НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новотроицкого городского суда (Оренбургская область) от 28.05.2018 № 2А-712/2018

Дело № 2а-712/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года г. Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сухаревой О.А.,

при секретаре Кенжигалиевой Э.А.,

с участием представителей административного истца Жарко А.Н., действующего на основании доверенности № 1/14 от 10.01.2017 года, и ФИО1, действующего на основании доверенности № 68 от 23.05.2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области о признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

АО «НЗХС» обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что оно осуществляет деятельность по производству хромовых соединений, пигментов, сульфида натрия, выпуску металлического хрома. В результате производственной деятельности образуются отходы хозяйственно-бытового и производственного характера, которые относятся к различным классам опасности. Часть отходов производства размещается на специализированном объекте размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)», который эксплуатируется на основании разрешительной документации, выданной уполномоченными государственными органами и зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) № 56-0021-х-00272-31032015.

Во исполнение пункта 5 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66, Обществом была разработана и утверждена «Программа мониторинга для полигона по размещению токсичных отходов шламонакопителя» от 21.10.2016 года.

В установленный законом срок в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области был представлен Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории и в пределах воздействия на окружающую среду полигона по размещению токсичных отходов (шламонакопителя), по результатам рассмотрения которого было принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)».

По результатам рассмотрения вышеуказанного Отчета Управлением в адрес АО «НЗХС» было направлено письмо от 30.01.2018 года № МК-03-15/526 «О предоставлении информации» от 30.01.2018 года, в котором помимо замечаний (нарушений) по содержанию Отчета, также содержалось решение Управления о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)» АО «НЗХС» за 2017 год.

Однако, изучив указанные замечания к Отчету, содержавшиеся в Письме от 30.01.2018 года, и сделав необходимые исправления, АО «НЗХС» письмом от 28.02.2018 года № 09/781 представило в Управление дополнительные материалы и пояснения с аргументированными ответами на замечания Управления.

После рассмотрения вышеуказанных дополнительных материалов и пояснений на замечания к Отчету, не дав при этом никаких комментариев относительно их принятия или непринятия, Управлением вновь (повторно) было принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)» АО «НЗХС» за 2017 год, которое было изложено в письме от 29.03.2018 года № МК-03-17/1763 «О рассмотрении отчета» от 29.03.2018 года.

Кроме того, при повторном принятии решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов (после устранения ранее указанных замечаний) административный ответчик указал в Письме от 29.03.2018 года три новых замечания к содержанию Отчета, которые отсутствовали первоначально в Письме от 30.01.2018 года.

Как указано в Письмах Управления от 30.01.2018 года и от 29.03.2018 года, административный ответчик принял решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)» АО «НЗХС» за 2017 год в связи с отсутствием в Отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

При этом, в указанных выше письмах данное решение было обосновано рядом доводов, с которыми АО «НЗХС» не может согласиться, в виду их незаконности и необоснованности.

Поскольку полагает, что решение Управления о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)» АО «НЗХС» за 2017 года является незаконным и необоснованным, то просит признать указанное решение, выраженное в письмах от 30.01.2018 года № МК-03-15/526 и от 29.03.2018 года № МК-03-17/1763, и отменить его в полном объеме. Обязать административного ответчика после вступления в силу решения суда по настоящему делу повторно рассмотреть в установленный законом срок поступивший от АО «НЗХС» отчет и принять решение о подтверждении либо о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)» АО «НЗХС» за 2017 год с учетом выводов суда, изложенных в решении по настоящему делу.

Представители административного истца Жарко А.Н., ФИО1 в судебном заседании поддержали заявленные требования, дали пояснения аналогичные доводам иска.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Суд, выслушав представителей административного истца, допросив свидетеля, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями …, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности…

В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что АО «НЗХС» часть отходов своего производства размещает на специализированном объекте размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)».

Также установлено, что приказом Росприроднадзора от 31.03.2015 года № 272, шламонакопитель включен в государственный реестр объектов размещения отходов под №56-00021-х-00272-31032015.

Согласно пункту 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467, исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 3 Положения, обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее - отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.

АО «НЗХС» представило в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории и в пределах воздействия на окружающую среду полигона по размещению токсичных отходов (шламонакопителя).

Согласно п. 10 указанного Положения, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

В соответствии с п. 11 Положения основаниями для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов являются:

а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;

б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;

в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.

Управление Росприроднадзора принял решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)» АО «НЗХС» в 2017 году в связи с отсутствием в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (письмо № МК-03-15/526 от 30.01.2018 года и письмо № МК-03-17/1763 от 29.03.2018 года).

