НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новошахтинского районного суда (Ростовская область) от 15.04.2019 № 2-2337/18

Дело №2-369/2019

УИД 61RS0020-01-2018-003262-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2019 года. г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Фисенко О.А.,

с участием истца-ответчика Арзумановой Н.Б.,

представителя истца-ответчика Айрих Е.К., действующего в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика-истца Лихановой Н.В., действующей на основании доверенности ..... от 09.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзумановой Н.Б. к ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) о признании решения об удержании сумм социальной доплаты незаконным, взыскании незаконно удержанных денежных средств, и по встречному иску ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) к Арзумановой Н.Б. о взыскании излишне выплаченной федеральной социальной доплаты к пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором после уточнения исковых требований просит признать решение Пенсионного фонда России об удержании переполученных сумм федеральной социальной доплаты (далее ФСД) незаконным в отношении Арзумановой Н.Б. Взыскать с Управления ПФР России по Ростовской области в её пользу 24000 рублей, незаконно удержанной суммы федеральной социальной доплаты с ноября 2018 года по апрель 2019 года. В обоснование своих требований истец указала, что она, Арзуманова Н.Б., является пенсионером по старости. В течение продолжительного времени она осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность. В качестве индивидуального предпринимателя она зарегистрирована с 10 января 2001 года, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированной до 1 января 2004 года от 22 сентября 2004 года, серия ...... Ранее указанные сведения подтверждались свидетельством о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, серия ....., согласно постановлению Администрации г. Гуково ..... от 25 декабря 2000 года. Все время осуществления предпринимательской деятельности она исправно оплачивала все предусмотренные обязательные платежи, как налоги, так и отчисления в Пенсионный фонд, своевременно сдавала все предусмотренные виды отчетности: каждый отчетный период ею сдавались в уполномоченный орган налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход, велась ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Форма АДВ-11) с регистрационным номером ПФР ....., которая направлялась в ПФР г. Гуково Ростовской области, о чем свидетельствует отметка, протокол уплаты страховых взносов за 2004, 2005 г.г., более того, ею своевременно предоставлялись расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2 ПФР), в котором указывался её номер СНИЛС ...... До настоящего времени она является получателем страховой пенсии по старости. 30 июля 2018 года в её адрес поступило письмо Межрайонного ГУ УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное), в соответствии с которым ей было сообщено, что при начислении пенсии была допущена ошибка, и ей необходимо вернуть в адрес ПФР России незаконно полученные ею денежные средства. Она обратилась с соответствующими заявлениями в прокуратуру и пенсионный фонд. Согласно ответу УПФР России по Ростовской области, согласно базе персонифицированного учета сотрудниками УПФР России был выявлен факт множественной регистрации её, как застрахованного лица, и ей было присвоено два СНИЛС. В связи с чем, была начислена ФСД к пенсии. По её мнению, указанные неточности возникли в связи с недобросовестной работой сотрудников ПФР, её вины в указанной ошибке нет, поскольку ПФР был извещен о том, что она является ИП, СНИЛС с ..... она не получала. Однако при её явке 27 сентября в отделение ПФР г. Гуково она была понуждена начальником клиентской службы написать заявление об удержании из её пенсии денежных средств в размере 4000 руб. ежемесячно. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч.9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. Согласно ч.6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" правила проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, определяется Правительством Российской Федерации. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии". Согласно п. 120 Правил, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, является решение о проведении проверки, которое принимает руководитель территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. На время проведения указанной проверки срок рассмотрения заявления о возобновлении выплаты пенсии либо заявления о восстановлении выплаты пенсии приостанавливается не более чем на три месяца (п. 122 Правил). Проверка обоснованности выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений может осуществляться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации путем направления запроса дополнительных документов (сведений) в организацию, выдавшую соответствующие документы (представившую сведения), либо непосредственно в этой организации (п. 123 Правил). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015. Согласно п. 11 указанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации только при установлении факта необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 124 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н), тогда как в данном случае никаких мер ответчиком принято не было. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из пенсии производятся на основании: исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением обязательства безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, в том числе об изменении места жительства; решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. При удержании из пенсии по исполнительным документам за гражданином должно быть сохранено 50% от суммы пенсии. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержаний может достигать 70%. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% установленной пенсии. Решения территориального органа ПФР о взыскании излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии могут быть обжалованы пенсионером в вышестоящий пенсионный орган и (или) в суд. Полагает, что удержание из её пенсии денежных средств превышающих 50 процентов от общего размера пенсии - незаконно, как и удержание выплат, которые были ошибочно начислены ей не по её вине.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» не определяет форму для уведомления пенсионного фонда. Следовательно, она была вправе известить Пенсионный фонд Российской Федерации (в лице УПФР по г. Гуково) как в письменной форме (заявление или письмо, сдача отчета и др.), так и путем осуществления фактических действий (оплата предпринимателем пенсионных взносов и т.д.).

ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) обратился в суд со встречным иском к Арзумановой Н.Б., в котором после уточнения исковых требований просит взыскать с Арзумановой Н.Б. в пользу УПФР в г. Новошахтинске РО (межрайонного) излишне выплаченную федеральную социальную доплату к пенсии в размере 53381 руб. 92 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2041 руб. 46 коп., а всего 55423 руб. 38 коп. В обоснование встречного иска ответчик-истец указал, что Арзуманова Н.Б. является получателем страховой пенсии с 09.01.2003 по старости по основаниям п.1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Пенсия назначалась сотрудниками УПФР в г. Гуково. 04.06.2018 Управление ПФР в г. Гуково прекратило свою деятельность в результате реорганизации, путем присоединения к ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонному), в результате которой на территории г. Гуково 04.06.2018 открыто обособленное подразделение - Клиентская служба (на правах отдела) (в г. Гуково). В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № «О государственной социальной помощи» ФСД устанавливается пенсионеру к пенсии территориальными органами Пенсионного фонда в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в РФ» в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. ФСД к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ, не может бы меньше величины, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4_Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации. С 01 января 2010 года Арзумановой Н.Б. в беззаявительном порядке была установлена ФСД к пенсии в размере 957 руб. 07 коп. в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", как неработающему лицу, доход которого не достигает величины прожиточного минимума, так как по данным лицевого счета ..... отсутствовали данные о факте работы пенсионера и в заявлении о назначении пенсии от 2003 года Арзуманова Н.Б. сообщает, что не осуществляет трудовую деятельность. В соответствии с п.37 Приказа Министерства труда России от 07.04.2017 №. 339н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой пенсии, ее установления и выплаты» гражданин обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий выплату федеральной социальной доплаты к пенсии, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Обязанность пенсионера сообщать пенсионному органу сведения об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии или социальной доплаты к ней, следует также из положений п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Согласно заявлению Арзумановой Н.Б. о назначении пенсии от 09.01.2003, заполненного ею собственноручно, следует, что ей было известно об обязанности безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. По материалам пенсионного дела Арзуманова Н.Б. в нарушение п.12 ст.12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", п.37 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерством труда и социально защиты Российской Федерации от 07.04.2017 № 339н, не сообщила пенсионному органу о ведении ею с 2001 года предпринимательской деятельности, в результате чего неправомерно являлась получателем федеральной социальной доплаты к пенсии. За период с 01.01.2010 по 31.07.2018 фактически ответчику выплачено 112949,57 руб. денежных средств ФСД. В соответствии с п.2 ст.28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях в случае, если представление недостоверных сведении или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п.5 ст.26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в действие с 01.01.2015. Статья 29 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяет право удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений ч.5 ст.26 ФЗ № 400-ФЗ. В случае прекращения выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии или выплаты, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке. На основании п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса. Таким образом, Арзуманова Н.