НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новотроицкого городского суда (Оренбургская область) от 31.01.2020 № 12-3/20

Дело №12-3/20

Р Е Ш Е Н И Е

31 января 2020 года г. Новотроицк

Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области Суханова Л.А.,

при секретаре Коломасовой Т.С.,

с участием старшего помощника прокурора г. Новотроицка Красных Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Автодор» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 11.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

11.11.2019 постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Петрушина С.В. ООО «СК Автодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

ООО «СК Автодор» не согласилось с указанным постановлением и обратилось в суд с жалобой, в которой просит в соответствие со ст. 4.1.1 КоАП РФ заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку юридическое лицо относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда, а также имущественного ущерба. Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ. Обстоятельства, послужившие основанием к привлечению к ответственности, выявлены в рамках одной проверки. Считает, что общество должно быть привлечено к административной ответственности с вынесением одного постановления и назначением наказания в соответствие с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Считает, что имеются основания для прекращения производства по делу в связи с привлечением к ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель ООО «СК Автодор» не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.

Старший помощник прокурора г. Новотроицка Красных Ю.Г. в судебном заседании считала жалобу ООО «СК Автодор» не подлежащей удовлетворению.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАПРФзаконность и обоснованность постановления и решения по делу об административном правонарушении проверена в полном объёме на основании имеющихся в деле материалов.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность условий труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствие со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу статьи 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Согласно п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки в отношении ООО «СК Автодор» выявлены следующие нарушения:

1. Не утвержден перечень лиц, подлежащих прохождению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Нарушен: приказ Минздрав РФ № 302Н от 12.04.2011;

2. В нарушении ст. 76 ТК РФ, работодатель не отстранил от работы (обязан не допускать к работе) работников: С.Б.Б..; Н.А.А..; А.С.С..; Б.В.М..; О.Ю,Р. не прошедших в установленном порядке обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра;

3. В личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты (С.Б,Б..; Н.А.А.А.С.С..; Б.В.М.О.Ю,Р..) не вписано наименование Типовых отраслевых норм, по которым предусмотрена выдача СИЗ. Нарушен: приложение 1 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н;

4. Отсутствует список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденный работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. Нарушен: п.13 «Стандарта безопасности труда Обеспечение работников смывающими (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н;

5. В организации не определены порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда. Нарушен: п. 2.2.3 постановления Минтруда России, Минобразования России «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» от 13.01.2003 № 1/29;

6. В нарушение требований абзаца четвертого статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, у работодателя отсутствует локальный нормативный акт о создании системы управления охраной труда;

7. В ходе проверки представлены протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников рабочих профессий, форма которых не соответствует Приложению № 1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 (в протоколах не указано количество часов);

8. В нарушение требований пункта 8 Порядка проведения обязательных предварительных ипериодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых натяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, утвержденных приказом Министерства здравоохранения исоциального развития Российской Федерации от12.04.2011 №302н, работодателем не организован учет выдачи направлений;

9. У работодателя отсутствует утвержденный список контингентов, подлежащих предварительным (при приеме на работу) медицинским осмотрам (обследованиям) и периодическим медицинским осмотрам (обследованиям). Тем самым нарушены ст.ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ; п.п. 8, 19, 22 Порядка проведения обязательных предварительных ипериодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых натяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, утвержденных приказом Министерства здравоохранения исоциального развития Российской Федерации от12.04.2011 №302н;

10. Отсутствует у работодателя подтверждение в любой форме о направлении поименных списков в медицинскую организацию. Нарушены: ст. ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ; п. 23 Порядка проведения обязательных предварительных ипериодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых натяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, утвержденных приказом Министерства здравоохранения исоциального развития Российской Федерации от12.04.2011 №302н;

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «СК Автодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: решением о проведении плановой проверки от 11.10.2019 № 164, актом проверки от 14.10.2019, справкой государственного инспектора труда в отношении ООО «СК Автодор»; объяснениями представителя ООО «СК Автодор», отраженными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.10.2019;

Должностное лицо пришло к верному выводу о наличии в действиях ООО «СК Автодор» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Заявитель в жалобе просит об изменении вида назначенного административного наказания на предупреждение, ссылаясь на ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ и указывая, что санкция ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения, общество внесено в реестр субъектов малого предпринимательства, правонарушение совершено обществом впервые, в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда либо его угрозы.

Из материалов дела следует, что ООО «СК Автодор» действительно, включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При этом согласно положениям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Между тем, в данном случае совершенное юридическим лицом правонарушение посягает на право каждого работника на безопасные условия труда, при этом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих прямых обязанностей работодателя, возложенных на него трудовым законодательством, и к интересам работников, которым государством гарантируется создание благоприятных и безопасных условий труда.

Таким образом, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ основания для назначения предупреждения в данном случае отсутствуют.

Кроме того, административное правонарушение выявлено не в ходе проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанного в ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и регламентированного Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а в ходе проверки прокуратуры, проводимой в рамках прокурорского надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Поэтому в данном случае правовых оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении вида и меры административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Санкцией ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно постановлению от 11.11.2019, обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено; к обстоятельству, смягчающему административную ответственность, отнесено раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 названного Кодекса.

Довод жалобы о том, что административное наказание обществу надлежало назначать по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, является несостоятельным.

В силу данной нормы при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Как усматривается из материалов дела, в рамках проведенной в отношении общества проверки выявлен ряд нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, образующих составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена другими частями статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем соответствующие нарушения допущены в результате не одного действия (бездействия), а нескольких самостоятельных действий (бездействия). В связи с чем, положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в данном случае неприменимы.

Административное наказание обоснованно назначено обществу по правилам части 1 данной статьи, которой установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Вопреки утверждению заявителя, оснований для изменения или отмены состоявшегося по делу акта в части назначенного обществу наказания не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 11.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Автодор» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Автодор» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Суханова Л.А.