В данных письмах указано, что в отчете не в полном объеме представлены результаты мониторинга почв, а именно: представлены данные мониторинга только по одной точке № 21(15), вместо данных по четырем точкам №№ 23(2), 24(8), 25(9), 21(15). Также указано на предоставление недостоверной информации, выразившейся в том, что в отчете указано, что для отбора проб почвы использована методика ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 (методика от 2014 года), а в акте отбора точечных проб почв № 1 от 18.09.2017 года указан нормативный документ для отбора проб ПНД Ф 12.1.:2:2.2:2.3.2-03 (методика от 2003 года). В отчете указано, что для отбора почв использован совок из нержавеющей стали, а в акте - - пластмассовый совок. В отчете не указан лом для отбора почв, а в кате лом указан. Также имеется ссылка на нарушение действующего законодательства при отборе почвы, выразившееся в отсутствии номеров и координат отобранных точечных проб почвы, не позволяющих определить размер пробной площадки, его соответствие п. 7 ГОСТ 17.4.3.01-83, соответствие мест отбора проб земельным участкам, указанным в Программе; в неуказании в акте глубины, с которой отбирались пробы, а вес каждой пробы составляет более 1 кг.; в указании в акте на отбор проб при помощи металлических изделий (лома и лопаты), а в отчете – лом не указан, а указан совок из нержавеющей стали. Кроме того, указано на непредставление документов, предусмотренных приложениями к ГОСТ 17.4.4.02-84, на отсутствие данных загрязнения почвы в контрольных точках с разбивкой по глубине 0-5 и 5-20, на отсутствие сравнительных данных с предыдущими годами по контрольным точкам №№ 24(8), 25(9), 21(15) и на отсутствие данных о наличии у центральной заводской лаборатории лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

При этом, в качестве основания принятого решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)» АО «НЗХС» в 2017 году в письмах № МК-03-15/526 от 30.01.2018 года и письмо № МК-03-17/1763 от 29.03.2018 года указано на пп. «а» п. 11 Положения «О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467

Вместе с тем, суд не может согласиться с решением Управления Росприроднадзора в данной части по следующим основаниям.

В соответствии с пп. «а» п. 11 указанного Положения основанием для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов является отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Однако, как следует из Отчета о результатах мониторинга состояния загрязнения окружающей среды на территории и в пределах воздействия на окружающую среду полигона по размещению токсичных отходов (шламонакопителя) за 2017 год, утвержденного генеральным директором АО «НЗХС» 22.12.2017 года, раздел 3 содержит в себе сведения о показателях, в том числе почвенного покрова, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

При этом, необходимо отметить, что согласно значению данного контролируемого показателя почвенного покрова, указанному в Отчете, не превышает установленный показатель качества окружающей среды (ПДК).

На данное обстоятельство в судебном заседании также указывала допрошенная в качестве свидетеля ФИО2, заместитель начальника производства технического отдела по охране окружающей среды АО «НЗХС», пояснившая, что данные инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, в Отчете присутствуют. По результатам мониторинга ни по одному из объектов превышения установленного показателя ПДК не допущено. При этом, указала на достоверность представленных АО «НЗХС» данных в Отчете и на то, что административный ответчик имел возможность в течение 30 дней при наличии каких-либо сомнений перепроверить представленные данные инструментальных измерений. Однако этого им сделано не было. Также пояснила, что все исследования были произведены в строгом соответствии с нормами действующего законодательства аккредитованной лабораторией АО «НЗХС».

Таким образом, анализируя изложенное, необходимо сделать вывод о том, что при наличии в Отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, оснований для вывода об их отсутствии у административного ответчика не имелось.

Кроме того, представление в Отчете данных мониторинга почв по одной точке № 21(15) не является основанием для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.

В соответствии с п. 4 Положения нормативы качества окружающей среды для почв определяются на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов.

В Программе мониторинга АО «НЗХС», разработанной совместно с ООО Научно исследовательский и проектно-экспертный центр «Промгидротехника», в разделе 6 «Обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений» указано: Отбор проб для определения параметров загрязнения почв в районе шламонакопителя АО «НЗХС» (в селитебной зоне) осуществляется в точках №№ 23(2), 24(8), 25(9), 21(15).