Б. является виновным лицом в необоснованном получении федеральной социальной доплаты за период с 01.10.2010 по 31.07.2018. В рамках проведения аудита региональной базы данных персонифицированного учета с целью устранения в системе обязательного пенсионного страхования случаев множественной регистрации застрахованных лиц Отделением ПФР по Ростовской области был направлен массив потенциальных двойников. После анализа документов Арзумановой Н.Б. было выявлено, что на ее имя выдано два страховых свидетельства. Оба СНИЛСа изготовлены Управлением ПФР в г. Гуково Ростовской области. СНИЛС ..... выдан 24.04.2001, СНИЛС ..... выдан 01.04.2004. В дальнейшем на лицевой счет ..... Арзумановой Н.Б. производились отчисления страховых взносов в качестве индивидуального предпринимателя. Оба СНИЛСа находились у застрахованного лица. Анкеты на получение и все заявления об обмене страхового свидетельства заполнялись гражданами собственноручно, хранились в Территориальных органах ПФР. Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» нормативный срок хранения анкет на получение СНИЛС и заявлений об обмене составляет три года. 13.06.2017 Арзумановой Н.Б. было подано заявление об объединении на одном индивидуальном лицевом счете (ИЛС) сведений, содержащихся в нескольких индивидуальных лицевых счетах, открытых на одно застрахованное лицо. В данном заявлении она просит перенести сведения, содержащиеся на имеющем страховой ..... на ИЛС застрахованного лица со страховым номером 080-274-986 75. На основании поступившего заявления, комиссией Управления ПФР в г. Гуково было принято решение о переносе индивидуальных сведений, внесенных на ИЛС Арзумановой Н.Б...... на индивидуальный лицевой счет ...... Отделом ОПУ ОПФР по Ростовской области были произведены работы по объединению ИЛС, принадлежащих Арзумановой Н.Б. По окончании работ по объединению ИЛС Арзуманова Н.Б. сдала в Клиентскую службу (на правах отдела) (в г. Гуково) упраздненный СНИЛС ...... 17.07.2018 выплата ФСД пенсионеру была приостановлена с 01.08.2018. Специалистами УПФР в г. Новошахтинске (межрайонном) произведен расчет полученных сумм ФСД Арзумановой Н.Б., оформлен протокол о выявлении излишне выплаченных сумм ФСД за период с 01.01.2010 по 31.07.2018, направлено уведомление (протокол о выявлении излишне выплаченных сумм) пенсионеру о факте образовавшейся переплаты и о необходимости обращения в территориальный орган ПФР для решения вопроса о возмещении излишне выплаченных сумм с приложением квитанции. Данное уведомление получено Арзумановой Н.Б. 30.07.2018. 28.09.2018 в УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) поступило заявление Арзумановой Н.Б. об удержании пенсионным органом с ноября 2018 года из пенсии и всех причитающихся ей выплат ежемесячно по 4000 руб. до полного погашения ею суммы переплаты ФСД в размере 76942,11 руб. По состоянию на 03.04.2019 с учетом начисленной пенсии за апрель 2019 года с удержанием из страховой пенсии необоснованно выплаченной суммы ФСД, размер переплаты ФСД Арзумановой Н.Б. составляет 53381,92 руб. Просит встречный иск удовлетворить, в удовлетворении первоначального иска отказать.

