НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 09.03.2022 № 7-83/2022

Судья Гаврилец К.А. Дело № 7-83/2022

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 09 марта 2022 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Русавиапром» Даниловой Е.А. на решение судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 10 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Русавиапром»,

установил:

постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области Гребенщикова Е.М.-ППР/12-7097-И/70-363 от 28 июня 2021 года Общества с ограниченной ответственностью «Русавиапром» (далее ООО «Русавиапром» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник ООО «Русавиапром» Данилова Е.А. обжаловала его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 10 ноября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Даниловой Е.А. без удовлетворения.

На данное решение защитником ООО «Русавиапром» Даниловой Е.А. подана жалоба в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ.

Согласно доводам жалобы, формальный состав правонарушения не является основанием для отказа в применении положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождении лица от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения. По мнению заявителя, прокурорская проверка проведена с нарушениями.

Просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, заслушав заключение помощника Новосибирского транспортного прокурора Грязновой Е.А., а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать: безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу требований, предусмотренных статьей 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить: создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Согласно статье 225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В силу подпункта 1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтрудсоцразвития Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29, порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

В соответствии с подпунктом 2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтрудсоцразвития Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29, внеплановый инструктаж проводится, в том числе при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда.

В соответствии с подпунктом 1.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения - будущего трудового потенциала нации.

Согласно подпункту 8.9. Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», внеплановый инструктаж, проводят в том числе, при введении в действие новых или изменении инструкций по охране труда на рабочем месте, инструкций по безопасному выполнению работ, иной технологической документации, а также при изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, касающиеся порядка выполнения работ, порученных данному работающему (работающим).

Согласно пункту 1.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденного приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года № 903н, Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок.

Требования Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций (далее - работники), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, в том числе работы с приборами учета электроэнергии, измерительными приборами и средствами автоматики, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.

Требования охраны труда, обусловленные особенностью эксплуатации специализированных электроустановок, в том числе контактной сети электрифицированных железных дорог, городского электротранспорта, устанавливаются отраслевыми правилами по охране труда, а также отражаются в нормативных документах по обслуживанию данных электроустановок.

В соответствии с пунктом 1.2 указанных Правил Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.

Согласно пункту 2.3 Правил работники, относящиеся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, а также должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам.

Требования Правил, установленные для работников из числа электротехнического персонала, являются обязательными и для работников из числа электротехнологического персонала.

Приведенные в приложении N 1 к Правилам требования к персоналу в отношении электробезопасности являются минимальными и решением руководителя организации могут быть дополнены.

Группа I по электробезопасности распространяется на неэлектротехнический персонал (не относящийся к электротехническому и электротехнологическому персоналу). Перечень должностей, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I по электробезопасности, определяет руководитель организации (обособленного подразделения). Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I по электробезопасности с оформлением в журнале, который должен содержать фамилию, имя, отчество работника, его должность, дату присвоения группы I по электробезопасности, подпись проверяемого и проверяющего. Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током.

В силу пункта 2 Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года №290н (далее - Межотраслевые правила от 1 июня 2009 года №290н), требования настоящих Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно пункту 4 указанных Межотраслевых правил от 1 июня 2009 года №290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

Согласно пункту 5 Межотраслевых правил от 1 июня 2009 года №290н, предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с пунктом 9 Межотраслевых правил от 1 июня 2009 года №290н, работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.

В силу пункта 13 Межотраслевых правил от 1 июня 2009 года №290н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.

Согласно пункту 30 Межотраслевых правил от 1 июня 2009 года №290н, Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ.

В соответствии с пунктом 34 Межотраслевых правил от 1 июня 2009 года №290н, ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).

Согласно пункту 2 типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н (далее Типовых норм), данный стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Пунктом 3 указанных Типовых норм установлено, что приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя.

Согласно пункту 5 Типовых норм смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению № 1 к настоящему Приказу.

В соответствии с пунктом 13 Типовых норм перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.

В соответствии с пунктом 24 Типовых норм работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.

Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем.

Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств за исключением средств, указанных в пункте 7 Типовых норм, должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

В соответствии с пунктом 26 Типовых норм ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с Типовыми нормами, за организацию контроля правильности их применения работниками, а также за хранение смывающих и (или) обезвреживающих средств возлагается на работодателя (его представителя).