В соответствии с Актом отбора точечных проб почв № 1 от 18.09.2017 года, являющимся Приложением к Отчету, отбор точечных проб для определения норматива качества окружающей среды для почв был произведен АО «НЗХС» в точках № 24, № 23, № 21 и № 25 (селитебной зоны), что соответствует утвержденной Программе мониторинга.

Вместе с тем, представление административным истцом в Отчете данных мониторинга почв по одной точке № 21(15), находящейся на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, соответствовало п. 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов и не являлось основанием для принятия оспариваемого решения.

При этом, судом принимается во внимание, что материалы, содержащие результаты исследования в отношении всех 4-х точек, определенных Программой мониторинга, административным истцом впоследствии предоставлялись административному ответчику, и результат их исследования не подтвердил наличие факта негативного воздействия АО «НЗХС» при осуществлении деятельности, а именно: наличие превышения установленного показателя качества окружающей среды (ПДК).

Кроме того, административный ответчик при принятии оспариваемого решения указал на предоставление административным истцом недостоверной информации, выразившейся в указании в Отчете на производство отбора почвы с использованием методики ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, а в Акте отбора точечных проб почв № 1 от 18.09.2017 года – на ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3.2-03.

Проверяя обоснованность данного довода, суд полагает, что данные несоответствия не могут быть признаны недостоверной информацией, поскольку все действия по отбору проб почв в действительности были произведены в соответствии с требованиями ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, о чем в Отчете имеется ссылка, и неуказание в Акте одной цифры в номере нормативного документа не свидетельствует об использовании административным истцом не действующего нормативного документа.

Кроме того, несоответствие указания в Отчете и Акте отбора проб почв на использованные средства отбора (лом, совок из нержавеющей стали и пластмассовый совок) не влечет за собой нарушение требований ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03.

Проверяя довод административного ответчика о факте отбора административным истцом проб почв с нарушением законодательства, суд приходит к выводу о его необоснованности.

В соответствии с п. 4.1 ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03. Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления, утв. ФБУ «ФЦАО», ООО НТФ «Хромос» 01.08.2014 года, почвы, грунты отбирают, транспортируют и хранят в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб», ГОСТ 17.4.4.02-84 «Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа», ГОСТ 28168-89 «Почвы. Отбор проб», ГОСТ 12071-84 «Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов», ГОСТ 27753.1-88 «Грунты тепличные. Методы отбора проб».

Указание административного истца в Отчете на использование им в ходе проведения мониторинга методики для отбора проб ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, свидетельствует о совершении АО «НЗХС» действий по отбору, транспортировке и хранению почв в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб» и ГОСТ 17.4.4.02-84 «Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа».

Неуказание АО «НЗХС» в Отчете на данные ГОСТы не свидетельствует о нарушении им законодательства при отборе проб почвы.

Кроме того, неуказание АО «НЗХС» в Акте на номера и координаты точечных проб, также не свидетельствует о нарушении административным истцом норм законодательства, поскольку его действия по отбору проб почв были регламентированы ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, указывающем на соблюдение требований ГОСТ 17.4.3.01-83, пункт 5 которого предусматривает необходимость при общем загрязнении почв намечать пробные площадки по координатной сетке, указывая их номера и координаты.

При этом, суд принимает во внимание, что законодательством не предусмотрена необходимость указания в Актах отбора проб почв номера и координаты их точечных проб.

Также необходимо отметить, что факт соблюдения АО «НЗХС» требования п. 5 ГОСТ 17.4.3.01-83 не отрицалось самим административным ответчиком, указавшем в своих возражениях на то, что документы с номерами и координатами отобранных точечных проб почвы административным истцом были представлены в письме от 28.02.2018 года.

Кроме того, суд не соглашается с доводом административного ответчика о том, что неуказание в Акте глубины, с которой отбирались пробы, является нарушением законодательства.

Законом не предусмотрена обязанность указания в Актах и Отчетах о результатах мониторинга глубины, с которой отбирались пробы.

При этом, административным ответчиком не оспаривался факт того, что из представленного АО «НЗХС» 28.02.2018 года сопроводительного талона следует, что каждая объединенная точка состоит из 10 точечных проб отобранных послойно на глубине 0-5 см., 5-20 см., всего 40 точечных проб, что соответствует требованиям ГОСТ 17.4.4.02-84.

Данное обстоятельство указывает на то, что административным истцом с целью осуществления контроля загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами действия по отбору точечных проб были произведены в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.4.02-84 и неуказание в Отчете о результатах мониторинга и Акте отбора проб глубины, с которой отбирались пробы, не свидетельствует о неправильности произведенного АО «НЗХС» отбора.

