НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 16.12.2021 № 3А-135/2021

Дело № 3а-135/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Разуваевой А.Л.

при секретаре Некрасовой М.Н.

с участием прокурора Жигаловой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> С.А., <данные изъяты> Т.И., <данные изъяты> Д.В., <данные изъяты> В.П., <данные изъяты> С.В., <данные изъяты> С.В., <данные изъяты> И.Б., <данные изъяты> О.Г., <данные изъяты> А.К. к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании не действующими нормативных правовых актов в части,

установил:

административные истцы обратились в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением к департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области и просили признать не действующими со дня принятия:

- подпункты № 54,55,56,57,58,59,66,68,69,74,75,76,77,80,81,83,84,85,86 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29 декабря 2016 г. № 3643 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»;

- подпункт № 9 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 г. № 5872 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»;

- подпункт № 9 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 19 декабря 2018 г. № 5375 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»;

подпункт № 9 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20 декабря 2019 г. № 5183 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»;

подпункт № 9 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 24 декабря 2020 г. № 4018 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

В обоснование требований указали, что являются собственниками помещений с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , , , , , , , , общей площадью 7 930 кв.м, входящих в состав здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Согласно пунктам № 54, 55, 56, 57, 58, 59, 66, 68, 69, 74, 75, 76, 77, 80, 81 83, 84, 85, 86 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017 г. (далее по тексту - Перечень), в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: г. <адрес> и входящие в его состав нежилые помещения с кадастровыми номерами , , , ,

, , ,

, ,

, , , , , и

Согласно пункту № 9 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 г., пункту 9 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г., пункту 9 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г. и пункту 9 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год - включено здание с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>

Заявители полагают, что включение вышеуказанных объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017-2021 годы, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 г. № 142-О3 «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», поскольку указанные объекты недвижимости не обладают признаками делового, административного и коммерческого назначения.

Административные истцы <данные изъяты> С.А., <данные изъяты> Т.И., <данные изъяты> Д.В., <данные изъяты> В.П., <данные изъяты> С.В., <данные изъяты> С.В., <данные изъяты> И.Б., <данные изъяты> О.Г., <данные изъяты> А.К. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя (т. 2 л.д. 3-8).

Представитель административных истцов <данные изъяты> И.О., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области <данные изъяты> Т.А., действующая на основании доверенности, требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д. 176-183).

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить административное исковое заявление, приходит к следующему.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Согласно части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 N 182-п, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (Шилохвостов Р.Г.) определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области: по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; по направлению в электронной форме перечня, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; по размещению перечня, указанного в пункте 1 настоящего постановления, на своем официальном сайте или на официальном сайте Правительства Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 N 80-О3 "О нормативных правовых актах Новосибирской области" областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области по вопросам, решение которых отнесено к их полномочиям, издают нормативные правовые акты в виде приказов, за исключением случаев, когда в соответствии с законом в положении об областном исполнительном органе государственной власти Новосибирской области предусмотрен иной вид издаваемого им нормативного правового акта.

Нормативные правовые акты областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области подписываются руководителем этого органа или лицом, исполняющим его обязанности (часть 4 вышеуказанной статьи).

Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительнораспорядительную деятельность и функции по нормативному правовому регулированию в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Новосибирской области (далее - областное имущество), управление и распоряжение областным имуществом в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, а также контроль за деятельностью подведомственных государственных унитарных предприятий Новосибирской области и государственных учреждений Новосибирской области (пункт 1 Положения о департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 N 428-п).

Пунктом 30 Положения о департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области установлено, что руководитель департамента издает приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности департамента.

29 декабря 2016 г. департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области издан приказ № 3643 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», который опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области (www.nso.ru) 29 декабря 2016 г. (т. 1 л.д. 216-219), в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области" (далее по тексту Закон № 80-ОЗ).

27 декабря 2017 г. департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области издан приказ № 5872 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области (www.nsopravo.ru) 27 декабря 2017 г. (т. 1 л.д. 220-221), в соответствии со статьей 26 Закона № 80-ОЗ, постановлением Губернатора Новосибирской области от 16 мая 2017 г. № 103 «Об утверждении Порядка опубликования нормативных правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, иной официальной информации в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области».

