Дело №2а-13/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сухановой Л.А.,
при секретаре Зайцевой О.Ю.,
с участием: представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к ФИО3 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 8, инспекция) обратилась в суд с иском к ФИО3 о взыскании обязательных платежей, согласно которому просит взыскать с последней сумму задолженности по обязательным платежам в размере 675898,91 рублей, в том числе НДФЛ за 2015 – 529891 рублей, пени по НДФЛ – 92693,81 рублей, штраф – 52989,10 рублей, НДФЛ за 2014 - 325 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО3 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС РФ №8 по Оренбургской области. ФИО3 в инспекцию 04.05.2016 была представлена налоговая декларация за 2015 год, в которой отражен доход, полученный от <данные изъяты> в виде дохода от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. 02.08.2016 налогоплательщиком была представлена первая уточненная декларация, 20.10.2016 представлена вторая уточненная декларация, 20.01.2017 третья уточненная декларация, 17.04.2017 была представлена четвертая уточненная декларация. Согласно четвертой уточненной декларации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2015 год составила 1300 руб.
Однако согласно результатам камеральной налоговой проверки сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 531191 руб. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой поверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №4249 от 30.11.2017.
В решении налогоплательщику предложено уплатить недоимку в размере 529891 руб.00коп.(531191-1300), пени по состоянию на 30.11.2017 в размере 84 915руб.03коп., а так же налоговые санкции, предусмотренные п.1ст.122 НК РФ в размере 52989 руб. 10 коп. (529891*20%=105978,20:2=52989руб.10коп.) за неуплату суммы налога в результате занижения налоговой базы и соответствующей пени.
Решение вступило в законную силу. Однако до настоящего времени недоимка, а так же штраф и пени налогоплательщиком не уплачены.
Кроме того, ФИО3 в инспекцию 23.11.2015 была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ) за 2014 год.
Согласно представленной налоговой декларации по НДФЛ, исчисленный налог за 2014 год составляет 325 руб.00коп. Налог за 2014 год должен быть уплачен ФИО3 до 15.07.2015.
Однако налогоплательщиком уплата налога в срок установленный законодательством не произведена.
В соответствии со статьей 75 НК РФ ответчику начислены пени исходя из суммы недоимки, в размере 92 693руб.81коп.
В соответствии со ст. 69 НК РФ на адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога, пени, штрафа №70 от 24.01.2018, №39262 от 28.12.2015.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что представленный представителем ответчика договор от 19.05.2014 о купле-продаже акций не может быть принят в качестве доказательств по делу, поскольку в 2017г. в ходе камеральной проверки ФИО3 давала письменные объяснения, что акции у неё в собственности более пяти лет. По документам видно, что акции в собственности у ответчика давно. О данном договоре ФИО4 никогда ничего не говорила и никакие квитанции от 19.05.2014 не представляла.
Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что ФИО3 по договору купли-продажи от 19.05.2014 приобрела акции у <данные изъяты> за 4032624 руб. Таким образом, она не должна уплачивать налог, поскольку она не имела дохода. Просил в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, пришел к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Уплата налога физическими лицами производится в соответствии со статьей 397 НК РФ на основании налогового уведомления, вручаемого налоговым органом, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшимналоговымпериодом.
В силу части 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основанииналогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 52 НК РФ в случае, если: обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Обязанность подачи декларации у налогоплательщика возникла в соответствии с пп. 2 и 4 п. 1 ст. 228 НК РФ в результате того, что налогоплательщик является физическим лицом, получившим доход от продажи имущественных прав, а также получившим доход, налог с которого не был удержан налоговым агентом.
ФИО3 в инспекцию 04.05.2016 была представлена налоговая декларация за 2015 год, в которой отражен доход, полученный от <данные изъяты> в виде дохода от операций с ценными бумагами обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. 02.08.2016 налогоплательщиком была представлена первая уточненная декларация, 20.10.2016 представлена вторая уточненная декларация, 20.01.2017 третья уточненная декларация, 17.04.2017 была представлена четвертая уточненная декларация. Согласно четвертой уточненной декларации, сумма налога подлежащая уплате в бюджет за 2015 год составила 1300 руб.
Согласно результатам камеральной налоговой проверки сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 531191 руб. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой поверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №4249 от 30.11.2017 (л.д.14-23).
