НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 14.09.2023 № 7-303/2023

Судья Малахов С.Л. Дело № 7-303/2023

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2023 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОБУиО – главного бухгалтера Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 1 июня 2023 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области ФИО2 от 1 марта 2023 года начальник ОБУиО - главный бухгалтер Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в районный суд.

Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 1 июня 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит отменить принятые акты, прекратив производство по делу.

Указывает, что у ТФОМС НСО нет обязанности по оплате реестров счетов и счетов медицинских организаций по территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

Обращает внимание суда на то, что обязательства ТФОМС НСО перед <данные изъяты> в силу законодательства об обязательном медицинском страховании и договора были выполнены. Счета медицинских организаций по углубленной диспансеризации оплачены <данные изъяты> в том числе <данные изъяты> руб. за счет иных источников целевых средств.

Средства из резервного фонда Правительства РФ были предусмотрены только на 2021 год. С 2022 года код бюджетной классификации по углубленной диспансеризации отменен. В данной ситуации присутствует не искажение отчетности, а нецелевое использование средств страховой компанией, что подтверждается соответствующими актами. Использование не по целевому назначению СМО целевых средств не влечет обязательств по возмещению этих средств из бюджета ТФОМС. Напротив, на основании акта внеплановой выездной тематической проверки ТФОМС НСО начислена задолженность СМО перед ТФОМС НСО.

Полагает, что решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска вынесено с нарушением норм материального права, поэтому подлежит отмене с прекращением производства по делу.

Изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, ее защитника Мусихина И.В., представителей должностного лица ФИО3 и ФИО4, а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с примечанием к статье 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в числе прочего, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

ФИО1, являясь начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности – главным бухгалтером Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес>, привлечена к административной ответственности за совершение действий: в результате неоплаты ТФОМС в 2021 году Новосибирскому филиалу АО «<данные изъяты>» принятых к оплате, прошедших медико-экономический контроль, счетов и реестров счетов по медицинской помощи в рамках углубленной диспансеризации, предъявленных медицинскими организациями по лицам, застрахованным в страховых медицинских организациях в октябре 2021 года в количестве 44 на общую сумму <данные изъяты> руб., по состоянию на 01.01.2022 перед Новосибирским филиалом АО «<данные изъяты>» образовалась кредиторская задолженность в размере <данные изъяты> рублей, не отраженная в бюджетном учете по счету 1 302 61 000 «Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения», что повлекло искажение бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2022 года.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются представленными и исследованными материалами проверки, бухгалтерскими документами, пояснениями ФИО1, которым должностным лицом и судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, относятся к бюджетным и регулируются положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (пункт 2); баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета (абзац 3 пункта 4).

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, предусмотрено, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (абзац 6 пункта 3); в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую (абзац 13 пункт 3).

Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, определено, что бюджетная отчетность составляется на основе плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности (абзац 3 пункт 7); в разделе «Обязательства» отражаются остатки кредиторской задолженности получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора доходов бюджетов по счетам бюджетного учета: строка 410 - кредитовый остаток по счетам, из них по счету 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (абзац 4 пункт 18).

Федеральный закон от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В соответствии со статьей 9 названного закона участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.

В соответствии со статьей 13 названного закона территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" урегулированы Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Правила №108н).

В соответствии с пунктом 122 Правил №108н взаимодействие территориального фонда со страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями и страховых медицинских организаций с медицинскими организациями осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования.

Страховая медицинская организация в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования представляет в территориальный фонд: 1) ежемесячно, не позднее пятого рабочего дня месяца, заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи; 2) ежемесячно, не позднее пятнадцатого рабочего дня месяца, следующего за отчетным, заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями (пункт 123).

Территориальный фонд в течение пяти рабочих дней со дня получения счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи от медицинских организаций обеспечивает направление не отклоненных территориальным фондом по результатам медико-экономического контроля счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи по территориальной программе, а также сведения о результатах указанного медико-экономического контроля в страховые медицинские организации согласно страховой принадлежности застрахованных лиц (пункт 127).

