Дело № 3а-59/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 августа 2016 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре Апариной М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, с участием прокурора Трифоновой М.К., по административному исковому заявлению ООО «Зерона» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Приказа департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2015 года № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год»
установил:
ООО «Зерона» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенного Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2015 года № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», в части строк с порядковыми номерами 956, 957, 958, 959. В обоснование требований указав, что является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
1) водопроводные сети протяженностью 66,0 м с кадастровым номером № (строка с порядковым номером 956);
2) канализационные сети протяженностью 240,0 м с кадастровым номером № (строка с порядковым номером 957);
3) теплотрасса протяженностью 500,3 кв. м с кадастровым номером № (строка с порядковым номером 958);
4) электрические сети протяженностью 1195,5 м с кадастровым номером № (строка с порядковым номером 959).
Указанные объекты являются инженерными сетями.
Административный истец полагает, что включение вышеуказанных объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее по тексту - Перечень) противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанные объекты недвижимости не обладают признаками административно-делового или торгового центра.
Представитель административного истца по доверенности Михеева Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по доверенности Бушмакина Н.В. требования не признала, пояснив, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Трифоновой М.К., полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым, в части, нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
14 декабря 2015 года Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принят приказ № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», который опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru 14 декабря 2015 года.
Исходя из положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Новосибирской области от 28 апреля 2014 года № 182-п «Об определении уполномоченного органа», в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти, по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определен – Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Следовательно, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области является органом, который на момент издания приказа, обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения названного нормативного правового акта.
Приказ подписан членом Правительства Новосибирской области – руководителем департамента. В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации приказ размещен на официальном сайте Правительства Новосибирской области до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2015 года № 2699 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров или в многоквартирных домах, общая площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 квадратных метров.
Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2015 года, в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» принят приказ № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лицу определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год».
В данный перечень, в том числе, включены объекты недвижимого имущества – инженерные сети, принадлежащие на праве собственности ООО «Зерона» (строки с порядковыми номерами 956, 957, 958, 959).
В судебном заседании установлено, что:
- в строку с порядковым номером 956 Перечня включено сооружение - водопроводные сети протяженностью 66,0 метров, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, <адрес>;
- в строку с порядковым номером 957 Перечня включено сооружение - канализационные сети протяженностью 240,0 метров, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, <адрес>;
- в строку с порядковым номером 958 Перечня включено сооружение - теплотрасса, протяженностью 500,3 метров, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, <адрес>;
-в строку с порядковым номером 959 Перечня включено сооружение - электрические сети протяженностью 1195,5 метров, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, <адрес>.
Указанные инженерные сооружения входят в состав проектной документации и необходимы для обслуживания и функционирования ТРЦ «К.».
Данное обстоятельство представителем административного ответчика не оспаривалось.
ООО «Зерона» является также собственником нежилых помещений расположенных в ТРЦ «К.», общей площадью 1 181,9 кв.м с кадастровым номером № (№).
Указанное нежилое помещение, как и оставшиеся помещения Торгово-развлекательного центра «К.», также включены в Перечень: порядковые строки 940-942, 944-954.
В соответствии с пунктом 1статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
База по налогу на имущество, при определении которой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухучета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание – это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы)).
Согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01«Учет основных средств», утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 201 года № 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего, каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
То обстоятельство, что указанные сети учтены не только как отдельные объекты основных средств, но и как отдельные объекты кадастрового учета, не является основанием для их самостоятельного налогообложения по правилам пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инженерные сети ООО «Зерона», в соответствии с названными требованиями Положения по бухгалтерскому учету, имеют самостоятельные инвентарные номера, поскольку имеют различный срок полезного использования, но при этом учитываются как непосредственная составная часть помещения (здания), поскольку могут выполнять свои функции только в его составе.
Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1, нежилые помещения, принадлежащие ООО «Зерона» и входящие в состав ТРЦ «К.» относятся к десятой группе классификатора основных средств и имеют срок полезного использования при вводе в эксплуатацию 50 лет.
Срок полезного использования самого здания торгового комплекса при вводе в эксплуатацию составляет 600 месяцев, и на момент приобретения административным истцом инженерных сетей (27 января 2016 года) эксплуатировалось 91 месяц.
В то же время инженерные сети, обслуживающие, в том числе и названные нежилые помещения, относятся к пятой, шестой, седьмой и восьмой группам классификатора, соответственно имеют иной срок полезного использования и отражены в учете ООО «Зерона» следующим образом:
1. водопроводные сети, назначение не определено; протяженность 66,0 м; ТРЛ (№) – перечень (8 группа (20-25 лет) – Коллекторы для укладки труб разного назначения – номер ОКОФ 12 0001140). На момент приобретения остаток срока полезного использования 90 месяцев из 300;
2. канализационные сети, протяженность 240,0 м; ТРЛ (№) – перечень (7 группа (15-20 лет) – канализация – номер ОКОФ 12 4527372). На момент приобретения остаток срока полезного использования 90 месяцев из 240;
3. теплотрасса, протяженность 500,3 м; ТРЛ, 130А (№) - перечень (5 группа (7-10 лет) – сеть тепловая магистральная – номер ОКОФ 12 4521126). На момент приобретения остаток срока полезного использования 90 месяцев из 120;
4. электрические сети, протяженность 1195,5 м; ТРЛ, 130А (№) – перечень (линия электропередач воздушная - 6 группа (10-15 лет) – номер ОКОФ 12 4521125). На момент приобретения остаток срока полезного использования 90 месяцев из 180.
Единство рассматриваемых объектов для целей, как бухгалтерского учета, так и налогообложения следует из системного толкования положений подпункта 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и абзаца 13 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого стационарный объект торговли (каким является ТРЦ «К.») должен быть расположен в зданиях, строениях, сооружениях, которые подсоединены к инженерным коммуникациям.
Исходя из того, что в качестве налоговой базы по налогу на имущество ООО «Зерона» применяется кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества (нежилых помещений в ТРЦ «К.»), то в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, являющиеся неотъемлемой частью здания сети инженерно-технического обеспечения, учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету, подлежат налогообложению в составе здания ТРЦ «К.», самостоятельное налогообложение таких основных средств по их среднегодовой стоимости не осуществляется.
Кроме того, кадастровая стоимость инженерных сетей не была определена ни на момент принятия административным ответчиком оспариваемого акта, ни на день рассмотрения спора в суде.
Данное обстоятельство делает невозможным исполнение административным истцом обязанности по уплате налога на это имущество, но при этом не снимает обязанности ежеквартально представлять в налоговый орган декларацию по объектам инженерных сетей.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В данном случае, включение объектов спорного недвижимого имущества здания в Перечень произведено в целях налогообложения на 2016 год. На момент подачи заявления в суд и рассмотрения дела в суде срок уплаты налога не наступил.
В силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в оспариваемой части подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству с момента принятия нормативного правового акта.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Зерона» удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенный Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2015 года № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», в части строк с порядковыми номерами 956, 957, 958, 959.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован Приказ департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2015 года № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».
Взыскать с Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Зерона» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Решение суда вступило в законную силу 15.12.2016 г.