НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 01.12.2021 № 3А-127/2021

Дело № 3а-127/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2021 года город Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Разуваевой А.Л.

при секретаре Некрасовой М.Н.

с участием прокурора Ильиной Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Законодательному Собранию Новосибирской области об оспаривании в части Закона Новосибирской области от 29 декабря 2004 г. № 253-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области»,

установил:

<данные изъяты> В.Н. обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию Новосибирской области и просил признать не действующим и противоречащим пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ) 1.3 статьи 5 Закона Новосибирской области от 29 декабря 2004 г. № 253-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» (далее - Закон № 253-ОЗ) в части слов «за исключением изготовление и ремонт зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов».

В обоснование административного иска указал, что является ветераном труда. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Закона № 253-ОЗ установлено, что ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., предоставляется мера социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьей 13 Федерального № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи. Названной нормой не исключается право ветеранов на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов.

В результате невозможности бесплатной установки зубного протеза с опорой на дентальный имплантат, он был вынужден установить протез за свой счет, что нарушило его права, установленные пунктом 1 статьей 13 Федерального закона № 5-ФЗ.

В процессе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования, просил признать не действующим с части исключения изготовление и ремонт зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных их драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов п.1.3 ст. 5 Закона № 253-ОЗ как не соответствующий: пункту 1 статьи 13 Федерального закона № 5-ФЗ, пункту 2.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 5 статье 76, статьям 1 (часть1), 4 (часть2), 15 (часть1 и 2) и 19(части 1и 2) Конституции Российской Федерации, статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.215).

В судебном заседании административный истец <данные изъяты> В.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме, за исключением проверки оспариваемой нормы на соответствие Конституции Российской Федерации.

Представитель Законодательного Собрания Новосибирской области <данные изъяты> Ю.А., действующая на основании доверенности, требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д.94-98, 218-227).

Представитель Губернатора Новосибирской области <данные изъяты> С.Н, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д.198-201, т.2 л.д.29-33).

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

<данные изъяты> является «Ветераном труда», удостоверение выдано 04 марта 2016г. (т.1 л.д.37), следовательно, он является субъектом отношений, регулируемых Законом № 253-ОЗ.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу вышеприведенных положений Конституции Российской Федерации социальная защита возложена как на Российскую Федерацию, так и на субъекты Российской Федерации, которые осуществляют нормативно-правовое регулирование по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом N 5-ФЗ.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 5-ФЗ).

Согласно положениям статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, изложенных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ. Указанные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) также предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом согласно части 3.1 той же статьи по указанному вопросу органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В целях реализации предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий по вопросам социальной поддержки ветеранов в Новосибирской области постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 23.12.2004г. № 253-ОСД принят Закон № 253-ОЗ.

В силу частей 1, 2 статьи 1 Закона Новосибирской области от 12.11.1998 N 29-ОЗ "О законодательной деятельности в Новосибирской области" (далее – Закон №29-ОЗ), действовавшего на 2004г., исключительное право принятия законов Новосибирской области принадлежит Новосибирскому областному Совету депутатов (далее - Совет депутатов).Законы Новосибирской области (далее - законы области) принимаются на сессиях областного Совета депутатов большинством от установленного числа депутатов Совета депутатов, подписываются главой администрации Новосибирской области (далее - глава администрации) и вступают в силу в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Законами области могут быть установлены особенности вступления их в силу.

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 2 Закона №29-03 правом законодательной инициативы в областном Совете депутатов обладал, в том числе, глава администрации Новосибирской области.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Устава Новосибирской области от 05.04.1996 N 33-ОЗ, принятого Новосибирским областным Советом депутатов 06.03.1996, и действовавшего в 2004г., высшим должностным лицом Новосибирской области является глава администрации (губернатор) Новосибирской области.

Проект закона Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» внесен Губернатором Новосибирской области в Совет депутатов.

Пунктами 1 и 2 статьи 7 Закона № 29-ОЗ было установлено, что порядок работы над принятым к рассмотрению законопроектом, подготовки его к рассмотрению в первом и втором чтениях, участия в этой работе инициаторов законопроекта, представителей администрации Новосибирской области и других органов, экспертов, специалистов и иных лиц, определялся головным комитетом областного Совета депутатов в соответствии с Регламентом областного Совета депутатов, положениями о комитетах областного Совета депутатов, планом законопроектных работ. Областной Совет депутатов рассматривает законопроекты в двух чтениях, каждое из которых проводится на разных сессиях. Порядок (процедура) обсуждения законопроекта на сессии в первом, во втором чтениях, голосования и принятия решений устанавливался Регламентом областного Совета депутатов.

Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 29.01.2002 утвержден Регламент Новосибирского областного Совета депутатов.

Постановлением 35 сессии областного Совета депутатов третьего созыва, состоявшейся 24 ноября 2004 года, проект закона Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» большинством голосов от числа избранных депутатов принят в первом чтении (т.1 л.д.145-151).

Субъектам права законодательной инициативы в областном Совете депутатов было предложено внести поправки к проекту закона в комитет по социальной политике областного Совета депутатов для подготовки законопроекта ко второму чтению в срок до 7 декабря 2004 года.

В установленный срок в соответствии со статьей 71 Регламента областного Совета депутатов в комитет по социальной политике областного Совета депутатов поступили поправки от следующих субъектов права законодательной инициативы: комитета по социальной политике областного Совета депутатов, прокурора Новосибирской области, комитета по аграрной политике и природным ресурсам областного Совета депутатов, депутатов Агеенко В.А., Мочалина Н.А.

По итогам рассмотрения поправок головным комитетом сформированы таблица поправок № 1, рекомендованных головным комитетом к принятию, и таблица поправок № 2, рекомендованных головным комитетом к отклонению (т.1 л.д.120-144).

Постановлением 37 сессии областного Совета депутатов третьего созыва, состоявшейся 23 декабря 2004 года, принят Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» (т.1 л.д.115-119).

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 29-ОЗ в течение 14 дней с момента поступления закона Новосибирской области, принятого областным Советом депутатов, в администрацию Новосибирской области глава администрации Новосибирской области подписывает закон и направляет для официального опубликования.

Законы Новосибирской области и решения областного Совета депутатов подлежат официальному опубликованию в газетах «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» и «Советская Сибирь» (пункт 1 статьи 11 Закона № 29-ОЗ).

Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» подписан Губернатором Новосибирской области 29 декабря 2004 года, опубликован в газете «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» от 31 декабря 2004 года, в газете «Советская Сибирь» № 5 от 14 января 2005 года (т.1 л.д.197).

Законом Новосибирской области от 8 июля 2010 года № 514-03 «О поправках к Уставу Новосибирской области» наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Новосибирской области «Новосибирский областной Совет депутатов» изменено на наименование «Законодательное Собрание Новосибирской области».

Закон №29-ОЗ утратил силу в связи с принятием Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 года № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» (далее - Закон № 80-ОЗ).

В последующем, в Закон №253-ОЗ вносились изменения.

Так, проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» внесен комитетом Законодательного Собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения, как субъектом права законодательной инициативы в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 80-ОЗ.

Постановлением 37 сессии Законодательного Собрания пятого созыва, состоявшейся 30 января 2014 года, проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» принят большинством голосов (за - 67) от числа избранных депутатов Законодательного Собрания в первом чтении (т.1 л.д.177).

Субъектам права законодательной инициативы в Законодательном Собрании предложено внести поправки к проекту закона в комитет Законодательного Собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения для подготовки законопроекта ко второму чтению в срок до 3 марта 2014 года.

В установленный срок в комитет Законодательного Собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения поступил поправки субъекта права законодательной инициативы - комитета Законодательного Собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения.

По итогам рассмотрения поправок головным комитетом сформирована таблица поправок № 1, рекомендованных головным комитетом к принятию (т.1 л.д.163-176).

Постановлением 40 сессии Законодательного Собрания пятого созыва, состоявшейся 27 марта 2014 года, большинством голосов (за - 65) от установленного числа депутатов Законодательного Собрания принят Закон Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области», который был подписан Губернатором Новосибирской области 2 апреля 2014 года, опубликован в газете «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области» №16 от 11 апреля 2014 года, в газете «Советская Сибирь» № 64 от 9 апреля 2014 года (т.1 л.д.165, 187).

В 2015 году проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» внесен Губернатором Новосибирской области.

Постановлением 53 сессии Законодательного Собрания пятого созыва, состоявшейся 24 февраля 2015 года, проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» принят большинством голосов (за - 60) от установленного числа депутатов Законодательного Собрания в первом чтении (т.1 л.д.189).

Субъектам права законодательной инициативы в Законодательном Собрании предложено внести поправки к проекту закона в комитет Законодательного Собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения для подготовки законопроекта ко второму чтению в срок до 25 марта 2015 года.

В установленный срок в комитет Законодательного Собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения поправок субъектов права законодательной инициативы не поступило.

Постановлением 55 сессии Законодательного Собрания пятого созыва, состоявшейся 23 апреля 2015 года, большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания принят Закон Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области», который был направлен Губернатору Новосибирской области 27 апреля 2015 года (исх. №М/393) и подписан Губернатором Новосибирской области 29 апреля 2015 года № 538-03, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 апреля 2015 года (т.1 л.д.188).