Истец-ответчик и её представитель в судебном заседании исковых требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и возражении на встречный иск, в удовлетворении встречного иска просили отказать. В части требований УПФ также просили применить срок исковой давности.

Истец-ответчик также пояснила, что в 2003 году у неё потребовали только трудовую книжку и заявление о назначении пенсии, больше ничего не требовали. Она подтверждает, что заявление о назначении пенсии в 2003 году, заявление об объединении на одном ИЛС сведений в 2017 году, заявление об удержании в 2018 году, а также заявление о выборе способа выплаты пенсии в 2010 году и заявление о доставке пенсии в 2015 году заполнялись и писались ею собственноручно. Заявление о проведении удержаний было написано ею под давлением со стороны сотрудников УПФ. В иной форме, кроме отчетов как ИП сведений о ведении предпринимательской деятельности она не предоставляла. Фактически от неё дохода нет. СНИЛС с последними цифрами 36 она получила в УПФ только в 2017 году.

Представитель истца-ответчика дополнительно пояснил, что опечатка в отчестве истца-ответчика была исправлена налоговой инспекцией в 2004 году. Арзуманова Н.Б. все время пользовалась СНИЛС последние цифры ....., а о наличии второго СНИЛС последние цифры ..... она узнала только в 2017 году из письма УПФ, тогда он ей был выдан. Поэтому он полагает, что Арзуманова Н.Б. сообщила о своей трудовой деятельности, что является ИП, сдавая все отчетности и оплачивая страховые взносы. Полагают размер удержаний незаконным, так как размер удержаний чрезмерно завышен и составляет более половины размера пенсии. Расчет размера суммы в пределах срока исковой давности, представленной ответчиком-истцом, они не оспаривают.

Представитель ответчика-истца Лиханова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала уточненный встречный иск по основаниям, изложенным во встречном иске и дополнении к встречному иску, в удовлетворении первоначального иска просила отказать. Дополнительно пояснила, что полагает, что срок исковой давности не истек, и он фактически начал течь с момента прекращения выплаты ФСД, т.е. с 17.08.2018. Полагает, что выдача второго СНИЛС могла быть связана с ошибкой в отчестве Арзумановой Н.Б. Сейчас установить это невозможно, равно как и выдачу второго СНИЛС с последними цифрами 36. Выдача его на бланке 2016 года возможно могла быть произведена и по её заявлению об утрате, но установить это невозможно, поскольку срок хранения заявлений истек, сотрудники уже уволились. После слияния лицевых счетов, тоже ничего определенного сказать невозможно, по ним все сведения перенесены на СНИЛС 36, так как на нем находилась основная масса сведений об отчислениях. Во всех заявлениях, написанных истцом-ответчиком в УПФ, содержится отметка о том, что Арзумановой Н.Б. было известно о наличии у неё обязанности сообщать о наличии оснований, влекущих прекращение выплаты. Пенсионер обязан предоставлять достоверные сведения и оснований сомневаться в их достоверности у сотрудников УПФ не имелось. С учетом страховых выплат, имевшихся на ИЛС истца-ответчика по СНИЛС 36, ей причитался больший размер пенсии, в связи с чем образовалась её недоплата. Однако, поскольку сумма ФСД тогда при условии отсутствия осуществления трудовой деятельности была бы меньше, то был произведен взаимозачет этих сумм, что предусмотрено нормами и о чем имеется письмо ПФ РФ. Пенсионерами и ИП занимаются разные отделы, это разные базы, поэтому выявить эти обстоятельства возможности не было, тем более, если имелась в её личных данных какая-то ошибка. Эта обязанность сообщать о наличии оснований возложена именно на пенсионера.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, обозрев пенсионное дело истца-ответчика, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 18 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что социальная доплата к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливается с 1 января 2010 года, но не ранее возникновения права на ее установление при обращении пенсионера за ее установлением по 31 декабря 2010 года включительно.

В силу ч. 1, 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Согласно ч. 10, 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям частей 1 - 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии.

В соответствии с п.21,22 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 № 35495) удержания из установленной пенсии производятся на основании документов, определенных статьей 29 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается к его выплатному делу. При этом удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером, в том числе превышающем 20 процентов пенсии.

Как следует из п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В судебном заседании установлено, что истец-ответчик Арзуманова Н.Б. является индивидуальным предпринимателем с 10.01.2001. При выдаче ей Администрацией г. Гуково Ростовской области 10.01.2001 свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица серия ..... в её отчестве была допущена описка, указано Бенисовна, вместо правильного Бениковна. Данная описка была исправлена 22.09.2004 Межрайонной инспекцией МНС России №7 по Ростовской области (территориальный участок 6144 по г. Гуково) (л.д.26,28).

