УИД 89RS0004-01-2021-005769-29
Дело № 2-169/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новый Уренгой 11 января 2022 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
Председательствующего судьи Литвинова В.Е.,
при секретаре Файзуллиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамчур к акционерному обществу «Газпром электрогаз» о возложении обязанности по включению в состав участников негосударственного пенсионного обеспечения, перечислении пенсионного взноса,
с участием истицы ФИО1, представители ответчика АО «Газпром электрогаз», третьего лица АО «НПФ ГАЗФОНД» ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась суд с иском к акционерному обществу «Газпром электрогаз» о возложении обязанности по включению в состав участников негосударственного пенсионного обеспечения, перечислении пенсионного взноса.
В обоснование указала, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в АО «Газпром электрогаз» филиале «Новоуренгойэлектрогаз» на основании трудового договора. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о перечислении пенсионных взносов на свое негосударственное пенсионное обеспечение. В ответ на данное обращение ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в перечислении пенсионных взносов в АО «НПФ ГАЗФОНД» в связи с тяжелым материальным положением, со ссылкой на пункт 1.3 коллективного договора АО «Газпром электрогаз». В соответствии с п. 4.1.2 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников одним из оснований для получения негосударственной пенсии по старости является обстоятельства внесения вкладчиком пенсионного взноса, обеспечивающего выполнение Фондом обязательств по выплате негосударственной пенсии. Полагает, что имеет право на включение в состав участников негосударственного пенсионного фонда АО «НПФ ГАЗФОНД», поскольку на основании заключенного между ответчиком и АО «НПФ ГАЗФОНД» договора о негосударственном пенсионном обеспечении № [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, вкладчик-ответчик обязался уплачивать пенсионные взносы в АО «НПФ ГАЗФОНД».
Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В отзыве на иск представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия для этого оснований. В обоснование указал, что на момент подачи истцом заявления о необходимости перечисления пенсионных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение истец соответствовала всем необходимым критериям, предусмотренным Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ПР-Электрогаз -09-01-11 от ДД.ММ.ГГГГ, для включения ее в состав участников НПФ «ГАЗФОНД». Филиалом «Новоуренгойэлектрогаз» ДД.ММ.ГГГГ в исполнительный орган Общества направлен список-расчет работников филиала для включения в состав участников НПФ «Газфонд» в IV квартале 2020 года. В указанном списке в числе прочих значилась ФИО1 Включение работников филиала «Новоуренгойэлектрогаз» в состав участников НПФ «Газфонд» и перечисление пенсионных взносов произведено не было ввиду отсутствия финансовой возможности Общества и получения значительных убытков, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Социальные гарантии работников АО «Газпром электрогаз», предусмотренные коллективным договором, не установлены законодательством РФ, в силу чего предоставляются при наличии финансовых возможностей работодателя. Коллективным договором определено, что работодатель устанавливает социальные гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные локальными актами, с учетом финансово-экономических возможностей. Финансовое положение ответчика не позволяет произвести выплату пенсионного взноса в НПФ «Газфонд» в отношении истца.
Представитель третьего лица АО «НПФ ГАЗФОНД» просил рассмотреть дело без своего участия. Направил в суд письменную позицию по делу, в которой указал, что в связи с тем, что вкладчик не включал ФИО1 в состав участников фонда, пенсионные взносы в пользу истицы, обеспечивающие выплату ей негосударственной пенсии в Фонд не уплачивал, не представлял в Фонд распорядительное письмо о назначении негосударственной пенсии ФИО1, основания, необходимые для приобретения истицей права на получение негосударственной пенсии, отсутствуют. Обязанностью Фонда по назначению и выплате негосударственной пенсии конкретному участнику возникает только после уплаты в Фонд вкладчиком пенсионного взноса, обеспечивающего выплату негосударственной пенсии указанному участнику, а также поступления в Фонд заявления о назначении негосударственной пенсии с приложенными к нему необходимыми документами для назначения негосударственной пенсии. Таким образом, у Фонда отсутствуют обязательства перед истицей по ее негосударственному пенсионному обеспечению в Фонде, в том числе по назначению и выплате негосударственной пенсии.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 находится в трудовых отношениях с АО «Газпром электрогаз», что подтверждается записью в трудовой книжке.
ДД.ММ.ГГГГ между ДОАО «Электрогаз» ОАО «Газпром» и НПФ «ГАЗФОНД» заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения № [суммы изъяты]
В соответствии с п.1.1 договора вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд.
Стороны договорились, что негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется по пенсионной схеме [суммы изъяты] «С установленными размерами пенсионных взносов. Пенсионные выплаты производятся в течение определенного пенсионным договором ряда лет (5 и более) до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника» (п.1.2).
