55RS0024-01-2023-000466-46
2-а-366/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шмидт Н.В., при секретаре Горячун А.В., помощника судьи Глушко М.М.,
с участием административного истца Сырьева Ю.В., представителя истца - Усенко С.В., представителей административных ответчиков: Заливиной В.А., Мухаметжановой Ж.Д., рассмотрев 19 октября 2023 года в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сырьева Юрия Васильевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области об оспаривании решений налоговых органов
УСТАНОВИЛ:
В Нововаршавский районный суд Омской области обратился Сырьев Ю.В. к ИФНС № 9, Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области об оспаривании решения налогового органа. В обоснование заявления указано, что Решением Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№... он привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2021 г. в размере 465 776 руб., он признан виновным в совершении налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, с взысканием штрафа в размере 46 577,50 руб. и в совершении налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, с взысканием штрафа в размере 69 866,50 руб. В обоснование принятого решения указано, что в 2021 г. он получил доход от продажи нежилого здания, кадастровый №..., кадастровая стоимость которого на 1 января 2021 г. составляла 5 475 563,70 руб. Сумма налога, подлежащего уплате от получения данного дохода, составляет 465 776 руб. ((5 475 563,70 руб. х 0,7 - 250 000 руб.) х 13%)). В установленный законом срок данная сумма налога не уплачена, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц исходя из налоговой базы равной кадастровой стоимости проданного нежилого здания (5 475 563,70 руб.), умноженной на понижающий коэффициент 0,7. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№... апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на нормы Налогового законодательства, Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», полагает, что данные решения являются незаконными и подлежат отмене по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ за 60000 руб. он приобрёл в собственность нежилое здание, кадастровый №.... Государственная регистрация перехода права собственности на данный объект недвижимого имущества осуществлена ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ он продал данный объект недвижимого имущества за 9000 руб. государственная регистрация перехода права собственности осуществлена ДД.ММ.ГГГГ На момент приобретения и отчуждения данного объекта недвижимости он представлял собой разрушенное здание школы, полностью непригодное для эксплуатации.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 28 октября 2021 г. № 81-п кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости с 1 января 2021 года установлена в размере 6 789 698,99 руб.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 1 декабря 2022 г. № 109-п кадастровая стоимость данного объекта недвижимости установлена в размере 79 591,68 руб. Кадастровая стоимость изменена вследствие исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости (ч. 20 и 21 ст. 21 вышеуказанного Федерального закона).
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, кадастровый №..., в размере 79 591,68 руб. подлежат применению с 1 января 2021 г.
При таких обстоятельствах, сумму дохода от продажи им объекта недвижимого имущества, кадастровый №..., надлежит исчислять исходя из его кадастровой стоимости равной 79 591,68 руб.
Следовательно, размер подлежащего уплате им налога на доходы физических лиц, полученного от продажи вышеуказанного объекта недвижимости, составляет 0 руб. (79 591,68 руб. - 79 591,68 руб.), обязанность по декларированию данного дохода у него не возникла, правовых оснований для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения не имелось.
В настоящее время на его едином налоговом счете числиться задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2021 г. в размере 465 776 руб.
Просит оспариваемые решения признать незаконными и отменить, а также исключить из единого налогового счета сведения о задолженности по уплате налога на доходы физических лиц за 2021 г. в размере 465 776 руб.