Кроме того, указание административного ответчика при принятии оспариваемого решения на несоблюдение административным истцом при отборе точечных проб положения п. 3.3.1 ГОСТ 17.4.4.02-84, предусматривающего недопущение возможности вторичного их загрязнения, является не состоятельным.

В судебном заседании установлено и не было оспорено, что отбор проб почв АО «НЗХС» производился первоначально при помощи металлического лома, которым поднимался слой земли. Далее металлической лопатой делалась прикопка, а затем пластмассовым совком зачищались стенки прикопки и отбирались пробы.

Данное обстоятельство в судебном заседании было подтверждено свидетелем ФИО2

В соответствии с п. 3.3.1 ГОСТ 17.4.4.02-84 при отборе точечных проб и составлении объединенной пробы должна быть исключена возможность их вторичного загрязнения.

Точечные пробы почвы, предназначенные для определения тяжелых металлов, отбирают инструментом, не содержащим металлов. Перед отбором точечных проб стенку прикопки или поверхность керна следует зачистить ножом из полиэтилена или полистирола или пластмассовым шпателем.

Поскольку отбор проб проведен пластмассовым (полимерным) совком, что не было оспорено административным ответчиком, то суд приходит к выводу о выполнении АО «НЗХС» требования законодательства об исключении вторичного загрязнения отобранных проб почвы.

При этом, принимается во внимание, что даже если бы отбор проб почвы был произведен металлическим предметом, то данное обстоятельство могло негативно отразиться на показателе содержания железа в данных пробах, а не на показателе содержания металлического хрома.

Кроме того, является не состоятельным довод Управления о необходимости предоставления совместно с Отчетом документов, предусмотренных Приложениями к ГОСТ 17.4.4.02-84.

Действительно согласно ГОСТ 17.4.4.02-84 «Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа» и его Приложениям при отборе и подготовке проб для анализа предусмотрено составление паспорта обследуемого участка, бланк описания пробной площадки, сопроводительный талон и бланк описания почвы.

Вместе с тем, ни одни нормативно-правовой акт не предусматривает обязанность собственника объектов размещения отходов предоставлять указанные документы совместно с Отчетом о результатах мониторинга.

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что обязанность по оформлению данных документов административным истцом исполнена в полном объеме и по результатам письма от 30.01.2018 года данные документы были представлены административному ответчику, что было подтверждено и не оспаривалось.

Что касается письма Управления № МК-03-17/1763 от 29.03.2018 года, то одним из доводов для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду административный ответчик указал на факт отсутствия в Отчете АО «НЗХС» данных загрязнения почвы в контрольных точках с разбивкой по глубине 0-5 и 5-20.

В соответствии с п. 25 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.03.2016 года № 66, в разделе Отчета о результатах мониторинга «Сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей в том числе почв.

В разделе 3 Отчета о результатах мониторинга АО «НЗХС» указаны сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, в том числе показатели почвенного покрова.

В соответствии с п. 3.3 ГОСТа 17.4.4.02-84 для химического анализа объединенную пробу составляют не менее чем из пяти точечных проб, взятых с одной пробной площадки. Точечные пробы отбирают послойно с глубины 0-5 и 5-20 см массой не более 200 гр.

На основании п. 4.1. ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 объединенную пробу составляют путем смешивания не менее 5 точечных проб почвы (грунта), отобранных в разных точках пробной площадки, которая располагается в типичном для данной территории месте. Размеры и количество пробных площадок определяют в соответствии с ГОСТ 17.4.4.02-84.

Точечные пробы ссыпают на крафт-бумагу или клеенку, тщательно перемешивают, квартуют 3 - 4 раза (почву разравнивают на бумаге в виде квадрата, делят на четыре части, две противоположные части отбрасывают, две оставшиеся части перемешивают). Оставшуюся после квартования почву делят на 6 - 9 квадратов, из центра которых отбирают примерно одинаковое количество почвы, обеспечивая захват всей толщины слоя, и помещают в подготовленную тару. Таким образом получают объединенную пробу, масса которой должна составлять не менее 1 кг.

Дальнейшему исследованию на содержание загрязняющих веществ подлежит именно объединенная проба (без разбивки по горизонтам отбора) и результаты анализа представляются по одной пробе.

Данные о показателях почвенного покрова имеют место в Отчете о результатах мониторинга АО «НЗХС» в разделе 3.3 «Показатели почвенного покрова».

