НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 21.02.2022 № 7-26/2022

Судья Кузьменко Л.В. Дело № 7-26/2022 (7-587/2021)

РЕШЕНИЕ

21 февраля 2022 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Хомлянской Н.Г. на решение судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 15 октября 2021 года,

установил:

постановлением и.о. начальника контрольного управления Новосибирской области Алопа А.В. по делу № 06-08-31 от 28 июля 2021 года <должностное лицо>Хомлянская Н.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Хомлянская Н.Г. обжаловала его в порядке статьи 30.1 КоАП РФ в суд.

Решением судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 15 октября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ Хомлянская Н.Г. просит отменить принятые акты.

Полагает вынесенные по делу акты незаконными и необоснованными, не соответствующими нормам материального права.

В обоснование своих доводов указывает, что денежные средства, поступившие на счет ГБРС – департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска по соглашению с Министерством труда и социального развития Новосибирской области № 50701000-1-2020-026 от 21 января 2021 года не были зачислены на лицевые счета всех городских КЦСОНов – исполнителей пилотного проекта СДУ, в том числе и КСОН Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска по причине отклонения платежных поручений УФК по НСО из-за некорректности отображения лицевых счетов в реквизитах заключенных Соглашений. Ошибку в соглашениях с Учреждением, которое не являлось составителем текста соглашения, допустил финансовый отдел департамента по социальной политике мэрии, что явилось причиной несвоевременного зачисления денежных средств на лицевой счет Учреждения. Письмо департамента по социальной политике от 28 мая 2021 года № 21/01-8/8 02722 содержит информацию о принимаемых ГБРС-департаментом оперативных мерах, но это обстоятельство не нашло своего отражения в решении суда.

Судьей не дана правовая оценка доказательствам, представленным ею в подтверждение своих доводов, полагая, что состав правонарушения формальный.

В целях недопущения нарушения трудовых прав сиделок и своевременной выплаты сиделкам заработной платы, учреждением произведена выплата заработной платы за счет и в пределах финансовых средств, имеющихся на тот период на лицевом счете учреждения - субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с последующим возмещением. В течение отчетного периода (1-го квартала 2021) кассовые расходы учреждением были уточнены и приведены в соответствие источникам финансирования, таким образом, нарушений бюджетного законодательства допущено не было.

Документально подтверждено, что учреждением самостоятельно в течение короткого периода времени, а именно на дату отчетного периода 1 апреля 2021 года было произведено восстановление кассовых расходов путем уточнения кассовых расходов. Такое право предоставлено ему в пределах текущего финансового года в соответствии с положениями приказа департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска от 11 января 2021 № 3-од и разъяснениями о возможности осуществления расходов без учета источников финансового обеспечения деятельности учреждения (типов средств). Учреждение при расходовании бюджетных средств не превысило бюджетные ассигнования, доведенные до него ГРБС. В рамках заключенного Соглашения для обеспечения исполнения плана мероприятий пилотного проекта СДУ учет обязательств осуществляется согласно кодам бюджетной классификации расходов, утвержденным Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации (приложение к приказу от 31.12.2020 № 310-од департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска).

В соответствии с приложением 1 к Соглашению на реализацию мероприятий по созданию СДУ за гражданами пожилого возраста и инвалидами выставлены лимиты по направлению «200», и в соответствии с пунктом 3.12 приложения к приказу департамента финансов и налоговой политики мэрии города от 31.12.2020 № 310-од, относятся к неконтрактуемым расходам. К неконтрактуемым расходам относятся и обязательства по оплате денежного содержания сотрудников.

Приносящая доход деятельность в Учреждении осуществляется в дополнение к основной уставной деятельности Учреждения, а средства, полученные от организации такой деятельности, расходуются в соответствии с локальными нормативными актами Учреждения: Коллективным договором, Положением о системе оплаты труда и Положением о приносящей доход деятельности… только на социальные выплаты, включая материальную помощь работникам, и служат дополнительным источником формирования стимулирующего фонда оплаты труда сотрудникам. Кроме того, документально было подтверждено, что на лицевом счете учреждения отсутствовал необходимый объем денежных средств от приносящей доход деятельности на выплату заработной платы сотрудникам.

В решении суда указан общий остаток денежных средств без учета того, что сумма 983 830,61 руб. уже была распределена по другим кодам бюджетной классификации и, соответственно внесена в план ПФХ и на эту сумму были присвоены бюджетные обязательства (БО) на другие расходы, что было представлено в уточненной справке об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств.

Указывает, что в письме Минфина России от 13.07.2017 № 02-09-05/44583 по вопросу нецелевого использования субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания, содержатся пояснения о том, что документом, определяющим направления использования учреждением средств субсидии на государственное задание, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, установленными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н. В соответствии с положениями пункта 11 Требований плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе соответствующих показателей, содержащихся в Таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)». При этом Требованиями не установлено, что плановые показатели по выплатам, отраженные в Плане, должны соответствовать по объему нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на государственное задание.

Подтверждением выполнения учреждением целей предоставления субсидии на государственное задание является достижение указанным учреждением установленных государственным заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), что подтверждается отчетностью о выполнении государственного задания, предоставляемой учреждением органу-учредителю.

По мнению Департамента, руководитель учреждения вправе принять решение о направлении средств субсидии на государственное задание, а также средств экономии, образовавшейся в результате использования субсидии на государственное задание, в том числе на цели, ради которых эти учреждения созданы, но напрямую не связанные с выполнением государственного задания. При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.

