НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 25.05.2022 № 3А-54/2022

Дело № 3а-54/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2022 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шумова Н.А.

при секретаре Некрасовой М.Н.

с участием прокурора Парыгиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр Ритм» к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании не действующими в части нормативных правовых актов,

установил:

ООО «Центр Ритм» обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия:

пункта №226 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 года № 5872 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»,

пункта №220 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 19 декабря 2018 года № 5375 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,

пункта №217 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20 декабря 2019 года № 5183 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,

пункта №217 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 24 декабря 2020 года № 4018 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»,

пункта №216 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29 декабря 2021 года № 4986 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год»

В обоснование требований истец указал, что ООО «Центр Ритм» является собственником здания с кадастровым номером общей площадью 5843,2 кв.м, которое оспариваемыми актами было включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Указывает, что здание на момент включения в Перечни не отвечало признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, поскольку здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования – деловое управление (4.1), которое однозначно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и здание не могло быть включено в Перечень только по виду разрешенного использования земельного участка.

В ЕГРН сведения о назначении объекта недвижимости отсутствуют. Наименование «административное здание» не свидетельствует о том, что вид разрешенного использования предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно техническому паспорту, в экспликации нет помещений, которые бы отвечали признакам помещений, в отношении которых налоговая база на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Также ответчиком не проводилось определение вида фактического использования спорного здания и помещений в соответствии с установленным Порядком.

С 01.01.2015 г. в отношении истца применяется упрощенная система налогообложения, в связи с чем он освобожден от уплаты налога на имущество организаций в отношении всех объектов недвижимости, за исключением объектов, включенных в Перечни, что привело к переплате налогов на 100%, чем нарушаются права истца.

Представитель административного истца Марчинскас И.О. в судебном заседании поддержал заявленные требования, дополнительно пояснил, что в настоящее время в аренду истцом сдается одно помещение площадью около 500 кв.м, что составляет около 9% от общей площади здания, арендатор занимается программным обеспечением. Остальные помещения используются самим истцом для размещения аппарата управления. До 2021 г. помещения сдавались в аренду на краткосрочные периоды, в 2020 г. организация не работала. Фактическое обследование здания, в нарушение требований закона, ответчиком не проводилось, собственник не должен был обращаться за его проведением. Сведения 2ГИС не могут быть использованы при определении вида недвижимого имущества, как признаваемого объектом налогообложения.

Представитель ответчика Корчуганова Е.В. в судебном заседании возражала против исковых требований, пояснив, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом, в установленном порядке. Основанием для включения здания в Перечень послужило письмо Росреестра с указанием площади здания более 3000 кв.м и наименованием – административное здание. По ГОСТ наименования здания «административное» и «офисное» тождественны. Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, на участке вводится объект – административное здание с автостоянкой. Земельный участок, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования – деловое управление. По сведениям 2ГИС в здании расположено более 30 организаций коммерческого назначения, которые не осуществляют производственную деятельность. На земельном участке расположено два здания, принадлежащих истцу, и именно другое здание используется истцом для размещения инженерно-лабораторного корпуса.

Фактическое обследование здания не проводилось, поскольку ответчиком был выбран иной способ – межведомственное взаимодействие, в рамках которого было получено указанное письмо Росреестра. Истец имел право самостоятельно обратиться в Департамент за проведением фактического обследования здания, чем он не воспользовался.

Ответчиком представлен письменный отзыв по делу (л.д.104 том 1).

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, приходит к следующему.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).

Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно ч.1 ст. 4.5 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 №142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров или в многоквартирных домах, общая площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 квадратных метров.

Согласно п.1 ч.7 ст.378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 №182-п «Об определении уполномоченного органа» департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Судом установлено, что Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, в пределах своей компетенции, за период с 2017 по 2021 годы приняты приказы, определяющие перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость: от 27.12.2017 №5872, от 19.12.2018 №5375, от 20.12.2019 №5183, от 24.12.2020 №4018, от 29.12.2020 №4986 (л.д.67-76 том 1), которые опубликованы на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www. nsopravo.ru 27 декабря 2017 г., 19 декабря 2018 г., 20 декабря 2019 г., 24 декабря 2020 г., 29 декабря 2021 г., соответственно, согласно ст.26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 №80-ОЗ.

Полномочия органа, принявшего оспариваемый акт, а также порядок его принятия, опубликования не оспариваются, соблюдены.

Указанными Приказами утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы.

В Перечни под №№226,220,217,217,216, соответственно, включен объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: .

Указанное здание, согласно выписке из ЕГРН на л.д. 22 том 1, является нежилым, площадью 5843,2 кв.м, состоит из 5 этажей, 2009 года постройки, наименование: административное здание с автостоянкой. Собственником здания является административный истец – ООО «Центр Ритм».

В связи с изложенным, административный истец, как плательщик налога на имущество организаций, имеет право на предъявление настоящего иска в суд.

Суд приходит к выводу, что включение здания в указанные Перечни являлось правомерным и оспариваемые приказы департамента являются законными.

По смыслу вышеприведенных норм федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных данными правовыми нормами.

