НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новотроицкого городского суда (Оренбургская область) от 08.02.2019 № 12-8/19

Дело №12-8/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г.Новотроицк 08 февраля 2019 года

Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области Этманова Т.Е., при секретаре Фроловой Н.В., с участием заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест Орского межрайонного природоохранного прокурора на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. от 10.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Хлебозавод» Атланова А.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. от 10.12.2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ООО «Хлебозавод» Атланова А.А. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Считая данное постановление незаконным, Орский межрайонный природоохранный прокурор подал на него протест, в котором просит постановление отменить, дело вернуть на новое рассмотрение. Указывает на то, что является необоснованным вывод должностного лица о том, что перечень видов информации, непредставление которой образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, является закрытым и не включает Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств реализованных на территории РФ.

Объективная сторона состава административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

При этом, перечень видов информации не является исчерпывающим, поскольку законодателем предусмотрено сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а равно искажение сведений о состоянии других объектов окружающей среды.

Таким образом, декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (далее – Декларация) является экологической информацией, поскольку перечисленные в Декларации сведения содержат данные об исполнении норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Указанная позиция отражена в письме Росприроднадзора от 09.01.2018 № АА- АС-10-02-36/156 «О направлении разъяснений».

Считает, что сокрытие или искажение экологической информации не охватывается объективной стороной состава административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ. Считает, что в действиях директора ООО «Хлебозавод» Атланова А.А. содержится состав правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.

В судебном заседании заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковский А.В. поддержал доводы протеста, просил отменить постановление по делу об административном правонарушении и вернуть дело на новое рассмотрение.

Атланов А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

В судебное заседание государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьева Ю.Б. не явилась, в отзыве возражает против поданного протеста.

Судья, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что ООО «Хлебозавод» в 2017 использовались следующие виды упаковок: ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона в количестве 2109,69; изделия упаковочные пластмассовые прочие 16091,64, то есть упаковка из групп №10 и №17 Перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.

Вместе с тем, Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств реализованных на территории РФ была представлена ООО «Хлебозавод» в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области с нарушением установленных сроков, а именно 29.08.2018.

По результатам проверки прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ.

Рассмотрев дело, государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьева Ю.Б. пришла к выводу об отсутствии в действиях директора ООО «Хлебозавод» Атланова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ и прекратила производство по делу. Должностное лицо исходило из того, что нарушение срока представления Декларации юридическим лицом относится к сфере обращения с отходами производства и потребления и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Пунктом 1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ. При этом в силу положений пункта 9 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.

Пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ определено, что порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством РФ.

Порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, установлен Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417.

Таким образом, исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее - декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - отчетность), форм расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона № 89-ФЗ, Положением № 1417, Правилами № 1342.

При этом непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Положения № 1417 и п. 11 Правил № 1342, Декларация и Отчетность представляются ежегодно в Росприроднадзор (его территориальные органы), до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с п. 9 Положения № 1417 и п. 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления Декларации и Отчетности признается календарный год.

Доказательства наличия объективных причин невозможности соблюдения ООО "Хлебозавод" требований законодательства РФ в материалах дела отсутствуют и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину в совершении вменяемого правонарушения, при рассмотрении дела не установлены.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае, их не выяснение повлечет нарушение предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу

(ст.24.1 КоАП РФ).

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении требования ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом соблюдены не были.

Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Исходя из положений ст.46, ч.1 ст.50, ст.55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст.4 Протокола №7к Конвенции о защите прав человека и основанных свобод произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, устанавливает в п.2 ст.4 Протокола №7 (в редакции протокола №11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой справедливости и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.

Следует признать, что выводы, изложенные в постановлении должностного лица об отсутствии состава административного правонарушения в действиях директора ООО «Хлебозавод» Атланова А.А. и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, построены на неполно установленных и неисследованных обстоятельствах дела.

Поскольку допущенные государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. нарушения носят существенный характер, допущенная неполнота исследования всех обстоятельств дела и оценка представленных доказательств не позволили ей полно, всесторонне, объективно рассмотреть дело и принять законное и обоснованное решение, в связи с этим постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. от 10.12.2018 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Учитывая, что на момент рассмотрения протеста прокурора в Новотроицком городском суде не истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, дело подлежит направлению на новое рассмотрение должностному лицу.

При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать все имеющиеся доказательства в их совокупности, дать им надлежащую оценку и с учетом доводов протеста принять по делу законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 ч.1 п.4, 30.8, 30.10 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Протест Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Афанасьевой Ю.Б. от 10.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Хлебозавод» Атланова А.А. отменить и возвратить дело на новое рассмотрение государственному инспектору Оренбургской области в области охраны окружающей среды.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: