УИД 89RS0005-01-2023-003426-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2024 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Тихоновой Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Темеревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-103/2024 по иску Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу к Рузиеву М.И. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Административный истец УФНС России по ЯНАО (до правопреемства - МИФНС России № 5 по ЯНАО) обратился в суд к Рузиеву М.И. с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование указано, что ответчик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 20.05.2009 по 16.11.2020, является собственником транспортных средств и недвижимого имущества, в силу чего обязан оплачивать установленные законом налоги. Однако ответчиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год, транспортного налога за 2019 год и начислена пени, о чем направлено требование № 683 от 19.01.2021. Судебный приказ № отменен по заявлению должника. Просят взыскать задолженность по страховым взносам за 2020 год, транспортный налог за 2019 год и пени. Просят взыскать с ответчика страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016-2017 годы, транспортный налог за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, налог на имущество за 2015, 2016, 2018 годы. Судебные приказы, вынесенные по заявлениям налогового органа, были отменены.
Определением суда от 04 декабря 2023 года административные дела по данным искам объединены в одно производство.
Представитель административного истца в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на иске настаивал.
Административный ответчик Рузиев М.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) обязанность уплачивать налоги должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии со статьями 356 и 357 Налогового кодекса Российской Федерации физическое лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, является плательщиком транспортного налога.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (статья 363 НК РФ).
Согласно статьям 1, 2 Закона ЯНАО от 25.11.2002 № 61-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», с 1 января 2003 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа введён транспортный налог. Ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Установлено, что Рузиев М.И. является владельцем транспортных средств: ВАЗ21093 госномер № с 10 апреля 2009 года; DAEWOO NEXIA GLE госномер № с 16.08.2013 года; ВАЗ21103 госномер № с 25 марта 2008 года.
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, ответчик являлся плательщиком транспортного налога в 2017, 2018, 2019, 2020 году.
Как следует из материалов дела транспортный налог за 2019 и 2020 год по трем транспортным средствам исчислен налоговым органом в размере 1 106 рублей соответственно.
Транспортный налог за 2017 и 2018 год исчислен в связи с владением автомобилей ВАЗ21093 госномер № и ; DAEWOO NEXIA GLE госномер № в размере 2 325 рублей соответственно.
В силу положений абз.2 п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог должен быть уплачен налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в срок не позднее 1 декабря 2018 года, 01 декабря 2019 года, 01 декабря 2020 года и 01 декабря 2021 года соответственно.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога
В связи с отсутствием оплаты транспортного налога за 2017-2020 годы ответчику начислены пени за следующие периоды :
- со 02.12.2020 по 18.01.2021 за 2019 год в размере 7 рублей 52 коп.;
- с 06.02.2019 по 08.08.2021 за 2017 год в размере 411 рублей 46 коп.;
- с 05.02.2020 по 08.08.2021 за 2018 год в размере 208 рублей 81 коп.;
- с 19.01.2021 по 08.08.2021 за 2019 год в размере 36 рублей 41 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 за 2017 год в размере 168 рублей 95 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 за 2018 год в размере 168 рублей 95 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 за 2019 год в размере 80 рублей 36 коп.;
- с 02.12.2021 по 31.03.2022 за 2020 год в размере 51 рубля 02 коп.;
- с 04.12.2018 по 05.02.2019 за 2017 год в размере 38 рублей 19 коп.;
- с 03.12.2019 по 04.02.2020 за 2018 год в размере 31 рубля 25 коп.;
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Решением Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 20 ноября 2014 г. № 37-Д "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Ноябрьск" ставка налога установлена: 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (части 1, 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей по сроку уплаты налогов за 2015-2020 г.г.).
Установлено, что Рузиев М.И., с 13 марта 2009 года по 13 сентября 2018 года являлся собственником недвижимого имущества по адресу: <адрес> кадастровым номером №
Таким образом, Рузиев М.И. в силу положений закона имел обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в 2015 – 2018 гг.
Как следует из материалов дела, налоговым органом произведен расчет и определена сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате ответчиком за 2015, 2016, 2017, 2018 г.г., в частности в размере 77 рублей, 133 рублей, 61 рубля, 45 рублей соответственно.
Доказательств уплаты налога на имущество физических лиц в срок за указанные периоды ответчиком не представлено, и материалы дела таковых не содержат.
Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
Согласно представленным расчетам налоговым органом начислены пени по следующим периодам:
- со 02.12.2017 по 21.02.2018 за 2015 год в размере 1 рубль 64 коп.;
- со 02.12.2017 по 21.02.2018 за 2016 год в размере 2 рубля 84 коп.;
- со 02.12.2017 по 04.04.2020 за 2018 год в размере 0 рублей 61 коп.;
- с 22.02.2018 по 08.08.2021 за 2015 год в размере 20 рублей 27 коп.;
- с 02.12.2017 по 08.08.2021 за 2016 год в размере 37 рублей 85 коп.;
- с 05.02.2020 по 08.08.2021 за 2018 год в размере 4 рубля 05 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 за 2015 год в размере 5 рублей 59 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 за 2016 год в размере 9 рублей 68 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 за 2015 год в размере 3 рубля 27 коп.;
В силу правил, установленных ст. 419, 420, 423, 425 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Объектом обложения страховыми взносами для таких плательщиков, признается осуществление предпринимательской деятельности. Расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают:
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 год.
Расчет страховых взносов на обязательное страхование за 2017 год производится в соответствии с положениями статьи 430 Кодекса, действовавшими на момент исчисления по следующе формуле МРОТ на начало календарного года, за которые уплачиваются страховые взносы * на 12 месяцев * тариф страховых взносов на обязательное страхование установленного п. 2 ст. 425 Кодекса.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование и по общему правилу уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Из анализа указанных норм права следует, что действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса и прекращается с момента прекращения статуса (ч.5 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании п.5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если плательщик прекращает осуществлять профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
Уплата страховых взносов в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п.5 ст. 432 НК РФ).
Материалами дела подтверждается, что административный ответчик Рузиев М.И. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 20.05.2009 по 16.11.2020.
Таким образом, в 2017, 2018, 2019, 2020 году с учетом периода осуществления деятельности ответчик был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Страховые взносы на обязательное страхование за 2017 год в размере подлежали уплате ответчиком в бюджет в срок не позднее 31.12.2017 в размере 23 400 рублей на обязательное пенсионное страхование и в размере 4 590 рублей на обязательное медицинское страхование; за 2018 год подлежали уплате ответчиком в бюджет в срок не позднее 31.12.2018 в размере 26 545 рублей на обязательное пенсионное страхование, и в размере 5 840 рублей на обязательное медицинское страхование; за 2019 год - в срок не позднее 31.12.2019 в размере 29 354 рублей на обязательное пенсионное страхование и в размере 6 884 рублей на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное страхование за 2020 год с учётом периода осуществления деятельности подлежали уплате ответчиком в бюджет в срок не позднее 01.12.2020 в размере 28 482 рубля 13 коп. на обязательное пенсионное страхование, и в размере 7 396 рублей 16 коп. на обязательное медицинское страхование.
Из материалов дела следует, что задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2017 год списана на основании решения налоговой инспекции от18.04.2023.
Иных сведения об уплате страховых взносов ответчиком не представлено.
В виду нарушения сроков оплаты задолженности по страховым взносам за 2017-2020 годы, за каждый календарный день просрочки начислены пени за следующие периоды:
- со 02.12.2020 по 18.01.2021 по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в размере 193 рублей 68 коп.;
- со 02.12.2020 по 18.01.2021 по страховым взносам за 2020 год на обязательное медицинское страхование в размере 50 рублей 29 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 1700 рублей 38 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 по страховым взносам за 2017 год на обязательное медицинское страхование в размере 333 рублей 38 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 по страховым взносам за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 1 928 рублей 93 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 по страховым взносам за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 424 рубля 38 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 по страховым взносам за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 2 133 рубля 07 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 по страховым взносам за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 500 рубля 25 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в размере 2 069 рубля 71 коп.;
- с 09.08.2021 по 31.03.2022 по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в размере 537 рубля 44 коп.;
- с 03.10.2018 по 21.01.2019 по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 668 рублей 46 коп.;
- с 03.10.2018 по 21.01.2019 по страховым взносам за 2017 год на обязательное медицинское страхование в размере 131 рубля 08 коп.;
- с 03.10.2018 по 21.01.2019 по страховым взносам за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 147 рублей 65 коп.;
- с 03.10.2018 по 21.01.2019 по страховым взносам за 2018 год на обязательное медицинское страхование в размере 34 рубля 70 коп.. Остаток задолженности по страховым взносам за 2017 и 2018 год на обязательное пенсионное страхование составляет в размере 593 рубля 97 коп., а по страховым взносам на медицинское страхование в размере 116 рубля 52 коп.