В судебном заседании также установлено, что 09.01.2003 Арзуманова Н.Б., хххх года рождения, по достижении ею возраста 55 лет, 09.01.2003 обратилась в ГУ УПФР г. Гуково с заявлением о назначении пенсии №...... Бланк данного заявления (л.д.124-125) ею был заполнен собственноручно, с отметкой путем зачеркивая о том, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии она не работает, указан номер СНИЛС ...... В данном заявлении также имеется собственноручная расписка истца-ответчика о том, что она обязуется безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение её выплаты. Сведения о том, что она является индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) ею не предоставлялись и не заявлялись. Факт собственноручного заполнения бланка заявления подтвержден Арзумановой Н.Б. в судебном заседании. Одновременно ею было написано заявление о назначении ей пенсии по возрасту без среднего заработка.

В материалах пенсионного дела истца-ответчика имеется отказ в предоставлении выписки из лицевого счета застрахованного лица Арзумановой Н.Б. по страховому номеру ИЛС: ..... по причине отсутствия ИС. В представленных ею налоговых декларациях и ведомостях номер ИЛС не указывается, в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд.. (л.д.18) указан за 2010 год СНИЛС ...... Из копии СНИЛС (л.д.173), выданного истцу-ответчику 24.04.2001 следует, что правильный номер СНИЛС ......

Как следует из данных СНИЛС (л.д.159) Арзумановой Н.Б. был выдан СНИЛС ....., с указанием даты регистрации 01.04.2004. Доказательств того, по каким причинам в настоящее время на руках у неё находится данный СНИЛС на бланке, изготовленном в 2016 году, сторонами в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств того когда он был выдан в действительности, в том числе первоначально.

В судебном заседании также установлено, что с 01 января 2010 года Арзумановой Н.Б. в беззаявительном порядке была установлена федеральная социальная доплата к пенсии в размере 957 руб. 07 коп. в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", как неработающему лицу, доход которого не достигает величины прожиточного минимума, так как по данным лицевого счета ..... отсутствовали данные о факте работы пенсионера и в заявлении о назначении пенсии от 2003 года она указала на то, что не осуществляет трудовую деятельность.

20.04.2015 Арзуманова Н.Б. обратилась в ГУ УПФР г. Гуково с заявлением о доставке ей с мая 2015 года пенсии через кредитную организацию, со ссылкой на СНИЛС ..... 75. В данном заявлении она также была предупреждена о необходимости извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, не позднее следующего дня после наступления соответствующих обстоятельств, а также о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о поступлении на работу и (или) осуществлении иной деятельности, в период осуществления которой она подлежит обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера ФСД к пенсии или прекращение её выплаты, что также подтверждается её подписью.

В рамках проведения аудита региональной базы данных персонифицированного учета с целью устранения в системе обязательного пенсионного страхования случаев множественной регистрации застрахованных лиц Отделением ПФР по Ростовской области был направлен массив потенциальных двойников №..... от 29.05.2017. После анализа документов Арзумановой Н.Б. было выявлено, что на ее имя выдано два страховых свидетельства. Оба СНИЛСа изготовлены Управлением ПФР в г. Гуково Ростовской области: СНИЛС ..... выдан 24.04.2001, СНИЛС ..... выдан 01.04.2004. В дальнейшем на лицевой счет ..... Арзумановой Н.Б. производились отчисления страховых взносов в качестве ИП, исправление ошибки в отчестве СНИЛС ..... было произведено 03.04.2015.

Анкеты на получение и все заявления об обмене страхового свидетельства заполнялись гражданами собственноручно и хранились в Территориальных органах ПФР.

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» нормативный срок хранения анкет на получение СНИЛС и заявлений об обмене составляет три года, в связи с чем данные анкеты и заявления на момент подачи настоящего иска Арзумановой Н.Б. были уничтожены за истечением срока хранения.

В материалах пенсионного дела имеется Выписка из ЕГРИП в отношении Арзумановой Н.Б. с датой получения сведений 15.06.2016.

13.06.2017 Арзумановой Н.Б. подано заявление об объединении на одном индивидуальном лицевом счете (ИЛС) сведений, содержащихся в нескольких индивидуальных лицевых счетах, открытых на одно застрахованное лицо, в котором она просила перенести сведения, содержащиеся на принадлежащем ей ИЛС, имеющем страховой ..... на ИЛС застрахованного лица со страховым номером 080-274-986 75. На основании поступившего заявления, комиссией Управления ПФР в г. Гуково было принято решение о переносе индивидуальных сведений, внесенных на ИЛС Арзумановой Н.Б. ..... на индивидуальный лицевой счет ....., исходя из объема имеющейся на них информации.