В судебном заседании административный истец Сырьев Ю.В. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в 2020 году он приобрел разрушенное нежилое здание школы в д. <адрес> за 60 тыс. рублей. При покупке недвижимости продавцом – Новоросссийской сельской администрацией Нововаршавского муниципального района, ему был предоставлен отчет о рыночной стоимости, какая была установлена кадастровая стоимость на данный объект он информацией не обладал. Здание он купил для разбора, так как его дальнейшая реконструкция была невозможна. После приобретения он приступил к разбору здания, но выяснилось, что материал не пригоден к дальнейшему использованию и он решил продать объект. В 2021 году он продал данный объект недвижимости за 9000 рублей, никакого дохода от продажи имущества он не получил. В 2022 году в ИФНС по месту жительства он узнал о наличии задолженности по налогу, начал разбираться - откуда такой долг. Выяснилось, что ему начислен НДФЛ, начисленный на доход от продажи недвижимого имущества (здания в <адрес>). Он неоднократно обращался в ИФНС в г. Калачанске, а также ИФНС № 9, где ему пояснили, что если ему изменят кадастровую стоимость, то задолженность по налогу спишут. Он обратился в БТИ и заявлением, куда он предоставил все документы на объект недвижимости. Было вынесено решение об изменении кадастровой стоимости, была исправлена ошибка и установлена кадастровая стоимость объекта в размере 79 тыс. по состоянию на 2021 год. Все документы он предоставил в налоговую службу, где ему сказали, что задолженность будет списана. Но потом в 2023 году ему прислали решение о привлечении к ответственности на совершение налогового правонарушения, насчитали налог около 500 тыс. рублей в связи с чем он обратился в суд.
Представитель административного истца – адвокат Усенко С.В.. в судебном заседании поддержал доводы административного иска в полном объеме. В дополнение пояснил, что в связи с тем, что была исправлена ошибка при определении кадастровой стоимости, и Министерством имущественных отношений была определена кадастровая стоимость в размере 79591,68 рублей на 1.01.2021 года, на основании п. 4 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, снижающие налоговые ставки и улучшающие положения налогоплательщиков имеют обратную силу, если прямо предусматривают это, подлежит применению данная кадастровая стоимость при исчислении НДФЛ истца за 2021 год. Из прямого толкования Приказа следует, что кадастровая стоимость недвижимого имущества определена на дату – 01.01.2021 года, в связи с чем, налог должен быть начислен исходя из данной стоимости.
Административные ответчики – представители ИФНС №9, ИФНС по Омской области В.А. Заливина, Мухаметжановой Ж.Д, в судебном заседании исковые требования не признали. В обоснование предоставили возражения и указали, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год результаты которой оформлены актом налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№.... По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ№... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно резолютивной части которого начислен НДФЛ за 2021 год в размере 465776 рублей, штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 69 866,5 рублей, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 46577,5 рублей (с учетом смягчающих обстоятельств). Исходя из данных Решения налогового органа, Сырьев Ю.В. в 2021 году получил доход от продажи нежилогo здания (сооружения), кадастровый №... адрес объекта: <адрес>, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - 5 475 563.7. Кадастровая стоимость с учетом коэффициента, установленного п. 5 ст. 217.1 НК РФ - 3832894.59 руб. Сумма дохода на основании кадастровой стоимости в соответствии с размером доли в праве - 3 832894.59 руб. (5 475 563,7*0.7). Цена сделки (сумма по договору продажи объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ) - 9000 руб. Сумма дохода от продажи объекта недвижимого имущества, исходя из цены сделки и кадастровой стоимости объекта - 3 832 894.59 руб. (70% от кадастровой стоимости) Сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества - 250 000 руб. Земельного объекта, кадастровый №... адрес объекта: <адрес> Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - 83316.3. Кадастровая стоимость с учетом коэффициента, установленного п. 5 ст. 217.1 НК РФ - 58321.41 руб. Сумма дохода на основании кадастровой стоимости в соответствии с размером доли вправе - 58 321.41 руб. Цена сделки (сумма по договору продажи объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ) - 1000 руб. Сумма дохода от продажи объекта недвижимого имущества, исходя из цены сделки и кадастровой стоимости объекта - 58 321.41 руб. (цена сделки, 70% от кадастровой стоимости)
Сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества, установленный пп.1, п. 1, ст. 220 НК РФ - 1 000 000 руб.
Сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи доли (долей) имущества- 58 321.41 руб.,
Итоговая налоговая база для дохода от продажи объектов недвижимого имущества (с учетом имущественных вычетов) - (3 832 894.59 - 250 000) + (58321.41 -58 321.41) = 3582894.59 руб. Согласно Решению по КНП, сумма налога к уплате по данным налогового органа составила 465 776 рублей (3 582 894,59*13%).
Управление, оценив доводы налогоплательщика, обращает внимание, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Согласно пункту 2 статьи 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода -. кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-Д нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (письмо Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-0119247).
Применительно к кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ, для целей налогообложения необходимо учитывать дату начала применения такой кадастровой стоимости, указанную в ЕГРН и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Следовательно, применению подлежит кадастровая стоимость здания, установленная на 01.01.2021 в размере 5475563,7 рублей (согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№... кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01.01.2021 составляет 5475563,7 рубля), поскольку измененная кадастровая стоимость в размере 79591,68 рублей подлежит применению с 01.01.2022 (согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №... дата начала применения кадастровой стоимости 79 591, 68 рубль - 01.01.2022).
Считают, что налоговые органы при вынесении решения по КНП, а также при оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения руководствовались нормами НК РФ, а также сведениями из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером №..., следовательно отмене не подлежат. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 45, 135 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, УФНС России по Омской области просили, в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица филиала ППК «Роскадастр» по Омской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений по Омской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, в силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц, "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно пункту 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доход физических лиц от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса, согласно пункту 1 которой освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце втором пункта 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, получаемых физическими лицами за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что, если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, право собственности на который получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.
Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом.
В соответствии с понятием, установленным частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
Согласно части 2 статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Из пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе.
В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, в соответствии с которым налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 названной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 указанной статьи.
Сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц представляются в налоговые органы на основании статьи 85, части 4 статьи 391, статьи 404 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ налоговая база, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 85, пункт 2 статьи 408 НК РФ), т.е. применительно к рассматриваемому спору органами Росреестра, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения обращения бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено (часть 14 названной статьи).
Положениями части 3 статьи 24 Закона о кадастровой оценке установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, в силу пункта 13 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории).
Вопросы применения сведений о кадастровой стоимости регулируются статьей 18 Закона о государственной кадастровой оценке.
Согласно ч. 1 указанной статьи для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Часть 2 указанной статьи определяет дату начала применения кадастровой стоимости.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "в" п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона о государственной кадастровой оценке, внесенные в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, изменяемые вследствие исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости, применяются со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 2 статьи 18 вышеуказанного закона для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом - со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых вследствие внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения.
Сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, являются обязательными и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в зависимости от оснований их определения. Так, в случае исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости, вновь установленная кадастровая стоимость применяется со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости (подпункт "в" пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость определена как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 названного Федерального закона.
Аналогичное понятие кадастровой стоимости содержится в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Статьей 5 названного закона определено, что государственное регулирование проведения государственной кадастровой оценки в части нормативно-правового регулирования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, который в том числе разрабатывает и утверждает методические указания о государственной кадастровой оценке, вносит изменения в методические указания о государственной кадастровой оценке (часть 1, пункт 3 части 2 Закона о государственной кадастровой оценке).
Согласно "Методических указаний о государственной кадастровой оценке", утвержденных приказом Росреестра от 04.08.2021 N П/0336 в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в случае подтверждения в результате проверки недостоверности использованных сведений (или отсутствия существенных для определения стоимости характеристик) осуществляются соответствующие изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, если такие сведения влияют на его кадастровую стоимость.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 июля 2013 года № 17-П, рассматривая вопрос о конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, признал их не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом Кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2016 года № 1837-О, при решении вопроса о порядке введения в действие для целей налогообложения нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков надлежит учитывать положения ст. 5 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяющие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. При этом в зависимости от конкретного содержания нормативного акта общее правило «по истечении одного месяца и не ранее первого числа очередного налогового периода» подлежит применению с учетом специального регулирования в отношении актов, улучшающих положение налогоплательщиков.
