НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского районного суда (Новосибирская область) от 03.04.2018 № 12-85/2018

Дело № 12-85/2018

Поступило в суд: 26.02.2018 года

РЕШЕНИЕ

Судья Новосибирского районного суда Новосибирской области Камышникова И.В., при секретаре Гладких Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Акционерное общество «Управляющая компания «Научно-технологический парк с сфере биотехнологий» (АО УК «Биотехнопарк») Кожевникова В.Н. на постановление мирового судьи 3 судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области от 25.01.2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи 3 судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области от 25.01.2018 года АО УК «Биотехнопарк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 208 356 рублей.

Законный представитель АО УК «Биотехнопарк» Кожевников В.Н., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить в связи с нарушением норм материального права, ввиду следующего. Действующее бюджетное законодательство разделяет понятия цель, условия, а также порядок предоставления субсидий (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ). Ответственность по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП наступает за нарушение условий предоставления субсидий. Обществу вменяется нарушение условий предоставления субсидии, указанных в п. 3.1.7 Соглашения от 27 декабря 2016г. № 9, соответствующий п.п. 7 пункта 3 Порядка предоставления субсидий, согласно которому получатель субсидии не должен получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.1. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Подпунктом «е» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2016 г. N 887, в отличие от порядка, установленного Постановлением Правительства Новосибирской области, определено, что получатель субсидии должен отвечать требованиям в определенный момент времени. Таки образом, региональное законодательство противоречит федеральному, в том числе ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Соответственно, областное законодательство подлежит применению лишь в части, не противоречащей федеральному. Учитывая, что заявки о предоставлении субсидии направлены 20 декабря 2016 г., Соглашение о предоставлении субсидии № 9 заключено 27 декабря 2016 г., то определение соответствия Общества условиям предоставления субсидий должно производиться на 1 ноября 2016 г. По состоянию на 1 ноября 2016 г. Общество не являлось получателем денежных средств из областного бюджета по другим основаниям. В рамках договора от 17 июня 2016г. №1/2016 деньги в полном объеме были получены ранее – в августе 2016. В связи с перечислением денег и передачей акций Общества в собственность Новосибирской области, обязательства, вытекающие из этого договора, прекращены надлежащим исполнением в августе 2016 г. Кроме того, согласно п. 3.1.4 Соглашения о предоставлении субсидий, п.п. 4 п. 3 Порядка предоставления субсидий, абз. 3 подпункта «е» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 2016 г. N 887 одним из условий предоставления субсидий является отсутствие задолженности по возврату в соответствующий бюджет ранее полученных бюджетных субсидий, инвестиций. Следовательно, действующее законодательство и заключенное соглашение прямо предусматривают возможность получения субсидий неограниченное количество раз, предоставленных на основании любых правовых актов. С момента прекращения обязательств бюджета перед Обществом по выплате и в отсутствие обязанности по возвращению субсидий и инвестиций, у Общества вновь появилось право на получение субсидий. Положения 3.1.7 Соглашения о предоставлении субсидий и соответствующие ему положения законодательства направлены на недопущения одновременного получения денег за счет бюджета на сходные цели по разным программам, но не запрещают последующее финансирование (дофинансирование), при появлении у бюджета такой возможности. Объективную сторону вмененного правонарушения составляет нарушение получателем субсидии условий ее предоставления, для чего необходимо установить соответствие получателя требованиям условий предоставления на определенную законом дату. Поскольку Общество соответствовало условиям предоставления субсидии, оснований для привлечения к административной ответственности отсутствовали.

Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника АО УК «Биотехнопарк» защитник, поддержавшего доводы жалобы, должностных лиц контрольно-счетной палаты Новосибирской области должностное лицо 2, должностное лицо 1, полагавших постановление подлежащим оставлению без изменения, а жалобу без удовлетворения ввиду пропуска срока для обжалования и необоснованности жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Принимая во внимание, что обжалуемое постановление АО УК «Биотехнопарк» получено 08.02.2018 года, и жалоба подана путем направления по почте 16.02.2018 года, т.е. в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Из обжалуемого постановления следует, что АО «УК «Биотехнопарк», расположенное по адресу: <адрес>, являясь получателем субсидии, нарушило условия их предоставления при следующих обстоятельствах.