Таким образом, Закон № 253-ОЗ, с последующими внесенными изменениями, принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Проверяя законность оспариваемой региональной нормы на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 13 Федерального закона № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

При этом федеральный законодатель не определяет конкретные виды медицинской и протезно-ортопедической помощи, которые оказываются ветеранам как мера социальной поддержки.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

До 1 января 2005 года федеральное законодательство предусматривало предоставление ветеранам льгот и выплат в натуральной форме.

Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Федерального закона № 5-ФЗ, в редакции до 01 января 2005 года лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие права и льготы: при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) были изменены ранее установленные принципы правового регулирования социальных отношений в Российской Федерации.

Федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социальной поддержки ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже указывалось выше, статьей 22 Федерального закона № 5-ФЗ установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

То есть федеральным законодателем определение конкретного перечня предоставляемых мер социальной поддержки ветеранов, а также расходные обязательства по их финансированию возложены на субъект Российской Федерации.

При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Закон № 253-ОЗ не уменьшил размер социальных гарантий ветеранам труда, не ухудшил условия их предоставления.

До 2004 года в соответствии с подпунктом «д» подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов Федеральным законом № 5-ФЗ в части изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 указанной статьи порядок возмещения расходов утверждался органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 раздела XI Порядка возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах» за счет средств бюджета Новосибирской области, утвержденного постановлением главы администрации Новосибирской области от 3 июня 2000 года №457 «Об утверждении Порядка возмещения расходов на реализацию нрав и льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах» за счет средств бюджета Новосибирской области», льготное зубопротезирование ветеранов осуществлялось в государственных и муниципальных лечебно - профилактических учреждениях по месту жительства. Возмещение расходов производилось за счет средств, перечисляемых на эти цели из областного и территориального бюджетов, бюджета г. Новосибирска.

Так, Законом Новосибирской области от 4 января 2001 года № 134-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 год» на льготное зубное протезирование было заложено 1 500.0 тыс. рублей.

Закон Новосибирской области от 30 декабря 2003 года № 161-03 «Об областном бюджете Новосибирской области на 2004 год» на льготное зубопротезирование предусматривал уже 13 947,2 тыс. рублей.

Согласно Приложению 4 к Закону Новосибирской области от 11 декабря 2004 года № 244-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2005 год» расходы на зубопротезирование для ветеранов труда составляли 25 142.0 тыс. рублей.

Таким образом, после принятия Федерального закона № 122-ФЗ расходы областного бюджета Новосибирской области на льготное зубопротезирование не только не уменьшились, а были значительно увеличены.

Кроме того норма о бесплатном зубопротезировании была дословно воспроизведена из Федерального закона № 5-Фз в Закон № 253-ОЗ.

Так, пунктом 2 части 2 статьи 22 Федерального закона № 5-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривалось, что лицам, имеющим звание «Ветеран труда», при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, предоставлялись право и льгота на бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона № 253-ОЗ (в редакции от 29 декабря 2004 года на момент изменения законодательства) было установлено, что ветеранам труда, после установления (назначения) им пенсии по старости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

При этом федеральным актом - приказом Министерства здравоохранения СССР от 03.07.1985 № 884 установлены общие технические требования изготовления зубных протезов. Данный нормативный акт предусматривает виды и требования к зубным протезам.

Зубные протезы с опорой на дентальные имплантаты федеральным актом не были предусмотрены.

Все виды зубных протезов, установленные в приказе Минздрава СССР от 03.07.1985 № 884, отражены в перечне работ по зубопротезированию, установленному в приказе министерства здравоохранения Новосибирской области от 28.01.2016 № 198.

На сегодняшний день статьей 5 Закона № 253-ОЗ установлено, что ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, после установления (назначения) им страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" либо по достижении ими возраста 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки: бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области.

Порядок получения данного вида меры социальной поддержки установлен Правительством Новосибирской области в постановлении от 29.11.2016 № 390-п «О Порядке предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) отдельным категориям граждан, проживающих в Новосибирской области». (Ранее действовало постановление администрации Новосибирской области от 04.12.2006 № 90-па «О порядке возмещения за счет средств областного бюджета расходов, связанных с бесплатным изготовлением и ремонтом зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), других протезно-ортопедических изделий, льготным обеспечением лекарственными средствами граждан, проживающих в Новосибирской области»).

