Дело № 2а-305/2022
УИД - 36RS0022-01-2022-000098-66
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2022 года с. Новая Усмань
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Бобровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам, штрафа и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам, штрафам и пени на общую сумму 13185 руб. 75 коп., мотивируя заявленные административные исковые требования тем, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, в соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ, налогоплательщики, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Так, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и зарегистрированный в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обязан в соответствии с положениями действующего законодательства самостоятельно исчислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в следующем порядке:
- в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2018 установлена обязанность плательщиков, в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере:
на обязательное пенсионное страхование, в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, плюс 1,0 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период;
на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Таким образом, ФИО1 был обязан не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе уплатить налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в сумме 5 756.90 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в сумме 1 494.94 рублей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами, также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора - электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главе.
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Однако в установленный срок указанная обязанность в полном объеме исполнена не была.
Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ направила:
требование № от 02.04.2021 г., в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 13.05.2021 года, уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в сумме 5 756,90 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в сумме 1 494,94 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год за период с 20.03.2021г. по 01.04.2021 г. в сумме 11,13 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год за период с 20.03.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 2,89 рублей; по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года в сумме 636,00 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, слуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года за период с 26.02.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 3,21 рублей; по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года в сумме 638,00 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года за период с 26.03.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 0,67 рублей, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года в сумме 636,00 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года за период с 26.01.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 6,01 рублей;
требование № от 10.05.2021 г., в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 21.06.2021 г., уплатить штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 2 квартал 2020 года в сумме 1 000,00 рублей;
требование № от 10.05.2021 г., в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 21.06.2021 г., уплатить штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 3 квартал 2019 года в сумме 1 000,00 рублей;
требование № от 10.05.2021 г., в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 21.06.2021 г., уплатить штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 4 квартал 2019 года в сумме 1 000,00 рублей;
требование № от 25.04.2021 г., в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 03.06.2021, уплатить штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 2019 год в сумме 1 000,00 рублей.
До настоящего времени документов, подтверждающих оплату задолженности, административному истцу не поступало.
В связи с неуплатой в полном объеме вышеуказанных платежей в установленный срок инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 в Новоусманском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки, штрафам и пени, в пределах сумм, указанных в требования. Мировым судьей судебного участка № 2 в Новоусманском судебном районе Воронежской области было вынесено 10.12.2021 определение об отказе в принятии заявления.
С учетом изложенных обстоятельств административный истец обратился в суд с иском о взыскании с ФИО1 сумм задолженности указанных в неисполненных требованиях № от 02.04.2021 г., № от 10.05.2021 г., № от 10.05.2021 г., № от 10.05.2021 г., № от 25.04.2021 г., а всего на общую сумму 13185,75 рублей.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области, административный ответчик в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела в порядке, установленном действующим законодательством, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении заказной корреспонденции, об уважительных причинах неявки в суд не сообщали.
От административного истца поступило заявление о проведении судебного заседания в отсутствие их представителя.
С учетом изложенного и в силу положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц по делу.
Изучив материалы настоящего административного дела, материал № об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании налоговой задолженности с ФИО1, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления, и последними получено.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами, также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора - электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главе.
В силу пункта 5 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 232 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 этого же Кодекса.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в целях получения гражданином обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае, если гражданин - пенсионер, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.
Своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Таким образом, плательщик страховых взносов обязан уплатить суммы задолженности указанные в неисполненных требованиях № от 02.04.2021 г., № от 10.05.2021 г., № от 10.05.2021 г., № от 10.05.2021 г., № от 25.04.2021 г., а всего на общую сумму 13185,75 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В установленный законом срок и в соответствующем размере административным ответчиком обязанность по оплате обязательный платежей произведена не была.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога не уплатил, налоговой инспекцией на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 НК РФ была начислена пени.
В соответствии с п. 1,2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику налоговым органом было направлено требование № от 02.04.2021 г., в соответствии с которым ФИО1 предлагалось в срок до 13.05.2021 года, уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в сумме 5 756,90 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в сумме 1 494,94 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год за период с 20.03.2021г. по 01.04.2021 г. в сумме 11,13 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год за период с 20.03.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 2,89 рублей; по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года в сумме 636,00 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, слуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года за период с 26.02.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 3,21 рублей; по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года в сумме 638,00 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года за период с 26.03.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 0,67 рублей, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года в сумме 636,00 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года за период с 26.01.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 6,01 рублей;
требование № от 10.05.2021 г., в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 21.06.2021 г., уплатить штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 2 квартал 2020 года в сумме 1 000,00 рублей;
требование № от 10.05.2021 г., в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 21.06.2021 г., уплатить штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 3 квартал 2019 года в сумме 1 000,00 рублей;
требование № от 10.05.2021 г., в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 21.06.2021 г., уплатить штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 4 квартал 2019 года в сумме 1 000,00 рублей;
требование № от 25.04.2021 г., в соответствии с которым, ФИО1 предлагалось в срок до 03.06.2021, уплатить штраф за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 2019 год в сумме 1 000,00 рублей.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
От представителя административного истца по доверенности поступило заявление о восстановлении процессуального срока на взыскание сумм налога, страховых взносов и пени, так как инспекцией, в связи с реорганизацией, направить заявление о вынесении судебного приказа в установленный срок не предоставлялось возможным.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из копии материала об отказе в принятии МИФНС России № 17 по Воронежской области заявления о вынесении судебного приказа о взыскании налоговой задолженности с ФИО1, с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась 10 декабря 2021 г., то есть с нарушением установленного шестимесячного срока, в связи с чем, срок принудительного взыскания истек. 10 декабря 2021 г. мировым судьей судебного участка № 2 Новоусманского судебного района Воронежской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Основания для признания причин пропуска Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области срока для обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкцией уважительными отсутствуют, поскольку у административного истца не было объективных препятствий для своевременного обращения в суд. Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд, МИФНС России № 17 по Воронежской области утратила право на принудительное взыскание с ответчика образовавшейся задолженности.
Таким образом, суд не находит правовых и процессуальных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области в удовлетворении административных исковых требований к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в сумме 5 756,90 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в сумме 1 494,94 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год за период с 20.03.2021г. по 01.04.2021 г. в сумме 11,13 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год за период с 20.03.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 2,89 рублей; по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года в сумме 636,00 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, слуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года за период с 26.02.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 3,21 рублей; по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года в сумме 638,00 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года за период с 26.03.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 0,67 рублей, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года в сумме 636,00 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 4 квартал 2020 года за период с 26.01.2021 г. по 01.04.2021 г. в сумме 6,01 рублей;
штрафа за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 2 квартал 2020 года в сумме 1 000,00 рублей;
штрафа за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 3 квартал 2019 года в сумме 1 000,00 рублей;
штрафа за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) за 4 квартал 2019 года в сумме 1 000,00 рублей, а всего в сумме 13 185,75 руб., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Новоусманский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 11 марта 2022 г.
Дело № 2а-305/2022
УИД - 36RS0022-01-2022-000098-66
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов