НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 20.05.2022 № 3А-51/2022

Дело № 3а-51/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2022 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шумова Н.А.

при секретаре Некрасовой М.Н.

с участием прокурора …………… Чунькова А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Сибирский проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности» к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании не действующим в части нормативного правового акта,

установил:

АО «Сибирский проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности» (далее АО «Сибпроектнииавиапром») обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия подпункта №1174 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29 декабря 2021 года № 4986 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

В обоснование требований истец указал, что АО «Сибпроектнииавиапром» является собственником здания производственного корпуса, назначение: нежилое, площадью 8704,3 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Административный истец полагает, что включение указанного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее по тексту - Перечень) противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанный объект недвижимости не обладает признаками делового, административного и коммерческого назначения и необоснованно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

27.01.2021 г. Департамент имущества и земельных отношений НСО направил истцу запрос, в котором сообщил, со ссылкой на Постановление Правительства НСО от 22.06.2015 №225-п, что Департаментом планируется проведение обследования фактического использования объекта недвижимости – здания по ул.Королева, 29, просил также предоставить сведения о представителе для согласования даты и времени обследования. Во исполнение запроса истец направил ответчику сканы технической документации на здание, однако никаких дальнейших действий со стороны ответчика для проведения мероприятий не последовало. 01.07.2021 г. истец на сайте Департамента обнаружил информацию о включении здания в Перечень на основании акта от 28.06.2021 №175. Не согласившись с указанным результатом, истец обратился в Департамент с заявлением о проведении обследования, которое фактически не проводилось, в чем ему ответчиком было отказано.

Истец полагает действия ответчика по установлению фактического использования объекта недвижимости только на основании технической документации неправомерными, поскольку Постановление Правительства НСО от 22.06.2015 №225-п предусматривает совокупность мероприятий в целях установления вида фактического использования объекта недвижимости. Истец ответчиком был введен в заблуждение о проведении фактического обследования путем осмотра здания.

Здание принадлежит истцу на праве собственности с 1998 г., используется им в качестве административно-производственного корпуса по назначению под кабинеты сотрудников института. Выводы ответчиком сделаны на основании наименований помещений в техпаспорте как «офисы», формально. При этом основным видом деятельности истца является разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники, техники безопасности. Доля сданных в аренду площадей не превышает 20%, свободный доступ посторонних лиц во внутренние помещения здания невозможна. Помещения в зданиях не предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения и фактически не используются в этих целях.

Ранее помещения в техническом паспорте значились как «кабинеты», их назначение было изменено в 2007 г., поскольку соответствующее налоговое законодательство отсутствовало и наименование не имело значения. В Новосибирской области понятие «офис» отсутствует.

Здание находится на земельном участке с кадастровым номером , вид разрешенного использования: обеспечение научной деятельности (3.9) – объекты для проведения научных исследований и изысканий, испытаний опытных промышленных образцов. Указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания, установленных приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Представитель административного истца Коптель Т.Б. в судебном заседании поддержала заявленные требования, дополнительно пояснила, что истцом в аренду сдается менее 20% площади здания, большая часть помещений используется самим истцом; у истца в штате около 120 человек.

Истцом представлены дополнительные письменные пояснения по делу (л.д.28 том 2).

Представитель административного ответчика Сарайкина Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.164 том 1), пояснила, что Департаменту для включения здания в Перечень было достаточно технической документации, фактическое обследование здания не проводилось, оно не является обязательным, истец неверно трактует нормы законодательства. Акт был составлен в ходе подготовки, в дальнейшем, при получении технической документации, необходимость фактического обследования отпала.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Объектами налогообложения для организаций, согласно п.1 ст.374 НК РФ, является, в том числе недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).

Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно ч.1 ст. 4.5 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 №142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров или в многоквартирных домах, общая площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 квадратных метров.

Согласно п.1 ч.7 ст.378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 №182-п «Об определении уполномоченного органа» департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Судом установлено, что 29 декабря 2021 года Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, в пределах своей компетенции, принят приказ № 4986 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (л.д.123 том 1), который опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www. nsopravo.ru 29 декабря 2021 года, в соответствии со ст.26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 №80-ОЗ.

Полномочия органа, принявшего оспариваемый акт, порядок его опубликования не оспариваются, соблюдены.

Указанным Приказом утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

В данный Перечень под №1174 включен объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (л.д.133 том 1).

Указанное здание, согласно выписке из ЕГРН на л.д. 51 том 1, является нежилым, площадью 8 704,3 кв.м, состоит из 9 этажей, 1963 года постройки, наименование: производственный корпус.

Здание принадлежит на праве собственности административному истцу – АО «Сибирский проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности» (ИНН ).

Административный истец, как плательщик налога на имущество организаций, имеет право на предъявление настоящего иска в суд.

Суд приходит к выводу, что включение здания в указанный Перечень являлось правомерным и оспариваемый приказ департамента является законным.

По смыслу приведенных норм федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Как следует из пояснений представителя ответчика, объект недвижимости был включен в Перечень на основании технической документации.