Таким образом, положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют применению уменьшенной кадастровой стоимости, утвержденной по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом, если опубликованным правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости предусмотрено его применение с указанной даты.
Из содержания пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации (ранее действующим законодательством п.5 ст. 217.1 НК ред. до 29.09.2019) следует лишь общее положение о применении при определении налоговой базы кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект. Ни в данной норме, ни в иных нормах главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации не содержатся положения, устанавливающие последствия пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Между тем, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 октября 2019 года №2908-О, регулирование, определенное законодателем в пункте 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, исходит из того, что установленная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость имущества не должна в значительной мере отклоняться от среднего уровня его рыночной стоимости, а потому может выступать в качестве вмененного налогоплательщику дохода при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (с учетом понижающего коэффициента). Такой механизм налогообложения дохода физических лиц по сделкам от продажи объектов недвижимого имущества - принимая во внимание установленные процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - не предполагает взимания с граждан налога в повышенном размере, в том числе по отношению к размеру налоговой обязанности иных категорий налогоплательщиков, на которых действие оспариваемой нормы не распространяется, учитывая, что в любом случае взимание налога должно соотноситься с принципами определения дохода для целей налогообложения (статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации).
Также Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование (Постановления от 13 марта 2008 года № 5-П, от 22 июня 2009 года № 10-П, от 25 декабря 2012 года № 33-П, от 3 июня 2014 года № 17-П и др.).
По смыслу пунктов 1, 3, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» данного Кодекса.
Для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 года № 15-П и от 11 июля 2017 года № 20-П).
Статья 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в том числе установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Законодатель при установлении порядка определения налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц (статьи 378.2, 391, 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ, действующей с 1 января 2019 года) прямо предусмотрел возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости объектов недвижимости с даты начала ее применения в случае изменения кадастровой стоимости этих объектов на основании установления его рыночной стоимости по решению суда.
Материалами дела установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Сырьев Ю.В. приобрел у Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области на основании договора купли-продажи (л.д. 87 Т.1) нежилое задание, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером №..., площадью ... года постройки, и земельный участок площадью ....м, с кадастровым номером №.... Цена объектов недвижимости определена на основании протокола о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ и составила 80000 рублей.
Ранее, согласно акта приема передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120 Т.1) Муниципальное образование Нововаршавский район передало в собственность Новороссийского сельского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области нежилое задание, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером №..., площадью ... года постройки, балансовая стоимость 673285 рублей 90 копеек, остаточная стоимость 33664,71 рублей, и земельный участок площадью ....м, с кадастровым номером №..., балансовая стоимость 71001 рублей 72 копеек, остаточная стоимость 71001,72 рублей.
Согласно информации администрации Новороссийского сельского поселения ( Т.2 л.д.77), на момент продажи Сырьеву Ю.В. объекта недвижимости – нежилого здания, расположенного по адресу : <адрес>., с кадастровым номером №..., здание находилось в неудовлетворительном состоянии, по назначению не использовалось, реконструкция объекта недвижимости не производилась. Администрацией производилась оценка рыночной стоимости имущества, с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости не обращались.
Согласно отчета №... от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.78 Т.2) об оценке рыночной стоимости нежилого задания, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером №..., площадью ... кв. м., 1972 года постройки, и земельного участка площадью ... кв.м, стоимость здания составила 60000 рублей, земельного участка 20000 рублей.
По договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ Сырьев Ю.В. продал Г.В.И. нежилое задание (л.д.61. Т.1), расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером №..., площадью ... кв. м., 1972 года постройки, и земельный участок площадью ... кв.м, цена договора 10000 рублей, из которых 1000 рублей стоимость земельного участка.
В связи с тем, что Сырьевым Ю.В. осуществлена продажа недвижимого имущества, которым он владел менее установленного минимального срока для целей освобождения от налогообложения, доход от продажи имущества не установлен, налоговым органом инициирована камеральная проверка.
