Дело № УИД № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> 07 февраля 2022 года Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе: Председательствующего - судьи Костычевой Л.И., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горчакова В.А. к Администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет муниципальному служащему и возложении обязанности произвести индексацию пенсии за выслугу лет установил: Горчаков В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет муниципальному служащему и обязании произвести индексацию пенсии за выслугу лет. Мотивировал свои требования тем, что в соответствии с Решением Совета депутатов МО «Кузоватовский район № от 23.11.2017 «О пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления, отраслевых органов администрации, избирательной комиссии муниципального образования «Кузоватовский район Ульяновской области» и распоряжением администрации МО «Кузоватовский район» Ульяновской области № от 24.07.2020, истцу была назначена ежемесячная пенсия за выслугу лет, как муниципальному служащему в размере 57% среднемесячного заработка, но не превышающего 1,4 должности должностного оклада, установленного муниципальному служащему по замещаемой им должности с учетом индексации. Распоряжением Главы администрации МО «Кузоватовский район» №-р от 14.09.2020, ранее занимаемая истцом должность главы администрации сельского Совета народных депутатов была приравнена к должности начальника отдела администрации МО «Кузоватовский район» для начисления пенсии за выслугу лет. 24.09.2020 решением Совета депутатов МО «Кузоватовский район» № установлен должностной оклад начальника отдела в размере 10 000 руб. Согласно п. 7.9 решения Совета Депутатов МО «Кузоватовский район принято № от 23.11.2017 года «О пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления, отраслевых органов администрации, избирательной комиссии муниципального образования «Кузоватовский район Ульяновской области», назначенная муниципальному служащему пенсия за выслугу лет при централизованном повышении размеров денежного содержания муниципальных служащих индексируется уполномоченным органом с учётом положений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения. В связи с тем, что повышение должностных окладов произведено после назначения истцу пенсия, истец дважды обращался к ответчику с заявлением об индексации пенсии за выслугу лет. Согласно ответов от 15.07.2021 и от 17.11.2021 в индексации пенсии ему отказано в связи с тем, что централизованного повышения размеров денежного содержания муниципальных служащих не проводилось. Полагает, что данный вывод противоречит закону, в связи с чем он обратился в суд и просит признать отказ в индексировании пенсии за выслугу лет ему, как муниципальному служащему, не законным и обязать администрацию МО «Кузоватовский район» провести индексацию пенсии за выслугу лет с момента обращения 7 июля 2021 года, исходя из решения МО»Кузоватовский район» № от 24.09.2020 года. В судебном заседании истец Горчаков В.А. исковые требования продержал в полном объеме, привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно указал, что размер назначенной ему пенсии не соответствует размеру, указанному ответчиком в письменном ответе, вместо 5100 руб., расчет произведен исходя из 5010 руб. Кроме того, в нарушении п.5 решения, расчет произведен только исходя из должностного оклада, без учета надбавок и премий. Представитель ответчика Администрации МО «Кузоватовский район» Никулаева Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме и по делу пояснила, что на момент увольнения Горчаков В.А. занимал должность главы администрации сельского Совета народных депутатов, которая распоряжением администрации МО «Кузоватовский район» от 14.09.2020 №-р была приравнена к должности начальника отдела администрации МО «Кузоватовский район». В соответствии с распоряжением главы администрации МО «Кузоватовский район» от 24.07.2020 Горчакову В.А., согласно Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления, отраслевых органов администрации, избирательной комиссии МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов № от 23.11.2017, Горчакову В.А. с 01.07.2020 установлена пенсия за выслугу лет в размере 57% среднемесячного заработка, не превышающего 1,4 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в 5010 руб. Решением Совета депутатов МО «Кузоватовский район» от 24.09.2020 №, с 01.11.2020 были увеличены лишь должностные оклады, в том числе начальника отдела до 10000 руб. и одновременно снижены размеры ежемесячного денежного поощрения. Централизованного повышения размеров должностного содержания муниципальных служащих не было, размеры денежного содержания остались прежними. В связи с чем, оснований для индексации назначенной Горчакову В.