04.06.2018 Управление ПФР в г. Гуково прекратило свою деятельность в результате реорганизации, путем присоединения к ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонному).

Отделом ОПУ ОПФР по Ростовской области были произведены работы по объединению ИЛС, принадлежащих Арзумановой Н.Б. По утверждению представителя ответчика-истца и служебной записки зам. руководителя Клиентской службы (на правах отдела) в г. Гуково от 30.08.2018 по окончании работ по объединению ИЛС Арзуманова Н.Б. сдала в Клиентскую службу (на правах отдела) (в г. Гуково) упраздненный СНИЛС ...... 17.07.2018 выплата ФСД ей была приостановлена с 01.08.2018. Специалистами УПФР в г. Новошахтинске (межрайонном) произведен расчет полученных сумм ФСД Арзумановой Н.Б., оформлен протокол о выявлении излишне выплаченных сумм ФСД за период с 01.01.2010 по 31.07.2018, согласно которому после уточнения сумм за период с 01.01.2010 по 31.07.2018 ей фактически была выплачена ФСД в размере 112949,57 руб., направлено уведомление (протокол о выявлении излишне выплаченных сумм) пенсионеру о факте образовавшейся переплаты и о необходимости обращения в территориальный орган ПФР для решения вопроса о возмещении излишне выплаченных сумм с приложением квитанции. Данное уведомление получено Арзумановой Н.Б. 30.07.2018.

Одновременно в сентябре 2018 года специалистами отдела перерасчета пенсий был произведен беззаявительный перерасчет пенсии с учетом страховых взносов, уплаченных на обязательное пенсионное страхование за период с 01.08.2009 по 30.09.2018, размер пенсии приведен в соответствие с 01.10.2018. Согласно проведенным расчетам с учетом вышеуказанных страховых взносов было выявлено, что Арзумановой Н.Б. необходимо произвести доплату страховой пенсии по старости в размере 36007 руб. 46 коп. Однако, поскольку в этот же период времени она, как пенсионер являлась получателем ФСД и фактически получила эту сумму на основании п. 105 Правил выплаты пенсии (начисление пенсионеру сумм пенсии в текущем месяце производится с учетом сумм пенсии, ранее выплаченных ему за период), то согласно письму ПФР от 28.08.2017 №..... ей был произведен взаимозачет переплаты ФСД в размере 112949,57 руб. и доплаты страховой пенсии за прошлое время – 36007,46 руб., в результате чего переплата ФСД составила 76942,11 руб.

В целях досудебного урегулирования спора Арзуманова Н.Б. 27.09.2018 была приглашена в Клиентскую службу (на правах отдела) в г. Гуково ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области, где ей были даны разъяснения относительно перерасчета суммы пенсии в беззаявительном порядке с разъяснением порядка возмещении излишне выплаченных сумм, после чего Арзумановой Н.Б. было собственноручно написано заявление об удержании пенсионным органом с ноября 2018 года из пенсии и всех причитающихся ей выплат ежемесячно по 4000 руб. до полного погашения ею суммы переплаты ФСД в размере 76942,11 руб. На основании данного заявления ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске было принято 01.10.2018 оспариваемое ею решение о взыскании сумм ФСД, излишне выплаченных пенсионеру ..... и из пенсии истца-ответчика ответчиком-истцом производилось ежемесячно удержание данной суммы в указанном ею размере, в связи с чем по состоянию на апрель 2019 года размер излишне выплаченной ФСД к пенсии составил 53381 руб. 92 коп. Расчет размера переплаты истцом-ответчиком и её представителем не оспорены.