Территориальный фонд осуществляет перечисление целевых средств в страховую медицинскую организацию (за исключением средств, направленных из нормированного страхового запаса территориального фонда) в течение трех рабочих дней:

1) со дня получения заявки на авансирование, в размере, указанном в заявке на авансирование, но не более 50 процентов от размера финансового обеспечения страховой медицинской организации, рассчитанного в соответствии с пунктом 139 настоящих Правил, на месяц, предшествующий месяцу направления заявки на авансирование;

2) со дня получения заявки на получение средств на оплату счетов с учетом ранее направленных средств на авансирование, но не более суммы целевых средств, рассчитанной исходя из количества застрахованных лиц и дифференцированных подушевых нормативов (с учетом остатка целевых средств, возвращенных в территориальный фонд в предыдущие периоды) – пункт 128.

Остаток целевых средств, полученных по заявкам, страховая медицинская организация возвращает в территориальный фонд в течение трех рабочих дней после завершения расчетов с медицинскими организациями за отчетный месяц (пункт 129).

При превышении объема средств, необходимых для оплаты медицинской помощи за отчетный месяц по представленным счетам на оплату медицинской помощи над размером финансового обеспечения, утвержденным территориальным фондом для страховой медицинской организации по подушевым нормативам, с учетом остатка целевых средств, возвращенных или подлежащих возврату страховой медицинской организацией в территориальный фонд в (за) предшествующие периоды, страховая медицинская организация вправе обратиться в территориальный фонд за предоставлением средств для оплаты медицинской помощи из нормированного страхового запаса территориального фонда (пункт 132).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» оплата медицинской помощи застрахованному лицу осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 3.1 статьи 30 Федерального закона, на основании представленных медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь, финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона, реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти, и в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 121).

В соответствии с Учетной политикой для целей бюджетного учета ТФОМС НСО, утвержденной приказом от 31.12.2020 № 324, в перечень неунифицированных форм первичных документов входят акт сверки расчетов по договору о финансовом обеспечении ОМС (пункт 10), реестр счетов медицинских организаций, с учетом результатов проведенного контроля (пункт 15) – л.д. 82 т. 4 материала.

Как правильно установлено должностным лицом, акт сверки № 12 между АО «<данные изъяты>» и ТФОМС по НСО от 10.01.2022 не учитывает первичные документы, принятые к оплате и прошедшие медико-экономический контроль, форма акта сверки как неунифицированного первичного документа не содержит обязательных реквизитов первичного учетного документа, указанных в части 2 статьи 9 Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (содержание факта хозяйственной жизни). Вместе с тем в реестрах счетов с учетом проведенного медико-экономического контроля отражены факты хозяйственной жизни.

Доводы об отсутствии вины и невозможности выявить нарушения при составлении акта сверки, поскольку данные предоставляются другим лицом (АО «<данные изъяты>») не принимаю. Помимо акта сверки, первичным учетным документом являются реестры счетов, кроме того, к акту сверки № 12 от 10.01.2022 предоставлялась пояснительная записка и расшифровка к пояснительной записке, из которых следует, что выплата медицинским организациям по медицинской помощи в рамках углубленной диспансеризации в сумме <данные изъяты> руб. произведена за счет средств подушевого финансирования, а не из средств иного межбюджетного трансферта, следовательно, финансирование для оплаты за оказание медицинской помощи в рамках углубленной диспансеризации за счет средств межбюджетного трансферта произведено меньше, образовалась недоплата, что повлекло недостоверную информацию в акте сверки, на основании которого сформирована бюджетная отчетность.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поскольку на основании приказа (распоряжением) директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 02.09.2016 № 27-дк ФИО1 занимает должность начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области и на нее согласно должностной инструкции возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, она обжалуемым постановлением обоснованно привлечена к административной ответственности по вмененному правонарушению.

Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, за впервые совершенное административное правонарушение, является соразмерным содеянному и справедливым.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 1 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера – начальника ОБУиО Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу — без удовлетворения.

Судья Ю.А. Конева