Дело №2-292/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2015 года. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Ленивко Е.А.
при секретаре Мирошниченко В.Н.
с участием адвоката Котляровой И.А.,
истца Ляшенко Н.А.,
представителя ответчика Шеиной Т.В., действующей на основании доверенности ....... от ххххх
представителя 3-го лица Новошахтинской городской Думы Воскресенской Я.С., действующей на основании доверенности ....... от ххххх
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляшенко Н.А. к УСЗН Администрации г. Новошахтинска о взыскании единовременного пособия и компенсации морального вреда, 3-и лица: Финансовое управление Администрации г. Новошахтинска, Новошахтинская городская Дума,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором после уточнения исковых требований просит взыскать с УСЗН Администрации города Новошахтинска Ростовской области в ее пользу единовременное пособие за полные годы стажа муниципальной службы в размере ....... руб., денежную компенсацию морального вреда в сумме ....... руб., денежную компенсацию в связи с нарушением работодателем (ответчиком) установленного срока, выплаты, причитающейся работнику - единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы в сумме ....... руб. ....... коп., судебные расходы по оплате услуг адвоката в сумме ....... руб. В обоснование своих исковых требований истец указала, что она, Ляшенко Н.А. являлась муниципальным служащим, специалистом первой категории у ответчикаУСЗН Администрации города Новошахтинска и проработала у ответчика полных 18 лет.ххххх ответчиком ей был вручен пакет документов о ее предстоящем увольнении по сокращению штатов: приказ ....... от ххххх «О предупреждении работника о предстоящем сокращении штатов, уведомление о сокращении штата организации от ххххх, уведомление об увольнении от ххххх.Дату ее увольнения ответчик определил ххххх. ххххх ответчик вручил ей письмо исх. ....... от ххххх, в котором сообщил о невозможности выплатить ей единовременное пособие за полные годы стажа муниципальной службы в связи с сокращением средств на выплаты единовременного пособия при увольнении муниципальных служащих справкой финансового управления ответчика Администрации города Новошахтинска от ххххх....... в соответствии с решением Новошахтинской городской Думы от ххххх № ........ Ознакомившись с названным решением Новошахтинской городской Думы ....... от ххххх она не нашла каких либо упоминаний об уменьшении средств на дополнительные социальные гарантии муниципальным служащим в виде единовременного пособия увольняемым со службы.Кроме того, в сентябре 2014 года работникам ответчика, уволенным с муниципальной службы: В.Л.И. и О.Л.П., были выплачены аналогичные единовременные пособия.Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (части 1 и 2 статьи 3).В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Статья 9 Областного закона Ростовской области № 786-ЗС от 09.10.2007 г. «О муниципальной службе в Ростовской области» гласит, что в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования муниципальному служащему, достигшему пенсионного возраста, может выплачиваться единовременное пособие за полные годы стажа муниципальной службы при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям:1) ликвидация органа местного самоуправления, избирательнойкомиссии муниципального образования, а также сокращение численности или штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, отказ муниципального служащего от продолжения работы в связи с реорганизацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;...». В пункте 1 приложения к Решению Новошахтинской городской Думы № ....... от ххххх г. «О выплате единовременного пособия муниципальным служащим за полные годы стажа при увольнении с муниципальной службы», указано, что за счет средств местного бюджета муниципальный служащий, достигший пенсионного возраста, имеет право на получение единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы в размере должностного оклада, установленного на момент увольнения, за каждый полный год стажа муниципальной службы, но не более двадцатикратного месячного должностного оклада, в случаях увольнения с муниципальной службы по следующим основаниям:1) ликвидация органа местного самоуправления, а также сокращение численности или штата муниципальных служащих, отказ муниципального служащего от продолжения работы в связи с реорганизацией органа местного самоуправления». Все имеют равные трудовые права, никто не может быть ограничен в трудовых правах, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, следовательно, в связи с тем, что Решение Новошахтинской городской Думы ....... от ххххх «О выплате единовременного пособия муниципальным служащим за полные годы стажа при увольнении с муниципальной службы» является действующим нормативно-правовым актом, содержащим нормы трудового права, то он должен действовать во времени с момента его принятия и в отношении всех муниципальных работников при их увольнении в связи с сокращением штата, и достигших пенсионного возраста (для женщин 55 лет), и должен был быть применен к правоотношениям связанным с ее увольнением в связи с сокращением штата. Ответчик УСЗН г.Новошахтинска незаконно отказал ей без соответствующих правовых оснований указанных в законе в выплате данного единовременного пособия в сумме ....... руб. в соответствии со следующим расчетом: ....... руб. (сумма месячного должностного оклада) х 18 (лет стаж работы муниципальным служащим) = ....... руб. В связи с тем, что ответчик незаконно отказал в производстве выплаты единовременного пособия, то она просит также взыскать с ответчика на основании ст.236, ст.140 ТК РФ денежную компенсацию, в связи с нарушением работодателем (ответчиком) установленного срока, предусмотренного статьей 140 ТК РФ, выплаты, причитающейся работнику, в данном случае единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы, в сумме ....... руб. ....... коп. в соответствии со следующим расчетом: ....... руб. х 8,25 % х 1/300 х 70 дней (с ххххх по ххххх). Кроме того, она просит взыскать с ответчика в её пользу на основании ст.237 ТК РФ компенсацию морального вреда в сумме ....... руб. в связи с тем, что ответчик неправомерно отказал выплатить ей, Ляшенко Н.А. единовременное пособие, осуществил незаконное бездействие, чем причинил ей нравственные страдания, переживания в связи тем, что не применил закон подлежащий применению, и осуществил дискриминацию в отношении ее трудовых прав, так как одним работникам в 2014 году данное единовременное пособие было выплачено, а ей при всех прочих равных условиях нет. Довод ответчика, что отказ обоснован, тем, что денежные средства муниципального бюджета сокращены на сумму ....... тысяч рублей в 2014 году на выплату единовременного пособия муниципальному служащему за полные годы стажа при увольнении с муниципальной службы не обоснован законом. Факт сокращения денежных средств выделяемых на данные цели из средств муниципального бюджета не прекращает в отношении работников действие нормативно-правового акта, а именно Решения Новошахтинской городской Думы ....... от ххххх «О выплате единовременного пособия муниципальным служащим за полные годы стажа при увольнении с муниципальной службы» и не прекращает финансирование по данной статье бюджета в 2015 году, за счет которых может быть выплачено ей единовременное пособие. При этом сокращение денежных средств выделяемых на данные цели из муниципального бюджета не говорит о том, что их нет и не будет, при всем том, что сокращение по приказу от ххххх Ляшенко Н.А. было запланировано в соответствии с Постановлением Мэра города Новошахтинска от ххххх № ........ Считает, что законный отказ может быть обоснован только прекращением действия Решения Новошахтинской городской Думы ....... от ххххх «О выплате единовременного пособия муниципальным служащим за полные годы стажа при увольнении с муниципальной службы», так как в соответствии со ст.19 п. 1 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав. Просит исковые требования с учетом положений ст.2,3,5,11,22,130,140,236,237,393 ТК РФ удовлетворить в полном объеме, а также взыскать судебные расходы по оплате услуг адвоката в сумме ....... руб.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, а также указала, что пенсионером по возрасту является с июня 2014 года, увольнение она не оспаривает.
Представитель истца адвокат Котлярова И.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснила, что на день увольнения ххххх истец достигла пенсионного возраста, являлась пенсионеркой, решение Новошахтинской городской Думы и иные нормативные правовые акты, предусматривающие выплату данного единовременного пособия не отменены и действуют по настоящее время. Она полагает, что в данном случае имеет место дискриминация в сфере труда, поскольку эти нормы должны применяться в отношении всех работников без исключения, однако в 2014 году всем работникам, увольняемым по тому же самому основанию, что и истец, данное единовременное пособие было выплачено в полном объеме, истцу же, единственной, в его выплате было отказано. Поскольку имеет место нарушение права истца, то она полагает, что истец также имеет право на взыскание с ответчика, как работодателя не выплатившего своевременно единовременное пособие в соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ компенсации морального вреда в размере ....... руб., в соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ компенсации за задержку выплаты единовременного пособия в размере ....... руб. ....... коп., а также судебных расходов согласно ст. 98,100 ГПК РФ на оплату услуг адвокатов по составлению искового заявления, его дополнению и представлению интересов в суде, которые подтверждены представленными квитанциями. При определении процентов по ст. 236 ТК РФ брался полный месяц. Право истца на получение данного единовременного пособия ни ответчиком, ни 3-ми лицами не оспаривается, а отсутствие денежных средств в муниципальном бюджете не может являться основанием для невыплаты единовременного пособия и нарушения прав истца как муниципального служащего.