19 декабря 2018 г. департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области издан приказ № 5375 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области (www.nsopravo.ru) 21 декабря 2018 г. (т. 1 л.д. 222-223).

20 декабря 2019 г. департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области издан приказ № 5183 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области (www.nsopravo.ru) 23 декабря 2019 г. (т. 1 л.д. 224-225).

24 декабря 2020 г. департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области издан приказ № 4018 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области (www.nsopravo.ru) 24 декабря 2020 г. (т. 1 л.д. 226-227).

В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации приказы размещены на официальном сайте Правительства Новосибирской области до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» приняты приказы № 3643 от 29 декабря 2016 г., № 5872 от 27 декабря 2017 г., № 5375 от 19 декабря 2018 г., № 5183 от 20 декабря 2019 г., № 4018 от 24 декабря 2020 г., которыми определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как их кадастровая стоимость, на 2017-2021 годы.

В указанные Перечни, в том числе включены объекты недвижимости:

- на 2017 г. здание, с кадастровым номером , помещения с кадастровыми номерами , , , , ,

, , ,

, , ,

, , , ,

, (пункты 54, 55, 56, 57, 58, 59, 66, 68, 69, 74, 75, 76, 77, 80, 81,83, 84, 85, 86) (т. 1 л.д. 146-147).

- на 2018 г. в пункт 9 объект недвижимого имущества - здание, с кадастровым номером (т. 1 л.д. 149).;

- на 2019 г. в пункт 9 объект недвижимого имущества - здание, с кадастровым номером (т. 1 л.д. 151).;

- на 2020 г. в пункт 9 объект недвижимого имущества - здание, с кадастровым номером (т. 1 л.д. 153).;

- на 2021 г. в пункт 9 объект недвижимого имущества - здание, с кадастровым номером (т. 1 л.д. 154 оборот);

Из материалов дела следует, что объекты недвижимого имущества:

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 69,5 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № подвал, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 37-41);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 554,6 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 42-43);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 1160,6 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: 1-3; 5-17; 19-20. Этаж 7, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> Д.Б. на праве собственности (т. 1 л.д. 44-45);

- с кадастровым номером — помещение, назначение: нежилое, площадью 705,8 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 10, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 46-48);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 1159,4 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 3, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.А. на праве собственности (т. 1 л.д. 49-50);

- с кадастровым номером - помещение, площадью 39,6 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № технический этаж, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности(т. 1 л.д. 51-52);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 139,8 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 4, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 53-54);

- с кадастровым номером -помещение, назначение: нежилое, площадью 188,7 кв.м номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1 (Подземный этаж), вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 55-56);

- с кадастровым номером -помещение, назначение: нежилое, площадью 539,2 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1-13, технический, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 57-58);

- с кадастровым номером -помещение, назначение: нежилое, площадью 970,2 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 2, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.А. на праве собственности (т. 1 л.д. 59-61);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 22,6 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 62-67);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 78,7 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 69-75);

- с кадастровым номером -помещение, назначение: нежилое, площадью 57,6 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 76-82);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 31,7 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 83-89);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 1192,9 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 8, вид разрешенного использования - данные отсутствуют, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве собственности (т. 1 л.д. 90-92);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 87,4 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: Подвал № Подвал, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> О.Г. на праве собственности (т. 1 л.д. 93-98);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 70,1 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: Подвал № Подвал, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> О.Г. на праве собственности (т. 1 л.д. 99-104);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 562,9 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № подвал, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> С.В. на праве общей долевой собственности, 2/15; <данные изъяты> С.В. на праве общей долевой собственности, 2/15; <данные изъяты> И.Б. на праве общей долевой собственности, 1/15; <данные изъяты> В.П. на праве общей долевой собственности, 1/15; <данные изъяты> С.А. на праве общей долевой собственности, 2/15; <данные изъяты> Т.И. на праве общей долевой собственности, 1/15; <данные изъяты> Д.В. на праве общей долевой собственности, 2/15 (т. 1 л.д. 105- 109);

- с кадастровым номером — помещение, назначение: нежилое, площадью 12,8 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 4, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> А.К. на праве собственности (т. 1 л.д. 110-111);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 17,8 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 4, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> А.К. на праве собственности (т. 1 л.д. 112-113);

- с кадастровым номером - помещение, назначение: нежилое, площадью 268,6 кв.м, номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место:: Этаж № 4, вид разрешенного использования - нежилое, принадлежит административному истцу <данные изъяты> А.К. на праве собственности (т. 1 л.д. 114-115).