ИФНС № 9 проведена камеральная налоговая проверка (копия материалов л.д. 217-248 Т.1), в срок, установленный п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ в отношении уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год Сырьева Ю.В., результаты которой оформлены актом налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№... По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено решение.
Согласно пункту 2 статьи 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода -. кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки ввынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ№... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно резолютивной части которого начислен НДФЛ за 2021 год в размере 465776 рублей, штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 69 866,5 рублей, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 46577,5 рублей (с учетом смягчающих обстоятельств). Исходя из данных Решения налогового органа, Сырьев Ю.В. в 2021 году получил доход от продажи нежилогo здания (сооружения), кадастровый №... адрес объекта: <адрес>, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - 5 475 563.7. Кадастровая стоимость с учетом коэффициента, установленного п. 5 ст. 217.1 НК РФ - 3832894.59 руб. Сумма дохода на основании кадастровой стоимости в соответствии с размером доли вправе - 3 832894.59 руб. (5 475 563,7*0.7). Цена сделки (сумма по договору продажи объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ) - 9000 руб. Сумма дохода от продажи объекта недвижимого имущества, исходя из цены сделки и кадастровой стоимости объекта - 3 832 894.59 руб. (70% от кадастровой стоимости) Сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества - 250 000 руб. Земельного объекта, кадастровый №... адрес объекта: <адрес> Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - 83 316.3. Кадастровая стоимость с учетом коэффициента, установленного п. 5 ст. 217.1 НК РФ - 58321.41 руб. Сумма дохода на основании кадастровой стоимости в соответствии с размером доли вправе - 58 321.41 руб. Цена сделки (сумма по договору продажи объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ) - 1 000 руб. Сумма дохода от продажи объекта недвижимого имущества, исходя из цены сделки и кадастровой стоимости объекта - 58 321.41 руб. (цена сделки, 70% от кадастровой стоимости). Сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества, установленный пп.1, п. 1, ст. 220 НК РФ - 1 000 000 руб. Сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи доли (долей) имущества- 58 321.41 руб. Итоговая налоговая база для дохода от продажи объектов недвижимого имущества, с учетом имущественных вычетов, определена ИФНС в размере: 3582894.59 руб. (3 832 894.59 - 250 000) + (58321.41 -58 321.41). Согласно Решению по КНП, сумма налога к уплате по данным налогового органа составила 465 776 рублей (3 582 894,59*13%).
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№... Сырьев Ю.В. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ, к штрафу в размере 46577 рублей 50 копеек, по п.1 ст.119 НК РФ к штрафу в размере 69866 рублей 50 копеек. В обоснование принятого решения указано, что истцом произведена продажа недвижимого имущества – нежилого здания, кадастровый №..., кадастровая стоимость которого составляла на 1.01.2021 года 5 475 563,70 рублей ( л.д. 240 Т.1)
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№... апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, Сырьев Ю.В., в связи с тем, что не согласился с определенной кадастровой стоимостью недвижимого имущества и начислением НДФЛ., до начала проведения камеральной проверки ИФНС, обратился в БУ «Омский центр КО и ТД» с обращением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, при этом им заполнен бланк заявления предоставленного Омским ЦКО (л.д. 49 Т.2). Как указывает административный истец целью изменения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости было освобождение от уплаты НДФЛ за 2021 год.
Положениями статьи 20 Федерального закона N 237-ФЗ установлен порядок предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.
Бюджетное учреждение предоставляет разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, на основании обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости (часть 1). В случае выявления в ходе рассмотрения обращения о предоставлении разъяснений ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, указанных в статье 21 настоящего Федерального закона, такие ошибки подлежат исправлению по решению бюджетного учреждения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (часть 7). Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке (пункт 1); описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункт 2).
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также - заявители) (часть 5). Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости (часть 6).