Полагает, что в данном случае директором учреждения были приняты меры по выполнению обязательств перед работниками по своевременной выплате заработной платы без причинения ущерба бюджету города, в условиях технической ошибки в документах (соглашении), допущенной главным распорядителем бюджетных средств – департаментом по социальной политике мэрии г. Новосибирска.

Изучив доводы жалобы, а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав пояснения Хомлянской Н.Г., ее защитника Запащиковой О.С., прокурора Вакорина М.О., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ устанавливает, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Порядок предоставления субсидии бюджетному учреждению на выполнение муниципального задания определен в статье 78.1 БК РФ.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 16.12.2016 № 5769 установлен Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждениям города Новосибирска, муниципальным автономным учреждениям города Новосибирска.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка основаниями для предоставления бюджетному или автономному учреждению субсидий в течение финансового года является наличие:

утвержденного Учредителем муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на соответствующий финансовый год или на соответствующий финансовый год и плановый период (в случае утверждения бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период);

заключенного между Учредителем и бюджетным или автономным учреждением соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее - соглашение).

В силу пункта 2.2 Порядка указанное соглашение определяет цели и условия предоставления субсидии, права, в том числе право Учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетными учреждениями или автономными учреждениями условий соглашения, обязанности, ответственность сторон, объем и сроки перечисления субсидии, основания для приостановления предоставления, изменения объема и возврата субсидии в бюджет, периодичность представления и состав отчетности об использовании субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата субсидии в бюджет.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> в июне 2021 проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности муниципального бюджетного учреждения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>» (КЦСОН), в ходе которой установлено следующее:

ДД.ММ.ГГГГ КЦСОН заключено соглашение (М3) с департаментом по социальной политике мэрии <адрес>, в соответствии с которым учреждению представлена субсидия из средств местного бюджета и межбюджетных трансфертов в размере 179 136 289,47 руб. на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, утвержденное начальником департамента по социальной политике мэрии <адрес>.

В соответствии с пунктом 1.5 Соглашения условиями предоставления субсидии является соответствие использования субсидии ее целевому назначению, достижение объемных и качественных показателей, установленных в муниципальном задании.

Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания муниципальных услуг в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания муниципальных услуг (выполнения работ), определенными в муниципальном задании (пункт 2.3.1 Соглашения).

Учреждение обязано возвратить субсидию в объеме нецелевого использования (пункт 3.5 Соглашения).

30 декабря 2020 года приказом начальника департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска № 1770-од утверждено муниципальное задание.

В разделе 2 муниципального задания включена муниципальная услуга «предоставление социального обслуживания в форме на дому», который содержит показатели, характеризующие качество и объем данной муниципальной услуги. Сведения по данному разделу включают общие показатели предоставления социальной услуги на дому социальными работниками и медсестрами. Заработная плата работников СДУ «Служба сиделок» КЦСОН в муниципальное задание не включена.

В нарушение соглашения № 2 (М3) КЦСОН 21 января 2021 произвело расходы за счет средств бюджета города Новосибирска по КБК на общую сумму <данные изъяты> заработная плата за первую половину января 2021 работникам Отделения СДУ «Служба Сиделок», услуги которых в муниципальное задание не включены, а также расходы за счет бюджета города Новосибирска по КБК на сумму <данные изъяты>. - налог на доходы физических лиц с заработной платы за январь 2021 указанных работников.

Кроме того, 5 февраля 2021 года КСЦОН произвело расходы за счет средств бюджета города Новосибирска по КБК на общую сумму 878 678,81 руб. - заработную плату за январь 2021 работникам Отделения СДУ «Служба Сиделок», услуги которых в муниципальное задание не включены, расходы за счет средств бюджета <адрес> по КБК на сумму <данные изъяты>. - налог на доходы физических лиц с заработной платы за январь 2021 указанных работников.

При этом на лицевом счете КЦСОН имелись собственные денежные средства, полученные от оказания платных услуг учреждением, на общую сумму 1 091 137,34 руб., в связи с чем, учреждение имело возможность оплатить заработную плату указанным работникам без привлечения денежных средств, выделенных на выполнение муниципального задания, на общую сумму 1 091 137,34 руб.

Сумма использованных КЦСОН бюджетных средств бюджета города Новосибирска не по целевому назначению составила <данные изъяты> руб.

На основании приказа № 37к от 1 марта 1997 года Хомлянская Н.Г. назначена на должность <данные изъяты>.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Хомлянской Н.Г. к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, полученных с соблюдением требований закона и которым в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.

Доводы заявителя, изложенные в настоящей жалобе, повторяют доводы, заявленные должностному лицу и судье районного суда, оценены ими и обоснованно отвергнуты как не влияющие на наличие состава административного правонарушения. Учреждение располагало собственными денежными средствами в сумме, достаточной для выплаты заработной платы и налога, в отношении которых бюджетные обязательства не были приняты. Дальнейшее уточнение платежей после поступления целевых денег также не является основанием освобождения от ответственности, а может быть только учтено как конкретные обстоятельства дела, в том числе при назначении наказания.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального права не имеется.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления и судебного решения, и направлены на переоценку доказательств, которые всесторонне, объективно и полно были исследованы судьей районного суда.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, является минимальным согласно санкции статьи 15.14 КоАП РФ.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 15 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хомлянской Н.Г. оставить без изменения, жалобу Хомлянской Н.Г.— без удовлетворения.

Судья