- со 02.06.2018 по 01.09.2018 по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 520 рублей 27 коп.;
- с 01.01.2020 по 019.01.2020 по страховым взносам за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 116 рублей 19 коп.;
- с 01.01.2020 по 019.01.2020 по страховым взносам за 2019 год на обязательное медицинское страхование в размере 27 рублей 25 коп.;
Согласно ст. 346.11-346.12, 346.19, 346.21, 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. По итогам налогового периода налогоплательщики – индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
На основании п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации в период осуществлением предпринимательской деятельности Рузиев М.И. являлся плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
07 июля 2017 года Рузиевым М.И. представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за 2016 год (рег.№ 60091430) согласно которой исчислены авансовые платежи по сроку уплаты 25.04.2016 в сумме 2 006 рублей, по сроку уплаты 25.07.2016 – 2 176 рублей и по сроку уплаты 27.10.2016 – 1 026 рублей. Сумма налога по итогам периода составила 876 рублей по сроку уплаты 02.05.2017. Оплата ответчиком произведена в полном объеме с нарушением сроков.
21 июня 2018 года Рузиев М.Н. представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за 2017 год (рег.№ 64969308), согласно которой исчислены авансовые платежи по сроку уплаты 25.04.2017 в сумме 3 600 рублей, по сроку уплаты 25.07.2017 – 2 160 рублей и по сроку уплаты 25.10.2017 – 900 рублей. Сумма налога по итогам периода составила 1 590 рублей по сроку уплаты 03.05.2018. В связи с оплатой остаток задолженности по авансовому платежу по сроку оплаты 25.07.2017 составляет 1 368 рублей 68 коп..
04 мая 2022 года ответчиком представлена налоговая декларация по налогу по УСН за 2021 год (рег. № 1476895701), согласно которой исчислены авансовые платежи по сроку уплаты 26.04.2021 в сумме 2 768 рублей, по сроку уплаты 26.07.2021 – 2 807 рублей и по сроку уплаты 25.10.2021 – 2 628 рублей. Сумма налога по итогам периода составила 2 867 рублей по сроку уплаты 04.05.2022.
В связи с неуплатой в срок авансовых платежей за 2016-2017 годы налоговым органов в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени на налог по УСН и авансовые платежи по налоговой декларации по УСН за 2016, 2017 годы за период до 01.09.2018 в размере 1 319 рублей 76 коп. и в размере 819 рублей 78 коп. соответственно.
Кроме того, начислены пени на аванс по сроку оплаты до 25.04.2016, 25.07.2016, 27.10.2016, 2016 год за период с 09.08.2021 по 31.03.2022 в размере 145 рублей 77 коп., 158 рублей 12 коп., 74 рубля 56 коп., 63 рубля 65 коп. соответственно; по сроку оплаты до 25.04.2016, 25.07.2016, 27.10.2016, 2016 год за период 01.10.2018 по 27.01.2018 в размере 60 рублей 39 коп., 65 рублей 50 коп., 30 рублей 88 коп., 26 рублей 36 коп. соответственно, за период с 28.01.2019 по 08.08.2021 в размере 359 рублей 67 коп., 390 рублей 16 коп.. 183 рубля 95 коп., 157 рублей 07 коп..
Согласно материалам дела налоговым органом произведен расчет пени по авансовым платежам сроком оплаты 25.04.2017, 25.07.2017, 25.10.2017, 2017 за период 01.10.2018 по 27.01.2018 в размере 107 рублей 36 коп., 65 рублей 02 коп.. 27 рублей 10 коп., за период с 28.01.2019 по 08.08.2021 в размере 645 рублей 48 коп., 161 рубля 36 коп., 285 рублей 09 коп..
На авансовые платежи по срокам оплаты 25.04.2017, 25.07.2017, 25.10.2017, 2017 год – за те же периоды начислены пени в размере 261 рубль 60 коп., 156 рублей 96 коп., 65 рублей 40 коп. и 115 рублей 55 коп. соответственно.