Кроме того, законодательно не закреплено, что в Отчете о результатах мониторинга и Актах отбора проб данные загрязнения почвы в контрольных точках предоставляются с разбивкой по глубине 0-5 и 5-20.

Таким образом, довод административного ответчика о неправомерности неуказания административным истцом в Отчете о результатах мониторинга данных загрязнения почвы в контрольных точках с разбивкой по глубине 0-5 и 5-20 является несостоятельным.

Кроме того, суд не соглашается с доводом Управления о том, что в Отчете о результатах мониторинга АО «НЗХС» должно было представить сравнительные данные с предыдущими годами по всем контрольным точкам №№ 24(8), 25(9) и 21(15).

В соответствии с п. 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов нормативы качества окружающей среды для почв определяются на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов.

Как установлено в судебном заседании контрольная точка 21(15) находится на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель) АО «НЗХС».

В соответствии с требованиями п. 4 указанного Положения административный истец в своем Отчете о результатах мониторинга указал данные мониторинга по точке № 21(15).

В соответствии с п. 27 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в разделе «Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды» Отчета о результатах мониторинга приводятся сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, а также данные об ожидаемых значениях показателей компонентов природной среды и природных объектов на предстоящий отчетный период.

Как следует из раздела 5 «Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды» Отчета о результатах мониторинга АО «НЗХС» за 2017 год в пункте 5.3 приведены сравнительные данные показателей почвенного покрова с предыдущими годами (2014-2016 годы) в контрольной точке № 21(15) на границе земельного участка шламонакопителя.

Таким образом, анализируя изложенное, суд приходит к выводу о выполнении административным истцом обязанности по приведению сравнительных данных о показателях компонентов природной среды, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями п. 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.

Кроме того, в соответствии с п. 26 указанного Порядка, на который ссылается административный ответчик в обоснование рассматриваемого довода, в разделе «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» Отчета о результатах мониторинга приводятся: результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) и данные по прогнозу таких изменений; осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды; сведения об информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов.

В Отчете о результатах мониторинга АО «НЗХС» в разделе 4 «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» административным истцом указано на то, что результаты наблюдения за содержанием Cr?+ (подвижной формы) в почве за 2017 год превышения установленных нормативов по загрязняющему веществу не выявлено. Сравнение результатов мониторинга 2017 года с ранними периодами (2014-2016 годы) также не выявили увеличения содержания загрязняющих веществ. Кроме того, указано на то, что, учитывая стабильность результатов контроля объектов окружающей среды и технического состояния сооружений шламонакопителя на протяжении 2014-2017 годов, можно прогнозировать прежний уровень контролируемых параметров. Меры по уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды не проводятся в связи с отсутствием негативного воздействия.

Анализируя сведения, представленные АО «НЗХС» в разделе «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» Отчета о результатах мониторинга, суд приходит к выводу, о соблюдении административным истцом требования п. 26 указанного выше Порядка в полном объеме.

В указанном разделе АО «НЗХС» приведены результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) и данные по прогнозу таких наблюдений.

Обязанность собственника объекта размещения отходов по указанию в Отчете о результатах мониторинга сравнительных данных с предыдущими периодами по всем контрольным точкам законодательством не предусмотрена.

Таким образом, АО «НЗХС» в указанном Отчете не обязано было приводить сравнительные данные мониторинга с предыдущими годами по всем контрольным точкам.

Указание административного ответчика на данное обстоятельство является неправомерным.

Что касается довода Управления об отсутствии в Отчете о результатах мониторинга АО «НЗХС» за 2017 год данных о наличии у центральной заводской лаборатории лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, то суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

На основании п. 24 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в Отчете в разделе «Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», которая(-ый) проводил(-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра).

В судебном заседании установлено, что инструментальные измерения и составление Отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории и в пределах воздействия на окружающую среду полигона по размещению токсичных отходов (шламонакопителя) АО «НЗХС» за 2017 год были произведены Центральной заводской лабораторией АО «НЗХС».

К указанному Отчету представлен Аттестат аккредитации , выданный Федеральной службой по аккредитации 11.12.2014 года ОАО «НЗХС», удостоверяющий, что Центральная заводская лаборатория ОАО «НЗХС» соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, аккредитована в качестве испытательной лаборатории в соответствии с областью аккредитации, определенной в приложении к настоящему аттестату и являющейся неотъемлемой частью аттестата.

В соответствии с областью аккредитации, утвержденной заместителем руководителя Федеральной службы по аккредитации, Центральная заводская лаборатория ОАО «НЗХС» вправе проводить исследования (испытания) и измерения состояния и загрязнения окружающей среды.