А. пенсии не имелось. Ссылка истца, что размер пенсии должен быть рассчитан исходя из среднего заработка не основан на законе, так как Положением установлен максимальный предел 1,4 должностного оклада. Указание в письменном отзыве должностного оклада начальника отдела в размере 5100 руб. ею было указано ошибочно. Согласно штатного расписания и распоряжений должностной оклад, из которого установлена Горчакову пенсия составляет 5010 руб. По жалобам Горчакова В.А. дважды проводилась прокурорская проверка, в ходе которой каких-либо нарушений не выявлено. С 01.01.2020 ввиду изменения коэффициента до с 1,4 до 2,0 и увеличения должностных окладов централизованно на 4%, произведена индексация начисленных муниципальным служащим пенсий, в том числе и Горчакову В.А. Подробно позиция представителя ответчика изложена в письменном отзыве. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными. Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций. Особенности организации муниципальной службы в Ульяновской области урегулированы Законом Ульяновской области от 07.11.2007 N 163-ЗО "О муниципальной службе в Ульяновской области". В соответствие со ст. 6 данного закона, размеры, условия назначения и порядок осуществления дополнительных выплат, указанных в пунктах 1 - 3.1, 5 - 8 настоящей части, устанавливаются правовым актом представительного органа муниципального образования, принимаемым по представлению главы местной администрации. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих. Судом установлено, что в пункте 4 Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления, отраслевых органов администрации, избирательной комиссии муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области в новой редакции, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области № от 23.11.2017 (далее Положение), определены категории муниципальных служащих, имеющих право для назначения пенсии за выслугу лет. Пунктом 5.1 данного Положения установлено, что пенсия за выслугу лет назначается в размере 45% среднемесячного заработка муниципального служащего. Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание муниципальных служащих, состоящее из следующих выплат: 1) должностной оклад муниципального служащего в соответствие с замещаемой им должностью муниципальной службы; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 4) ежемесячная надбавка за классный чин; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу муниципальным служащим, в основные должностные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование; 6) ежемесячная процентная надбавка к должностному оклату за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере и порядке, определяемых законодательством РФ; 7) ежемесячное денежное поощрение; 8) единовременная выплата при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 9) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 10) материальная помощь; 11) другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 5.2). Пунктом 5.7 Положения установлено, что размер среднемесячного заработка для начисления пенсии за выслугу лет не может превышать 1,4 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3% за каждый полный год стажа муниципальной службы (п.5.8) В соответствие с п. 7.9 Положения назначенная муниципальному служащему пенсия за выслугу лет при централизованном повышении размеров денежного содержания муниципальных служащих индексируется уполномоченным органом с учетом положений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения. Из пенсионного дела следует и установлено судом, что Горчаков В.А. в период с 21.09.1987 по 10.01.2006 являлся муниципальным служащим Студенецкого сельского Совета народных депутатов. 17.06.2020 Горчаков В.А. обратился к Главе администрации МО «Кузоватовский район» с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в органах местного самоуправления, исчислять исходя из месячного денежного содержания по замещаемой должности. Согласно протокола заседания комиссии по установлению стажа № от 23.07.2020, с учетом военной службы в период с 17.11.1982 по 05.06.1984, Горчакову В.А. стаж муниципальной службы для начисления пенсии за выслугу лет установлен 21 год 4 месяца 24 дня с 01.07.2020. Постановлено размер среднемесячного заработка для начисления пенсии исчислять по соответствующей должности Главы администрации Студенецкого сельского Совета народных депутатов учетом индексации. Стаж для начисления пенсии за выслугу лет в соответствующем году составляет 17 лет, что соответствует 45%, плюс 3% за каждый полный год 12%. Размер пенсии за выслугу лет определен 57% среднемесячного заработка с 01.07.2020. На основании данного протокола, главой администрации МО «Кузоватовский район» принято распоряжение №-к от 24.07.2020 об установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет Горчакову В.