судебного приказа, в указанной части требования подлежат удовлетворению.
Пени в размере 384 рубля 33 коп. (155,45 + 198.82 + 100,06 + 109), начисленные на авансовые платежи по сроку уплаты 27.04.2015, 27.07.2015, 26.10.2015 за период с 09.08.2021 по 31.03.2022 подлежат взыскании согласно требованию от 14.04.2022 № 9065, поскольку сроки обращения к мировому судье и с настоящим иском в суд надлежащим образом соблюдены.
Как следует из материалов дела, решением налогового органа от 24 октября 2017 года N 12441 Рузиева М.Н. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 000 рублей, а также на основании решения налогового органа от 24 декабря 2018 года № 20078 привлечена к ответственности в виде штрафа в размер 1 101 рубль.
В адрес ответчика налоговым органом направлено требование N 6997 по состоянию на 19 февраля 2018 года об уплате штрафа, срок исполнения требования установлен до 14 марта 2018 года.
На основании требования № 13345 от 24 апреля 2019 года указано на обязанность уплатить штраф в размере 1 101 рубля сроком до 24 мая 2019 года.
Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании штрафов 06 апреля 2021 года, и поскольку общая сумма задолженности по требованиям №№ 6997, 13345 не превышала 3 000 рублей, с учетом положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок для обращения к мировому судье истекал 14 сентября 2021 года (14 марта 2018 года (срок исполнения требования №6997)+3 года + 6 месяцев).
Определением мирового судьи судебного участка №5 судебного района Ноябрьского городского суда от 23 мая 2023 года по заявлению должника судебный приказ от 07 апреля 2021 года отменен, с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился 25 октября 2023 года, то есть в пределах установленного законом срока для обращения.
Учитывая изложенные обстоятельства, требования административного истца о взыскании с ответчика штрафов подлежат удовлетворению.
Расчеты, представленные истцом, проверены судом, выполнены в соответствии с действующим в вышеуказанный период налоговым законодательством, признаются судом достоверными.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 4 565 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, удовлетворить в части.
Взыскать с Рузиевой М.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ... зарегистрированной по адресу: <адрес> недоимку по налогам в сумме 168 227 (сто шестьдесят восемь тысяч двести двадцать семь) рублей 13 копеек, в том числе :
- транспортный налог за 2019 год в размере 1 309 рублей;
- пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 8 рублей 90 копеек;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 27 851 рубля 20 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 7 232 рубля 32 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 217 рублей 01 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 56 рублей 35 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 рубля;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 339 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 163 рубля 01 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 рубля;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 539 рублей 97 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 191 рубля 45 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рубля;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 рубля;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 159 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 37 рублей 29 коп.;
- штраф в размере 1 000 рублей;
- штраф в размере 1 101 рубль;
- транспортный налог за 2018 год в размере 3 234 рубля;
- пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 42 рубля 80 коп.;
- пени по транспортному налогу за 2017-2019 годы в размере 907 рублей 38 коп.;
- пени за несвоевременную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты в 2015 году в размере 1 652 рубля 84 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 годы в размере 286 рублей 65 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018, 2019, 2020 годы в размере 12 563 рубля 17 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 годы в размере 59 рублей 17 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018, 2019, 2020 год в размере 2 739 рублей 33 коп.;
- пени по транспортному налогу за 2017-2019 годы в размере 565 рублей 13 коп.;
- пени за несвоевременную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты в 2015 году в размере 384 рубля 33 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018, 2019, 2020 годы в размере 7 786 рублей 26 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018, 2019, 2020 год в размере 1 777 рублей 57 коп.;
Взыскать с Рузиевой М.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Ноябрьск в размере 4 565 (четыре тысячи пятьсот шестьдесят пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий судья: (подпись)
Мотивированное решение суда составлено 24 января 2024 года
Подлинник решения суда хранится в Ноябрьском городском суде в административном деле № 2а-104/2024.