НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 03.03.2016 № 3А-24/2016

Дело № 3а-24/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 марта 2016 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Бурч А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Станкосиб» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Приказа департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 15 декабря 2015 года № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».

установил:

ОАО «Станкосиб» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенного Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2015 года № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», в части строк с порядковыми номерами ,,,. В обоснование требований указав, что является собственником следующих объектов недвижимого имущества:

1) нежилого здания «Цех №3,9. Холодный склад №1. Теплый склад №2» общей площадью 3811,3 квадратных метров с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>(строка с порядковым номером );

2) нежилого помещения общей площадью 1059,0 квадратных метров с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>(строка с порядковым номером );

3) нежилого помещения общей площадью 2044,4 квадратных метров с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>(строка с порядковым номером );

4) нежилого помещения общей площадью 2319,6 квадратных метров с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>(строка с порядковым номером ).

Нежилые помещения с кадастровыми номерами , , расположены в отдельно стоящем нежилом здании - «Здание кузницы и цехов» общей площадью 5423,0 квадратных метров, инвентарный номер .

Административный истец полагает, что включение вышеуказанных объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее по тексту - Перечень) противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 4.5 Закона Новосибирской области 16 октября 2003 года №142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», поскольку указанные объекты недвижимости не обладают признаками административно-делового или торгового центра.

Представитель административного истца по доверенности Балина А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представители Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по доверенности Бушмакина Н.В. и Ивашевский П.В. требования не признали, пояснив, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Правительство Новосибирской области, представитель которого в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на административное исковое заявление и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Козловой М.В., полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление, приходит к следующему.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Оспариваемым, в части, нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

14 декабря 2015 года Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принят приказ № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», который опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru 14 декабря 2015 года.

Исходя из положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Новосибирской области от 28 апреля 2014 года № 182-п «Об определении уполномоченного органа», в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти, по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определен – Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

Следовательно, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области является органом, который на момент издания приказа, обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения названного нормативного правового акта.

Приказ подписан членом Правительства Новосибирской области – руководителем департамента. В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации приказ размещен на официальном сайте Правительства Новосибирской области до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введен в действие и опубликован в установленном порядке.

Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2015 года № 2699 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Статьей 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров или в многоквартирных домах, общая площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 квадратных метров.

Из приведенной выше нормы следует, что для включения в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы объект, являющийся административно-деловым или торговым центром, имел общую площадь свыше 3000 квадратных метров (включение по пункту 1), либо, чтобы у нежилых помещений один из видов разрешенного использования предусматривал размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, либо эти нежилые помещения фактически использовались для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, располагаясь в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров или в многоквартирных домах, общая площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 квадратных метров (включение по пункту 2).

Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2015 года, в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» принят приказ № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лицу определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год» (<данные изъяты>).

В данный перечень, в том числе, включены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ОАО «Станкосиб» (строки с порядковыми номерами ,,,).

В судебном заседании установлено, что в строку с порядковым номером Перечня включено нежилое здание общей площадью 3811,3 квадратных метров с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно кадастрового паспорта (<данные изъяты>) и технического паспорта здания (<данные изъяты>) – это нежилое здание с назначением: «Цех № 3, 9. Холодный склад №1. Теплый склад №2». Размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в этом здании документами технического учета и кадастровым паспортом не предусмотрено.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – занимаемый зданиями промплощадки. Данный вид относиться к 9 группе видов разрешенного использования, утвержденных постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п, и не предусматривает размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Как следует из пояснений представителей административного ответчика, данный объект недвижимости признан одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центом (комплексом), исходя из фактического использования помещений этого здания одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания.

С доводами представителей административного ответчика согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении закона и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, основанием для включения в пункт Перечня здания с кадастровым номером послужил Акт исследования фактического использования объектов недвижимости №4 от 29 июня 2015 года, составленный рабочей группой департамента имущественных и земельных отношений (<данные изъяты>), согласно которому: 9,8% общих площадей, фактически используется при осуществлении вида деятельности – офис; 4,5% общих площадей, фактически используется при осуществлении вида деятельности – торговые объекты; 8,73% общих площадей, фактически используется при осуществлении вида деятельности – бытовое обслуживание, что в совокупности составляет фактическое использование 23,03% общей площади здания одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения (офисы, административные кабинеты, в том числе заводоуправление), так и в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части 1 и главу 30 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации» до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В Новосибирской области Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений и помещений) в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, установлен постановлением Правительства Новосибирской области от 22 июня 2015 № 225-п.