Доводы истца-ответчика о том, что данное заявление было написано ею под давлением сотрудников УПФ не какими доказательствами не подтверждены, сумма удержания – 4000 руб., превышающая 20% от размера её пенсии, которая составляет с 17.08.2018 (после приведения в соответствие) и по настоящий момент времени 7072,71 руб. удерживается на основании её заявления и в указанном ею размере, а не на основании самостоятельно принято УПФ решения, что не противоречит действующему законодательству, соответственно незаконным признано быть не может. Доказательств того, что Арзуманова Н.Б. обращалась в УПФ с заявлением об изменении размера удержания, определенного ею в заявлении от 27.09.2018, и ответчиком-истцом ей в этом было отказано суду не представлено.

Таким образом, в силу системного толкования вышеприведенных норм действующего законодательства, регулирующего основания и порядок осуществления ФСД к пенсии, правовым основанием для производства удержания излишне выплаченных пенсионеру сумм является неуведомление пенсионером орган, осуществляющий выплату, об обстоятельствах, влекущих изменение размера доплаты или прекращение выплаты.

Учитывая, что истец-ответчик, будучи неоднократно предупрежденной о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган пенсионного фонда о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, действуя недобросовестно, не сообщила пенсионному органу об указанных выше обстоятельствах, то суд приходит к выводу о том, что именно в результате этого возникла переплата ФСД в указанном выше размере, чем ответчику-истцу причинен ущерб, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Арзумановой Н.Б. не имеется, а встречные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом доводы истца-ответчика о том, что она ставила УПФ в известность о том, что ведет предпринимательскую деятельность, поскольку постоянно оплачивала все предусмотренные обязательные платежи, в том числе и отчисления в Пенсионный фонд, своевременно сдавала все предусмотренные виды отчетности: каждый отчетный период ею сдавались в уполномоченный орган налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход, велась ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Форма АДВ-11) с регистрационным номером ПФР ....., которая направлялась в ПФР г. Гуково Ростовской области, своевременно предоставлялись расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2 ПФР), в котором указывался её номер СНИЛС ....., не могут быть приняты во внимание и быть признаны таким уведомлением, поскольку в УПФ ведется разный учет деятельности ИП и пенсионеров, разными службами, путем работы с разными системами и базами, кроме того, в её документах имелись несоответствия, которые в том числе препятствовали установлению данных обстоятельств, что подтверждено показаниями свидетеля в судебном заседании, в связи с чем законодателем данная обязанность по сообщению сведений возложена именно на пенсионера. При этом вышеуказанные ею действия были направлены именно на выполнение обязанностей как ИП и препятствий к сообщению данной информации УПФ у неё не имелось, однако с таким уведомлением как пенсионер она не обращалась, что подтверждено ею в судебном заседании.

Истцом-ответчиком и её представителем заявлено о применении ко встречным исковым требованиям срока исковой давности.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, начало течения срока исковой давности по общему правилу закон связывает с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, то есть начало течения срока исковой давности совпадает с моментом возникновения у заинтересованной стороны права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности ответчиком-истцом не пропущен, так как об отсутствии оснований для назначения и выплаты истцу-ответчику ФСД стало известно фактически после проведения работ после слияния двух ИЛС, принадлежащих Арзумановой Н.Б., а именно в июле 2018 года. Даже если учесть получение Выписки из ЕГРИП в отношении Арзумановой Н.Б. с датой получения сведений 15.06.2016, находящейся в пенсионном деле, трехлетний срок исковой давности при обращении ответчика-истца в суд со встречным иском 28.01.2019, на момент обращения с ним не истек. Кроме того, заявление истца-ответчика от 27.09.2018 свидетельствовало о признании ею долга.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с истца-ответчика в пользу ответчика-истца также подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2041 руб. 46 коп., которые подтверждены платежным поручением ..... от 30.01.2019.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Арзумановой Н.Б. к ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) о признании решения об удержании сумм социальной доплаты незаконным отказать.

Взыскать с Арзумановой Н.Б. в пользу ГУ УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) излишне выплаченную федеральную социальную доплату к пенсии в размере 53381 руб. 92 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2041 руб. 46 коп., а всего 55423 руб. 38 коп.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено с учетом

положений ст. 108 ГПК РФ 22.04.2019.