НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Новошахтинского районного суда (Ростовская область) от 01.02.2017 № 2-1097/2017

Дело №2-1097/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2017 г. г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

при секретаре Стольной Ю.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФГБУ «Соцуголь» - ФИО2, действующей на основании доверенности №.... от 01.02.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Соцуголь", в лице Ростовского филиала ФГБУ "Соцуголь", Министерству энергетики РФ о признании права на назначение дополнительной отраслевой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просит обязать ФГБУ «Соцуголь» и Минэнерго РФ назначить ему дополнительную отраслевую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» с момента обращения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он проработал на шахтах п/о «Ростовуголь» 23 года, уволен 31.12 2003 с шахты «Западная» в связи с наступлением чрезвычайной ситуации (крупная авария).Он был одним из тех, кого завалило в результате этой самой крупной аварии и спустя некоторое время чудом вызволен спасателями. 24.02.2004 ему была назначена пенсия по инвалидности, впоследствии назначена пенсия по старости 01.12.2006 за работу в шахте (льготная). 02.05.2017 он обратился в Ростовский филиал ФГБУ «Соцуголь» с просьбой назначить ему дополнительную отраслевую пенсию, на что был получен отказ, на том основании, что он не был пенсионером на момент увольнения. Отказ считает неправомерным, так как его стаж в угольной промышленности составляет 23 года и уволен он по ликвидации предприятия угольной промышленности.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что он считает, что имеет право на назначение дополнительной пенсии, потому что ему известно, что есть много людей, которые её получают, хотя стаж у них меньше. Просит удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчика ФГБУ «Соцуголь» - ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что на момент увольнения истца с государственного предприятия в марте 2002 г. он не имел права на пенсионное обеспечение, пенсия была назначена ему позже, причем уже после его увольнения из ОАО ПТК Западный, который является коммерческой организацией. Кроме того, указала, что ФГБУ «Соцуголь» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку только Минэнерго России производит назначение дополнительной отраслевой пенсии на основании договоров, заключенных Минэнерго РФ со специализированными организациями, осуществляющими дополнительное пенсионное обеспечение этих работников. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика Минэнерго РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Ходатайств об отложении судебного заседания заявлено не было. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Минэнерго РФ в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело истца №...., суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона РФ от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и стаж работы не менее десяти лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций или при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакета акций этих организаций, находящегося в федеральной собственности, или до ликвидации в связи с банкротством этих организаций, пакеты акций которых, находившиеся в федеральной собственности, вносились по решению Правительства Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, предусматривается дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии).

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 "О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", предусмотрено дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и стаж работы не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей и шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций, а также при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакета акций этих организаций, находящегося в федеральной собственности, или до ликвидации в связи с банкротством этих организаций, пакеты акций которых, находившиеся в федеральной собственности, вносились по решению Правительства Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Указанные выше нормы предусматривают право работников на дополнительное пенсионное обеспечение также при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в двух следующих случаях:

1) до продажи пакета акций этих организаций, находящегося в федеральной собственности;

2) до ликвидации в связи с банкротством этих организаций, пакеты акций которых, находившиеся в федеральной собственности, вносились по решению Правительства РФ в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Кроме определенных оснований увольнения, приобретение права на дополнительное пенсионное обеспечение законодатель связывает с наличием двух условий:

1) стаж в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях не менее 10 лет на день наступления названных оснований;

2) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на пенсионное обеспечение в настоящее время определяется в первую очередь Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В соответствии с данным нормативным актом право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, и имеющие не менее 15 лет страхового стажа (ст. 8). Однако в ряде случаев право на трудовую пенсию по старости может возникнуть досрочно - до достижения указанного возраста, если работники имеют специальный страховой стаж на определенных видах работ или в определенных условиях труда. Основания для досрочного выхода на пенсию установлены в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. По отношению к работникам организаций по добыче (переработке) угля (сланцев) могут быть применены следующие основания:

1) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, пенсия назначается независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет (ст. 30.1.11);

2) пенсия назначается работникам - мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (ст. 30.1.1);

3) пенсия назначается работникам - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (ст. 30.1.2).

Ранее право на пенсионное обеспечение определялось Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который содержал аналогичные изложенным выше основания и условия назначения досрочных пенсий работникам организаций по добыче (переработке) угля (сланцев).

Из материалов дела следует, что истец обратился с заявлением о назначении ему дополнительной отраслевой пенсии к ответчику ФГБУ «Соцуголь», на что ему 03.05.2017 было дано разъяснение, что, исходя из представленных документов на момент увольнения с шахты «Западная-Капитальная» 18.03.2002, у него отсутствовало право на пенсионное обеспечение, в связи с чем, положения п. 3 ст. 23 Федерального закона РФ от 20.06.1996 № 81-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 на него не распространяются (л.д. 12, 13).

Суд находит позицию ответчика обоснованной по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец с 26.10.1981являлся работником организаций угольной промышленности.

18.03.2002 истец был уволен с ш. «Западная-Капитальная» АО «Ростовуголь» в связи с ликвидацией предприятия (л.д. 9). На момент увольнения истец имел необходимый стаж - не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля, однако получателем пенсии не являлся.

19.03.2002 истец был принят горнорабочим очистного забоя в ОАО ПТК «Западный» шахта «Западная», откуда был уволен 31.12.2003 в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств (крупная авария), препятствующих продолжению трудовых отношений. ОАО ПТК «Западный» шахта «Западная» являлся полностью коммерческой организацией, не имел в собственности пакета акций государства, в отличие от ш. «Западная-Капитальная» АО «Ростовуголь», которая как указана выше была ликвидирована.

Впервые истцу была назначена пенсия по инвалидности 24.02.2004 (л.д. 6).

Как следует из материалов пенсионного дела истца, в назначении ему досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1.11 ФЗ «О трудовых пенсиях» было отказано, в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, которая была установлена на 29.10.2004 - 18 л. 10 мес. 12 дн. по ведущим профессиям в календарном исчислении по фактической продолжительности, или 23 г. 10 мес. 26 дн. в льготном исчислении по суммарной продолжительности.

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 99/9 от 23.11.2006 ФИО1 установлена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27.1.11 ФЗ № 173-ФЗ с 29.10.2004 произведена доплата с учетом ранее выплаченных сумм.

Исходя из данных о стаже ФИО1 следует, что на момент увольнения в связи с ликвидацией ш. «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь» - 18.03.2003, продолжительность его специального стажа в льготном исчислении с учетом суммирования работы по ведущим и неведущим профессиям составила 21 г. 10 мес., по ведущим профессиям в календарном исчислении - 17 л. 6 мес. 13 дн., что недостаточно для назначения досрочной пенсии по старости. Изложенное свидетельствует о том, что права на пенсионное обеспечение в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности ш. «Западная-Капитальная» ОАО «Ростовуголь», пакеты акций которой, находящихся в федеральной собственности были внесены в качестве вклада в уставной капитал, истец не имел, получателем пенсии не являлся, в связи с чем, суд приходит к выводу, что положения п. 3 ст. 23 Федерального закона РФ от 20.06.1996 № 81-ФЗ и постановления Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, предусматривающие право на дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии), на истца не распространяются, и полагает заявленные исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Соцуголь», в лице Ростовского филиала ФГБУ «Соцуголь», Министерству энергетики РФ о признании права на назначение дополнительной отраслевой пенсии.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение составлено в окончательной форме 09 июня 2017 года.