В связи с неоплатой авансовых платежей по срокам оплаты 26.04.2021, 26.07.2021, 25.10.2021, 2021 год за период 27.04.2021 по 12.05.2022 в размере 319 рублей 12 коп., за период с 27.07.2021 по 12.05.2022 в размере 278 рублей 97 коп., за период с 26.10.2021 по 12.05.2022 в размере 208 рублей 36 коп., за период с 05.05.2021 по 12.05.2022 в размере 10 рублей 70 коп. соответственно. Текущий остаток по данным пени составляет 610 рублей 39 коп.
Как следует из материалов дела, решением налогового органа от 24 декабря 2018 года N 20077 Рузиев М.И. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 000 рублей в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1, 2 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В адрес административного ответчика в порядке ст. 69, 70 НК РФ направлялись требования:
- от 19.01.2021 № 683 об оплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год и пени по транспортному налогу в размере 7,52 рублей, страховых взносов за 2020 год и пени по ним в размере 193,68 рублей, сроком исполнения до 03 марта 2021 года;
- от 14.04.2022 № 8786 об оплате пени за несвоевременную оплату страховых взносов на ОПС и ОМС в размере 7 832,09 рублей и в размере 1 795,61 рублей соответственно, пени по УСН за 2016, 2017 годы в размере 1 041,61 рубля, пени по транспортному налога за 2017-2019 гг. в размере 418,26 рублей, пени по налогу на имущество за 2015, 2016, 2018 гг. в размере 18,54 рубля, сроком исполнения до 07 июня 2022 года;
- от 13.05.2022 № 11812 об оплате налога по УСН за 2021 год по срокам уплаты 26.04.2021 в размере 2768 рублей, 26.07.2021 в размере 2 807 рублей, 25.10.2021 в размере 2 628 рублей, по итогам налогового периода в размере 2 867 рублей, пени по УСН за 2021 год в размере 610,39 рублей, пени по транспортному налогу за 2020 год в размере 51,02 рубля, сроком исполнения до 06 июля 2022 года;
- от 22.02.2018 № 4860 об уплате налога на имущество за 2015, 2016 годы в размере 210 рублей, пени по налогу на имущество за 2015, 2016 годы в размере 4,48 рубля, сроком исполнения до 31 марта 2018 года;
- от 06.02.2019 № 2792 об уплате налога на имущество за 2017 год и транспортного налога за 2017 год в размере 61 рубля и 2 325 рублей соответственно, а также пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 39,19 рублей, сроком исполнения до 28 марта 2019 года;
- от 05.02.2020 № 5182 об уплате налога на имущество и пени за 2018 год в размере 45 рублей и 0,61 рублей соответственно, транспортного налога и пени за 2018 год в размере 2 325 рублей и31,25 рублей соответственно, сроком исполнения до 18 марта 2020 года;
- от 23.01.2019 № 169 об уплате страховых взносов на ОПС и ОМС за 2018 год в размере 26 545 рублей и 5 840 рублей соответственно, пени по страховым взносам за 2018 год в размере 593,97 рублей и 116,52 рублей, сроком исполнения до12 февраля 2019 года;
- от 20.01.2020 № 756 об уплате страховых взносов на ОПС и ОМС за 2019 год в размере 29 354 рубля и 6 884 рублей, пени по страховым взносам за 2019 год в размере 116,19 рублей и 27,25 рублей, сроком исполнения до 12 февраля 2020 года;
- 17.09.2018 № 14158 об уплате пени по страховым взносам за 2017 год в размере 520,27 рублей, пени налогу и авансовым платежам по УСН за 2016,2017 годы в размере 2 139,54 рублей, сроком исполнения до 05 октября 2018 года;
- от 09.07.2018 № 51871 об оплате авансового платежа по УСН сроком уплаты по 25.07.2017 в размере 1 368,68 рублей, сроком уплаты по 25.10.2017 в размере 900 рублей, налога по итогам периода за 2017 год в размере 1 590 рублей, сроком исполнения до 27 июля 2018 года;
- 24.04.2019 № 13342 об уплате штрафа в размере 1000 рублей, сроком исполнения до 24 мая 2019 года;
Как следует из материалов дела до настоящего времени налоги и пени не оплачены в полном объеме, требования не исполнены.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела усматривается, что к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (2а-630-5/2021) о взыскании недоимки по транспортному налогу, страховым взносам и пени по требованию от 19.01.2021 № 683 сроком исполнения до 03 марта 2021 года налоговый орган обратился 09 июля 2021 года, то есть в предусмотренный законом срок. В указанной части требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (редакция, действовавшая до 23 декабря 2020 года) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз.1). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз.2). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3).
