НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 13.07.2020 № 2А-1219/20

...

УИД 89RS0005-01-2020-001720-79

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2020 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.

при секретаре судебного заседания Бикмуллиной А.А.,

с участием представителя административного ответчика Фахуртдинова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1219/2020 по иску Французов С.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу и Управлению Федеральной налоговой службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании решений незаконными и возложении обязанности предоставить налоговый вычет,

установил:

Французов С.А. обратился в суд с уточненным административным иском к МИФНС России № 5 по ЯНАО о признании решений и от 18 ноября 2019 года и к УФНС России по ЯНАО о признании решения от 22 мая 2020 года незаконными и возложении обязанности предоставить ему имущественный налоговый вычет за 2017 и 2018 годы в размере 147553 и 148342 рубля соответственно. В обоснование требований указал, что в 2017 году им было приобретено недвижимое имущество в виде жилого помещения по адресу: <адрес> В связи с этим 10 июня 2019 года он обратился в налоговый орган по вопросу предоставления налогового вычета за 2017 и 2018 годы, в чем ему решениями от 18 ноября 2019 года отказано по причине отсутствия в выписке из ЕГРН сведений о виде приобретенного жилого помещения. Обжалование решения в вышестоящий орган положительного результате не принесло – решением от 22 мая 2020 года в удовлетворении его жалобы отказано.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие на иске настаивали, указав, что документов, характеризующих вид жилого помещения, в частности, технического паспорта и т.п., не имеется.

Административными ответчиками МИФНС России № 5 по ЯНАО и УФНС России по ЯНАО представлены письменные возражения по существу иска со ссылкой на то, что из представленных административным истцом правоустанавливающих документов нельзя сделать вывод о виде спорного жилого помещения, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления имущественного налогового вычета. В ходе рассмотрения дела судом представители административных ответчиков дополнительно указали, что в адрес налогоплательщика направлялись акты налоговых проверок, в которых было указано на отсутствие сведений о виде приобретенного жилого помещения и возможность их предоставления, Французов направил возражение на акты, сославшись на незаконность позиции налогового органа, и дополнительных документов не представил. Определение вида жилого помещения имеет основополагающее значение для решения вопроса о предоставлении налогового вычета, поскольку таковой может быть предоставлен только при приобретении жилого помещения для использования в целях проживания. Приобретенные жилые помещения могут быть и гостиничными номерами, налоговые вычеты в связи с приобретением которых законодательством не предусмотрены. В связи с принятием оспариваемых решений административный истец не утрачивает как таковое право на налоговый вычет и при наличии необходимых документов может повторно подать соответствующее заявление.

С учетом мнения участвующих в деле лиц суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц регламентирован гл.23 НК РФ.

Так, согласно ст.207 и 212 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу п.1 ст.209 НК РФ признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Налоговым вычетом признается процедура уменьшения налога, подлежащего уплате в бюджет, на установленную налоговым законодательством сумму; налоговые привилегии, уменьшающие налогооблагаемую базу на величину, которая подлежит возврату или зачету; имущественным налоговым вычетом – возврат части налога на доходы граждан при строительстве, покупке, продаже недвижимого имущества.

Из материалов дела следует, что 19 июля 2017 года административным истцом Французов С.А. приобретено в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. При оплате имущества использовались в том числе денежные средства в размере 3500000 рублей, предоставленные Французов С.А. и ФИО5 ПАО «Сбербанк» во исполнение кредитного договора целевым назначением для приобретения готового жилья.

Согласно подп.3 п.1 ст.220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущест-венного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Желая реализовать указанное право, 10 июня 2019 года административный истец обратился в МИФНС России № 5 по ЯНАО с заявлениями о предоставлении ему имущественного налогового вычета за 2017 и 2018 годы в размере ... и ... рубля соответственно. Вместе с заявлениями в уполномоченный орган – МИФНС России № 5 по ЯНАО – были представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2017 и 2018 годы и правоустанавливающие документы на жилое помещение.

В ходе решения вопроса о предоставлении налоговых вычетов или об отказе в их предоставлении налоговым органом в отношении налогоплательщика были проведены камеральные проверки за 2017 и 2018 годы, в ходе которых установлен факт неправомерности требований Французова о налоговых вычетах в связи с отсутствием в правоустанавливающих документах указания на вид приобретенного жилого помещения, при этом Жилищным кодексом в качестве таковых признаются жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Акты проверок и от 23 сентября 2019 года были направлены заявителю и получены им 3 октября, о чем свидетельствует подача возражений на эти акты. В возражениях, направленных в налоговый орган адвокатом Печенежским К.А. от имени Французова, было выражено несогласие с позицией налогового органа, дополнительных документов, позволяющих определить вид приобретенного жилого помещения, не представлено.