А. в установленных комиссией размерах. Распоряжением главы администрации МО «Кузоватовский район» №-р от 14.09.2020, принятым в соответствие с п.4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, должность главы администрации сельского Совета народных депутатов приравнена к должности начальника отдела администрации МО «Кузоватовский район» для начисления пенсии за выслугу лет. В соответствие с расчетом ежемесячной пенсии за выслугу лет, исходя из должностного оклада Горчакова В.А. в сумме 5010 руб., размер пенсии за выслугу лет определен 57% среднемесячного заработка, что составляет 3997 руб. 98 коп. Должностной оклад начальника отдела в размере 5010 руб. указан в штатном расписании, утвержденном распоряжением администрации МО «Кузоватовский район» №-к от 23.03.2020, с учетом надбавок к должностному окладу, заработная плата установлена муниципальным служащим в зависимости от надбавок в размере от 22 289 руб. до 29 753 руб.. Распоряжением главы администрации МО «Кузоватовский район» №-к от 30.10.2020 «Об утверждении штатных расписаний» с 01.11.2020 утверждено штатное расписание администрации МО «Кузоватовский район», в соответствии с которым должностной оклад начальника отдела увеличен до 10 000 руб. При этом, месячный фонд заработной платы не изменился, снижены надбавки. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Горчаков В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к Главе администрации МО «Кузоватовский район» о проведении индексации пенсии муниципального служащего в связи с повышением решением Совета депутатов МО «Кузоватовский район» Ульяновской области от 24.09.2020 № должностного оклада начальника отдела администрации МО «Кузоватовский район» с 5 010 руб. до 10 000 руб. Согласно ответа Главы администрации МО «Кузоватовский район» №=ИОМСУ-0601/3038 исх. от 19.11.2021 в индексации назначенной Горчакову В.А. пенсии за выслугу лет было отказано, поскольку Решением Совета депутатов МО «Кузоватовский район» Ульяновской области от 24.09.2020 № «О размерах должностных окладов муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «Кузоватовский район» и отраслевых органов администрации муниципального образования «Кузоватовский район» с 01.11.2020 были увеличены лишь должностные оклады муниципальных служащих, по должности начальника отдела администрации МО «Кузоватовский район» Ульяновской области установлен должностной оклад 10 000 руб. Централизованного повышения размеров денежного содержания муниципальных служащих не было, размеры денежного содержания муниципальных служащих остались в прежних рамках за счет снижения ежемесячных дополнительных выплат. В связи с чем, оснований для индексации пенсии за выслугу лет Горчакову В.А. не имеется. В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности. Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением главы администрации МО «Кузоватовский район» №-к от 30.10.2020 увеличен лишь должностной оклад начальника отдела с 5 010 руб. до 10 000 руб., из которого произведен расчет пенсии по выслуге лет истцу, но денежное содержание муниципальных служащих осталось в прежнем размере, в соответствие с п. 7.9 Положения, оснований для индексации назначенной Горчакову В.А., как муниципальному служащему, пенсии за выслугу лет не имелось. Доводы истца, что расчет должен быть произведен из оклада 5 100 руб. противоречат представленному ответчиком штатному расписанию, где определен должностной оклад начальника отдела 5 010 руб. В судебном заседании представитель ответчика Никулаева Л.В. пояснила, что письменные ответы Горчакову В.А. готовила она и допустила опечатку. Ссылка истца на то, что п. 5.1 Положения предусмотрено проведение расчета размера пенсии не от должностного оклада, а от среднего заработка, не свидетельствует о законности заявленных требований, в силу того, что п. 5.7 Положения установлены ограничения при определении размера пенсии за выслугу лет - не выше 1,4 должностного оклада. При установленных обстоятельствах, суд считает, что доказательств нарушения социальных прав Горчакова В.А. не представлено. Как было указано выше, Муниципальные образования самостоятельно разрешают вопрос о размере дополнительных выплат к пенсии муниципальным служащим, руководствуясь общими требованиями, предусмотренными статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2017 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и, исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с чем, требования истца о признании отказа в индексации пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Горчакову В.А. незаконным и возложении обязанности произвести ему индексацию пенсии за выслугу лет, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, районный суд решил: в удовлетворении исковых требований Горчакова В.А. к Администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет муниципальному служащему и возложении обязанности произвести индексацию пенсии за выслугу лет отказать полном объеме. Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд. Судья Л.И.Костычева Решение изготовлено в окончательной форме 09.02.2022 Судья Л.И.Костычева |