НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новозыбковского городского суда (Брянская область) от 15.03.2019 № 2-238/19

№2-238/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Соловец Л.В.,

при секретаре судебного заседания Клименко Т.А.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика - администрации города ФИО5 Брянской области ФИО3, действующей на основании доверенности №5 от 23 марта 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации города ФИО5 Брянской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к администрации города ФИО5 Брянской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать ФИО1, являвшаяся одинокой матерью, решением Новозыбковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении него родительских прав. На основании постановления главы администрации г.ФИО5 Брянской области от 26 февраля 2013 года №130, истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г.ФИО5, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем обратился в суд с указанными требованиями.

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, и просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации города ФИО5 Брянской области ФИО3 в судебном заседании не оспаривая прав ФИО2 на предоставление жилого помещения, пояснила, что в настоящее время администрация г. ФИО5 не обладает по независящим от нее обстоятельствам возможностью предоставить жилье истцу, поскольку в бюджете г. ФИО5 денежные средства на приобретение жилья для лиц данной категории не предусмотрены, а из областного и федерального бюджетов денежные средства на эти цели поступают в недостаточном объеме. Обращает внимание суда на то, что в соответствии действующим законодательством жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В случае удовлетворения заявленных требований будут нарушены права других детей-сирот, ранее вставших на учет для обеспечения жилым помещением. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание не явился, представив в суд отзыв на исковое заявление в котором содержится просьба о рассмотрении дела без их участия и принятии решения на усмотрение суда. Указывает, что Постановлением Правительства Брянской области № 58-П от 22.04.2013 года утвержден Порядокпредоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечения предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно данного Порядка главный распорядитель средств областного бюджета, которым является Департамент семьи социальной и демографической политики Брянской области, перечисляет средства субвенций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства. Обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа данной категории, возлагается на органы местного самоуправления по сводному списку указанной категории детей, где ФИО2 состоит под номером 831 с датой постановки на учет 26.02.2013 года. В случае удовлетворения заявленных требований будут нарушены права других детей-сирот, ранее вставших на учет для обеспечения жилым помещением.

На основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие не явившегося участника процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что мать истца - ФИО4, являвшаяся одинокой матерью, лишена в отношении несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения родительских прав на основании заочного решения Новозыбковского городского суда Брянской области от 28.06.2011 года, в связи с чем, в силу ст. 1 Федерального закона от 21 февраля 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением администрации ФИО5 Брянской области от 18.08.2011 года №390р над несовершеннолетним ФИО2 учреждена опека, опекуном назначен ФИО7 Этим же распоряжением местом жительства несовершеннолетнего ФИО2 постановлено считать место проживания опекуна по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончил МБОУ «Среднюю общеобразовательную школу №1 г. ФИО5 им. дважды Героя Советского Союза ФИО6» Брянской области и получил среднее общее образование.

Постановлением главы администрации города ФИО5 Брянской области от 26.02.2013 года №130 ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений г.Новозыбкове. Жилого помещения в собственности либо по договору социального найма до настоящего времени ФИО2 не имеет, что подтверждается справкой межрайонного отделения №3 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 27.02.2019 года №74 и выпиской из ЕГРП от 07.12.2018 года ФГБУ ФКП «Росреестра».

Согласно справок органа опеки и попечительства отдела социальной политики администрации г. ФИО5 Брянской области от 07.07.2015 года №876-а, от 13.12.2018 года №769, ФИО2 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда в г. Новозыбкове.

Из представленного в судебное заседание отзыва департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области следует, что в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО2 состоит под №831, с датой постановки на учет 26.02.2013 года.

Таким образом, его право на предоставление жилого помещения по основаниям, установленным для лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком признано и не оспаривается. Однако до настоящего времени жилое помещение ФИО2 не предоставлено.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

В соответствии с п. «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно статьи 5 Федерального Закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации, к которым, также относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 8 ФЗ № 159 -ФЗ от 21.12.1996 года (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

К законодательству Российской Федерации относится в данном случае ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Условия реализации детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа прав на имущество и жилое помещение на территории Брянской области, а также полномочия государственных органов Брянской области по обеспечению реализации этих прав, регулируется законом Брянской области от 29.12.2012 № 107-З (ред. от 01.02.2019) «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».

Согласно п. 4 ст. 4 вышеприведенного Закона предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации уполномоченного исполнительного органа государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.

Постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 года №58-П утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 3 указанного Порядка, главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

В соответствии с п. 4 Порядка средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в т.ч. на исполнение судебных решений.

Согласно данному Порядку главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства (п.6 Порядка).

В соответствии с п. 9.3 Порядка муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».

В соответствии с положениями ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 г. № 124-З « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В силу ч. 1 ст. 6 вышеназванного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Таким образом, прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.

Обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления должна администрация города ФИО5.

При этом предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

На основании изложенного суд находит возражения представителя ответчика несостоятельными и не влекущими отказа в иске.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что до настоящего времени ФИО2 жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию города ФИО5 Брянской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по предоставлению специализированного жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к администрации города ФИО5 Брянской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию города ФИО5 Брянской области предоставить ФИО2 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.В. Соловец