Судья Заботина Н.М. Дело № 7-92/2019
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 13 марта 2019 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гладышевой Н.Н. – Зайнутдинова Р.Ф. на решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 10 января 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» Гладышевой Натальи Николаевны,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области Несина В.Н. № 51-22-30/18-174 от 24 октября 2018 года главный бухгалтер Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Сибуправтодор» или Учреждение) Гладышева Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Гладышевой Н.Н. – Зайнутдинов Р.Ф. обжаловал его в порядке статьи 30.1 КоАП РФ в суд.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 10 января 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, защитник Зайнутдинов Р.Ф. просит отменить принятые акты, прекратив производство по делу.
В обоснование доводов жалобы указано, что в постановлении неверно указана дата рассмотрения дела, что, по мнению автора жалобы, влечет незаконность принятых актов.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом нарушено право Гладышевой Н.Н. на защиту, в связи с необоснованным отказом в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела 24 октября 2018 года, когда защитник находился в служебной командировке. Определение должностного лица об отказе в удовлетворении ходатайства является немотивированным.
Судьей районного суда необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание при рассмотрении жалобы должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела оглашена резолютивная часть постановления, которая отсутствует в материалах дела, и чему не дано оценки судьей.
Судьей необоснованно допущены в качестве представителей должностного лица – Кашкина Т.Б. и Червяков П.Ю.
Автор жалобы обращает внимание, что включение в бюджетную отчетность расходов, отраженных в извещении, поступившем из Федерального дорожного агентства (далее – Росавтодор), не повлекло нарушений действующего бюджетного законодательства.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.6 КоАП РФ, характеризуется наличием в действиях лица умысла в части предоставления недостоверной бюджетной отчетности, что не установлено должностным лицом и судьей.
Судьей не дано оценки, что должностным лицом Гладышевой Н.Н. не допущено грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету.
Дополнительно заявитель просил учесть, что действия Гладышевой Н.Н. квалифицированы неверно, поскольку формально подпадают под состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по которому истек.
Имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем просил прекратить производство по делу, признав совершенное правонарушение малозначительным.
Изучив доводы жалобы, которые поддержал защитник Гладышевой Н.Н. – Зайнутдинов Р.Ф., заслушав возражения представителей административного органа Управления Федерального казначейства по Новосибирской области – Зуеву Г.И. и Кашкину Т.Б., а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ) относит к бюджетным правоотношениям отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (статья 1 БК РФ).
Исходя из понятий, данных в статье 6 БК РФ, а также положений, предусмотренных статей 264.1 БК РФ, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Участниками бюджетного процесса являются: финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономическими субъектами являются: коммерческие и некоммерческие организации; государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центральный банк Российской Федерации; индивидуальных предпринимателей, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, к экономическим субъектам закон относит, в том числе юридических лиц.
С учетом изложенного, ФКУ «Сибуправтодор» относится к получателю бюджетных средств (получателю средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (статьи 6, 161 БК РФ).
Особенности правового положения казенных учреждений определены статьей 161 БК РФ, в которой предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть первая данной статьи).
Согласно части 5 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (часть 8).
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Подпунктом 3 части 3 и частью 4 статьи 264.1 БК РФ определено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями БК РФ. Бюджетная отчетность включает, в том числе Отчет о финансовых результатах деятельности, который содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями закона, является бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года №191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 92 Инструкции, Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) составляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета и содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе кодов Классификации операций сектора государственного управления по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
В указанном Отчете получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета отражаются показатели признанных в учете доходов и расходов текущего (отчетного финансового года в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ) (пункт 96 Инструкции).
В соответствии с пунктом 276 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года N 157н, счет 030404000 "Внутриведомственные расчеты" предназначен для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждений (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), также расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами), а также между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними.
Таким образом, в бюджетном учете счет 030404000 "Внутриведомственные расчеты" следует применять при отражении операций по расчетам между главным администратором доходов бюджета и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.
Порядок отражения в бюджетном учете операций по расчетам между главным администратором доходов бюджета и подведомственными ему администраторами доходов бюджета определен Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 декабря 2010 года N 162н.
Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (редакция, действовавшая на момент вменяемого правонарушения).
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области в ФКУ «Сибуправтодор» выявлены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в завышении данных Отчета о финансовых результатах деятельности по состоянию на 01 января 2018 год (форма ОКУД 0503121) при формировании бюджетной отчетности, в связи с принятием к учету расходов по разработке проектной документации системы кондиционирования технологических помещений в Учреждении и расходов по работам по результатам исполнения обязательств, возникших между Федеральным дорожным агентством и ЗАО «КРОК инкорпорейтед» на общую сумму 1581785,72 рублей, которые не являются финансовыми или нефинансовыми активами, а также с учетом отсутствия обязательств между ФКУ "Сибуправтодор" и Федеральным дорожным агентством.
Выявленные в ходе проверки административным органом нарушения явились основанием для составления в отношении главного бухгалтера ФКУ «Сибуправтодор» Гладышевой Н.Н. протокола №51-22-30/18-174 от 13 сентября 2018 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ, а 24 октября 2018 года Гладышева Н.Н. на основании постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области привлечена к административной ответственности по указанному составу.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, полученных с соблюдением требований закона и которым в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оснований для иной оценки представленных доказательств судья вышестоящего суда не находит.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и положений части 10.1 статьи 161 БК РФ, руководителем экономического субъекта (казенного учреждения) обязанность ведения бухгалтерского учета и формирования бюджетной отчетности возлагается на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо передается иной организации (централизованной бухгалтерии).
На основании приказа от 10 августа 2001 года №252ок Гладышева Н.Н., являясь главным бухгалтером ФКУ "Сибуправтодор", в соответствии с должностной инструкцией несет ответственность за надлежащее формирование бухгалтерской и бюджетной отчетности.
Принимая во внимание изложенное, выводы административного органа и судьи районного суда о том, что Гладышевой Н.Н. допущено нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности в результате ненадлежащего исполнения своих служенных обязанностей, а также о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, являются правильными.
Применительно к порядку представления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.15.6 КоАП РФ, является специальным и субъектом административного правонарушения являются субъекты бюджетных правоотношений, в связи с чем вопреки доводам жалобы, оснований для переквалификации действий Гладышевой Н.Н. на статью 15.11 КоАП РФ не имеется.
Необоснованными являются доводы жалобы о нарушении права Гладышевой Н.Н. на защиту, что выразилось в отказе должностным лицом в отложении рассмотрения дела, о чем приведены мотивированные доводы судьей.
Не основаны на законе и доводы жалобы об отказе судьей в вызове должностного лица, поскольку последнее, исходя из содержания главы 25 КоАП РФ, не является участником производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем его вызов в суд является правом, а не обязанностью судьи.
Не влияет на законность принятого решения и факт отсутствия в материалах дела резолютивной части постановления, поскольку факт оглашения таковой не оспаривается, а постановление должностного лица и решение судьи районного суда соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права не имеется.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления и судебного решения, и направлены на переоценку доказательств, которые всесторонне, объективно и полно были исследованы судьей районного суда.
Неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности, в материалах дела не имеется, в связи с чем не усматривается оснований не согласиться с выводами судьи районного суда.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств дела не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, является минимальным согласно санкции статьи 15.15.6 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств, характера правонарушения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным не имеется. Кроме того, это является правом, а не обязанностью судьи.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 10 января 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» Гладышевой Натальи Николаевны, оставить без изменения, жалобу защитника Гладышевой Н.Н. – Зайнутдинова Р.Ф. — без удовлетворения.
Судья