Частью 13 названной статьи установлено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории) (пункт 1); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 2).
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14).
Согласно информации Министерства имущественных отношений Омской области ( л.д. 71-72 Т.2) :
- в 2012 году на территории Омской области проводились работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости в порядке установленной главой 3 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» Омским филиалом ФГУП «Ростеинвентаризация _Федеральное БТИ»
- в 2020 году работы по государственной оценке объектов недвижимости проводились бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», по результатам которой подготовлен отчет. Решение об удовлетворении заявления Сырьева Ю.В. и необходимости перерасчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости принято Омским ЦКО в соответствии с положениями ст.21 Закона. Государственная кадастровая оценка на территории Омской области проводилась в 2012 и 2020 года, отчеты опубликованы на официальном сайте ФСКГР.
Согласно решения БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» 11.11.2022 года (л.д. 51-55 Т.2), в рамках рассмотрения обращения Заявителем предоставлен доступ к объекту недвижимости с кадастровым номером №..., по результатам обследования были уточнены характеристики объекта недвижимости, на основании ст.21 ФЗ от 03.07.2016 № 237 « О государственной оценке» осуществлен перерасчет кадастровой стоимости, установлена кадастровая стоимость 79591,68 рублей, то есть удовлетворено заявление Сырьева Ю.В., дата применения кадастровой стоимости не установлена.
При этом, как следует из пояснений административного истца, обращение в Омским ЦКО об изменении кадастровой оценки, было вызвано несогласием с начислением налоговым органом НДФЛ за 2021 год в связи с установленной кадастровой стоимостью.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из предоставленных документов, Омским ЦКО было направлено решение о перерасчете кадастровой стоимости в Министерство имущественных отношений Омской области ДД.ММ.ГГГГ года с указанием сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №..., полученной по итогам исправления ошибки, с целью внесений изменений в приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 28 октября 2021 г. № 81-п.
При этом, как следует из предоставленной информации, ошибка при определении кадастровой стоимости Омским ЦКО недвижимого имущества с кадастровым номером 55:17:270201:193 была допущена при осуществлении работ по государственной кадастровой оценке в 2020 году.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 28 октября 2021 г. № 81-п кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости с 1 января 2021 года установлена в размере 6 789 698,99 руб. (приложение к приказу строка 112379) ( л.д. 151 Т.1).
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 1 декабря 2022 г. № 109-п (л.д.134 Т.1) кадастровая стоимость данного объекта недвижимости установлена в размере 79 591,68 руб. Кадастровая стоимость изменена вследствие исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости (ч. 20 и 21 ст. 21 вышеуказанного Федерального закона). При этом из текста приказа: «строку 112379 таблицы приложения «Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Омской области, по состоянию на 1 января 2021 года»…………. Изложить в следующей редакции :
112379 | 55:17:270201:193 | 79591,68 |
При этом из содержания текстов приказов следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 01 января 2021 года.
Согласно информации Роскдастра в ЕГРН (л.д. 25 Т.2) внесены сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №...:
на основании Приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 28.10.2021 № 81-П на 01.01.2021 года кадастровая стоимость 6789698,99 рублей (с 01.01.2022 года не применяется);
на основании Приказа Министерства имущественных отношений Омской области № 109-П от 01.12.2002 года «О внесении изменений в приказ № 81 от 28.10.2021 года» кадастровая стоимость 79591 рублей 68 копеек, дата определения – 01.01.2021 года, дата применения – 01.01.2022 года.
Согласно информации Омского ЦКО (л.д. 27 Т.2), в 2021 году по состоянию на 01.01.2021 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... составила 6789698,99 рублей. По итогам рассмотрения обращения Сырьева Ю.В. было принято решение о пересчете кадастровой стоимости №... от ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... в размере 5475563 рублей 70 копеек Учреждением не определялась.