Представитель ответчика Шеина Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам дела, дополнительно пояснила, что право у истца по выплату единовременного пособия имеется, она возражает против удовлетворения иска только по тем основаниям, что УСЗН Администрации города Новошахтинска не имеет денежных средств для выплаты истцу данного единовременного пособия. Они обращались с письмами в Администрацию города Новошахтинска, а именно в Финансовое управление, в том числе и письмом от ххххх, но денежные средства им выделены не были, устно было отказано, письменного ответа по настоящее время нет. Предложено было произвести выплату за счет средств областного бюджета, но это противоречит законодательству. Требования в части взыскания компенсации морального вреда она считает при таких обстоятельствах чрезмерно завышенными, в части требований о взыскании компенсации по ст. 236 ТК РФ просит вынести решение на усмотрение суда, заявленные истцом судебные расходы, она считает соразмерными. Стаж, расчет размера единовременного пособия и пенсионный возраст истца она не оспаривает.
Представитель 3-го лица Новошахтинской городской Думы Воскресенская Я.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что Новошахтинской городской Думой, действительно было принято указанное истцом решение, которое действует по настоящее время, соответственно у истца право на получение единовременного пособия имеется. На днях прошло заседание Новошахтинской городской Думы, однако Администрация города с законодательной инициативой по внесению изменений в бюджет в данной части не обращалась. Разработкой такой инициативы занимается непосредственно Финансовое управление Администрации города. Моральный вред она считает целесообразным, но завышенным. Компенсацию за задержку выплаты она также считает обоснованной, а судебные расходы, заявленные истцом, разумными и соразмерными. Полагает, что их выплата при такой ситуации возможна, но только по решению суда.
Представитель 3-го лица Финансового управления Администрации г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, о чем имеется расписка, представил письменный отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, адвоката, представителя третьего лица, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.2,3 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В соответствии с п.п.1 п.9 ст. 9 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 № 786-ЗС (с последующими изменениями и дополнениями) в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования муниципальному служащему, достигшему пенсионного возраста, может выплачиваться единовременное пособие за полные годы стажа муниципальной службы при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям: ликвидация органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, а также сокращение численности или штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, отказ муниципального служащего от продолжения работы в связи с реорганизацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования.
Решением Новошахтинской городской Думы от 24.04.2009 №66 «О выплате единовременного пособия муниципальным служащим за полные годы стажа при увольнении с муниципальной службы» было утверждено единовременное пособие муниципальным служащим за полные годы стажа при увольнении с муниципальной службы согласно приложению, в соответствии с которым за счет средств местного бюджета муниципальный служащий, достигший пенсионного возраста, имеет право на получение единовременного пособия за полные годы стажа муниципальной службы в размере должностного оклада, установленного на момент увольнения, за каждый полный год стажа муниципальной службы, но не более двадцатикратного месячного должностного оклада, в случаях увольнения с муниципальной службы по следующим основаниям: ликвидация органа местного самоуправления, а также сокращение численности или штата муниципальных служащих, отказ муниципального служащего от продолжения работы в связи с реорганизацией органа местного самоуправления.
Данное пособие выплачивается однократно при увольнении с муниципальной службы. При последующих увольнениях работающих пенсионеров данное пособие не выплачивается.
В судебном заседании установлено, признано обеими сторонами, а также подтверждается данными трудовой книжки, приказами, справкой работодателя, что истец Ляшенко Н.А. работала специалистом первой категории отдела адресной социальной помощи Управления социальной защиты населения Администрации города Новошахтинска, являлась муниципальным служащим. Приказом начальника УСЗН Администрации города Новошахтинска №.......-к от ххххх было прекращено действие трудового договора от ххххх....... и истец Ляшенко Н.А. была уволена ххххх в связи с сокращением штата сотрудников по п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка, выплатой компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск. На момент увольнения ххххх истец, ххххх года рождения, достигла пенсионного возраста, её стаж муниципальной службы составлял полных 18 лет, должностной оклад - ....... руб.