В решении налогоплательщику предложено уплатить недоимку в размере 529 891 руб.00коп., пени по состоянию на 30.11.2017 в размере 84 915руб.03коп., а так же налоговые санкции, предусмотренные п.1ст.122 НК РФ в размере 52989 руб. 10 коп. за неуплату суммы налога в результате занижения налоговой базы и соответствующей пени.
Решение вступило в законную силу. Однако до настоящего времени недоимка, а так же штраф и пени административным ответчиком не уплачены.
Кроме того, ФИО3 в инспекцию 23.11.2015 была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ) за 2014 год.
Согласно представленной налоговой декларации по НДФЛ, исчисленный налог за 2014 год составляет 325 руб.00коп. Налог за 2014 год должен быть уплачен ФИО3 до 15.07.2015.
Из письма <данные изъяты> от 03.15.2015 следует, что оно является реестродержателем ценных бумаг с 05.03.1998.
Согласно выписке из журнала операций по счету владельца ЦБ ФИО5 № 109657, справке о движении ЦБ по лицевому счету за период с 29.12.2001 по 09.05.2011, справке о движении ЦБ по лицевому счету за период с 10.05.2011 по 27.02.2015 (л.д.213-219), ФИО5 являлась владельцем ценных бумаг эмитент - <данные изъяты> в период с 05.03.1998 по 27.02.2015 в количестве 1392 штуки. Реестродержателем данных ценных бумаг в период с 05.03.1998 по 27.02.2015 являлось <данные изъяты>
В последующем, как следует из письменных пояснений ФИО3 (л.д.212) и справки об остатках и движении денежных средств по клиентскому счету № Клф-305862 за период с 01.03.2015 по 24.03.2015 ценные бумаги переведены на хранение в <данные изъяты>
Согласно сведениям о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2015 год, представленным в налоговые органы <данные изъяты> ФИО3 в декабре 2015 года получены доходы по коду 1530 в сумме 4075969 руб., и по коду 1538 в сумме 118,97 руб. (л.д.155).
В соответствии с Приложением №1 Коды видов доходов налогоплательщика, утвержденным Приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" код дохода 1530 означает доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; код дохода 1538 это доходы в виде процентов, полученных в налоговом периоде по совокупности договоров займа
Следовательно, ценные бумаги, реализованные налогоплательщиком в 2015 году, являются ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, владельцем которых ФИО3 являлась с 05.03.1998.
В соответствии с п. 1 ст. 214.1 НК РФ при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами учитываются доходы, полученные по следующим операциям:
1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
При этом для целей настоящей статьи, в соответствии с п. 1.1 ст. 214.1 НК РФ, отнесение ценных бумаг к обращающимся и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг осуществляется на дату реализации ценной бумаги, включая получение суммы вариационной маржи и премии по контрактам, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 7 ст. 214.1 НК РФ в целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.
В соответствии с п. 10 ст. 214.1 НК РФ в целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.
В соответствии с п. 12 ст. 214.1 НК РФ в целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п.10 настоящей статьи.
Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 395-ФЗ) ст. 217 НК РФ была дополнена п. 17.2, согласно которому освобождаются от налогообложения доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ данный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу. При этом в соответствии с п. 7 указанной статьи положения п. 17.2 ст. 217 НК РФ применяются в отношении акций, долей в уставном капитале, приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года.
Таким образом, в отношении акций и долей в уставном капитале российских организаций, приобретенных до 1 января 2011 года, положения п. 17.2 ст. 217 НК РФ не применяются и доходы от их продажи подлежат налогообложению в установленном порядке.
Поскольку ценные бумаги приобретены ФИО3 до 01.11.2011, следовательно, нормы пункта 17.2 статьи 217 НК РФ в рассматриваемом случае не применимы.
Кроме того, налогоплательщиком документального подтверждения фактически произведенных расходов на приобретение, реализацию и хранение ЦБ в сумме 4076087,97 руб. не представлено.
Следовательно, в декларации неправомерно заявлена сумма расходов, связанных с приобретением, реализацией и хранением ЦБ в сумме 4076087,97 руб.