18 ноября 2019 года налоговым органом вынесены решения и об отказе в привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения, в которых содержатся аналогичные выводы об отсутствии оснований для применения испрошенного налогоплательщиком имущественного налогового вычета.

Не согласившись с решениями налогового органа, административный истец обратился с жалобой в вышестоящий орган – УФНС России по ЯНАО, которым 22 мая 2020 года вынесено решение об оставлении жалобы Французова без удовлетворения, при этом указано, что налоговое законодательство предусматривает возможность предоставления налогового вычета в случае приобретения жилых домов, квартир, комнат и (или) долей в них, а доказательства наличия такого статуса у приобретенного заявителем объекта отсутствуют (указано «жилое помещение» без уточнения его вида).

В соответствии с п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п.4 ст.407 НК РФ налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартира, часть квартиры или комната; жилой дом или часть жилого дома; помещение или сооружение, указанные в подп.14 п.1 настоящей статьи (специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, – на период такого их использования); хозяйственное строение или сооружение, указанные в подп.15 п.1 настоящей статьи (хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства); гараж или машино-место.

При совместном анализе норм, предполагающих льготы в связи с приобретением (наличием) жилых помещений (а налоговый вычет, по сути, является налоговой льготой), усматривается, что предоставление таких льгот осуществляется при покупке объектов недвижимости именно в целях удовлетворения потребности в жилье.

Необходимо учесть и то, что Жилищный кодекс РФ относит квартиры и комнаты (изолиро-ванные помещения, пригодные для постоянного проживания граждан) к жилым помещениям и признает квартирой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, а комнатой – часть жилого дома или квартиры, предназначенную для использования в качестве места непосредственного проживания граждан (ч.1 и 2 ст.15, ч.1, 3 и 4 ст.16 ЖК РФ).

Истцом же приобретено жилое помещение без указания его назначения.

В соответствии с ч.2, 4 и 5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение.

Таким образом, вид жилого помещения и его назначение, сведения о которых законодатель определяет как необходимые в целях учета объектов недвижимости, являются важными характеристиками объекта.

При рассмотрении заявлений о предоставлении налоговых льгот на имущество физических лиц налоговые органы руководствуются сведениями, полученными из Росреестра, а также данными, содержащимися в документах, представленных налогоплательщиком для подтверждения его права на налоговую льготу.

Перечень объектов, приобретение которых позволяет получить имущественный налоговый вычет, установленный подп.3 п.1 ст.220 НК РФ, является закрытым и включает в себя жилые дома, квартиры, комнаты, определенные земельные участки или доли в них.

Суд соглашается с доводами административных ответчиков, что указание вида жилого помещения необходимо для исключения предоставления налогового вычета в отношении объекта, используемого не в целях проживания, а в коммерческих целях. Заслуживает внимание и указание на то, что приобретенное Французовым помещение, даже имея статус жилого, может находиться в составе гостиничного номера или апартаментов, которые как единый объект законодательством в качестве жилого не рассматриваются.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ни в выписке из Единого государственного ре-естра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах представленных административ-ным истцом не содержится сведений, позволяющих определить вид жилого помещения (а соответ-ственно, и его назначение), а доводы административного истца об обратном не свидетельствуют.

Необходимо учесть, что документ, на который ссылается административный истец в обоснование своей позиции (решение о разделе жилого дома на жилые и нежилые помещения от 20 июня 2013 года), вопреки его доводам, не содержит сведений о выделении приобретенного им объекта с кадастровым номером площадью 52,9 кв.м, поскольку в решении под упомянут другой объект – помещение с кадастровым номером площадью 93,9 кв.м без указания на то, что это помещение является жилым. Речь в этом решении в принципе не идет о выделении жилых помещений.

От предоставления документа, из которого явствовали бы технические характеристики и состав спорного помещения, административный истец категорически отказался, мотивируя это его отсутствием, хотя обоснованность такого заявления с учетом факта приобретения объекта с ис-пользованием кредитных средств и наличия обременения в виде ипотеки в пользу ПАО «Сбер-банк» крайне сомнительна, поскольку такая ипотека сама по себе предполагает наличие и предо-ставление банку заемщиком отчета об оценке, включающего в себя акт осмотра помещения. Об истребовании таких доказательств ни самим Французовым, ни его представителем не заявлялось.

Отказ в предоставлении налогового вычета не влечет утрату права на такой вычет при предоставлении необходимых документов.

Оспариваемые решения приняты уполномоченными органами на основании представлен-ных налогоплательщиком документов и данных налоговой проверки. Содержание оспариваемых решений соответствует требованиям закона, порядок принятия решений также не нарушен.

В установленных обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Французов С.А. в удовлетворении предъявленного к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу и Управлению Федеральной налоговой службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу административного иска о признании решений незаконными и возложении обязанности предоставить налоговый вычет отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина