НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новошахтинского районного суда (Ростовская область) от 17.06.2019 № 12-32/19

Дело № 12-32/2019

Р Е Ш Е Н И Е

17 июня 2019 года г. Новошахтинск

Судья Новошахтинского районного суда Ростовской области Меликян С.В., рассмотрев жалобу МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска на постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 30.01.2019 № по делам об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 1, 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и решение ГИТ в РО от 26.02.2019 по жалобе на указанные постановления, в отношении МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска, юридический адрес: 346900, Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Харьковская, 56-а, ОГРН 1026102483164, ИНН 6151008517, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 30.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска СВМ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 30.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска СВМ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области -И/5 от 30.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Решением ГИТ в РО от 26.02.2019 жалоба МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска на указанные постановления ГИТ от 30.01.2019 оставлена без удовлетворения, а обжалованные постановления - без изменения.

На указанные постановления и решение ГИТ МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска подана жалоба, в которой учреждение просит отменить постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области по делам об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 1, 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и решение ГИТ в РО от 26.02.2019 по жалобе на указанные постановления.

В обоснование жалобы указано, что проверка в отношении МБУДО проведена должностными лицами ГИТ в РО с нарушением требований Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку юридическому лицу не предоставлен установленный законом 10-дневный срок для предоставления документов по мотивированному запросу органа госконтроля. Из материалов дела неясно, какая проверка проводилась в отношении юридического лица – выездная или документарная. Полагают, что вина МБУДО ДЮСШ № 3 в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, материалами дела не доказана.

В судебном заседании директор МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска Сидоров С.В. доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить. Пояснил, что в период проверки находился на больничном, обязанности директора в соответствии с приказом исполнял СВМ Указывает, что главный государственный инспектор труда МИА в нарушение своих полномочий заставила должностных лиц МБУДО под диктовку написать объяснения, не соответствующие действительности. При получении данных объяснений он лично не присутствовал в связи с болезнью.

В судебном заседании главный государственный инспектор труда отдела надзора и контроля (по охране труда) ГИТ в РО МИА полагала обжалуемые постановление и решение ГИТ в РО законными и обоснованными, а жалобу МБУДО ДЮСШ № 3 - не подлежащей удовлетворению. Пояснила, что привлечение МБУДО ДЮСШ № 3 и его должностного лица СВМ к административной ответственности выполнено в соответствии с требованиями закона, какие-либо процессуальные нарушения допущены не были. В соответствии с законом № 294-ФЗ, на который ссылается заявитель жалобы, 10-дневный срок устанавливается в случаях, когда орган госконтроля направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы, если имеются сомнения в достоверности первичных документов. Поскольку такой запрос при проведении проверки в отношении МБУДО ДЮСШ № 3 не направлялся, ссылка заявителя жалобы на нарушение 10-дневного срока не основана на законе. У юридического лица и его должностного лица имелось достаточно времени в срок с 24.01.2019 до 30.01.2019 для предоставления необходимых документов, подтверждающих соблюдение требований законодательства об охране труда, однако такие документы должностным лицам ГИТ в РО не были предоставлены.

Проверив и изучив материалы дела и доводы жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены указанных постановлений главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 30.01.2019 и решения ГИТ в РО по жалобе на них от 26.02.2019 по следующим основаниям.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Как следует из материалов дела, 30.01.2019 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ростовской области были вынесены постановления о привлечении МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 110 000 руб.; о привлечении и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 15 000 руб.; о привлечении и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 2 000 руб.; и -И/5 о привлечении МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.

30.01.2019 в отношении МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска и и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска СВМ должностным лицом ГИТ в РО составлены соответствующие протоколы по ч.ч. 1, 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в присутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола законного представителя юридического лица в лице и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 СВМ, полномочия которого подтверждаются приказом от 09.01.2019.

Из указанных протоколов об АП от 30.01.2019 следует, что представитель юридического лица и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 СВМ собственноручно указал, что с протоколами согласен, нарушения будут устранены в срок, и просил рассмотреть дела об АП в этот же день, 30.01.2019. Копии протоколов об АП вручены представителю МБУДО ДЮСШ 30.01.2019, что удостоверено его подписью.

Из материалов административного дела в отношении МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска следует, что в связи с имевшим место 17.01.2019 несчастным случаем на производстве в соответствии с распоряжением заместителя руководителя ГИТ в РО от 23.01.2019 назначено проведение внеплановой документарной проверки МБОУ ДЮСШ № 3 в период с 24.01.2019 по 20.02.2019. Пункт 13 распоряжения содержит перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Из акта проверки от 30.01.2019 следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной в период с 24.01.2019 по 30.01.2019 были выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, ответственность за которые предусмотрена ч.ч. 1, 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем в отношении юридического лица - МБУДО ДЮСШ № 3 города Новошахтинска и и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 были составлены протоколы об административных правонарушениях от 30.01.2019. Так, в МБУДО ДЮСШ № 3 города Новошахтинска не обеспечено обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, кроме директора, заместителя директора по АХР и специалиста по ОТ и ТБ, чем нарушены требования ст. 212 Трудового Кодекса РФ, п. 1.5 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Кроме того, член комиссии по охране труда ЛИН (согласно приказу от 01.09.2018), являющаяся специалистом по кадрам, не прошла обучение и проверку знаний по охране труда, чем нарушена ст. 212 ТК РФ, п. 3.4 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Согласно перечню профессий и должностей работников МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска по обеспечению работников спецодеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты: техник ЧТС, уборщик СП РЛМ, дворник ЛВА, сторож ШВА, сторож, вахтер КЛА и другие не обеспечены спецодеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, чем нарушены ст. 212 ТК РФ, п. 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Отсутствует документ, подтверждающий учет и выдачу данным работникам спецодежды, обуви и других СИЗ (отсутствует карточка учета выдачи СИЗ).

На момент проведения внеплановой проверки в МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска с результатами специальной оценки условий труда (СОУТ) работодатель не ознакомил работников ЧТС, ГНА, КОН, и других работников, принятых на работ у с 2016 года по настоящее время, чем нарушены требования ст. 212 ТК РФ, ФЗ № 426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда».

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно п. 1.5 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель. На основании п. 3.4 указанного Постановления для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В соответствии с п. 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Таким образом, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ юридическим лицом - МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска и его должностным лицом и.о. директора СВМ являются правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ч.ч. 1, 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска и и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 СВМ правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколами об административных правонарушениях, которые вынесены в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные должностным лицом ГИТ в РО обстоятельства совершения административных правонарушений подтверждаются и собственноручно составленным объяснением заместителя директора по АХР МБУДО ДЮСШ № 3 МВВ от 24.01.2019, из которого следует, что член комиссии по охране труда ЛИН на момент проверки не имеет удостоверения о прохождении обучения по охране труда, удостоверение зам. директора СВМ на момент проверки просрочено, обучение не проведено, все работники МБУДО ДЮСШ № 3, кроме директора, зам. директора по АХР, специалиста по ОТ и ТБ, на момент проверки не проходили обучение по охране труда.

Заявителем жалобы не представлено каких-либо доказательств оказания давления на должностное лицо МБУДО при собственноручном написании указанного объяснения от 24.01.2019.

Кроме того, несостоятельными являются доводы жалобы о том, что должностными лицами ГИТ при проведении документарной проверки не было предоставлено достаточно времени для представления необходимых документов, подтверждающих надлежащее выполнение учреждением требований закона в области охраны труда, нарушен установленный федеральным законом от 26.12.2008 № 294 – ФЗ 10-дневный срок для предоставления необходимых документов.

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Согласно материалам административного дела проверка начата 24.01.2019. 25.01.2019 письмом ГИТ в РО уведомило законного представителя МБУДО ДЮСШ № 3 о том, что внеплановая проверка соблюдения трудового законодательства будет завершена 30.01.2019, данное уведомление получено представителем МБУДО, что подтверждается подписью и.о. директора СВМ При этом, как следует из материалов дела, в срок до 30.01.2019 включительно какие-либо доказательства, подтверждающие надлежащее выполнение учреждением требований закона в области охраны труда, в контролирующий орган учреждением представлены не были.

Материалами дела об АП не подтверждается направление должностным лицом ГИТ в РО мотивированного запроса в ДЮСШ № 3 с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. В связи с этим доводы жалобы о нарушении 10-дневного срока на предоставление документов по мотивированному запросу органа контроля являются необоснованными.

Доказательства невиновности юридического лица на момент составления протоколов об АП и вынесения постановлений по делу об АП должностному лицу ГИТ в РО не представлены, что подтверждается записью и подписями представителя юридического лица в текстах протоколов и постановлений.

Административные наказания по обжалуемым постановлениям назначены должностным лицом МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска в минимальном размере, предусмотренном санкциями ч.ч. 1, 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Доводы жалобы МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска о том, что оно надлежащим образом выполняло обязанности по соблюдению законодательства в области охраны труда, суд не может принять во внимание, поскольку должностным лицом ГИТ в РО установлены нарушения юридическим лицом и его должностным лицом требований законодательства о труде и об охране труда, что образует состав административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Суд относится критически к доводам МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска о нарушении должностным лицом ГИТ в РО процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку эти доводы основаны на неправильном толковании закона.

Фактически доводы жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения сводятся к несогласию заявителя с выводами административного органа об обстоятельствах дела, сделанными на основании исследования представленных доказательств.

Поскольку в данном случае при оценке доказательств правила, установленные ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушены не были, указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.

Права МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска и его должностного лица - и.о. директора СВМ при привлечении к административной ответственности должностным лицом ГИТ в РО не нарушены.

Таким образом, судом не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену обжалуемого постановления.

Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановления Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и решение ГИТ в РО от 26.02.2019 по жалобе на указанные постановления, в отношении МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска и и.о. директора МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска СВМ, оставить без изменения, а жалобу на них МБУДО ДЮСШ № 3 г. Новошахтинска - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.В. Меликян