НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 26.03.2013 № 7-65/2013

Судья Литвиненко Е.В. Дело № 7-65/2013 г.

РЕШЕНИЕ

26 марта 2013 года г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,

При участии пом.прокурора области Довыденко Н.П.

при секретаре Чванченко Э.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО1 на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 28 ноября 2012 года,

установил:

Постановлением руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО1 от 10.09.2012 №20-04-02/12-148П директор ООО Ломбард «<данные изъяты>» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и назначено наказание в виде минимального административного штрафа в размере 10000 руб.

Не согласившись с постановлением, ФИО2 обжаловала его в суд в соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 28.11.2012 постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО1 от 10.09.2012 №20-04-02/12-148П в отношении директора ООО Ломбард «<данные изъяты>» ФИО2 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено (л.д.22-24).

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, руководитель МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО1 просит отменить решением судьи (л.д.27-30). В обоснование доводов жалобы указывает, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 стать 15.27 КоАП РФ, является длящимся.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Как следует из материалов дела, решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 28.11.2012 было направлено в адрес МРУ Росфинмониторинга по СФО 27.12.2012 (л.д.26) и получено последним 14.01.2013 (л.д.31), жалоба направлена в адрес суда почтой 16.01.2013 (л.д.38), то есть в десятидневный срок со дня получения, в связи с чем оснований для рассмотрения ходатайства МРУ Росфинмониторинга по СФО о восстановлении процессуального срока обжалования не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Довыденко Н.П., полагавшей, что доводы жалобы обоснованны, поскольку назначение специального должностного лица является длящимся правонарушением, так как законодателем не установлены сроки в отношении данных действий, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Отменяя постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО1 от 10.09.2012 №20-04-02/12-148П, и прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО Ломбард «<данные изъяты>» ФИО2, судья пришел к выводу, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, при этом исходил из того, что правонарушение длящимся не является.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

С 15.01.2003 и по 16.07.2012 действовало Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», пунктом 1 которых было установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

При этом согласно раздела П пункта 6 подпункта «е» Рекомендаций по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р, действовавших на момент выявления правонарушения, в правила внутреннего контроля включается в том числе программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа подготовки и обучения сотрудников организации). Поскольку, как следует из вышеуказанных правовых норм, правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца для создаваемых организаций со дня их государственной регистрации, то соответственно, разработка программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма также должны быть разработаны в вышеуказанный срок. При этом полагаю, что назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию Правил внутреннего контроля исходя из вышеуказанных положений закона также должно быть произведено в сроки, установленные для разработки правил внутреннего контроля и данное правонарушение не является длящимся.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

ООО Ломбард «<данные изъяты>» зарегистрировано 13.10.2010 в МИФНС №2 по Омской области, то есть после издания Правительством Российской Федерации постановления от 08.01.2003 № 6, следовательно, Общество обязано было разработать и утвердить Правила внутреннего контроля, и, соответственно, программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию Правил внутреннего контроля в течение одного месяца со дня своей государственной регистрации в установленном порядке, то есть не позднее 15.11.2010 (13 и 14 ноября приходятся на выходные).

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В части 2 данной статьи определено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Вменяемое Обществу правонарушение считается оконченным в момент истечения установленных законодателем сроков утверждения правил внутреннего контроля, то есть 16.11.2010. Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за данное правонарушение принято 10.09.2012.

При таких обстоятельствах судья Центрального районного суда города Новосибирска обоснованно указал на пропуск административным органом срока давности привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем правомерно признал оспариваемое постановление Управления незаконным и прекратил производство по делу об административном правонарушении, а доводы жалобы руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО1 основаны на неверном толковании норм права и не могут быть признаны состоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 28 ноября 2012 года оставить без изменения, жалобу руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО1 – без удовлетворения.

Судья подпись Быкова В.Б.

Копия верна: судья облсуда