Согласно онлайн сервиса проверки недвижимости сведения по объекту <адрес>, указана кадастровая стоимость 79592 рублей, дата определения стоимости – 01.01.2021 ( л.д. 64 Т.2).
Согласно выписки из ЕГРН (л.д.43 Т.1) кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2021г. составляет 5 475 563,7, дата утверждения кадастровой стоимости 01.02.2013 года, дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость 20.06.2012 года.
Согласно выписки из ЕГРН (л.д.44 Т.1) кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2021 79591,68 рублей, дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость 01.01.2021 года, дата применения 01.01.2022 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью второй статьи 54 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1, 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как данные ЕГРН, приказ Министерства имущественных отношений содержат сведения, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... в размере 79591 рублей 68 копеек определена на дату – 01.01.2021 года, которая должна являться датой ее применения, поскольку имела место техническая ошибка при определении кадастровой стоимости имущества в 2020 году, и данные сведения должны учитываться при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах ( Кассационное определение ВС от 29.06.2022 г. № 15-КАД22-3-К1).
На основании изложенного, суд полагает, что при исчислении административному ответчику НДФЛ за 2021 год в отношении спорного объекта недвижимости подлежит применению кадастровая стоимость, определенная на дату - 01.01.2021 года, утвержденная Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 28 октября 2021 г. № 81-п, с учетом внесения исправлений Приказом № 109-п, как улучшающие положение налогоплательщика.
Применение кадастровой стоимости, утвержденной Приказом Министерства имущественных отношений 01.02.2013 года, в размере 5 547 563, 7 при исчислении НДФЛ налогоплательщику за 2021 года, при наличии установленной рыночной цены купленного объекта недвижимости в 2020 году – 60000 рублей, определенной на 01.01.2021 кадастровой стоимости – 79591,68 рублей, суд считает нарушающим права налогоплательщика, не отвечающим требованиям разумности и справедливости, так как по смыслу пунктов 1, 3, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 19 Конституции РФ, законодательство о налогах и сборах должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения, налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Согласно определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2019 года №2908-О, установленная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость имущества не должна в значительной мере отклоняться от среднего уровня его рыночной стоимости (в рассматриваемом кадастровая стоимость при расчете НДФЛ превышает рыночную в 91,25 раз) и взимание налога должно соотноситься с принципами определения дохода для целей налогообложения (статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации).
Получение физическим лицом доходов, облагаемых НДФЛ, должен доказать налоговый орган в силу принципа добросовестности налогоплательщика, презумпции его невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ). Материалы административного дела не свидетельствуют о получении налогоплательщиком экономической выгоды, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 5 475 563,7 руб, административным истцом предоставлены доказательства отсутствия дохода от реализации имущества. Доказательств обратного представителями административного ответчика не представлено.
В связи с вышеизложенным, требования административного истца подлежат удовлетворению, следует признать незаконным Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№..., решение по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 10 августа 2023 г. о привлечении административного истца к административной ответственности, с обязанием ответчика определить размер НДФЛ от реализации в 2021 году объекта недвижимого имущества: нежилое здание, расположенное по адресу : <адрес>, кадастровый №... исходя из кадастровой стоимости недвижимости, установленной на 01.01.2021 года в размере 79591,68 рублей.
С учетом разъяснений пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при повторном рассмотрении вопроса о размере НДФЛ, соответствующих штрафов, пеней налоговые органы обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 187 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№..., решение по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№... о привлечении Сырьева Юрия Васильевича к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.119 НК РФ,, п.1 ст.122 НК.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области произвести перерасчет налога на доходы физических лиц Сырьеву Юрию Васильевичу №...) с учетом реализации в 2021 году объекта недвижимого имущества: нежилое здание, расположенное по адресу : <адрес>, кадастровый №... исходя из кадастровой стоимости недвижимости, установленной на 01.01.2021 года в размере 79591,68 рублей. В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, представить суду сведения об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нововаршавский районный суд Омской области.
Судья Н.В. Шмидт
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2023 года