Дело № 2-317/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2019 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Этмановой Т.Е., при секретаре Фроловой Н.В., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, представителей третьего лица – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствие с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»; признать незаконным Решение начальника УПФР в г. Новотроицке (межрайонного) от 10.01.2019 № в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и в части отказа в зачете периодов работы с 01.04.2002 по 02.06.2003, с 06.10.2003 по 31.03.2006 в должности начальника торгового отдела учреждения ЮК 25/5 УИН Минюста России по Оренбургской области, с 01.04.2006 по 01.10.2006 в должности начальника торгового отдела ФГУ «Исправительная колония № 5» УФСИН России по Оренбургской области, со 02.10.2006 по 31.10.2008 в должности заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения производственного процесса и сбыта продукции Центра трудовой адаптации осужденных и отменить его. Обязать ответчика включить в специальный стаж истца спорные периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствие с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 с 26.11.2018 и выплатить ее. Взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы.
В обоснование иска ФИО1 указала, что 26.11.2018 она обратилась в УПФР в г. Новотроицке с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013.
Решением начальника УПФР в г. Новотроицке от 10.01.2019 № истцу было отказано во включении в специальный стаж спорных периодов работы и в назначении досрочной страховой пенсии по старости. С указанным решением ФИО1 не согласна.
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные доводам иска. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменном возражении. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представители третьего лица ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области ФИО4, ФИО5 исковые требования ФИО1 поддержали.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, 26.11.2018 обратилась в УПФР в г. Новотроицке (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствие с решением начальника УПФР в г. Новотроицке от 10.01.2019 № в назначении досрочной страховой пенсии ФИО1 было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Ответчиком с учетом представленных документов, а также справки № от 24.12.2018, уточняющей особый характер работы, в специальный стаж ФИО1 зачтен период работы с 01.11.2008 по 29.06.2015 в качестве инженера группы организации труда и заработной платы осужденных, начальника участка № 2 (по производству хлебопекарной продукции) учебно-производственных цехов (участков) центра трудовой адаптации осужденных ФГУ «Исправительная колония № 5» УФСИН России по Оренбургской области.
Не зачтены в специальный стаж истца спорные периоды работы: с 01.04.2002 по 02.06.2003, с 06.10.2003 по 31.03.2006 в должности начальника торгового отдела предприятие учреждения ЮК 25/5 УИН Минюста России по Оренбургской области, с 01.04.2006 по 01.10.2006 в должности начальника торгового отдела ФГУ «Исправительная колония № 5» УФСИН России по Оренбургской области, и с 02.10.2006 по 31.10.2008 в должности заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения производственного процесса и сбыта продукции Центра трудовой адаптации осужденных.
В соответствие с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В силу ст. 36 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается: женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
На основании постановления Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 85 (в редакции постановлений Правительства от 26.08.1996 г. № 999, от 30.12.2005 г. № 847) утвержден список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. В пункте 1 данного Списка указаны: все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными. В п. 2 данного списка указаны руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.
Указанным Списком наименование должностей «начальник торгового отдела», «заместитель начальника торгового отдела» не предусмотрены.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367, отнес профессию «начальник отдела», «заместитель начальника отдела» к категории служащих.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20.05.1994 № 39 утверждены Разъяснения «О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 85», в соответствии с которым правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (п. 2). По разделу 1 Списка право на льготное пенсионное обеспечение имеют все рабочие независимо от наименования профессий, в том числе главные, старшие и их помощники, а также ученики рабочих при индивидуально-бригадной форме обучения (п. 5). В подтверждение специального трудового стажа для установления льготного пенсионного обеспечения работникам администрацией учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, выдается справка установленной формы о периодах работы с осужденными в профессиях и должностях, предусмотренных Списком (п. 10).
Как указал в своем определении от 17.12.2009 № 1580-О-О Конституционный Суд РФ, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными. Основанная на указанных признаках дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 года № 145-О-О).
Согласно трудовой книжке в спорные периоды ФИО1:
- 01.04.1997 принята на должность товароведа в магазин Учреждения ЮК 25/5,
- 01.04.2002 переведена на должность начальника торгового отдела. Учреждение ЮК 25/5 реорганизовано в предприятие учреждения ЮК 25/5 УИН Минюста России по Оренбургской области с 01.01.2001.
- 31.03.2006 уволена в порядке перевода в ФГУ «Учреждение ЮК 25/5 УФСИН России по Оренбургской области»,
- 01.04.2006 принята в торговый отдел на должность начальника в порядке перевода из ГУП Учреждение ЮК-25/5 УИН МЮ РФ по Оренбургской области. ФГУ «Учреждение ЮК-25/5 УФСИН России по Оренбургской области» переименовано в ФГУ «ИК № 5 УФСИН России по Оренбургской области»;
- 02.10.2006 переведена в отдел материально-технического обеспечения производственного процесса сбыта продукции Центра трудовой адаптации осужденных на должность заместителя начальника отдела;
- 01.11.2008 переведена в группу организации труда и заработной платы осужденных Центра трудовой адаптации осужденных на должность инженера;
- 01.04.2009 переведена на участок № 2 (по производству хлебопекарной продукции) учебно-производственных цехов (участков) Центра трудовой адаптации осужденных на должность начальника.