В судебном заседании также установлено, что выплата единовременного пособия, предусмотренного вышеуказанным решением Новошахтинской городской Думы от ххххх......., осуществлена истцу при увольнении не была, при том, что данное единовременное пособие в полном объеме было выплачено остальным пяти работникам УСЗН, уволенным вместе с истцом по тем же основаниям. Данные действия работодатель мотивировал тем, что средства, утвержденные Решением Новошахтинской городской Думы от ххххх №......., на эти цели были сокращены на сумму ....... тысяч рублей согласно справке финансового управления города Новошахтинска от ххххх....... в соответствии с Решением Новошахтинской городской Думы от ххххх........
В данном случае суд полагает, что ответчиком, как работодателем, нарушены права истца, поскольку вышеуказанное решение Новошахтинской городской Думы от ххххх....... действует по настоящее время, а отсутствие в местном бюджете денежных средств на выплату указанного пособия, не исключает обязанности ответчика от его выплаты, так как вышеприведенная норма, предусмотренная законодательством, не связывает выплату пособия с наличием или отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца в части взыскания с ответчика в её пользу единовременного пособия в размере ....... руб. согласно следующему расчету: ....... руб. х 18 лет.
В силу части первой статьи 140 Трудового кодекса РФ, устанавливающей срок расчета при прекращении трудового договора, выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Поскольку право истца на выплату вышеуказанного единовременного пособия ответчиком не оспаривается, его выплата, как на момент увольнения, так и по настоящее время не произведена, то суд в пределах заявленных требований полагает взыскать с ответчика в пользу истца в соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ денежную компенсацию за задержку выплаты единовременного пособия за период с ххххх т.е. следующего дня после установлено срока выплаты - дня увольнения, по ххххх в размере ....... руб. ....... коп. согласно следующему расчету: ....... руб. (сумма единовременного пособия) х 0,0275% (исходя из одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 8,25%) х 69 дней (период задержки с ххххх по ххххх включительно), в остальной части отказать, так как в расчете истца имеется арифметическая ошибка в части определения количества дней периода задержки выплаты. Определение количества ежемесячных дней для расчета процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ применению не подлежит, так как настоящие требования регулируются нормами трудового, а не гражданского законодательства.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Истец также просит взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда, выразившегося в нравственных страданиях и переживаниях по поводу невыплаты ей единовременного пособия при увольнении с муниципальной службы при его выплате всем уволенным вместе с ней по тем же основаниям муниципальным служащим. Причиненный ей работодателем моральный вред она оценивает в сумме ....... руб.
Учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения трудовых прав истца со стороны работодателя, ответчика по делу, суд также находит подлежащими удовлетворению и исковые требования в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Однако размер такой компенсации, истребуемый истцом в сумме ....... руб., суд считает завышенным.
Суд, учитывая характер и длительность нарушения работодателем трудовых прав истца, степень её нравственных страданий, а также фактические обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, степень вины ответчика, и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме ....... руб., отказав в остальной части.
В силу положений п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела следует, что истец обращалась первоначально к адвокату за консультацией и составлением искового заявления, за услуги которого ею было оплачено согласно представленной квитанции к приходному кассовому ордеру ....... от ххххх....... руб. Также истцом были понесены расходы по оказанию услуг представителя по составлению заявления об уточнении и дополнении исковых требований, а также представлению интересов в суде в согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от ххххх в размере ....... руб. Суд, учитывая объем оказанной адвокатом помощи, количество судебных заседании, проведенных с участием представителя истца, категорию спора, а также отсутствие возражений со стороны представителя ответчика, полагавшей размер расходов, понесенных истцом на оплату услуг адвокатов разумной и обоснованной, считает возможным требования истца в данной части удовлетворить в полном объеме и взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере ....... руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации города Новошахтинска в пользу Ляшенко Н.А. единовременное пособие в размере ....... руб., компенсацию морального вреда в размере ....... руб., компенсацию за задержку выплаты единовременного пособия в размере ....... руб. ....... коп., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ....... руб., а всего ....... руб. ....... коп.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено 03.04.2015.