№ 12-13/17
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новозыбков 23 марта 2017 года
Судья Новозыбковского городского суда Брянской области Мотырева О.В.,
с участием представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Брянской области - ФИО1 по доверенности № 02-01/015670 от 09.01.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление №10/162 от 25.11.2016 года, вынесенное и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Брянской области, которым должностное лицо ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, <данные изъяты>», проживающий по адресу: <адрес>, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Брянской области №10/162 от 25.11.2016 года должностное лицо (директор ООО «Букмекер Паб») ФИО4 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
ФИО4 обратился в Клинцовский городской суд Брянской области с жалобой, в которой просил постановление №10/162 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Брянской области от 25 ноября 2016 года отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что он является директором ООО «Букмекер Паб», которое осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии №17 от 01 октября 2010 года, выданной ФНС России. В отношении обособленного подразделения ООО «Букмекер Паб» была проведена проверка по вопросу соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
В ходе проверки было установлено, что в период с 01.01.2016 года по 30.09.2016 года Обществом в нарушение Указания Центрального Банка РФ от 16.10.2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных денежных расчетов» Указания Центрального Банка РФ от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» неоднократно осуществлялась выплата выигрышей физическим лицам наличными денежными средствами, поступившими в кассу обособленного подразделения от деятельности по организации и проведению азартных игр, а не за счет денежных средств, поступивших из расчетного счета. Основанием для привлечения его, как руководителя организации к административной ответственности послужило нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а именно: выплата выигрышей физическим лицам наличными денежными средствами, поступившими в кассу обособленного подразделения от деятельности по организации и проведению азартных игр, а не за счет денежных средств, поступивших с расчетного счета, а также неоприходование в кассу денежной наличности и накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита, т.е. совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КОАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Указания Центрального банка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. Диспозиция ч. 1 статьи 15.1. КоАП РФ предусматривает ответственность за такие самостоятельные действия как: осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Объектом данного правонарушения являются отношения в области финансов, налогов и сборов. Приведенный в ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ перечень нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, за которые предусмотрена административная ответственность, является закрытым и не подразумевает расширительного толкования. Иные действия лица при работе с денежной наличностью и ведении кассовых операций, не предусмотренные вышеуказанной нормы, не являются административно наказуемыми и не влекут ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ. Ответственность за нецелевое использование наличных денежных средств в указанном перечне не предусмотрена. Поэтому считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Свободными денежными средствами являются денежные средства сверх установленного юридическим лицом для обособленного подразделения лимита остатка наличных денег на конец рабочего дня. Следовательно, для установления в его действиях вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в части несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, обязательному выяснению подлежат: установление остатка денежных средств сверх установленного лимита, т.е. суммы свободных денежных средств в кассе обособленного подразделения; установление даты, когда данное превышение было допущено; какими действиями он, как директор юридического лица, допустил нарушение порядка хранения свободных денежных средств, т.е. денежных средств, которые на конец рабочего дня образовались в кассе обособленного подразделения сверх установленного лимита. В нарушение п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ конкретные обстоятельства совершения правонарушения, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, МИФНС России № 1 в оспариваемом постановлении не отражены, отсутствуют сведения о том, в каком размере им, как директором Общества, допущено превышение лимита остатка наличных денег (сумма свободных денежных средств) в кассе, когда именно образовалось превышение, в каком размере и когда им израсходованы свободные денежные средства на цели, не предусмотренные Указанием ЦБ РФ № 3073-У. Из Постановления № 10/162 от 25.11.2016 г. не усматривается, что административным органом выяснялись обстоятельства, которые в силу ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению.
В связи с чем, ФИО4 считает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Заявитель - директор ООО «Букмекер Паб» ФИО4 в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 30.6 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть жалобу ФИО4 в его отсутствие, так как он был уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, не ходатайствовал об отложении ее рассмотрения.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Брянской области ФИО1 в судебном заседании просила постановление № 10/162 от 25.11.2016 г. оставить без изменения, а жалобу ФИО4 без удовлетворения по доводам, изложенным в письменном отзыве, который приобщен к материалам дела.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в период с 20 октября 2016 года по 30 октября 2016 года МИ ФНС России №1 по Брянской области была проведена проверка полноты учета выручки и порядка ведения кассовых операций в Обособленном подразделении (пункте приема ставок букмекерской конторы) ООО «Букмекер Паб», расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проверки было установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств. По результатам проверки был составлен акт № 170-3241-4/2 от 31 октября 2016 года, протокол №10/162 об административном правонарушении от 11 ноября 2016 года.
Постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области от 25 ноября 2016 года должностное лицо - директор ООО «Букмекер Паб» ФИО4 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ФИО4 обратился с жалобой в Клинцовский городской суд Брянской области. Определением судьи Клинцовского городского суда Брянской области от 13.12.2016 года жалоба ФИО4 была направлена по подведомственности в Новозыбковский городской суд Брянской области.