В рамках государственной программы «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 №126-п Законом Новосибирской области от 24.12.2015 №23- 03 «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 г.» в Приложении № 11 «Распределение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства) юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, на 2016 год» утверждены бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций в форме взноса в уставный капитал АО «УК «Биотехнопарк» в размере 159 000,0 тыс.руб., в том числе с целью создания условий, необходимых для функционирования научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово в размере 64 050,0 тыс.руб. Бюджетные инвестиции предоставлены Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области и получены АО «УК «Биотехнопарк» на основании Договора о предоставлении бюджетных инвестиций АО «УК «Биотехнопарк» за счет средств областного бюджета Новосибирской области №1/2016 от 17.06.2016 в размере 159 050,0 тыс.руб., в том числе согласно п.1.1. Договора в размере 52 050,0 тыс.руб. в целях создания условий, необходимых для функционирования научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово. Согласно пункта 1 Дополнительного соглашения №1 от 12.12.2016 к Договору размер бюджетных инвестиций на создание условий, необходимых для функционирования научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово увеличен до 64 050,0 тыс.руб. Средства бюджетных инвестиций перечислены АО «УК «Биотехнопарк» платежными поручениями от 18.07.2016 №281 в сумме 23 500,0 тыс.руб., от 20.07.2017 №291 в сумме 123 550,0 тыс.руб., от 26.08.2016 № 353 в сумме 12 000,0 тыс.руб.

В рамках Государственной программы «Стимулирование инвестиционной активности» за счет средств областного бюджета Министерство экономического развития Новосибирской области на основании Соглашения о предоставлении субсидии от 27112.2016 №9 предоставило, а АО «УК «Биотехнопарк» получило субсидию на возмещение управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков затрат, связанных с их функционированием в размере 47 653,3 тыс.руб. Средства Субсидии перечислены АО «УК «Биотехнопарк» платежным поручением от 28.12.2016 №755 в сумме 47 653,3 тыс.руб.

Частью 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной безвозвратной основе в целях возмещения полученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг». Пунктом 2) части 3 статьи 71 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий». Частью 3.1. статьи 78 БК РФ установлено, чтов случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем 4 пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации».

Подпунктом б) пункта 2 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 66.09.2016 № 887, установлено: правовые акты содержат условия и порядок предоставления субсидий. Абзацем 6 п.п. е) п.4 Общих требований установлено, что получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте «б» пункта 3 настоящего документа.

Условия и порядок предоставления Субсидии установлены Порядком предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области на возмещение управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков затрат, связанных с их функционированием в приложении №13 к Государственной программе«Стимулирование инвестиционной активности».

Пунктом 2 Порядка установлено, что субсидии предоставляются с целью возмещения управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков затрат, связанных с их функционированием, включающих в себя расходы на содержание управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, налоговые отчисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Подпунктом 7 пункта 3 Порядка, а также п.3 Соглашения о предоставлении субсидий от 27.12.2016 №9, установлено одно из условий получения субсидий: управляющие компании индустриальных (промышленных) парков не должны получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 2 Порядка.

АО «УК «Биотехнопарк» направило в Министерство заявление о предоставлении Субсидии, зарегистрированное 20.12.2016 за №353 с приложением в полном объеме документов, установленных п.9 Порядка, и документов, подтверждающих затраты АО «УК «Биотехнопарк» на сумму 49 176,7 тыс.руб., в том числе копии налоговой декларации по налогу на имущество за 1,2,3 кварталы 2016 года в сумме 6 750,0 тыс.руб.; копии расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2016 года в сумме 3 773,3 тыс.руб., копию справки о задолженности за аренду земельного участка по состоянию на 31.12.2016 в сумме 38 653,2 тыс.руб.