Для определения площади помещений, используемых для осуществления вида деятельности – офис, рабочей группой были учтены следующие помещения: по Антресоли (номера по техническому паспорту) 5, 6, 7, 8 – помещения арендуемые ООО «А.» и фактически используемые в качестве офисов, общей площадью 137,9 кв.м (<данные изъяты>); по Антресоли №№ 9, 10, 11, 12, 13, 15 и на втором этаже №№ 13, 17, 18 общей площадью 221, 6 кв.м фактически используемые административным истцом в качестве кабинетов, заводоуправления, комнаты отдыха, музея, актового зала и технического бюро.

Вместе с тем, помещения административного назначения общей площадью 221,6 кв.м (номера помещений по техпаспорту с 9 по 15, находящихся на Антресоли – 5 кабинетов, в том числе заводоуправления, музей, комната отдыха, на 2-ом этаже комнаты №№ 13, 17, 18 – зал актовый, кабинет и бюро техническое, в которых размещен персонал общества) носят вспомогательный характер, направлены на обеспечение деятельности ОАО «Станкосиб» как единого производственного комплекса, и не отвечают критериям, установленным указанными выше положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому не могут учитываться для определения площади помещений используемых для осуществления вида деятельности – офис.

Кроме того, в разделе № 2 акта № 4 от 29 июня 2015 года учтена площадь помещений используемых для осуществления вида деятельности - бытовое обслуживание, в размере 319,4 кв.м. Это помещения 2 этажа с номерами по техническому паспорту 2, 8, 11, 12, находящиеся в аренде ООО «А.» (<данные изъяты>).

С такими выводами согласиться нельзя.

Так, указанные помещения находятся в аренде не у ООО «А.», а у ООО «Т.», что подтверждается договорами аренды от 13 января 2015 года (<данные изъяты>) и от 3 декабря 2015 года (<данные изъяты>).

Согласно ответов ООО «Т.» от 24 июля 2015 года (<данные изъяты>) и 2 марта 2016 года (<данные изъяты>), арендуемые ООО «Т.» помещения используются обществом для производства, сборки наладки, технического обслуживания систем автомобилей под брендом SL (Service Line), и это оборудование относиться к категории профессионального, и предназначено для эксплуатации в условиях автосервиса, специалистами, прошедшими соответствующее обучение.

Указанное оборудование и его обслуживание не является бытовым, так как применяется исключительно в производственных целях, на предприятиях автомобильного сервиса. Данное обстоятельство подтверждается и представленными административным ответчиком фотографиями помещений арендуемых ООО «Т.» (<данные изъяты>).

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

Поскольку в части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Главе 26.3 (Единый налог на вмененный доход) содержится понятие «бытовые услуги», приведенная дефиниция подлежит использованию в целях применения главы 30 Кодекса и правового регулирования налога на имущество организаций.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги – это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

В пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах содержится понятие физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Согласно пункту 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстроя России от 28 июня 1993 года № 163, деятельность ООО «Т.» по производству, сборке, наладке, техническому обслуживанию систем автомобилей под брендом SL (Service Line), предназначенного для эксплуатации в условиях автосервиса, не относится к бытовым услугам.

С учетом изложенного, помещения №№ 2, 8, 11, 12 согласно технического паспорта, расположенные на 2 этаже здания, общей площадью 319,4 кв.м необоснованно учтены административным ответчиком как площади помещений, используемые для бытового обслуживания.

Площадь помещений, фактически используемых для вида деятельности – торговля, составляет 164,7 кв.м. Это помещения на первом этаже №№ 29, 30, 31, 32 и 33, которые находятся в аренде ООО «А.» и фактически используются в качестве магазина (<данные изъяты>). Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.