Указанные объекты недвижимого имущества включены в Перечни по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером , на котором располагается здание, имеет вид разрешенного использования в том числе: здания организации кредитования, страхования и коммерческого назначения, административные здания.

Здание с кадастровым номером , расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1666 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: здания организации кредитования, страхования и коммерческого назначения (банки, отделения банков и т.п.), административные здания; автостоянки надземные закрытого типа, открытого типа (постоянные и временные), подземные и многоуровневые, боксового типа вместимостью до 300 автомобилей; магистральные сети и объекты инженерной инфраструктуры, связанные с обслуживанием объектов данной подзоны, дата присвоения кадастрового номера 25 января 2006 г. (т. 1 л.д. 116-117). Земельный участок предоставлен в аренду мэрией г. Новосибирска (договор аренды земельного участка на территории города Новосибирска с множественностью лиц на стороне арендатора т.1 л.д. 231- 233).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким органом, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, является Министерство экономического развития Российской Федерации.

На момент издания оспариваемых нормативных правовых актов, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014г. № 540 был утвержден Классификатор видов разрешенного использования, которым определялись виды разрешенного использования земельных участков.

Как следует из материалов административного дела, принадлежащие административным истцам нежилые помещения в здании, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, расположены на земельном участке с видом разрешенного использования: здания организации кредитования, страхования и коммерческого назначения (банки, отделения банков и т.п.), административные здания; автостоянки надземные закрытого типа, открытого типа (постоянные и временные), подземные и многоуровневые, боксового типа вместимостью до 300 автомобилей; магистральные сети и объекты инженерной инфраструктуры, связанные с обслуживанием объектов данной подзоны.

Данные виды разрешенного использования не позволяют сделать однозначный вывод о размещении на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Из буквального толкования вышеуказанных видов разрешенного использования следует, что они могут предусматривать размещение на земельном участке как офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, так и зданий иного назначения, которые Налоговым кодексом Российской Федерации и региональным законодательством не относятся к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Вопреки позиции административного ответчика земельный участок, вид которого разрешает эксплуатацию «административного здания», не тождественен понятию «офисного здания делового, административного и коммерческого назначения», содержащемуся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также не соответствует Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшего в период издания оспариваемых приказов.

С учетом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) спорное здание не могло быть включено в перечень только по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что в отношении спорного объекта недвижимости фактическое обследование до включения его в Перечни не проводилось. Как пояснил представитель административного ответчика, здание включалось в Перечни только по виду разрешенного использования земельного участка.

Чтобы признать вышеуказанное нежилое здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Обследования данного объекта недвижимости в спорные периоды административным ответчиком не производилось.

Из этого следует, что на момент включения указанного здания в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества на 2017-2021 годы его фактическое использование не устанавливалось.

Согласно представленным в рамках настоящего административного дела техническим документам (экспликация к поэтажному плану здания (строения), расположенного по адресу <адрес>.1 л.д. 136-144) в состав здания преимущественно входят следующие помещения: лестничные клетки, коридор, тамбур, кабинет, санитарные узлы, технические и подсобные помещения, лифтовой холл, ниша. При этом термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" не могут быть учтены судом в качестве офисных помещений.

При этом суд не может согласиться с позицией административного ответчика о невозможности принятия в качестве доказательства вышеуказанной экспликации, по причине отсутствия в ней даты составления.

Как пояснил представитель административных истцов, копия экспликации к техническому паспорту получена общедоступным способом. Этот технический паспорт по состоянию на 2008г. находится в электронном виде в отчете об оценки в ЕГРН.

Представленная в материалы дела экспликация к поэтажному плану здания, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом требований статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дает возможность установить технические характеристики помещений здания. Сам по себе факт отсутствия даты составления экспликации позволяет суду признать данное доказательство допустимым. Более того, доказательства, опровергающие сведения, содержащиеся в экспликации, административным ответчиком не представлены.

Таким образом, документом технического учета не подтверждается, что спорное здание имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также представленные договоры аренды не подтверждают использование нежилых помещений в здании в качестве офисных в спорный период.

