НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новотроицкого городского суда (Оренбургская область) от 24.07.2019 № 12-74/19

Р Е Ш Е Н И Е

24 июля 2019 года г. Новотроицк

Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области Ершова Н.Г., при секретаре Базарбаевой Д.М., с участием: старшего помощника прокурора г.Новотроицка Андреевой О.А., представителя общества с ограниченной ответственностью «АнСер» Малова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «АнСер» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области П.С.В. от 14.06.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

14.06.2019 постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области П.С.В. ООО «Ансер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 52000 рублей.

Юридическое лицо, не согласившись с указанным постановлением, подало жалобу в суд, в которой представитель ООО «АнСер» указывает, что при вынесении постановления государственным инспектором не были в полном объеме исследованы все представленные доказательства, не учтено материальное положение общества, а также не учтен тот факт, что ООО «АнСер» является субъектом малого и среднего предпринимательства. Просит изменить постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в части назначения наказания, заменив административный штраф на предупреждение.

В ходе рассмотрения жалобы представитель ООО «АнСер» Малов А.В. поддержал доводы жалобы. Дополнительно при вынесении решения просил учесть, что часть выявленных в ходе проверки нарушений на момент вынесения постановления от 14.06.2019 были устранены, а также просил учесть тяжелое финансовое положение на предприятии, просил заменить штраф на предупреждение.

Старший помощник прокурора г.Новотроицка Андреева О.А. возражала против удовлетворения жалобы, считая, что в данном случае отсутствуют законные основания для назначения наказания в виде предупреждения, поскольку правонарушение было выявлено в ходе прокурорской проверки и положения ст. 4.1.1 КоАП РФ в данном случае не могут быть применены.

Должностное лицо государственный инспектор П.С.В. в судебное заседание не явился, просил в письменном заявлении рассмотреть жалобу без его участия.

Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6КоАПРФзаконность и обоснованность постановления и решения по делу об административном правонарушении проверена в полном объёме на основании имеющихся в деле материалов.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Так, работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда и другое.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки прокуратурой г. Новотроицка совместно с государственным инспектором труда в Оренбургской области на основании решения о проведении проверки от 27.05.2019 соблюдения трудовых прав работников в ООО «АнСер» были выявлены следующие нарушения действующего законодательства РФ:

1. В личных карточках учета выдачи СИЗ (Г.В.Ю., О.К.А.) отсутствует подпись работника, подтверждающая выдачу ему СИЗ в нарушение п.13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н.

2. В нарушение п.26 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н, работники ООО «АнСер» допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ.

3. В нарушение Приказа Минздрава РФ № 302Н от 12.04.2011 не заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) с медицинской организацией, имеющей лицензию на указанный вид деятельности.

4. В нарушение пунктов 8,19,22 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров(обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздрава и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н отсутствует список контингентов, подлежащих предварительным (при приеме на работу) медицинским осмотрам и периодическим медицинским осмотрам.

5. Отсутствует поименный список, составленный на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного медицинского осмотра и периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) в нарушение пунктов 8,19,22 Приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

6. В нарушение требований п.8 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров(обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздрава и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н работодателем не организован учет выдачи направлений.

7. В нарушение ст. 76 ТК РФ работодатель не отстранил от работы работников Ш.А.В., Ч.А.В. не прошедших в установленном порядке обязательного медицинского осмотра.

8. Отсутствует программа проведения вводного инструктажа в нарушение п.2.1.2 «Постановление об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» № 1/29 от 13.01.2003.

9. Отсутствует программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте в нарушение п. 2.1.4 «Постановление об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» № 1/29 от 13.01.2003.

10. В организации не определены порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда в нарушение п.2.2.3 «Постановление об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» № 1/29 от 13.01.2003.

11. Не заведены на каждого работника организации личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств в нарушение Приложения к Стандарту «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» утвержденного Приказом Минздрасоцразвития России от 17.12.2010 №1122н.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Выявленные в ходе проверки нарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: решением о проведении проверки от 27.05.2019; объяснениями представителя ООО «АнСер» данными в судебном заседании, справкой о результатах проверки, иными материалами дела.

Исследованными при рассмотрении жалобы документами подтверждается виновность ООО «АнСер» в нарушении законодательства о труде. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывают.

Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1КоАПРФ и законно вынес постановление от 14.06.2019 о привлечении его к административной ответственности.

Довод представителя ООО «АнСер» указанный в жалобе о необходимости применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не может быть принят во внимание.

В соответствии с ч. 1 указанной статьи в том числе являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 ноября 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ государственный контроль (надзор) определен как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

По смыслу приведенных положений закона выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля было предусмотрено лишь при проведении проверок, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении ООО «АнСер» проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации нарушения трудового законодательства выявлено прокуратурой в результате осуществления мероприятий прокурорского надзора. В силу прямого указания в п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения его не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

При этом согласно положениям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем, нарушение государственных требований к безопасным условиям и охране труда, связанных с не обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, их допуску к работе без проведения обязательного предварительного медицинского осмотра, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

При таких обстоятельствах отсутствуют предусмотренные законом основания для замены назначенного административного наказания в виде штрафа предупреждением.

При назначении вида и меры административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно постановлению от 14.06.2019, обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено; к обстоятельству, смягчающему административную ответственность отнесено признание вины, раскаяние лица совершившего правонарушение.

В связи с чем, судья считает необходимым снизить размер назначенного штрафа до суммы минимального штрафа предусмотренного санкцией ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в размере 50 000 рублей.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку данное нарушение посягает на гарантии реализации трудовых прав граждан, на безопасные условия труда работников, то есть существенно нарушает охраняемые общественные отношения.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу общества с ограниченной ответственностью «АнСер» удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области П.С.В. от 14.06.2019 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АнСер» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить, снизив размер административного штрафа до 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Н.Г. Ершова