При этом, довод административного ответчика о необходимости для данного вида деятельности факта получения лицензии является не состоятельным.

Действительно, в соответствии с п. 4.8 ГОСТ Р 56059-2014 «Производственный экологический мониторинг. Общие положения» эколого-аналитические измерения могут проводить только собственные или привлекаемые лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

Вместе с тем, в соответствии с п. 45 ст. 12 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Закрытый перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, установлен частью 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1216.

В силу п.п. «б» п. 2 данного Положения, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства.

Анализ приведенного законодательства указывает на то, что для проведения работ по определению метеорологических характеристик окружающей среды требуется лицензия на деятельность по гидрометеорологии. Однако такие работы подлежат лицензированию как вид деятельности лишь в тех случаях, когда они передаются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги (Постановление ВС РФ от 12.02.2016 № 303-АД15-15624).

Проводя мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения токсичных отходов (шламонакопителя), эксплуатируемого АО «НЗХС», Центральная заводская лаборатория АО «НЗХС» не оказывала третьим лицам услуги в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, имеющих самостоятельное законченное значение.

Соответствующий мониторинг состояния окружающей среды производится с целью осуществления контроля загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, необходим для недопущения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель) АО «НЗХС», и в силу этого является обязанностью Общества и необходимым условием осуществления им деятельности по производству хромовых соединений, пигментов, сульфида натрия, выпуску металлического хрома и др., на которые АО «НЗХС» имеет право.

Таким образом, измерение метеорологических характеристик окружающей среды не свидетельствует об осуществлении Центральной заводской лабораторией АО «НЗХС» лицензируемого вида деятельности и не требует оформления на данный вид работ лицензии в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

Анализируя все выше изложенное, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель)» АО НЗХС за 2017 год в связи с отсутствием в Отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (п.п. «а» п. 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов).

Кроме того, как указывалось выше, пунктом 10 данного Положения определен порядок рассмотрения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Отчетов хозяйствующих субъектов о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

В соответствии с данным порядком в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, указанный территориальный орган осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств наличия негативного воздействия шламонакопителя, установленного административным ответчиком в результате инструментальных измерений шламонакопителя либо путем сопоставления представленной в Отчете информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Представленные результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории и в пределах воздействия на окружающую среду полигона по размещению токсичных отходов (шламонакопителя) АО «НЗХС» за 2017 год, отраженные в Отчете, подтверждают факт отсутствия негативного воздействия на окружающую среду от объекта размещения отходов, так как по всем контролируемым показателям превышение предельно-допустимых концентраций не допущено.

Данное обстоятельство указывает на то, что решение Управления Росприроднадзора по Оренбургской области, выраженное в письмах от 30.01.2018 года № МК-03-15/526 и от 29.03.2018 года № МК-03-17/1763, является незаконным и подлежит отмене, административный иск в данной части подлежит удовлетворению.

Кроме того, административный истец также просит суд обязать Управление Росприроднадзора по Оренбургской области после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу повторно рассмотреть в установленный законом срок поступивший от АО «НЗХС» Отчет и принять решение о подтверждении либо о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов (шламонакопитель) АО «НЗХС» за 2017 год с учетом выводов суда, изложенных в решении по настоящему делу.

Разрешая заявленное требование, суд приходит к выводу о наличии оснований для его удовлетворения.

При этом, суд принимает во внимание, что административный ответчик обязан повторно рассмотреть Отчет АО «НЗХС» в срок, не превышающий 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения.

В соответствии с ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Поскольку требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме, а административный ответчик не входит в перечень лиц, предусмотренных ст. 107 КАС РФ и ч. 3 ст. 109 КАС РФ, то с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию понесенные последним судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 2000 рублей, произведенной на основании платежного поручения № 3506 от 26.04.2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области о признании решений незаконными удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов» АО «НЗХС» за 2017 год, выраженное в письмах от 30.01.2018 года МК-03-15/526 и от 29.03.2018 года № МК-03-17/1763.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области в срок, не превышающий 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, повторно рассмотреть поступивший от акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории и в пределах воздействия на окружающую среду полигона по размещению токсичных отходов (шламонакопителя) за 2017 год и принять решение о подтверждении либо неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов «Полигон по размещению токсичных отходов» АО «НЗХС» за 2017 год.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области в пользу акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Сухарева

Решение в окончательной форме принято 04.06.2018 года

Судья О.А. Сухарева