В силу требований ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.
Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства утвержден Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 года N 3210-У. Кроме того, Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 16.10.2013 г. « 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» утвержден порядок осуществления наличных расчетов.
Согласно п. 2 Указания от 11.03.2014 года N 3210-У, для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Подразделение юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) далее обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица.
Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделением.
Экземпляр распорядительного документа об установлению обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленному юридическим лицом.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Согласно пункту 3 Указания N 3210-У уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления сумм на банковский счет юридического лица.
Пунктом 2 Указания N 3073-У установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:
- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
- выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
- оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- выдачи наличных денег работникам под отчет;
- возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
- выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Согласно п. 4 Указаний N 3073-У не разрешается осуществлять за счет наличных денег, поступивших в кассу организации в качестве выручки, наличные расчеты в валюте Российской Федерации:
- между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов);
-между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами;
- по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам);
- по деятельности по организации и проведению азартных игр.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведенной МИ ФНС России №1 по Брянской области проверки по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств обособленного подразделения ООО «Букмекер Паб», осуществляющего свою деятельность в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: <адрес>, установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Так, согласно записям кассовой книги в период с 01.01.2016 года по 30.09.2016 года в кассу обособленного подразделения не поступали наличные денежные средства с банковского счета. Выплаты выигрышей участникам азартных игр осуществлялись за счет наличных денег, поступивших в кассу обособленного подразделения при приеме игровых ставок.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются исследованными в ходе судебного заседания материалами дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Букмекер Паб» ФИО4: актом проверки полноты учета выручки и порядка ведения кассовых операций №170-3241-4/2 от 31.10.2016 г., актом №4 от 20.10.2016 года о проверке наличных денежных средств кассы, объяснениями ФИО3 от 31.10.2016 года, протоколом об административном правонарушении №10/162 от 11.11.2016 г.
Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд приходит к обоснованному выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ, и совершение его лицом, подавшим жалобу, подтверждается материалами дела.
ООО "Букмекер Паб" в проверяемом периоде осуществлялась выплата выигрышей физическим лицам наличными денежными средствами, поступившими в кассу обособленного подразделения от деятельности по организации и проведению азартных игр, вместо выплаты выигрышей за счет наличных денег, поступивших в кассу организации с ее банковского счета в| нарушение п. 2, п. 4 Указаний N 3073-У, что повлекло нарушение порядкахранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, так как из смысла п.п. 2, 3, 4 Указаний N 3210-У и п.п. 2, 4 Указания N 3073-У, следует, что наличные денежные средства, поступившие в кассу организации при осуществлении деятельности пункта приема ставок букмекерской конторы, должны храниться в кассе организации либо на банковском счете юридического лица, а не выплачиваться в качестве выигрышей физическим лицам.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом порядка работы с денежной наличностью, что выразилось в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, что в свою очередь является объективной стороной состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
Как следует из обжалуемого постановления, вопрос вины исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
Вина ФИО4, как должностного лица, заключается в том, что при наличии возможности для соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего наличное денежное обращение, он не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих служебных обязанностей.
Доказательств невозможности соблюдения ФИО4 законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
Таким образом, суд приходит к выводу, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15. 1 КоАП РФ, в действиях ФИО4 является доказанным.
Нарушений процедуры привлечения ФИО4 к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Постановление о привлечении ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5КоАП РФ для данной категории дел.
Инспекцией при назначении наказания учтены характер и тяжесть совершенного им административного правонарушения, в результате чего наказание за совершенное административное правонарушение назначено ФИО4 справедливое, по низшему пределу санкции ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ - <данные изъяты>.
Оснований для освобождения ФИО4 от административной ответственности по признакам малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ) и снижения размера штрафа, не имеется.
Доводы жалобы ФИО4 о том, что указанное постановление Инспекции не содержит данных свидетельствующих о том, когда именно им были допущены нарушения п.4 Указания Центрального банка РФ от 07.10.2013 №3073-У, суд находит несостоятельными, так как в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания отражена дата совершения административного правонарушения. Следовательно, данные обстоятельства налоговым органом установлены при возбуждении дела об административном правонарушении, рассмотрении и назначении административного наказания.
При таких обстоятельствах, постановление №10/162 от 25.11.2016 года, вынесенное и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Брянской области, в отношении ФИО4 является законным и обоснованным, а поданная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ судья,
Р Е Ш И Л :
Постановление №10/162 от 25.11.2016 года от 25 ноября 2016 года вынесенное и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Брянской области по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО4 - оставить без изменения, а жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10
суток.
Судья О.В. Мотырева