ДД.ММ.ГГГГ ДОАО «Электрогаз» ОАО «Газпром» принят коллективный договор на 2013-2016 годы, по условиям которого работодатель обязан осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение работников в соответствии с договором, заключенным между негосударственным пенсионным фондом «Газфонд» и ДОАО «Электрогаз» ОАО «Газпром» (п.ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п.1 дополнительного соглашения к коллективному договору от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока действия коллективного договора ДОАО «Электрогаз» ОАО «Газпром» на 2013-2016 годы срок действия договора продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ коллективный договор продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1.3 коллективного договора предусмотрено, что он устанавливает размер гарантий, льгот и компенсаций с учетом финансов-экономических возможностей, в рамках утвержденного бюджета доходов и расходов.
Согласно п. 1.4 коллективного договора предусмотрена возможность работодателя расширить социальные льготы, гарантии и компенсации в зависимости от финансово-экономических возможностей.
При этом, возможность исключить или ограничить гарантированные локальными нормативными актами льготы, гарантии и компенсации по усмотрению работодателя, в том числе по мотивам отсутствия прибыли (наличия убытков) положениями коллективного договора не предусмотрена.
Следовательно, исходя из буквального толкования текста коллективного договора для изменения условий данного локального акта в сторону ухудшения положения работников требуется внесение в указанный договор изменений в установленном порядке.
Дополнительным соглашением к коллективному договору от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено действие п.6.1.4 коллективного договора в части доплат сверх размера пособия по временной нетрудоспособности и частью 2 этого же дополнительного соглашения с ДД.ММ.ГГГГ, в числе прочего, исключен п. ДД.ММ.ГГГГ коллективного договора об осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения работников.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром электрогаз» уведомило АО «НПФ «Газфонд» о прекращении ДД.ММ.ГГГГ финансирования пенсионного договора от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием финансово-экономических возможностей.
Приказом генерального директора АО «Газпром электрогаз» от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты] действие Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «Газпром электрогаз» с ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением о необходимости принятия решения согласно условий коллективного договора АО «Газпром электрогаз» в части зачисления на IV квартал 2020 года участником АО «НПФ ГАЗФОНД» и перечисления пенсионных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение.
Как следует из письма АО «Газпром электрогаз» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в ответ на служебные записки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ от директора филиала «Новоуренгойэлектрогаз» АО «Газпром электрогаз», перечисление пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд «Газфонд» не представляется возможным, в связи с отсутствием источников финансирования, со ссылкой на п.1.3 Коллективного договора.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора АО «Газпром электрогаз» направлено коллективное заявление с аналогичными требованиями.
Судом установлено, что на момент обращения истицы в суд трудовые отношения между сторонами не прекращены, ФИО1 является получателем пенсии по старости, стаж работы в филиале «Новоуренгойэлектрогаз» АО «Газпром электрогаз» составляет 17 лет 11 месяцев, что подтверждается справкой, выданной по месту работы от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениями для негосударственного пенсионного обеспечения работников филиала «Новоуренгойэлектрогаз».
Из материалов дела следует, что филиалом «Новоуренгойэлектрогаз» ДД.ММ.ГГГГ в исполнительный орган Общества направлен список-расчет работников филиала для включения в состав участников АО «НПФ ГАЗФОНД» в IV квартале 2020 года. В указанном списке значится ФИО1
Ответчиком данный факт не оспаривался, единственным обстоятельством, препятствующим наделению истицы правом на получение негосударственного пенсионного обеспечения является отсутствие финансирования вследствие тяжелого финансово-экономического положения предприятия.
Таким образом, выборочное включение работников АО «Газпром электрогаз» в реестр участников НПФ не регламентировано нормативными локальными актами ответчика и носит в отношении истца дискриминационный характер, поскольку условия Положения о пенсионном обеспечении относятся ко всем работникам, находящимся в равной правовой ситуации.
Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов регулирует Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее по тексту Федеральный закон №75-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Закона негосударственный пенсионный фонд - это организация, исключительным видом деятельности которой, в частности, является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (п. 2 данной статьи).
В статье 3 Федерального закона №75-ФЗ приведены основные понятия, используемые в законе, в числе которых четко определены такие понятия, как договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор), вкладчик, участник, пенсионные основания, правила фонда. В ст. ст. 9, 11, 12 Закона приведены требования к пенсионным правилам фонда, пенсионным схемам, применяемым фондом, пенсионным договорам.
Как указано в п. 1 ст. 13 Федерального закона №75-ФЗ права и обязанности вкладчиков и участников определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, правилами фонда, пенсионным договором. В частности, участники имеют право требовать от фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора, получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом, условиями пенсионного договора, правилами фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания (п. 3 ст. 13 Закона), а вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором (п. 4 ст. 13 Закона).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ решением Совета фонда (протокол [суммы изъяты]) были утверждены пенсионные правила негосударственного пенсионного фонда "ГАЗФОНД", которые впоследствии прошли соответствующую регистрацию и содержат помимо прочего описание шести пенсионных схем.