ФГУ «ИК № 5 УФСИН России по Оренбургской области» переименовано в ФБУ «ИК № 5 УФСИН России по Оренбургской области» с 01.05.2008 года.
ФБУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области переименовано в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области с 01.06.2011.
- 04.05.2016 переведена на учебно-производственный участок № 1 Центра трудовой адаптации осужденных на должность начальника участка.
Разрешая требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов работы с 01.04.2002 по 02.06.2003, с 06.10.2003 по 31.03.2006 в должности начальника торгового отдела учреждения ЮК 25/5 УИН Минюста России по Оренбургской области, суд приходит к выводу о том, что указанные периоды обоснованно и правомерно не зачтены ответчиком в специальный стаж истца, поскольку представленными истцом документами не подтверждена полная занятость ФИО6 в указанный период на работах с осужденными. Из трудового договора от 24.03.2003 следует, что работодателем при приеме ФИО1 на работу в должности начальника торгового отдела в трудовом договоре не указаны сведения об особых, вредных или опасных условиях труда со ссылкой на соответствующий Список. В выписке из индивидуального лицевого счета за указанный период условия для назначения досрочной трудовой пенсии (коды льгот) отсутствуют.
При этом табели учета рабочего времени осужденных за спорные периоды, подписанные ФИО1, а также ее должностные обязанности по контролю за нахождением осужденных на закрепленных за ними рабочих местах (п. 9 должностной инструкции от 22.01.2003) не подтверждают полной занятости ФИО1 на работах с осужденными.
К предоставленным суду справкам, уточняющим особый характер работы от 25.02.2019 № и от 06.12.2018 № 281 суд относится критически, поскольку суду не представлены первичные документы, на основании которых выданы данные справки. При этом уточняющая справка № от 24.12.2018 до момента окончания рассмотрения дела по существу работодателем не отозвана.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований о включении вышеуказанных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следует отказать.
При этом суд соглашается с иском ФИО1 в части включения в ее специальный стаж периодов работы с 01.04.2006 по 01.10.2006 в качестве начальника торгового отдела ФГУ «Исправительная колония № 5 УФСИН России по Оренбургской области, с 02.10.2006 по 31.10.2008 в качестве начальника отдела материально-технического обеспечения производственного процесса и сбыта продукции Центра трудовой адаптации осужденных, поскольку при принятии ФИО1 на указанные должности работодателем в трудовых договорах от 01.04.2006 и от 02.10.2006 определена характеристика условий труда – работа с осужденными (Список № 2). Оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда (п.п. 2.1, 2.2 трудовых договоров).
Из положения о Центре трудовой адаптации осужденных от 10.06.2008 следует, что Центр является структурным подразделением ФБУ «ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области» и реализует требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. Центр осуществляет собственную производственную деятельность.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что в должностные обязанности ФИО1 в указанные периоды входило осуществление постоянного и личного контроля за работой осужденных в ходе производственного процесса, суд приходит к выводу о доказанности работы истца в периоды с 01.04.2006 по 01.10.2006, 02.10.2006 по 31.10.2008 с осужденными в условиях постоянной занятости.
Статьей 14 Закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 ст. 14).
В выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 за вышеуказанные периоды коды льгот отсутствуют. Между тем, учитывая сведения об особых условиях труда, содержащиеся в трудовых договорах, заключенных с ФИО1, суд приходит к выводу, что работодателем в указанном случае ненадлежащим образом исполнена обязанность по сообщению достоверных сведений. Вины ФИО1 не имеется.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в части включения периодов работы ФИО1 с 01.04.2006 по 01.10.2006, 02.10.2006 по 31.10.2008 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и признания решения начальника ГУ-УПФР в г. Новотроицке (межрайонное) от 10.01.2019 № незаконным в указанной части.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом периодов работы, ранее зачтенных ответчиком истцу (6 л. 07 мес. 29 д.) и периодов зачтенных в судебном порядке (2 г. 7 мес. 01 д.), специальный стаж ФИО1 на момент обращения с заявлением в УПФР в г. Новотроицке 26.11.2018 составил менее необходимых 10 лет, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии в соответствие с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400- ФЗ.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости - удовлетворить частично.
Признать незаконным решения начальника государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) от 10.01.2019 № в части отказа во включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новотроицке (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1 периоды: с 01.04.2006 по 01.10.2006 работы в качестве начальника торгового отдела ФГУ «Исправительная колония № 5 УФСИН России по Оренбургской области, с 02.10.2006 по 31.10.2008 работы в качестве начальника отдела материально-технического обеспечения производственного процесса и сбыта продукции Центра трудовой адаптации осужденных.
Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новотроицке (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 11.03.2019.
Судья