Как следует из акта № 4 от 29 июня 2015 года расчет (определение) доли фактической площади объекта, используемой для каждого вида деятельности (офиса, торгового объекта, объекта бытового обслуживания), осуществляемой в здании с кадастровым номером , произведен путем умножения этих площадей с площадью помещений общего пользования в размере 161,2 кв.м.

Определение процентного соотношения занимаемой площади к общей площади здания проводилось рабочей группой по следующей формуле: «Площадь расчетная» = «Площадь соответственно занимаемая определенным видом деятельности» х «Площадь помещений общего пользования» / «Площадь здания».

При этом площадь вспомогательных помещений определена как разница между общей и полезной площадью здания.

Применение в расчете, для увеличения «Площади соответственно занимаемой определенным видом деятельности» такого множителя (коэффициента) как «Площадь помещений общего пользования» не предусмотрено каким-либо правовым актом, и использовано рабочей группой самостоятельно, со ссылкой на статью 249 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако, положения статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные правоотношения не регулируют, в связи с чем, применение такого коэффициента как «Площадь помещений общего пользования», является незаконным и не соответствует требованиям пунктов 3,4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как из системного толкования следует, что здание признается административно-деловым центром, торговым центром, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания для размещения таких офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания.

При этом, площадь арендуемых помещений должна определяться исходя из условий (предмета) договора аренды.

При суммировании площадей помещений, фактически используемых для каждого вида деятельности: для размещения офисов – 137,9 кв.м и торговых объектов 164,7 кв.м следует, что в здании с кадастровым номером для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания используется 7,94%, что менее 20% общей площади этого здания.

Таким образом, данный объект недвижимого имущества не соответствует признакам одновременно административно-делового центра и торгового центра (комплекса) по смыслу пунктов 3,4,4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», следовательно, правовых оснований для его отнесения к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости на 2016 год, не имелось.

В строку с порядковым номером Перечня, включено нежилое помещение общей площадью 1059,0 квадратных метров с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>

В строку с порядковым номером Перечня, включено нежилое помещение общей площадью 2044,4 квадратных метров с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В строку с порядковым номером Перечня, включено нежилое помещение общей площадью 2319,6 квадратных метров с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.
Названные нежилые помещения с кадастровыми номерами , , расположены в отдельно стоящем нежилом здании, площадью 5423 кв.м. состоящем из трех нежилых помещений.

Согласно кадастровых паспортов названных нежилых помещений (<данные изъяты>) и кадастрового паспорта здания (<данные изъяты>) – это нежилое здание имеет назначение «Здание кузницы и цехов». Размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в этом здание документами технического учета и кадастровыми паспортами не предусмотрено.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , с видом разрешенного использования - занимаемый зданиями промплощадки. Данный вид относиться к 9 группе видов разрешенного использования, утвержденных постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п, и не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Спорные объекты недвижимости включены в Перечень исходя из фактического использования данных объектов недвижимости для размещения офисов, торговых объектов и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров.

Вместе с тем, статьей 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров.

Таким образом, первоначальным критерием является площадь нежилых помещений свыше 3000 кв.м.

В то же время, каждое из трех нежилых помещений, имеет общую площадь менее 3000 кв.м.

Следовательно, оснований для включения в Перечень, в качестве самостоятельных объектов недвижимости (по смыслу пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации) нежилых помещений с кадастровыми номерами , , , у административного ответчика не имелось.

Доводы административного ответчика о том, что спорные нежилые помещения внесены в Перечень, поскольку расположены в одном здании с кадастровым номером , которое является одновременно административно-деловым центром и торговым центром, суд находит несостоятельными.

Само задание с кадастровым номером в Перечень не включено.

Понятия административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3,4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанными положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации одним из оснований отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) является его фактическое использование в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, соответственно.

При этом, фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) – для административно-делового центра и не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания – для торгового центра (комплекса).

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях указанной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым центром и торговым центром (комплексом).

Из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером , имеет назначение «Здание кузницы и цехов» и представляет собой административно-производственный корпус общей площадью 5423 кв.м, в котором располагаются производственные цеха ОАО «Станкосиб», а также помещения, которые переданы обществом третьим лицам по договорам аренды.

Принимая решение о включении здания с кадастровым номером в Перечень, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области исходил из акта обследования № 2 от 29 июня 2015 года, согласно которому более 20 процентов от общей площади указанного здания предназначено и фактически используется для размещения офисов и торговли.

Суд не может согласиться с такими доводами административного ответчика.

Названный акт обследования содержит вывод о фактическом использовании более 20 процентов общей площади здания одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения (помещения административно-управленческого персонала общества), так и в целях размещения объектов торговли (помещения магазина).

Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентировано, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Уплата налога в отношении ряда объектов от их кадастровой стоимости предусмотрена для налога на имущество организаций, который в силу части 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации относится к региональным налогам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них. В силу приведенной статьи критерием отнесения здания к торговому или административно-деловому центру является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях.

В соответствии с пунктом 4.1. статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель закрепил два самостоятельных критерия для признания здания одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом):

1) предназначено для использования;

2) фактически используется.

При этом одновременное использование этих двух критериев в отношении одного здания, действующим законодательством не допускается.

Между тем, помещения, указанные в экспликации к поэтажному плану (<данные изъяты>) под номерами 32 ( первый этаж); 1, 38 (второй этаж) общей площадью 745,4 кв.м предназначены для использования в целях размещения торговых объектов. Однако фактически данные помещения под эти цели не используются: так, помещение № 32 (145,2 кв.м) передано в аренду ООО Типография «П.п.» (<данные изъяты>) и используется как складское – производственное помещение; помещение № 1 (580,3 кв.м) передано в аренду ООО «А.» (<данные изъяты>) и используется в качестве складского помещения; помещение № 38 (19, кв.м) - не используется. Данные обстоятельства подтверждаются актом фактического использования помещений № 2 от 29 июня 2015 года (<данные изъяты>), и не оспаривались представителями административного ответчика.

Помещений, предназначенных для использования в целях размещения офисов техническими документами (планом объекта) здания не предусмотрено, что также не оспаривалось представителями административного ответчика.

Следовательно, общая площадь помещений предназначенных для размещения объектов торговли, в соответствии с технической документацией, составляет: 745,4 кв.м х100% / 5423 кв.м=13,75%, что менее 20% общей площади здания.

При проверке второго условия – фактического использования здания одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, судом установлено следующее.

Помещений, фактически используемых для использования в целях размещения объектов торговли, бытового обслуживании и общественного питания, при обследовании 29 июня 2016 года данного здания рабочей группой Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области не установлено, что подтверждается актом №2 от 29 июня 2016 года.

Площадь помещений, фактически используемых для размещения офисов, составляет 311,8 кв.м., что не оспаривалось представителем административного истца.

Таким образом, общая площадь помещений, фактически используемых для размещения офисов, в соответствии с актом №2 от 29 июня 2016 года, составляет: 311,8 кв.м х100% / 5423 кв.м=5,75%, что менее 20% общей площади здания.

Суд не может согласиться с расчетом общей площади помещений, фактически используемых для размещения офисов и объектов торговли, изложенным в акте № 2 от 29 июня 2015 года, поскольку рабочей группой произведено суммирование площади помещений, предназначенных для использования в целях размещения офисов, в соответствии с техническими документами – 745,4 кв.м с площадью помещений, фактически используемых для размещения офисов – 311,8 кв.м, поскольку такой расчет противоречит требованиям пунктов 3,4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также, суд не может согласиться с указанным расчетом и в части применения такого множителя (коэффициента) как «Площадь помещений общего пользования», по изложенным выше основаниям.

Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что объект недвижимости – «Здание кузницы и цехов» с кадастровым номером , не отвечает признакам административно-делового центра и торгового центра (комплекса) по смыслу пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области».

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае, включение объектов спорного недвижимого имущества здания в Перечень произведено в целях налогообложения на 2016 год. На момент подачи заявления в суд и рассмотрения дела в суде срок уплаты налога не наступил.

В силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в оспариваемой части подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству с момента принятия нормативного правового акта.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства, суд

решил:

Административное исковое заявление ОАО «Станкосиб» удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, определенный Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 15 декабря 2015 года № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», в части строк с порядковыми номерами ,,,.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован Приказ департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 15 декабря 2015 года № 2699 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Решение вступило в законную силу 12.04.2016 г.