Согласно Отчету об использовании АО «УК «Биотехнопарк» средств Субсидии за 2016 год Субсидия направлена в сумме 26 780.8 тыс.руб. на погашение задолженности по арендной плате за землю, в сумме 10 012,9 тыс. руб. на выплату заработной платы, в сумме 10 822,7 тыс.руб. на налоги (налог на имущество организаций в сумме 9 017,2 тыс.руб., страховые взносы во внебюджетные фонды в сумме 995,7 тыс.руб.), на прочие выплаты в сумме 36,9 тыс.руб. (госпошлина в сумме 35,0 тыс.руб., услуги банка в сумме 1.6 тыс.руб..

Согласно Отчету об использовании АО «УК «Биотехнопарк» бюджетных инвестиций за 2016 год средства бюджетных инвестиций, направленные на цели создания условий, необходимых для функционирования научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово, по направлениям (видам затрат) соответствующим направлениям (видам затрат) использования Субсидии, составили 37 854,7 тыс.руб., в том числе на выплату заработной платы в сумме 17 804,3 тыс.руб., страховые взносы во внебюджетные фонды 11 033,2 тыс.руб., налог на имущество организаций в сумме 9 017,2 тыс.руб.

Сверкой Отчета об использовании средств Субсидии за 2016 год с Отчетом обиспользовании бюджетных инвестиций за 2016 год установлено, что в качествеподтверждения кассовых расходов на функционирование АО «УК «Биотехнопарк»,представлены одни и те же платежные поручения в общей сумме 16 245,5 тыс.руб.(заработная плата в сумме 5 422,8 тыс.руб.. взносы во внебюджетные фонды в сумме 1 805,5 тыс.руб., налог на имущество организаций в сумме 9 017,2 тыс.руб.).

Таким образом, в нарушение условий предоставления субсидий, установленных п.п.7) п.3 Порядка, АО «УК «Биотехнопарк» обратилось за получением субсидий, получило и использовало средства субсидии, при этом на момент получения субсидии АО «УК «Биотехнопарк» уже были получены и использованы бюджетные инвестиции на те же цели.

Средства субсидии в сумме 20 835,6 тыс.руб. получены и использованы на цели и по направлениям (видам затрат) соответствующим направлениям (видам затрат) использования бюджетных инвестиций (10 012,9 тыс.руб. на выплату заработной платы, 9 017,20 тыс.руб. налог на имущество организаций, 995,7 тыс.руб. страховые взносы во внебюджетные фонды).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «УК «Биотехнопарк» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, а именно обстоятельства, относящиеся к объективной стороне состава административного правонарушения, в том числе время и место совершения административного правонарушения.

При этом объективную сторону административного правонарушения можно считать установленной только в том случае, когда будет доказано, что лицо в указанные время и месте совершило деяние, изложенное в постановлении.

Обжалуемое постановление этим требованиям не отвечает, поскольку не содержит указания на время совершения административного правонарушения.

Указанные процессуальные нарушения не могут быть устранены судьей районного суда при рассмотрении жалобы на данное постановление.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Поскольку, при рассмотрении данного дела мировым судьей имеют место существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.

Учитывая, что срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, исходя из времени совершения административного правонарушения, вмененного в соответствии с протоколом об административном правонарушении, для данной категории дел не истек, дело подлежит направлению мировому судье соответствующего судебного участка Новосибирского района Новосибирской области, в ходе которого следует установить все обстоятельства дела и по результатам рассмотрения дела вынести законное постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи 3 судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области от 25.01.2018 года, которым АО УК «Биотехнопарк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 208 356 рублей отменить.

Направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в ином составе суда мировому судье соответствующего судебного участка Новосибирского района Новосибирской области

Жалобу законного представителя АО УК «Биотехнопарк» Кожевникова В.Н. удовлетворить частично.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья И.В. Камышникова