Ввиду того, что общая сумма взысканий по требованиям № 169 от 23.01.2019, № 756 от 20.01.2020, № 14158 от 17.09.2018, № 51871 от 09.07.2018 превысила 3 000 рублей при направлении самого раннего требования № 51871, соответственно срок для обращения с заявлением о взыскании истек 27 января 2019 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании сумм недоимки и пени по требованиям № 169 от 23.01.2019, № 756 от 20.01.2020, № 14158 от 17.09.2018, № 51871 от 09.07.2018, № 13342 от 24.04.2019 административный истец обратился с пропуском установленного законом срока, а именно 23 марта 2021 года.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска. Между тем, уважительность причин пропуска срока обращения в суд с административным иском в указанной части судом не установлена, административным истцом не доказана.
Таким образом, в удовлетворении требований о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018, 2019 годы и пени за 2017 -2019 годы, авансового платежа, уплачиваемого в связи с применением УСН по сроку оплаты 25.07.2017, 25.10.2017, налога по итогам налогового периода 2017 года, пени за несвоевременную оплату авансовых платежей по сроку оплаты в 2016, 2017 году, штрафа по решению № 20077 отказать в полном объеме.
Как следует из материалов дела налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (2а-430-5/2020) по требованиям №№ 4860, 5182 и 2792 - 13 мая 2020 года, и поскольку общая сумма задолженности по требованиям превышала 3 000 рублей после направления требования № 2792 от 06.02.2019, то с учетом положений статьи 48 НК РФ, срок для обращения к мировому судье истекал только 28 сентябре 2022 года (срок исполнения 28.03.2019 + 3 года + 6 месяцев).
Определение судьи о вынесении судебного приказа от 14 мая 2020 года отменено на основании заявления должника 25 июля 2023 года, с настоящим иском в суд налоговый орган обратился 25 октября 2023 года.
С учетом изложенного, требования о взыскании налога на имущество за 2015, 2016, 2017, 2018 год и пени, транспортного налога за 2017, 2018 год и пени подлежат удовлетворению.
Соблюден срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа и с настоящим иском в суд по требованию № 11812 от 13 мая 2022 года о взыскании налога уплачиваемого в связи с применением УСН за 2021 год и пени, транспортного налога за 2020 год и пени, поскольку к мировому судье обращение состоялось 08 августа 2022 года, тогда как срок исполнения требования истекал 06 января 2023 года. Определением мирового судьи от 04 июля 2023 года отменен судебный приказ, исковое заявление в суд направлено 25 октября 2023 года.
Требование № 8786 от 14 апреля 2022 года тоже направлено налоговой инспекцией с соблюдением сроков.
Отсутствие нарушений сроков обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (12.10.2021) и направления настоящего иска (25.10.2023) судом установлено при рассмотрении требований налогового органа о взыскании недоимок и пени по требованию № 29663 от 09.08.2021 сроком исполнения до 17 сентября 2021 года.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 года № 20-П, 15 июля 1999 года № 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Исходя из вышеизложенного, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В связи с тем, что судом отказано в удовлетворении требований о взыскании страховых взносов за 2018 и 2019 годы, требование о взыскании пени за периоды с 09.08.2021 по 31.03.2022 за 2018 и 2019 годы не подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что судом отказано во взыскании авансовых платежей в связи с применением УСН по срокам оплаты 25.07.2017, 25.10.2017 и за налоговый период 2017 год, не подлежат удовлетворению требования о взыскании пени в размере 337,91 рублей (156,96 + 65,40 + 115,55); и в размере 970,83 рублей (65,02 + 387,29 + 27,10 + 161,36 + 47,97 + 285,09).
Не подлежат удовлетворению требования в части взыскания пени по страховым взносам за 2018 год за период с 10.01.2019 по 27.01.2019, 28.01.2019 по 08.08.2021, пени за 2019 год за период с 20.01.2020 по 08.08.2021 в связи с отказом во взыскании суммы основной недоимки.