Как следует из пояснений представителя ответчика, объект недвижимости был включен в Перечень по наименованию здания «административное», площадь которого превышает 3000 кв.м.

Как установлено судом, согласно данным из ЕГРН, наименование здания «административное здание с автостоянкой».

Из технического паспорта на здание на л.д.38 том 1, составленного по состоянию на 22.09.2009 г., наименование объекта указано также «административное здание с автостоянкой», год постройки здания -2009, число этажей – 4,5, площадь здания – 5843,2 кв.м, все помещения – нежилые.

Согласно экспликации к поэтажному плану здания (л.д.42 том 1), основными помещениями в здании являются комнаты рабочие, остальные - подсобные помещения (коридоры, кухни, санузлы, т.п.). Общая площадь комнат рабочих превышает 20% от общей площади здания.

Административный истец ООО «Центр Ритм» является коммерческой организацией. Из устава истца на л.д.16 том 1 следует, что Общество осуществляет следующие виды деятельности: сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества; оптовая и розничная торговля; посреднические услуги при сделках купли-продажи; разработка программного обеспечения и консультации в этой области; научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.

Из выписки из ЕГРН на л.д.23 том 1, договора аренды от 01.05.2021 г. на л.д.77 том 1 следует, что помещение площадью 521,7 кв.м передано истцом в аренду ООО «Тру Инжиниринг». Согласно п.1.4 договора, арендуемые помещения будут использоваться арендатором в качестве офисов и организации офисной деятельности.

Из сведений ООО «Дубль ГИС», полученных на запрос суда (л.д.192-242 том 1), усматривается, что на момент принятия оспариваемых актов в здании по указанному адресу были расположены коммерческие организации, оказывающих различные, в том числе бытовые услуги населению. Так, на момент принятия приказа №5375 от 19.12.2018 г. в здании располагалась 31 коммерческая организация, на момент принятия приказа №5183 от 20.12.2019 г. - 31 коммерческая организация, на момент принятия приказа №4018 от 24.12.2020 г. - 33 коммерческих организации, на момент принятия приказа №4986 от 29.12.2021 г. - 33 коммерческих организации. Из ответа следует, что информация на 27.12.2017 г. не сохранилась.

Изложенное позволяет сделать выводы о том, что здание предназначено и используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20% общей площади здания в соответствии со сведениями техпаспорта предусматривает размещение помещений, которые могут быть использованы в качестве офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, согласно п.2 ч.3 ст.378.2 НК РФ. Указанные помещения используются как самим истцом, так и переданы им в аренду. Сдача имущества в аренду отвечает уставным видам деятельности истца.

При этом площадь здания составляет 5843,2 кв.м, что превышает площадь в 3 000 кв.м, предусмотренную ст.4.5 Закона НСО №142-ОЗ, как основание для признания здания объектом налогообложения.

Доводы представителя истца о нарушении ответчиком порядка принятия оспариваемого акта, предусмотренного Постановлением Правительства Новосибирской области от 22.06.2015 №225-п «О порядке установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, отклоняются судом.

Анализ статьи 378.2 НК РФ позволяет прийти к выводу, что установление вида имущества, подлежащего налогообложению от кадастровой стоимости, возможно как на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, технических документах, так и в результате фактического обследования объекта.

Таким образом, действия Департамента, выводы которого по включению здания в Перечень основаны на сведениях из ЕГРН, полностью согласуются с изложенной позицией. При таких обстоятельствах, поскольку Департаментом мероприятия по установлению вида фактического использования спорного объекта недвижимости не проводились, то и соблюдение порядка, предусмотренного названным Постановлением №225-п, не требовалось.

Также судом установлено и подтверждено истцом, что, согласно выписке из ЕГРН на л.д.27 том 1, спорное здание по расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 4307+/-7 кв.м, вид разрешенного использования: деловое управление (4.1). Земельный участок принадлежит на праве собственности истцу (л.д.29-37 том 1).

Согласно Правилам землепользования и застройки города Новосибирска, утв. Решением Совета депутатов г.Новосибирска от 24.06.2009 №1288, указанный вид разрешенного использования предполагает размещение на нем объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг; объекты для обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).

Установленный вид разрешенного использования соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412.

Ранее по классификатору, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540, указанный вид разрешенного использования был аналогичный.

Данный вид разрешенного использования отвечает критериям, установленным ч.3 ст.378.2 НК РФ, в связи с чем позволяет включить здание в названный Перечень.

Таким образом, судом установлена совокупность данных, позволяющих признать здание, принадлежащее истцу, административно-деловым центром, что служит основанием для включения здания в перечень имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Оспариваемые приказы приняты Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, в установленном порядке, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод административного истца не нарушают, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственность «Центр Ритм» к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании не действующими со дня принятия:

пункта №226 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 года № 5872 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»,

пункта №220 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 19 декабря 2018 года № 5375 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,

пункта №217 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20 декабря 2019 года № 5183 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,

пункта №217 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 24 декабря 2020 года № 4018 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»,

пункта №216 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29 декабря 2021 года № 4986 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Шумова Н.А.

Решение изготовлено в окончательной форме 08 июня 2022 г.