В соответствии со статьей 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик, помимо причитающихся к уплате сумм налога, должен уплатить соответствующую сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
Исходя из сумм недоимки, налогоплательщику начислена пеня в размере 92 693руб.81коп.
В соответствии со ст. 69 НК РФ ответчику были направлены требования об уплате налога, пени, штрафа №70 от 24.01.2018, №39262 от 28.12.2015, №14771 от 06.06.2017, №901 от 15.03.2016, №636 от 27.01.2017, №746 от 24.01.2018.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Представителем административного ответчика суду представлена
копия договора купли продажи акций №150114/00012 от 19.05.2014, заключенного между <данные изъяты> (Продавец) и ФИО3 (Покупатель) (л.д.210), из которого следует, что ФИО3 приобрела акции обыкновенные <данные изъяты> в количестве 1392 штук по цене 4032624 руб. Также представителем представлены копии двух квитанций на сумму 2027900 руб. и 2004724 руб. от 19.05.2014 о принятии у ФИО3 <данные изъяты> данных денежных средств по договору №150114/00012 от 19.05.2014 (л.д.211).
Представитель административного ответчика пояснил, что данные документы доказывают, что ФИО3 не получила дохода от продажи акций, поскольку она по договору от 19.05.2014 понесла расходы на их приобретение.
Суд критически относится к пояснениям представителя административного ответчика и представленным им документам и не может принять их в качестве доказательств по делу. Поскольку названные документы представлены в копиях, оригиналы документов не представлены. Две квитанции выданы к одному приходному ордеру №125, что является нарушением, поскольку у одного ордера №125 может быть только одна квитанция.
Кроме того, 11.04.2017 ФИО3 были поданы в МИФНС России №8 по Оренбургской области письменные пояснения, в которых она указала, что ее акции относятся к ЦБ, не обращающимся на организованном рынке ЦБ, непрерывно принадлежали ей на праве собственности более 5 лет (с 1998 года) и находились без движения у реестродержателя ЗАО «Компьютершер Регистратор». С 06.03.2015 было изменено место хранения акций в количестве 1392 штук и переведены на хранение в <данные изъяты> по договору присоединения. 20.03.2015 ЦБ в количестве 1392 шт. были опять выведены в <данные изъяты> по причине высокой комиссии за услуги по ведению счета в <данные изъяты> (л.л.212).
Указанные пояснения подтверждаются справкой по клиентскому счету ФИО3 за период с 01.03.2015 по 24.03.2015, справкой о движении ценных бумаг по лицевому счету за период с 10.05.2011 по 27.02.2015, справкой о движении ценных бумаг по лицевому счету ФИО3 за период с 29.12.2001 по 09.05.2011, выпиской из журнала операций (л.д.213-219).
Таким образом, из данных документов и пояснений ФИО3 следует, что она владела акциями обыкновенными <данные изъяты> в количестве 1392 штук с 1998г.
Кроме того, суд критически относится к договору купли продажи акций №150114/00012 от 19.05.2014, поскольку из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.01.2019 следует, что в основном и дополнительных видах деятельности <данные изъяты> отсутствует вид деятельности «операции с
ценными бумагами».
Таким образом, в соответствии со ст.62 КАС РФ административный истец не представила как в налоговый орган, так и суду доказательства, что она понесла расходы по ценным бумагам. Соответственно налоговый орган обоснованно насчитал НДФЛ в размере 529891 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требованиями от 24.01.2018 срок для добровольного исполнения был установлен для налогоплательщика до 12.03.2018. В установленный шестимесячный срок инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 04.07.2018 был вынесен судебный приказ, который определением от 23.07.2018 отменен по заявлению ФИО3 В Новотроицкий городской суд административный истец обратился с иском 16.10.2018.
Таким образом, сроки выставления требований и предъявления административного иска в суд Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области соблюдены и не пропущены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с административного ответчика ФИО3 в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 9958,98 рублей, предусмотренном п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к ФИО3 о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области сумму задолженности в размере 675898,91 рублей, в том числе НДФЛ за 2015 – 529891 рублей, пени по НДФЛ – 92693,81 рублей, штраф – 52989,10 рублей, НДФЛ за 2014 - 325 рублей.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 9958,98 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Суханова Л.А.
Мотивированное решение составлено 01.02.2019
Судья Суханова Л.А.