Таким образом, в указанной части удовлетворению подлежат требования в части взыскания пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 и 2020 годы в размере 3 770,09 рублей (1700,38+2069,71) и 870,98 рублей (333,54 + 537,44) соответственно; пени за несвоевременную уплаты налога в связи с применением УСН по авансовым платежам и налогового периода 2016 года в размере 703,70 рублей (145,77 + 158,12+ 74,56+ 63,65+ 261,60), пени за несвоевременную уплаты транспортного налога за 2017, 2018, 2019 годы в размере 418,26 рублей и пени по налогу на имущество за 2015, 2016, 2018 годы в размере 18,54; пени по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2019 по 27.01.2019 в размере 163,22 рубля и 32,02 рубля, с 28.01.2019 по 08.08.2021 в размере 4 195,62 рубля и 822,99 рубля, за 2020 год за период с 19.01.2021 по 08.08.2021 в размере 937,54 рублей и 293,75 рублей соответственно; пени по авансовым платежам за налоговый период 2016 года по срокам уплаты 25.04.2016, 25.07.2016, 27.10,2016 и 2017 год по сроку уплаты 25.04.2017 за периоды с 01.10.2018 по 27.01.2018 и с 28.01.2019 по 08.08.2021 в размере 2027,82 (60,39 + 359,67 + 65,50 + 390,16 + 30,88 183,95 + 26,36 + 157,07 + 108,36 + 645,48) ; пени по транспортному налогу за 2017-2019 годы за период с 06.02.2019-08.08.2021, с 05.02.2020 по 08.08.2021, с 19.01.2021 по 08.08.2021 в размере 656,68 рублей; пени по налогу на имущество за 2015,2016,2018 годы за периоды с 22.02.2018 по 08.08.2021, с 02.12.2017 по 08.08.2021, с 05.02.2020 по 08.08.2021 в размере 62,17 рублей.
Расчеты, представленные истцом, проверены судом, выполнены в соответствии с действующим в вышеуказанный период налоговым законодательством, признаются судом достоверными.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования города Ноябрьск подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 2 303 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, удовлетворить в части.
Взыскать с Рузиева М.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца ... зарегистрированного по адресу: <адрес> недоимку по налогам и пени в сумме 70 086 (семьдесят тысяч восемьдесят шесть) рублей 77 копеек, в том числе :
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 28 482 рубля 13 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 7 396 рублей 16 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 193 рублей 68 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 50 рублей 29 коп.;
- транспортный налог за 2019 год в 1 106 рублей;
- пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 7 рублей 52 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2020 годы в размере 5 133 рубля 16 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2020 годы в размере 163 рубля 22 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2020 годы в размере 1 116 рублей 74 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2020 год в размере 32 рублей 02 коп.;
- пени за несвоевременную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты в 2016, 2017 году в размере 2 027 рубля 82 коп.;
- пени по транспортному налогу за 2017, 2018, 2019 годы в размере 656 рублей 68 коп.;
- пени по налогу на имущество за 2015, 2016, 2018 годы в размере 62 рубля 17 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2020 годы в размере 3 770 рублей 09 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2020 годы в размере 870 рублей 98 коп.;
- пени за несвоевременную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты в 2016, 2017 году в размере 703 рубля 37 коп.;
- пени за несвоевременную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты в 2021 году в размере 610 рублей 39 коп.;
- налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты в 2021 году в размере 2 768 рублей;
- налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты в 2021 году в размере 2 807 рублей;
- налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты в 2021 году в размере 2 628 рублей;
- налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по сроку уплаты в 2021 году в размере 2 867 рублей;
- транспортный налог за 2020 год в размере 1 106 рублей;
- пени по транспортному налогу за 2020 год в размере 51 рубля 02 коп.;
- пени по транспортному налогу за 2017, 2018, 2019 годы в размере 418 рублей 26 коп.;
- пени по налогу на имущество за 2015, 2016, 2018 годы в размере 18 рублей 54 коп.;
- налог на имущество за 2015, 2016 годы в размере 210 рублей;
- пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 1 рубля 64 коп.;
- пени по налогу на имущество за 2016 год в размере 2 рубля 84 коп.;
- налог на имущество за 2017 год в размере 61 рубля;
- транспортный налог за 2017 год в размере 2 325 рублей;
- пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 38 рублей 19 коп.;
- налог на имущество за 2018 год в размере 45 рублей;
- пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 0 рублей 61 коп.;
- транспортный налог за 2018 в размере 2 325 рубля;
- пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 31 рубля 25 коп.
Взыскать с Рузиева М.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Ноябрьск в размере 2 303 (две тысячи триста три) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий судья: (подпись)
Мотивированное решение суда составлено 29 января 2024 года
Подлинник решения суда хранится в Ноябрьском городском суде в административном деле № 2а-103/2024.