Приказом Минздравсоцразвития России от 05 марта 2011 года № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» (действовавшему на момент совершения правонарушения), утверждены требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам согласно приложению.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной и документарной проверки, проведенной в феврале - апреле 2021 года Новосибирской транспортной прокуратурой, выявлены нарушения ООО «Русавиапром» приведенных требований законодательства об охране труда, создающие угрозу для жизни и здоровья работников предприятия, выразившиеся в следующем:

- работникам ООО «Русавиапром» не проведен внеплановый инструктаж при введении в действие новых правил по охране труда. К примеру, Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденные приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 года № 835н, Правила по охране труда при обработке металлов, утвержденные приказом Минтруда России от 11 декабря 2020 года № 887н, Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года № 903н;

- не определены на основании Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, и не утверждены работодателем нормы выдачи работникам ООО «Русавиапром» специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

- не обеспечено информирование работников о полагающихся им СИЗ, при заключении трудового договора работники не ознакамливаются с Межотраслевыми правилами, а также с соответствующими профессии или должности типовыми нормами выдачи СИЗ;

- работникам (согласно проанализированным карточкам, так как сведения о выдаче СИЗ в них отсутствуют) не выдаются средства индивидуальной защиты согласно норм выдачи, контроль за своевременным обеспечением работников СИЗ не осуществляется. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты ведутся с отступлением. Согласно личной карточке учета выдачи СИЗ (без №) слесаря-сборщика летательных аппаратов Щербакова А.И., не выданы: костюм хлопчатобумажный летний (1/1 год, срок носки истек 12 сентября 2020 года), ботинки кожаные (1/1 год). На лицевой стороне карточки не заполнена графа «Дата поступления на работу», «Предусмотрена выдача (наименование типовых (типовых отраслевых) норм», «Размер перчаток», на оборотной стороне карточки не заполнена графа «№ сертификата или декларации соответствия». Согласно личной карточке учета выдачи СИЗ (без №) слесаря-сборщика летательных аппаратов Шатрова Д.А., не выданы: костюм хлопчатобумажный летний (1/1 год, срок носки истек 12 марта 2021 года), ботинки кожаные (1/1 год). На лицевой стороне карточки не заполнена графа «Дата поступления на работу», «Предусмотрена выдача (наименование типовых (типовых отраслевых) ном», «Размер перчаток», на оборотной стороне карточки не заполнена графа «№ сертификата или декларации соответствия». Согласно личной карточке учета выдачи СИЗ (без №) слесаря-сборщика летательных аппаратов Федорова Н.Г., не выданы: костюм хлопчатобумажный летний (1/1 год, срок носки истек 12 декабря 2020 года), ботинки кожаные (1/1 год). На лицевой стороне карточки не заполнена графа «Предусмотрена выдача (наименование типовых (типовых отраслевых) норм», «Размер перчаток», на оборотной стороне карточки не заполнена графа «№ сертификата или декларации соответствия». Согласно личной карточке учета выдачи СИЗ (без №) техника 2 категории Кияшко А.Л., не выданы: костюм хлопчатобумажный летний (1/1 год, срок носки истек 31 июля 2019 года), ботинки кожаные (1 / 1 год, срок носки истек 31 июля 2019 года). На лицевой стороне карточки не заполнена графа «Предусмотрена выдача (наименование типовых (типовых отраслевых) норм», «Размер перчаток», на оборотной стороне карточки не заполнена графа «№ сертификата или декларации соответствия»;

- работодателем не обеспечивается уход за СИЗ – не осуществляется химическая чистка, стирка СИЗ;

- не разработаны инструкции по охране труда при работе на заточном станке, при работе на копировально-множительной технике;

- в связи с введением в действие с 01 января 2021 года Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года № 903н, не пересмотрена инструкция по охране труда для неэлектротехнического персонала при аттестации на 1 группу допуска по электробезопасности № ИОТ-11-2015, утвержденная 02 ноября 2015 года;

- инструктаж и присвоение I группы по электробезопасности работникам ООО «РУСАВИАПРОМ» не проводится. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, Перечень должностей, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I, проверке не предоставлен;

- работникам не выдаются, согласно нормам выдачи, смывающие и (или) обезвреживающие средства; личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств не заведены;

- отсутствует аптечка установленного образца, с комплектацией соответствующими изделиями медицинского назначения. Имеющаяся аптечка для оказания первой помощи работникам с истекшим сроком годности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Русавиапром» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Факт нарушения Обществом требований трудового законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым должностным лицом и судьей районного суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, ООО «Русавиапром» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Допустимых и достоверных доказательств, которые бы вызывали сомнение в виновности общества, в том числе доказательств принятия всех зависящих от юридического лица мер по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, по делу не усматривается.

Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным согласно статье 2.9 КоАП РФ не имеется.

По существу доводы жалобы, в том числе о допущенных нарушениях при проведении проверки и наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, были предметом рассмотрении суда второй инстанции обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном акте. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Таким образом, основания для отмены принятых по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Русавиапром» актов отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 10 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Русавиапром», оставить без изменения, жалобу защитника Даниловой Е.А. — без удовлетворения.

Судья (подпись) Ю.Г.Деменкова

Копия верна: судья облсуда