Согласно информационному письму от 11 ноября 2015 г. № 01/15-1297 договор аренды № 10 от 15 марта 2013 г. помещения, заключенный между индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> С.В. и ООО <данные изъяты>» для использования помещения под офисные цели расторгнут с 31 декабря 2015 г. (т. 2 л.д. 103)

Как следует из договора аренды недвижимого имущества от 10 сентября 2018 г. (т.2 л.д. 104-113), заключенного между индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> С.В. и АО <данные изъяты> в аренду переданы помещения для размещения системы гарантированного электроснабжения на базе передвижной дизель-генераторной установки, инв. № 1-000408 Арендатора. Срок договора аренды до 31 декабря 2024 г. (т.2 л.д. 121).

Из договора аренды нежилого помещения от 04 февраля 2013 г. № 2/1 (т.2 л.д. 125-127), заключенного между индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> С.А. и индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> П.И. следует, что в аренду переданы помещения для размещения пункта общественного питания Арендатора. Срок действия договора до 28 февраля 2018 г.

Доказательств того, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов нежилые помещения, переданные в аренду, использовались в качестве офисов, суду не представлено.

Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечни, не представлено, и не содержится в материалах дела.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу части 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 октября 2015 г. № 2473-О и в постановлении от 11 апреля 2000 г. № 6-П констатировал, что проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустима вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя. В то же время утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту. Прежде всего, это касается нормативных правовых актов, хотя и отмененных, но подлежащих применению к правоотношениям, возникшим до их утраты.

Таким образом, основным фактором, определяющим возможность оспаривать нормативный правовой акт в судебном порядке, является не момент утраты его правовой силы, а доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов административного истца. Следовательно, возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока содержащиеся в нем предписания применяются к заинтересованному лицу.

Из материалов административного дела следует, что на момент подачи административного иска в суд приказы департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29 декабря 2016 г. № 3643, от 27 декабря 2017 г. № 5872, от 19 декабря 2018 г. № 5375, от 20 декабря 2019 г. № 5183 утратили свое действие.

При этом их оспариваемые положения применялись к административным истцам, как к плательщикам налога на имущество в периоды с 2017 г. по 2020 г., следовательно, продолжают применяться к правоотношениям, связанным с уплатой налогов. У истцов не утрачена возможность оспаривания указанных Перечней в соответствующей части, и их права подлежат судебной защите.

Включение спорного здания в Перечень (приказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 24 декабря 2020 г. № 4018) произведено в целях налогообложения на 2021 год. На момент подачи административного иска в суд срок уплаты налога не наступил.

Статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

При таких обстоятельствах, Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017-2021 годы, в оспариваемой части подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству с момента их принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление <данные изъяты> С.А., <данные изъяты> Т.И., <данные изъяты> Д.В., <данные изъяты> В.П., <данные изъяты> С.В., <данные изъяты> С.В., <данные изъяты> И.Б., <данные изъяты> О.Г., <данные изъяты> А.К. удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия:

- подпункты № 54,55,56,57,58,59,66,68,69,74,75,76,77,80,81,83,84,85,86 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 29 декабря 2016 г. № 3643 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, вотношении которых налоговая база по налогу на имуществоорганизаций и налогу на имущество физических лиц определяетсякак кадастровая стоимость, на 2017 год»;

- подпункт № 9 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27 декабря 2017 г.№ 5872 «Об определении перечня объектов недвижимогоимущества, в отношении которых налоговая база по налогу наимущество организаций и налогу на имущество физических лицопределяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»;

- подпункт № 9 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 19 декабря 2018 г. № 5375 «Об определении перечня объектов недвижимогоимущества, в отношении которых налоговая база по налогу наимущество организаций и налогу на имущество физических лицопределяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»;

- подпункт № 9 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20 декабря 2019 г. № 5183 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества,в отношении которых налоговая база по налогу на имуществоорганизаций и налогу на имущество физических лиц определяетсякак кадастровая стоимость, на 2020 год»;

- подпункт № 9 приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 24 декабря 2020 г. № 4018 «Об определении перечня объектов недвижимогоимущества, в отношении которых налоговая база по налогу наимущество организаций и налогу на имущество физических лицопределяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале Правительства Новосибирской области (www.nsopravo.ru).

Решение быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Разуваева А.Л.

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2021 г.