Как следует из технического паспорта на здание на л.д.29 том 1, составленного по состоянию на 04.09.2007 г., наименование объекта указано «здание производственного корпуса», назначение, использование – административно-производственный корпус, годы постройки здания - 1963, 1983, число этажей – 4-9, площадь здания – 8 704,3 кв.м, все помещения – нежилые.

Согласно экспликации к поэтажному плану здания (л.д.35 том 1), основными помещениями в здании являются офисы, остальные - подсобные помещения (шкафы, тамбуры, санузлы, коридоры и т.п.). Общая площадь офисов составляет 4477,6 кв.м, т.е. 51,4% от общей площади здания в 8 704,3 кв.м.

Административный истец ООО «Сибирский проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности» является коммерческой организацией. Из устава истца на л.д.197 том 1 следует, что общество осуществляет следующие виды деятельности: выполнение проектно-изыскательских, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, экспертиза проектной документации, сдача в аренду недвижимого имущества, внешнеэкономическая деятельность, защита государственной тайны и работа со сведениями, составляющими государственную тайну.

Из сведений ООО «Дубль ГИС», полученных на запрос суда (л.д.226-233 том 3, л.д.1-21 том 2), усматривается, что на момент принятия оспариваемого акта (29.12.2021 г.) в здании по указанному адресу было расположено 67 коммерческих организации, оказывающих различные, в том числе бытовые услуги населению.

Подтверждением приведенной ООО «Дубль ГИС» информации служат договоры аренды нежилых помещений, представленные истцом (л.д. 38-248 том 2, л.д.1-128 том 3), действовавшие на момент принятия оспариваемого акта, в количестве 69. Согласно договорам, помещения переданы арендаторам под офисы (п.1.4 договоров); общая площадь помещений, переданных в аренду, составляет 1647,1 кв.м.

Изложенное позволяет сделать выводы о том, что здание предназначено и используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20% площади здания занимают офисы, используемые как самим истцом, так и переданные им в аренду.

При этом площадь здания составляет 8 704,3 кв.м, что превышает площадь в 3 000 кв.м, предусмотренную ст.4.5 Закона НСО №142-ОЗ, как основание для признания здания объектом налогообложения.

Доводы истца о том, что в техническом паспорте 2007 г. помещения были поименованы как «офисы», поскольку соответствующее налоговое законодательство отсутствовало и наименование не имело значения, не принимаются судом. Статья 378.2 НК РФ введена Федеральным законом от 02.11.2013 г. №307-ФЗ, т.е. несколько лет назад и у истца имелось достаточно времени для приведения технической документации в соответствие с действительным, по его мнению, назначением помещений.

Назначение и использование помещений, поименованных как «офисы», в названных целях, подтверждаются, в том числе договорами аренды, в которых в п.1.4 предусмотрена передача нежилых помещений арендатору под офисы.

Доводы представителя истца о нарушении ответчиком порядка принятия оспариваемого акта, предусмотренного Постановлением Правительства Новосибирской области от 22.06.2015 №225-п «О порядке установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, отклоняются судом.

Анализ статьи 378.2 НК РФ позволяет прийти к выводу, что установление вида имущества, подлежащего налогообложению от кадастровой стоимости, возможно как на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, технических документах, так и в результате фактического обследования объекта.

Таким образом, действия Департамента, выводы которого по включению здания в Перечень основаны на технических документах, полностью согласуются с изложенной позицией. При таких обстоятельствах, поскольку Департаментом мероприятия по установлению вида фактического использования спорного объекта недвижимости не проводились, то и соблюдение порядка, предусмотренного названным Постановлением №225-п, не требовалось.

Как следует из пояснений представителя ответчика, акт о проведении мероприятий фактического использования (назначения) объектов недвижимости №175 от 28.06.2021 г. (л.д.13 том 1) составлен в порядке подготовки Перечня, не служил основанием включения объектов недвижимости в Перечень, составлен на основании технических документов. В связи с изложенным, акт не может быть рассмотрен как подготовленный на основании Постановления Правительства НСО от 22.06.2015 №225-п и не служит надлежащим доказательством по делу.

Обязанности у Департамента ставить в известность собственника имущества о выбранном им способе установления вида имущества законодательством не предусмотрено, в связи с чем доводы истца о введении его ответчиком в заблуждение намерением провести фактическое обследование здания, также несостоятельны.

Также судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН на л.д.49 том 1, здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 3099+/-19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обеспечение научной деятельности (3.9) – объекты для проведения научных исследований и изысканий, испытаний опытных промышленных образцов. Данный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №П/0412. Однако, как указано выше, в Перечень подлежат включению объекты недвижимости, которые отвечают хотя бы одному из критериев, установленных ст.378.2 НК РФ.

В данном случае объект недвижимости был включен в перечень не по виду разрешенного использования земельного участка, а по использованию здания в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый приказ принят Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, в установленном порядке, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод административного истца не нарушает, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Сибирский проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности» к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании не действующим со дня принятия подпункта №1174 приложения к приказу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29 декабря 2021 года № 4986 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Шумова Н.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2022 г.