НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новозыбковского городского суда (Брянская область) от 17.06.2019 № 2-566/19

№ 2-566/19

32RS0021-01-2018-000739-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Ивановой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Конончук Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой К.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городском округе города Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на продление пенсии по случаю потери кормильца,

установил:

Степанова К.С. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на продление пенсии по случаю потери кормильца.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с 01 февраля 2017 года она являлась получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца после смерти своего отца Степанова С.Н.. На дату обращения за пенсией и по настоящее время, она обучается по очной форме в «Российском университете дружбы народов». По достижению возраста 23 лет (24.12.2018), выплата пенсии пенсионным органом ей была прекращена в связи с утратой права на нее. Причиной отказа служит то обстоятельство, что в нарушение п.99 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению ….», ею не представлено удостоверение установленного образца лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, или ставшего инвалидом, оформленного на имя ее отца Степанова С.Н..

Находит отказ несоответствующим действующему законодательству, т.к. право ее на пенсию установлено с 01 февраля 2017 года, где в органы пенсионного фонда она предоставляла требуемые документы, на основании которых ей была назначена социальная пенсия по потере кормильца, в т.ч. Решение Российского межведомственного экспертного совета от 20.02.2017, которым вынесено заключение о связи заболевания и инвалидности ее отца с последствиями радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством, она имеет право на пенсию по потере кормильца до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ею возраста 25 лет, просит продлить ей выплату названной пенсии с даты ее прекращения (25.12.2018) до достижения ею возраста 25 лет.

В судебное заседание Степанова К.С., надлежащим образом извещенная о слушании дела, не явилась, в поданном в суд исковом заявлении просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика ГУ УПФР в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное), Коноплянник В.В. представила заявление рассмотрении дела в ее отсутствие, а также просила в удовлетворении исковых требований отказать в связи с отсутствием права у истицы на данный вид выплат.

Изучив доводы сторон и материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию, вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретным категориям лиц.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по случаю потери кормильца.

Статьей 13 данного Закона предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

Статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

При этом к нетрудоспособным членами семьи умершего кормильца отнесены, в том числе дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Как установлено в судебном заседании, Степанова К.С. являлась получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца в Управлении Пенсионного фонда Российской федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) с 01.02.2017 года в соответствии с п.3 ч.1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С 24.12.2018 года выплата указанной пенсии ей была прекращена на основании п.3.ч.1 ст. 25 ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в связи с достижением предельного возраста для получения указанной выплаты.

Прекращение выплаты пенсии суд находит необоснованным по следующим основаниям

Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется статьей 29 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Названной статьей предусмотрено получение пенсии по случаю потери кормильца детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет.

В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. № 958н, к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны прилагаться документы, подтверждающие, что умерший кормилец получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы.

Указанные нормы регламентируют порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению и назначение пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. Требования о предоставлении документов, не указанных в соответствующих пунктах Перечня, не основаны на законе.

Ответчиком признано право на назначение Степановой К.С. пенсии по случаю потери кормильца с 01.02.2017 до достижения возраста 23 лет, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. При назначении указанной пенсии, истцом в пенсионный орган были предоставлены требуемые документы, на основании которых названная пенсия Степановой К.С. была назначена. Право на указанную пенсию принадлежит истцу на основании п.3 ч.1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 29 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и не зависит от получения Степановым С.Н. соответствующего удостоверения.

Согласно справки ФГУАОУ высшего образования «Российский университет дружбы народов», Степанова К.С. является студентом 2 курса очной формы обучения с 1 сентября 2017 года (магистратура).

Совокупность указанных обстоятельств позволяют суду сделать вывод о наличии права у истца на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, и продлении ее, но не дольше чем до достижения им возраста 25 лет.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Степановой К.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городском округе города Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на продление пенсии по случаю потери кормильца, удовлетворить

Признать право Степановой К.С. на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 25 лет, с даты ее прекращения, т.е. с 25 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.П.Иванова