Приказом министерства здравоохранения Новосибирской области от 28.01.2016 № 198 «О бесплатном изготовлении и ремонте зубных протезов (за исключением зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов)» установлены перечень видов работ по бесплатному зубопротезированию, перечень расходных материалов, медикаментов, инструментов для проведения бесплатного зубопротезирования. Бесплатное зубопротезирование включает работы по изготовлению коронки, культевой вкладки, коррекции протеза, изготовление зуба литого стального, стального с пластмассовой фасеткой и др.

Таким образом, на территории Новосибирской области меры социальной поддержки в форме бесплатного зубопротезирования осуществляются в установленном порядке.

Кроме того, согласно материалам дела удостоверение ветерана труда выдано административному истцу 04 марта 2016г., то есть он наделен этим статусом уже в период, когда имело место региональное правовое регулирование правоотношений в сфере предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, следовательно, действующие до 2004 года нормы федерального закона, регламентирующие эту сферу правоотношений, не могли применяться к административному истцу, соответственно и изменения, произошедшие в правовом регулировании с 01 января 2005г., его прав не нарушать не могли.

Проверяя пункт 1.3 статьи 5 Закона № 253-ОЗ на соответствие части 2.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ суд приходит к следующему.

Часть 2.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ устанавливает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.

В оспариваемом административным истцом пункте 3 части 1 статьи 5 Закона Новосибирской области № 325-03 критерии нуждаемости не устанавливаются.

Вопреки доводам административного иска не усматривается противоречий оспариваемой истцом нормы пункту 2.1. статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ, поскольку пункт 1.3 статьи 5 Закона № 253-ОЗ не устанавливает критерии нуждаемости, а определяет конкретную меру социальной поддержки для ветеранов труда.

Суд также не может согласиться с позицией административного истца, что оспариваемая норма является неопределенной, так как не содержит понятия «дорогостоящие материалы».

В соответствии со статьей 9 Закона № 253-03 порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных пунктом 3 статьи 5 этого закона, определяется Правительством Новосибирской области.

Во исполнение вышеуказанной нормы Правительством Новосибирской области принято постановление от 29.11.2016 № 390-п «О Порядке предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) отдельным категориям граждан, проживающих в Новосибирской области».

Приказом министерства здравоохранения Новосибирской области от 28.01.2016 № 198 «О бесплатном изготовлении и ремонте зубных протезов (за исключением зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов)» в целях оказания мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области и имеющих права за счет средств областного бюджета Новосибирской области на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов утвержден конкретный перечень видов работ по бесплатному зубопротезированию, а также перечень расходных материалов, медикаментов инструментов и других средств, применяемых для бесплатного зубопротезирования, среди которых в частности п.п. 1.19, 1.41, 1.43, 1.44 в качестве материала для изготовления зубных протезов предусмотрены пластмассовые зубы и пластмасса, п.п. 1.34, 1.35 металл легкоплавкий и металл для литья.

Перечисленные материалы согласно общим техническим требованиям изготовления зубных протезов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 03.07.1985, предусмотрены для использования в технологии изготовления протезов из нержавеющей стали и пластмассы.

При наличии норм подзаконных нормативных правовых актов, конкретизирующих перечень материалов, подлежащих использованию для зубопротезирования льготных категорий граждан за счет областного бюджета, нельзя согласиться с позицией административного истца о неопределенности оспариваемой нормы в части слов «других дорогостоящих материалов», поскольку при определении видов материалов, подлежащих использованию при зубопротезировании и не вошедшим в этот перечень, иные существующие для изготовления протезов материалы, будут являться дорогостоящими.

Не усматривается противоречий оспариваемой нормы и регулирующей бюджетные правоотношения статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Таким образом, статья 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, а также принцип, по которому средства регионального бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда не могут использоваться иначе, кроме как для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемая региональная норма и вышеуказанная норма бюджетного законодательства, которой, по мнению административного истца, противоречит оспариваемое положение в сфере предоставления мер социальной поддержки, имеют разный предмет правового регулирования, что исключает вывод о ее противоречии или не соответствии акту, имеющему большую юридическую силу.

Оспаривая региональную норму в части исключения зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов из меры социальной поддержки ветеранов труда, административный истец фактически заявляет о целесообразности указанной меры социальной поддержки.

Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать следующее: суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

По мнению суда, в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения и являются необоснованными доводы административного истца относительно несоответствия оспариваемых постановлений правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт требованиям действующего законодательства соответствует, права и законные интересы административного истца не нарушает, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований <данные изъяты> к Законодательному Собранию Новосибирской области о признании не действующим и противоречащим федеральному законодательству пункта 1.3 статьи 5 Закона Новосибирской области от 29.12.2004 № 253-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» в части исключения изготовление и ремонт зубных протезов с опорой на дентальные имплантаты, а также изготовленных из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Разуваева А.Л.

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2021 г.