Реализуя свое желание и возможности, ДД.ММ.ГГГГ ДОАО «Электрогаз» ОАО «Газпром» (Вкладчик) добровольно заключило с НПФ "ГАЗФОНД" договор негосударственного пенсионного обеспечения № Ю16-265/2-11, в соответствии с которым негосударственное пенсионное обеспечение участников осуществляется Фондом в соответствии с Правилами, которые являются неотъемлемой частью договора (п. 1 Договора).
Стороны договорились, что негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется по пенсионной схеме [суммы изъяты] «С установленными размерами пенсионных взносов. Пенсионные выплаты производятся в течение определенного пенсионным договором ряда лет (5 и более) до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника» (п.2 пенсионного договора).
Пенсионными основаниями, как установлено п. 3 Договора, являются заключение вкладчиком пенсионного договора и уплата им пенсионного взноса в порядке, установленном Договором, а также достижение участником возраста 60 лет для мужчин, 55 лет - для женщин, или досрочное назначение участнику трудовой пенсии, или назначение трудовой пенсии по инвалидности, или назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пенсионным законодательством.
В п. 4.5 Договора указано основное право участника - получать при наступлении у него пенсионных и дополнительных оснований негосударственную пенсию в соответствии с условиями настоящего договора.
Условия Договора согласуются с пенсионными правилами НПФ "ГАЗФОНД" и требованиями ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Из вышеприведенного с учетом обстоятельств дела следует, что ответчик заключил с НПФ «ГАЗФОНД» пенсионный договор, по которому вкладчик и участник не совпадают в одном лице, то есть договор в пользу третьих лиц - работников ДОАО «Электрогаз» ОАО «Газпром»" (ст. 430 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате пенсионных взносов и предоставлению фонду информации об участнике (участниках), в пользу которого (которых) заключен Договор, возложена на ДОАО «Электрогаз» ОАО «Газпром» (п. 4.2 Договора).
При этом, пенсионные основания (основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии) должны в обязательном порядке быть указаны в правилах фонда, пенсионных схемах, пенсионном договоре (ст. ст. 9, 11 Федерального закона №75-ФЗ).
В силу требований абз. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона №75-ФЗ пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации.
Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии.
В соответствии с разделом 4 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ПР - Электрогаз -09-01-11, действующего с ДД.ММ.ГГГГ на предприятии, в состав участников фонда включаются работники организации, а также работники ОПО ДОАО «Электрогаз», состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющие стаж работы в организациях системы ОАО «Газпром» не менее 15 лет, в том числе стаж работы в ДОАО «Электрогаз» не менее 10 лет: при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) (п. 4.3.1 Положения); после достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), при условии, что они были приняты на работу к вкладчику до введения в действие настоящего положения (п. 4.3.2. Положения).
Пунктом 4.4. Положения предусмотрены дополнительные категории работников, которых вкладчик обязан включить в состав участников фонда вне зависимости от достижения ими пенсионного возраста при увольнении: в связи с признанием инвалидами I или II группы и наличии стажа работы в ДОАО «Электрогаз» не менее 10 лет (п.4.4.1. Положения); по собственному желанию в связи с досрочным выходом на пенсию при наличии стажа работы в системе ОАО «Газпром» не менее 15 лет, в т.ч. в ДОАО «Электрогаз» не менее 10 лет (п. 4.4.2. Положения); в связи с реорганизацией, ликвидацией обособленных структурных подразделений, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, имеющих стаж работы в ДОАО «Электрогаз» не менее 20 лет (п. 4.4.3. Положения).
При этом, пунктом 4.6 Положения определен исчерпывающий перечень работников, в отношении которых у вкладчика не возникают обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению, в частности: - принятых на работу после достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (принятых на работу после введения в действие настоящего положения); - принятых с испытательным сроком, до истечения установленного трудовым договором срока испытания; - принятых на работу по совместительству; - принятых на работу по договорам гражданско-правового характера; - с которым заключен срочный трудовой договор для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы (должность); - указанных в п. 4.3.1., 4.3.2., 4.4.2., 4.4.3., 4.5., в случае, если в течение последующего периода работы в ДОАО «Электрогаз» после осуществления взноса они будут уволены за виновные действия в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что истица принята на работу к вкладчику до введения в действие настоящего положения, работает в АО «Газпром электрогаз» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
При таком положении, в соответствии с условиями заключенного ответчиком и пенсионным фондом ДД.ММ.ГГГГ пенсионного договора, АО «Газпром электрогаз» как вкладчик обязано было уплатить пенсионные взносы в порядке, сроках и размерах, предусмотренных п. 5.2 Договора (п. 4.2 Договора) в отношении своего работника ФИО1 и предоставить о нем, как об участнике, все необходимые сведения фонду ввиду приобретения последним права на получение негосударственной пенсии по пенсионной схеме [суммы изъяты], приведенной в пенсионных правилах НПФ "ГАЗФОНД", поскольку пенсионный договор между вкладчиком и фондом заключен и участник - истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости, и совокупность пенсионных и дополнительных оснований, предусмотренных п. 3.1 Договора выполнена.
Вопреки доводам ответчика, сложное финансово-экономического положение АО «Газпром электрогаз» не является основанием для освобождения последнего от исполнения предусмотренной коллективным договором обязанности по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения работников, поскольку возможность работодателя отказаться от осуществления пенсионных взносов в отношении работника по мотивам недостаточности (отсутствия) прибыли локальными нормативными актами, в том числе, пунктом 1.3 коллективного договора, на который ссылается ответчик, на момент возникновения обязанности по уплате за истца пенсионных взносов, не предусмотрена, и ФИО1 не относится к исчерпывающему, определенному в 4.6 Положения, перечню работников, в отношении которых у работодателя не возникают обязанности по негосударственному пенсионному обеспечению.
Разрешая исковые требования в части возложения на ответчика обязанности перечислить на основании пенсионного договора № Ю16-265/2-11 в АО «НПФ «ГАЗФОНД» пенсионные взносы с открытием именного пенсионного счета на имя истца с учетом накоплений в сумме 1 996 942, 32 рублей для назначения негосударственной пенсии, суд переходит к следующему.
Негосударственное пенсионное обеспечение работников ответчика осуществляется через АО «НПФ «ГАЗФОНД» на основании Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников от ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 1.1, 1.2 указанного Положения).
Из п. 5.2 договора негосударственного пенсионного обеспечения следует, что вкладчик уплачивает пенсионные взносы не реже 1 раза в год в размере не менее 6 000 рублей в пользу каждого из участников по настоящему договору.
Согласно п. 6.1 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников размер негосударственного пенсионного взноса за работника определяется по формуле: ПВ=С*К1*К2*К3*К4, где ПВ - пенсионный взнос, С - часть заработной платы работника, учитываемая при расчете пенсионного взноса, К1 = 0,2 - коэффициент пропорциональности между частью заработной платы работника и размером негосударственной пенсии, учитываемой при расчете пенсионного взноса, К2 - коэффициент, отражающий суммарный стаж работы работника в ДОАО «Электрогаз», К3 - коэффициент, отражающий персональные заслуги работника, К4=144 - коэффициент, равный количеству месяцев в минимальном периоде выплаты негосударственной пенсии (минимальный период выплаты в соответствии с Положением составляет 12 лет).
Из имеющейся в материалах дела сведений для негосударственного пенсионного обеспечения работников «Новоуренгойэлектрогаз» для включения в состав Участников негосударственной пенсии НПФ «Газфонд» в 4 квартале 2020 году следует, что истица ФИО1 состоит в списке работников филиала, включаемых в состав Участников НПФ «Газфонд», имеющая стаж работы в организациях системы ДОАО «Электрогаз» 17 полных лет, возраст дающий право на назначение негосударственной пенсии - 50 лет, период до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости - 0 месяцев, должностной оклад в соответствии с трудовым договором – 40 525 рублей.
Согласно сведениям для негосударственного пенсионного обеспечения о работниках филиала «Новоуренгойэлектрогаз» АО «Газпром электрогаз», включаемых в состав участников НПФ «Газфонд» по состоянию на 2020 год, расчет пенсионного взноса (при коэффициентах С – 58761,3; К1 - 0,2; К2 - 1,18; К3 - 1; К4 - 144) составил 1 996 942, 32 рублей.
Проверив представленный расчет применительно к локальным актам и условиям пенсионного договора, суд считает возможным принять его, поскольку он соответствует требованиям Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика подлежат взысканию понесенные ею судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 18 185 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать АО «Газпром электрогаз» включить Мамчур в состав участников негосударственного пенсионного фонда Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД».
Обязать АО «Газпром электрогаз» перечислить за Мамчур на открытый именной счет в Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД» пенсионные взносы в сумме 1 996 942, 32 рублей в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) № Ю16-265/2-11 от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с АО «Газпром электрогаз» в пользу Мамчур судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 18 185 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало–Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новоуренгойский городской суд.
Судья В.Е. Литвинов
СПРАВКА:
Мотивированное решение составлено 18 января 2022 года.
Судья В.Е. Литвинов