Новоуральский городской суд Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Новоуральский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1306/2011
Мотивированное решение
изготовлено 23 августа 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2011 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Пичугиной Е.Н.,
при секретаре Болтушиной А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г. Новоуральск о признании нормативного правого акта противоречащим закону и недействующему в части,
установил:
Прокурор ЗАТО г. Новоуральск, обратился в Новоуральский городской суд в защиту прав граждан в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением к администрации Новоуральского городского округа о признании п. 6 Перечня категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда Новоуральского городского округа, утвержденного постановлением администрации Новоуральского городского округа от 13.01.2010 № (в редакции постановления администрации Новоуральского городского округа от 17.03.2010 № ) противоречащим закону и недействующим в части ограничения круга военнослужащих только офицерами, проходящими военную службу по контракту в воинских частях, расположенных на территории Новоуральского городского округа, замещающими должности командира части, заместителей командира части, и в части установления для органов местного самоуправления права, но не обязанности предоставления жилых помещений военнослужащим при соблюдении порядка и условий, установленных жилищным законодательством и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, со дня его принятия.
В судебном заседании помощник прокурора Судаков К.Ю. требования изложенные в заявлении поддержал, обосновав их следующим. В результате проведенной прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск проверки выявлен несоответствующий федеральному законодательству нормативный правовой акт -Перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда Новоуральского городского округа, который опубликован в газете «Нейва» № 2 от 20 января 2010 года. Пунктом 6 Перечня установлено, что служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда Новоуральского городского округа могут быть предоставлены не обеспеченным жилыми помещениями на территории Новоуральского городского округа офицерам, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, расположенных на территории Новоуральского городского округа, и замещающим должности командира части, заместителей командира части (на основании письменного ходатайства командира соответствующей воинской части). Оспариваемый Перечень противоречит требованиям ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» согласно которым, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. При этом, по смыслу Закона, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности или не принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Считает, что Перечень ограничивает круг военнослужащих только офицерами, проходящими военную службу по контракту в воинских частях, расположенных на территории Новоуральского городского округа, замещающими должности командира части, заместителей командира части. Кроме того, указанный Перечень не соответствует федеральному законодательству в части установления для органов местного самоуправления права, но не обязанности предоставления жилых помещений военнослужащим при соблюдении порядка и условий, установленных жилищным законодательством и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и нарушает право на жилище неопределенного круга военнослужащих, проходящих службу на территории Новоуральского городского округа.
Представитель администрации Новоуральского городского округа Хайруллина Л.Ф., выступающая по доверенности, требования прокурора не признала, суду пояснила, что администрация Новоуральского городского округа, в соответствии с Уставом городского округа, при решении вопросов местного значения устанавливает категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда Новоуральского городского округа. Ст. 104 действующего с 01 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно установить категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде. С учетом указанных норм закона, уполномоченным органом местного самоуправления – администрацией Новоуральского городского округа было принято решение об утверждении Перечня категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда. В соответствии с п. 6 указанного Перечня, утвержденного постановлением администрации Новоуральского городского округа от 13.01.2010 (в ред. постановлений от 17.03.2010 № , от 25.04.2011 № ), служебные помещения могут быть предоставлены офицерам, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, расположенных на территории Новоуральского городского округа (на основании письменного ходатайства командира соответствующей части). В п. 1 ст. 99 Жилищного кодекса предусмотрено предоставление специализированных жилых помещений на основании решений собственников таких помещений. Администрация Новоуральского городского округа, являясь собственником служебных жилых помещений, не передавала на праве оперативного ведения служебные жилые помещения предприятиям города, в том числе воинской части 3280. Считает, что п. 5 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать, в пределах своих полномочий, дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации. При этом, администрации Новоуральского городского округа материальные средства для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, в том числе служебными жилыми помещениями из федерального бюджета не выделялись. Следовательно, полномочия по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту служебными жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возложены на Государство. На основании изложенного просила в удовлетворении заявления прокурору отказать.
Рассмотрев доводы, приведённые сторонами в обоснование своих требований и возражений, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. При этом, предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащим гарантирует Государство.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Военнослужащие, имеющие право на получение служебных жилых помещений, заключают жилищный договор с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения жилищного договора определяются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.1999 № 487.
Указанные нормативные акты не относят орган местного самоуправления в качестве субъекта, на которого возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих. Полномочий по обеспечению указанных лиц жильем не содержится и в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одновременно ст.ст. 19, 20 Федерального закона № 131-ФЗ закреплена возможность и порядок передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Как установлено в судебном заседании рассматриваемые государственные полномочия администрации Новоуральского городского округа не передавались.
Статьей 1 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» органам местного самоуправления предоставлено только вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.
В ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель определил, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно установить категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
13 января 2010 года администрацией Новоуральского городского округа утвержден Перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда Новоуральского городского округа (постановление № ), согласно которому служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда могут быть предоставлены, в том числе, офицерам, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, расположенных на территории Новоуральского городского округа и замещающим должности командира части, заместителей командира части, на основании письменного ходатайства командира соответствующей воинской части (л.д. 22).
Постановлением администрации Новоуральского городского округа от 25.04.2011 № в указанный нормативный акт внесены изменения, а именно, из пункта 6 исключены слова: «,и замещающим должности командира части, заместителей командира части» (л.д. 24). Как следует из рассматриваемого п. 6 Перечня в качестве условия предоставления служебных жилых помещений определено наличие у лица статуса военнослужащего, прохождение военной службы по контракту и категория военнослужащего. Указанные нормативные акты были приняты администрацией Новоуральского городского округа в рамках предоставленных действующим Жилищным кодексом Российской Федерации полномочий.
Оспариваемый прокурором п. 6 Перечня определяет, круг военнослужащих лиц, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда Новоуральского городского округа, не обеспеченные жилыми помещениями – офицеры, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, расположенных на территории Новоуральского городского округа (на основании письменного ходатайства командира соответствующей войсковой части) не противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Закрепленное в оспариваемой прокурором норме, право администрации Новоуральского городского округа по распоряжению жилыми помещениями, являющимися собственностью муниципального образования, напротив, согласно ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливает права офицеров на служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Выдвигая требование о возложении на администрацию Новоуральского городского округа обязанности по предоставлению освободившихся муниципальных жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, прокурор лишает самостоятельности местное самоуправление, пытаясь исключить участие указанного органа местного самоуправления в распределении жилых помещений, вторгаясь в правомочия муниципального образования как собственника жилья.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований прокурора ЗАТО г. Новоуральск, суд не находит.
Кроме того, из доводов прокурора следует, что им оспаривается не соответствие п. 6 Перечня, в части наличия указания на предоставление жилых помещений офицерами, проходящими военную службу по контракту в воинских частях, расположенных на территории Новоуральского городского округа, замещающими должности командира части, заместителей командира части Вместе с тем, слова «, и замещающим должности командира части, заместителей командира части» из п.6 Перечня исключены.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора ЗАТО г. Новоуральск о признании нормативного правого акта противоречащим закону и недействующим в части, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через, Новоуральский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Пичугина
СОГЛАСОВАНО:
Судья Новоуральского
городского суда Е.Н. Пичугина